Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные формы делового общения в организацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Коммуникации в организации, как отмечалось ранее, осуществляются, прежде всего, с целью обмена информацией, на основе которой руководитель принимает решения и доводит их до сотрудников организации. Они могут быть письменными и устными, опосредованными и непосредственными, связанными и не связанными с управлением. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Это воздействие приводит к определённым последствиям и результатам. В процессе коммуникационного обмена уточняются интересы и позиции сторон, осуществляется координация их действий. Таким образом, деловые коммуникации могут выступать в качестве самостоятельного фактора, управляющего деятельностью персонала. В этой связи деловые коммуникации в организации воспринимаются как деловое (должностное, профессиональное и т.п.) общение. Учитывая сложность делового общения, его структуру можно представить в виде трех взаимосвязанных аспектов: коммуникативного, интерактивного, перцептивного. Сущность коммуникативного аспекта общения заключается в обмене информацией между сторонами. Сущность интерактивного аспекта состоит в организации взаимодействия между сторонами, то есть в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Сущность перцептивного аспекта общения проявляется как процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. В организации имеют место различные формы делового общения. Основными из них являются деловая беседа, деловые переговоры, деловые собрания, совещания, публичные выступления. Деловая беседа отличается от простого разговора тем, что она преследует практические результаты, связанные с реализацией целей организации. В ходе беседы менеджер может отдавать распоряжения, решать проблемы, получать необходимую для принятия решений информацию. Чаще всего, к деловой беседе готовятся, заранее формулируя цель и подбирая необходимую информацию. Деловые переговоры – это форма контактов, преследующих цели, связанные с выполнением должностных обязанностей. При осуществлении переговоров взаимодействие различных сторон строится как сотворчество, диалог равноправных с социально-экономической точки зрения субъектов. При переговорах существует осознание взаимной зависимости и признание оппонента. Поэтому переговоры не могут быть сведены к однонаправленным воздействиям даже при иерархически расположенных участвующих сторонах. Переговоры являются цивилизованным средством разрешения противоречий между интересами разных организационных единиц и работников, уточнения и согласования их позиций, выработки скоординированной программы действий. В условиях рынка переговоры являются стержнем экономических отношений. В современных организациях переговоры становятся центральным механизмом, обеспечивающим сотрудничество и улаживание конфликтов. Таким образом, можно выделить два предназначения переговоров: разрешать споры и сотрудничать. К переговорам приступают, когда, во-первых, односторонние действия невозможны или невыгодны, и, во-вторых, когда нет предусмотренных в законодательном или нормативном порядке процедур, а также строго регламентированных моделей поведения. Переговоры могут иметь различные функциональные цели. Основные из них следующие.[10] 1. Информационно-коммуникативная. Ее основное содержание состоит в обмене мнениями и информацией. 2. Регуляция. Контроль. Координация действий. Данная целевая функция осуществляется, как правило, при наличии устойчивых отношений между сторонами, когда уже имеются определенные договоренности и переговоры ведутся по поводу их уточнения и реализации. 3. Отвлечение внимания. В этом случае, как правело, переговоры играют деструктивную роль, поскольку одна или несколько сторон идут на переговоры, не собираясь ничего решать и, возможно, даже обмениваться мнениями. 4. Пропаганда. Используется для пропаганды и рекламы взглядов, идей, убеждений. 5. Торги. Указанная функциональная цель становится основой для переговоров при обсуждении интересов и намерений сторон, их согласования и выработки устраивающего решения в случае наличия изначальных расхождений. 6. Решение проблемы путем ее совместного анализа. В этом случае стороны изначально предполагают, что имеют сходные интересы и позиции. Поэтому в ходе переговоров основное внимание уделяется уточнению позиций и их согласованию. Тип поведения сторон во время переговоров зависит от степени и характера их взаимозависимости, от баланса силы. Можно выделить три основных типа поведения, используемые сторонами (табл. 7.2).[11] Таблица 7.2 - Содержание основных типов поведения при осуществлении отношений при ведении переговоров
