Оплату жилищно-коммунальных услуг с 1995-2010гг в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оплату жилищно-коммунальных услуг с 1995-2010гг в РФ



Переход страны и ее регионов к рыночным отношениям сопровождался ростом объемов всех видов платных услуг и расходов населения. На потребительском рынке услуг жилищно-коммунальные услуги занимают второе место в рейтинге отдельных видов платных услуг населения (после услуг пассажирского транспорта)

Рост тарифов на услуги ЖКХ привел к увеличению доли расходов населения на оплату жилищных и коммунальных услуг и к сокращению остальных расходов в бюджетах домашних хозяйств. В советское время при бюджетном финансировании расходы населения на оплату услуг ЖКХ занимали лишь 2% общей их стоимости. Как показали результаты выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в среднем по России удельный вес расходов населения на оплату ЖКХ увеличился с 4,2% в 1995 году до 9,2% в 2010 году, то есть на 5%.

Данный показатель претерпевал изменения за рассматриваемый период. Удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг с 1995-2010гг представлен в приложении 1.

Проанализируем расходы домашних хозяйств на услуги ЖКХ по федеральным округам России. Наибольший средний показатель расходов домохозяйств на ЖКХ в Дальневосточном ФО-10,7%. На втором месте Северо-Западный ФО-9,5%, далее идут Южный и Уральский округа – по 9,5 % от общего числа потребительских расходов. В 2010 году по сравнению с 2005 лидерами по росту расходов на ЖКХ являются Приволжский ФО, Центральный ФО и Дальневосточный ФО. В приложении 2 приведена динамика удельного веса расходов населения в среднем по России и по федеральным округам.

В Приволжском ФО лидером по темпам роста является Республика Мордовия – 117,3%. В Центральном ФО наибольший темп роста в Московской области – 105, 2%. В Дальневосточном – Сахалинская область, темп роста 129,8%. Также нужно отметить республику Алтай, где темп роста в 2010 году составил 129,8%, но это не дало сильного влияния на средний показатель по Сибирскому округу в целом.

По состоянию на 2010 год наибольший удельный вес расходов домашних хозяйств на услуги ЖКХ в областях: Владимирская, Московская, Тульская, Вологодская, Ямало-ненецкий Автономный округ, Магаданская область. Составляют 11.6,14.1, 11.4, 11.6, 11.5, 14,3% соответственно. Это означает что в вышеуказанных регионах самые высокие тарифы на услуги ЖКХ.

Регионы, в которых темп роста расходов домохозяйств на услуги ЖКХ наименьший по итогам 2010 года – Республика Ингушетия – 31,9%, Ненецкий автономный округ – 36,9%, Республика Дагестан – 58,7 %. Политика данных регионов в отношении сдерживания роста тарифов на услуги ЖКХ в действии. Нужно отметить, что в Ненецком АО, несмотря на низкий темп роста, расходы домохозяйств выше среднего по России и составляют 11,2%.

В городе федерального значения Москва удельный вес расходов на ЖКХ в 2010 году составил 5,7%, в Санкт-Петербурге – 8,7%. Низкий процент расходов домохозяйств города Москвы на ЖКХ объясняется высоким уровнем дохода граждан в столице России.

В Ульяновской области с 2005 года удельный вес расходов домохозяйств на жилищно-коммунальные услуги держится на отметке 8,9%, что ниже среднего по России на 0,3%. Абсолютный прирост с 1995 года составил 6,5%.

Рассмотрим регионы России с наибольшим абсолютным приростом удельного веса расходов на услуги ЖКХ с 1995 по 2010 год. К ним относятся следующие регионы: Ивановская область, Московская область, Ленинградская область, Камчатский край, Магаданская область. В них абсолютный прирост составил 10.2, 9.5, 8.4, 8.5, 10.6% соответственно.

Регионы, в которых абсолютный прирост минимальный с 1995 по 2010 год: город Москва – отрицательный прирост на 0.5%, Костромская область – 1%, Республика Калмыкия – 1.2%, Республика Дагестан – 2.1%, Республика Тыва - 3.1%, Республика Алтай -3.2%.

Расходы на оплату жилищных и коммунальных услуг с каждым годом растут и тяжелым бременем ложатся на плечи населения. В случае, если они превышают 22% совокупного дохода семьи (региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи), государство предусмотрело выплату субсидий. Размер субсидии не является фиксированной величиной. С одной стороны, в него закладываются установленные стандарты стоимости услуг и нормативы площади на одного человека, а с другой, – он зависит от конкретного дохода семьи и наличия льгот. Так например, даже при одинаковой жилплощади и количестве проживающих субсидии могут варьироваться у разных семей.