В ходе переговоров различают три основных фазы: подготовительную; взаимодействия; анализа. Подготовка переговоров начинается с определения их целей, задач, целевых функций. Следует четко представлять, что необходимо узнать по ходу обсуждения и каких результатов предполагается достигнуть. При конкретизации проблемы и формулировке позиций рекомендуется делать соответствующие записи нельзя в качестве целей переговоров ставить безоговорочное принятие собственной точки зрения, поскольку в этом случае значительно понижаются шансы на достижение согласия. Решение – это один из вариантов достижения цели, но не сама цель. Таким же образом следует расценивать и сами переговоры - как один из этапов достижения цели. Второй этап подготовки переговоров состоит в определении их продолжительности. Если временные границы заданы, следует составить представление, удается ли в заданном интервале решить все ваши проблемы, а если нет – сосредоточить внимание на главных. Третий этап подготовки переговоров связан с оценкой и прогнозированием поведения партнеров по переговорам. Кроме сказанного, при подготовке модели предстоящих переговоров нужно учесть также профессиональный уровень собеседника, черты его характера, личностную структуру. При подготовке переговоров для того, чтобы получить нужную информацию, необходимо составить подробный перечень данных, подлежащих выяснению и заранее сформулировать вопросы, которые необходимо задать собеседнику. Если во время переговоров Вам следует убедить в чем-либо собеседника, необходимо иметь в виду, что при обсуждении вопроса бывает трудно найти нужные аргументы. Поэтому следует их предварительно сформулировать и расположить в логической последовательности. Важно в процессе предварительной подготовки попытаться взглянуть на обсуждаемый вопрос глазами своего оппонента и тщательно проанализировать все возможные варианты ответов на возражения, ожидаемые со стороны собеседника. Для убедительности аргументов следует определить перечень вспомогательных материалов, используемых для иллюстрации, доказательства и обоснования. Такими материалами могут быть справочники, официальные документы, схемы, таблицы и т. д. Подготовленный план переговоров лучше всего иметь в письменном виде, а в ходе самих переговоров он по возможности должен быть под рукой. При осуществлении отношений при переговорах в фазе взаимодействия можно видеть три этапа: исследования и обозначения первоначальной позиции; поиска решения; завершения переговоров. Осуществление переговоров следует всегда начинать с исследования. Содержание исследования состоит в выяснении с помощью вопросов интересов противоположной стороны, возможных предложений, допущений и уступок, отношения к участникам переговоров и степени стремления к достижению различного соглашения. На плодотворность переговоров в значительной степени оказывает влияние то, насколько удовлетворительно удается изучить собеседника и в соответствии с этим построить беседу. Этап поиска решения предполагает обсуждение позиций, выяснения твердости намерений в их защите и отстаивании, выдвижение альтернатив, их анализа, принятие решения. Как правило, обсуждение осуществляется в форме дискуссии с использованием различных тактических приемов для отстаивания своих интересов. Выбор тактических приемов обусловлен целями, задачами, функциональными целями, особенностями условий переговоров, балансом силы, характеристиками сторон переговоров. Приведенное описание тактических приемов (табл. 7.3) не означает непременную рекомендацию к их использованию. Однако эти приемы используются участниками переговоров на практике и в настоящее время.
Таблица 3 - Характеристика основных тактических приемов
Фаза взаимодействия с окончанием переговоров. При этом сторонами может быть принято решение, а может не быть принято. В последнем случае сторонам следует относиться спокойно и рассматривать эту фазу как часть переговорного процесса. Следует взять за правило анализировать состоявшиеся переговоры. Необходимо просмотреть и уточнить все свои записи по их завершению, так как через несколько дней они могут стать во многом непонятными. В первую очередь должны быть оценены итоги переговоров. Практика показывает, что обсуждение далеко не всегда заканчивается принятием окончательного решения. Что действительно достигнуто на переговорах и что не достигнуто по сравнению с поставленной задачей, насколько продвинулось рассмотрение вопроса, покажет анализ. Кроме того, следует проанализировать сам процесс переговоров. Это важно, так как позволит прогнозировать ход дальнейших возможных переговоров. Особое значение имеет то, насколько удалось расположить к себе собеседника. Осознание этого осуществляется посредством эмпатии и рефлексии. Завершает этап анализа формирование выводов, которые можно сделать по отношению к проблеме переговоров на основании их результатов. Перечисленные фазы рассматриваются как свод негласных, но строгих правил. В результате следования им, ведение переговоров приобретает вид ритуала. Это значительно снижает напряжение и неопределенность в отношениях, способствует предсказуемости хода переговоров и предоставляет благоприятные возможности для контроля и регулирования конфликта. Поэтому основным мероприятием по гармонизации отношений при ведении переговоров в организации является обучение персонала технике ведения переговоров. Собрания, заседания, совещания – это формы коллективного обсуждения, подготовки, а в отдельных случаях и принятия управленческих решений. Они необходимы если нужно: сделать важное сообщение, которое может потребовать обсуждения; добиться согласованного решения принципиальной проблемы; получить одобрение тех или иных действий; проинструктировать группу людей по методам и процедуре выполнения предстоящей работы; публично разоблачить или опровергнуть какую-то ложную информацию или слух. Подготовка совещания (заседания), прежде всего, предполагает определение повестки дня и состава участников. На мероприятие приглашаются только те люди, без которых вообще нельзя обойтись. Если кандидатов набирается слишком много, заседание может оказаться неуправляемым и не принести ожидаемых результатов. Секретарь должен позвонить участникам и выяснить, какие вопросы они бы хотели решить до его начала, с тем чтобы избежать затянутого и часто бесполезного раздела «Разное». Далее секретарь обговаривает время, необходимое для решения каждого вопроса. Основными элементами совещания являются: выступление руководителя; ответы на вопросы, обсуждение проекта решения, внесение поправок и принятие самого решения. Заседание назначаются в срок, удобный для большинства участников, - как правило, во второй половине дня. С утра же проводятся лишь оперативные совещания («планёрки»). Заседание обычно протоколируется. При проведении заседания руководитель должен сесть рядом с протоколистом, чтобы обращаться к его записям для пояснений иподведения итогов. В протокол записывается вопрос, исполнитель и срок исполнения. Собравшихся информируют об имеющемся резерве времени; целях, основных вопросах, порядке проведения и условиях работы. Оптимальная длительность «планёрки» - 20-40 мин. Для проблемного совещания с насыщенной повесткой отводят 1,5-2 ч, а обсуждения сложного вопроса – 40-45 мин. Итоги совещания оцениваются по количеству и качеству выработанных и принятых на них управленческих решений. Если решений не принято, мероприятие считается бесполезным, а время на него - затраченным впустую. При проведении дискуссионных совещаний и заседаний особенно значимой является роль руководителя как его организатора (табл. 7.4)
Таблица 7.4 - Обязанности руководителя при проведении совещаний и заседаний
При проведении собрания важная роль отводится его подготовке. При этом определяется повестка дня, время и место собрания, разрабатывается процедура проведения собрания, готовится помещение, организуется работа буфета. Назначаются докладчики, которые выступят по основным вопросам. Организаторы собрания обращаются с просьбой к компетентным и авторитетным членам коллектива выступить по обсуждаемым вопросам. Предварительно определяется количественный и качественный состав президиума, секретариата собрания и комиссии по подготовке проекта постановления. Президиум собрания осуществляет общее руководство проведением собрания, Секретариат ведет протокол. Комиссия по подготовке проекта постановления готовит решение собрания. При подготовке к собранию она заранее знакомится с основными докладами и определяет приоритетные направления, которые должны быть отражены в проекте постановления. На отчетно-выборном собрании оговариваются кандидатуры в выборные органы. При необходимости перед проведением общего собрания проходят собрания (заседания советов) в первичных трудовых коллективах, Их протоколы, решения, в некоторых случаях и отчеты специалистов предоставляются организаторам собрания. Собрание проводят в соответствии с принятой процедурой. При проведении некоторых видов собраний (акционеров, общего собрания членов кооператива и др.) их регламент может быть определен в Уставе. Доклад (публичное выступление) является стержнем собрания или совещания. При его составлении формируется стержневая идея, которую необходимо проводить последовательно на протяжении всего выступления. Интересная речь содержит: идеи; факты, статистические данные, результаты исследований; анекдоты; цитаты. Следует указать конкретные выгоды, которые получат работники от внедрения предложений выступающего. В ходе выступления необходимо познакомить аудиторию со всеми «за» и «против» (объективно излагая не только достоинства, но и недостатки). В выступление не рекомендуется включать более 10 серьезных мыслей, сопровождаемых 3-4 аргументами каждая. Нельзя говорить об одном и том же более 15 минут подряд. Тщательно подобранные слайды, рисунки, схемы, графики, иллюстраций могут сделать ваше выступление более понятным и интересным. В завершающей части выступления следует дать краткое изложение основных мыслей, выводы, призыв к действию.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.01 с.) |