В Приложении 3 представлены данные по выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 2000-2010. Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что поддержка семей в плане выплаты субсидий сокращается. Так, число служб субсидий с 2000 года сократилось на 501 учреждение. Удельный вес семей, пользующихся субсидиями, в 2010 году составил ниже уровня 2000 года на 0,4%. Сумма субсидий в 2010 году по сравнению с 2005 выросла на 71,8%. Данный факт можно объяснить ростом тарифов на ЖКХ и как следствие увеличение суммы выплат. Однако темп роста расходов на ЖКХ домохозяйств по России в 2010 году составил 90,2% к 2005 году, а темп роста суммы субсидий непропорционально составил лишь 71,8%.

Население привыкло платить за услуги ЖКХ не задумываясь о том, откуда взялись цифры в ежемесячно приходящих квитанциях. Так называемый коммунальный платёж состоит из платы за отопление, водоснабжение, канализацию, горячее водоснабжение (подогрев воды), электроэнергию, газ, а также платы за вывоз мусора, домофон. Как минимум половину из этих расходных статей можно существенно снизить. Необходимо установить счетчики на водоснабжение и электричество, поменять обычные лампочки на энергосберегающие, воспользоваться возможными льготами и субсидиями.

Таким образом, удельный вес расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг с 1995 по 2010 год увеличился на 5% и составил 9,2% от общего числа расходов домохозяйств. Наибольший средний показатель расходов домохозяйств на ЖКХ в Дальневосточном ФО-10,7%. На втором месте Северо-Западный ФО-9,5%, далее идут Южный и Уральский округа – по 9,5 % от общего числа потребительских расходов. Субсидии на возмещение оплаты жилищно-коммунальных услуг имеют свое место, однако число семей получивших данную помощь от государства по состоянию на 2010 год составило лишь 7,3% населения.

Рисунок 1 - Динамика удельного веса расходов домохозяйств на оплату ЖКХ с 1995 по 2010 по федеральным округам России

 

Таблица – Динамика предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 2000-2010    
                   
        Темп роста Темп прироста Абс. прир.
2000/ 2005/ 2000/ 2005/ 2000/
Число служб субсидий       85,6 136,7 -14,4 36,7  
Получилии субсидии, млн. семей 3,21 6,06 3,76 53,0 161,2 -47,0 61,2 -0,55
Уд. вес семей пользующихся субсидией,% 7,7 11,9 7,3 64,7 163,0 -35,3 63,0 0,4
Сумма субсидий, млрд. рублей 3,08   55,7 7,7 71,8 -92,3 -28,2 -52,62
Среднемесячный размер субсидий, руб.       14,5 61,4 -85,5 -38,6 -816
                                   

 

Заключение

Из проведенного анализа уровня жизни населения России, можно сделать следующие выводы:

1. В целом по России реальные среднедушевые денежные доходы населения выросли за период 1990 – 2010 года всего на 2%. Самым быстрым ростом доходов населения отличались республики Северного Кавказа (Адыгея, Дагестан, Северная Осетия – на 20-49%), некоторые регионы Дальнего Востока и юга Сибири (Амурская область, Камчатский край, республики Бурятия, Хакасия и Тыва – на 14-40%), а также Белгородская, Костромская и Владимирская области (на 15-20%). В 38 регионах доходы населения снизились, особенно сильно – в Ненецком АО (на 39%), а также в Рязанской, Ярославской, Томской, Вологодской областях (на 22-34%)

2. Анализ среднедушевых денежных доходов населения РФ с 1990г. по 2010г показал, что в целом по РФ наблюдается тенденция роста данного показателя:

- в 1990 г. он был меньше значения 1995 г. на 57,95% (299 руб.),

- в 1995 г. меньше значения 2000 г. на 77,38% (1765 руб.),

- в 2000 г. меньше на 71,88% (на 5831 руб.), чем в 2005 г.,

- в 2005 г. меньше на 57,05% (на 10775 руб.), чем в 2010 г.

Таким образом можно сделать вывод, что среднедушевой доход населения растет.

3. Из анализа среднемесячной номинальной заработной платы можно сделать вывод, что уровень и структура заработной платы не обеспечивали для абсолютного большинства работающих полного или хотя бы приемлемого возмещения затраченной ими рабочей силы. По данным на 1990 год средний уровень реальной заработной платы составил 303 рубля, а в 1995 году – 472,4 рубля, что показывает увеличение заработной платы в абсолютном приросте на 169,4 рубля, положительная тенденция увеличения номинальной заработной платы прослеживается с 1995 – 2010 год.

В России I полугодии 2011г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций составила 22277 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2010г. на 11,8%.

В 2010г. произошло увеличение темпов роста номинальной и реальной заработной платы. В 2010г. среднемесячные темпы прироста номинальной заработной платы составляли в среднем 1,0%, против 0,6% в 2009 году. Уровень реальной заработной платы в 2010г. по сравнению с предыдущим годом составил 105,2% (в 2009г. - 96,5%). В I полугодии 2011г. реальная заработная плата составляла только 102,1% от уровня соответствующего периода 2010 года.

4. Исходя из статистического анализа среднего размера назначенных пенсий РФ с 1990г. по 2010г, в РФ наблюдается тенденция роста данного показателя. Увеличение среднего размера назначенных пенсий наблюдается по всем видам пенсионного обеспечения. Одновременно с увеличением реального размера назначенных пенсий устойчиво росло соотношение среднего размера пенсий с величиной прожиточного минимума. Тенденция устойчивого роста реального размера назначенных пенсий наблюдается начиная с 2000 года, после того как в 1990 года он опустился до наиболее низкого уровня (30% к уровню 1990 года). В сентябре 2010 года средний размер назначенных месячных пенсий увеличился в реальном выражении, по сравнению с сентябрем 2009 года, на 31,3%.

5. В целом тенденция показателя численности населения с доходом ниже прожиточного минимуму такова: пик увеличения абсолютного прироста,темпа прироста и темпа роста к 2000-му году (по отношению к 2005-му) показывает более высокие проценты, нежели в 2005-ом (по отношению к 2010-му) за исключением некоторых областей.

6. Абсолютный прирост потребительских расходов на душу населения в целом по Российской Федерации в период с 1990 по 1995 увеличился на 199 рублей и составил 363 рубля по сравнению с 163 рубля в 1990 году, темп роста - 45,18%, темп прироста - 54,82%. Это связано с периодом распада СССР и обособления бывших социалистических республик. В период развала СССР уровень потребительских расходов населения достигал минимального уровня потребления, но в последующем неуклонно рос. Абсолютный прирост потребительских расходов на душу населения в целом по Российской Федерации в период с 1995 по 2000 год увеличился на 1360 рублей и составил 1723 рубля по сравнению со 363 рубля в 1995 году, темп роста - 47,66%, темп прироста - 37,66%. Это связано с окончанием правления бывшего президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина и приходу к власти его приемника В.В. Путина.

7. В Центральном федеральном округе увеличилось число легковых автомобилей (в 2010 году абсолютный прирост составил около 60%). В Северо-западном федеральном округе так же наблюдается положительная динамика – увеличение числа автомобилей на 1000 человек населения. Однако прослеживается та же тенденция, что и в Центральном округе – более меньший прирост в 2005 году (по сравнению с 2002 годом) вследствие более низкой скорости роста доходов населения, так же в это время снизился импорт автомобилей, однако снижение доходов, стало более весомой причиной.

8. Хотя потребление мяса на душу населения в РФ заметно превосходит среднемировой уровень (41,3 кг/чел./год), оно по-прежнему существенно ниже условной нормы в 80 кг и очень далеко от уровня стран с развитым животноводством: в странах ЕС этот показатель составляет в среднем 86,7 кг/чел./год, в Северной Америке, в Австралии и Новой Зеландии, в Аргентине и Уругвае, ряде других стран превышает 100 кг/чел./год.

Проведенный анализ показывает, что уровень потребления основных продуктов питания в РФ на сегодняшний момент значительно выше как 1995г., так и 2000г. Исключение составляет высокий уровень потребления хлебных продуктов, картофеля, молока и молочных продуктов в 1995г.

9. Анализ удельного веса расходов населения на оплату жилищно-коммунальных услуг показал, что с 1995 по 2010 год увеличился на 5% и составил 9,2% от общего числа расходов домохозяйств. Наибольший средний показатель расходов домохозяйств на ЖКХ в Дальневосточном ФО-10,7%. На втором месте Северо-Западный ФО-9,5%, далее идут Южный и Уральский округа – по 9,5 % от общего числа потребительских расходов. Субсидии на возмещение оплаты жилищно-коммунальных услуг имеют свое место, однако число семей получивших данную помощь от государства по состоянию на 2010 год составило лишь 7,3% населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.129 (0.011 с.)