Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функциональные нарушения голоса↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ГОЛОСА Кypc логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из двух этапов — подготовительного и воестановительного и включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную гимнастику и голосовые упражнения. В данном учебном пособии характеризуются артикуляционые, дыхательные и голосовые упражнения изолированно. Тем не менее упражнения должны проводиться одновременно, так как артикуляция, дыхание и голосообразование—это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. Координированная работа этих трех систем и обеспечивает нормальную функцию голосообразования. Подготовительный этап логопедических занятий Перед началом занятий с детьми по восстановлению голоса необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, а такжe систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). Голос и речь ребенка записываются на магнитофоне, дыхание — на кимографе или электроэнцефалографе. Как уже указывалось, у детей с заболеваниями гортани выявлено астеническое состояние организма, изменения в строении функци нервно-мышечного аппарата гортани, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития и длительное расстройство голосовой функции. Все эти сведения дают возможность вскрыть особенности развития ребенка, выработать пути и средства восстановительной работы, начальным звеном которой является психотерапия. Цель психотерапии — сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию личности ребенка в целом, стимуляции и активизации ее на преодоление трудностей и на борьбу за скорейшее выздоровление. Психотерапия предполагает индивидуальный подход к больному ребенку с учетом его возраста, течения заболевания, особенностей личности ребенка, характера нарушения его речи и голоса. Психотерапия проводится в форме беседы, в ходе которой выявляются жалобы ребенка, составляется представление о круге его интересов, привязанностях, наклонностях, отношении к дефекту; устанавливается личный и рабочий контакт. Все дети с длительным и тяжелым заболеванием гортани требуют активной и целенаправленной психотерапии, проводимой в форме однократных или чаще многократных бесед. Психотерапия является важным мероприятием, способствующим оздоровлению личности ребенка и успеху восстановительного обучения. Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Как отмечалось, артикуляции придается важное значение в процессе фонации. Именно здесь оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. Кроме того, чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функция голосовых складок. При нарушении деятельности верхней резонирующей трубки артикуляционные движения теряют свою координированную точность, становятся вялыми, неловкими, неуклюжими. Поэтому голос не попадает в «ротовую позицию», в «позицию резонатора», звучит гортанно, хрипло, сдавленно, что и наблюдается у детей. Цель артикуляционной гимнастики — выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряженности, скованности или, наоборот, от вялости, слабости, паретичности. Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев: а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы, б) от переносицы к околоушной впадине, в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно, г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу. Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м. Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц. Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата. Каждое артикуляционное движение проводится четко и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет). Примерные артикуляционные упражнения: I. Движения языка: 1) высовывание языка, 2) повороты его вправо-влево, 3) облизывание кончиком языка верхней и нижней губы 4) укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу, «щелкание» языком, 5) укрепление кончика и корня языка при произнесении звуков т — к. II. Движения губ: 1) вытягивание губ вперед «трубочкой», 2) складывание губ «кружочком», 3) растягивание губ в стороны (улыбка), 4) укрепление губ при произнесении звука п-п-п-п (беззвучно). III. Движение челюстей: открывание и закрывание рта, опускание нижней челюсти, имитация жевания. В процессе жевания происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки, неба, языка, губ. а на твердой атаке, при этом внимание ребенка фиксируется на умении поднять и удержать в таком положении нёбную занавеску (перед зеркалом, под счет). V. Расслабление мышц шеи: опускание головы вниз, запрокидывание назад, повороты головы вправо-влево; в дальнейшем эти движения сочетаются с произнесением звуков и—э — о — у —а ы. VI. Движение гортани и голосовых складок: а) поглаживающий и вибрационный массаж гортани. Производятся ритмичные, энергичные движения пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавливанием на область щитовидного хряща, б) кашлевые движения, подражание голубиному воркованию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем гортани. VII. Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания (работа над дикцией): 1) Произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко. Произнесение гласного ряда а—О — у — Ы — Э а—э о—у у—ы э— и Произнесение двух гласных на одном выдохе а— э — о о— у — и а — э — ы о—у —а Произнесение трех гласных на одном выдохе Произнесение четырех гласных на одном выдохе а—э—о—у a — О — у — Э О—у—а—И 2) Произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что под. готавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразую-щий аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям. па — по — пу — пы - пэ пап — поп — пуп — пып — пэп пат — пот — пут — пыт — пэт та — то—ту — ты — тэ тат — тот — тут — тыт — тэт тап — топ — туп — тыт — тэп ка — ко — ку — кы — кэ кат — кот — кут — кыт — кэт кап — коп — куп — кып — кэп фа — фо — фу — фы — фэ паф — поф — пуф — пыф — пэф са — со — су — сы — сэ пас — пос — пус — пыс — пэс ша — шо — шу — ши — ше пап — пап На одном выдохе На одном выдохе пап — пап — пап пап — пап — пап — пап пат — пат пат — пат — пат пат — пат — пат — пат Слова со звуком п:
Слова со звуком к:
3) Произнесение пословиц, поговорок, скороговорок одной артикуляцией, на шепоте и громко. Отработка звуков п — б. Пан или пропал. Купи кипу пик. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Все бобры добры для своих бобрят. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. 1. Будем бить! Бьем! Били! В барабан! В барабан! В барабан! (В. Маяковский.) 2. Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов Била Бурю. Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов, Била Бой. м. Звону много, да толку мало. Мал мала меньше. Не боится мельник шуму, им кормится. Мама мылом Милу мыла. Мимозы Мила маме купила. Где, мед, там и мухи. 1. Мед в лесу медведь нашел — Мало меду, много пчел. (С. Маршак.) 2.. С дымом мешается Облако пыли, Мчатся пожарные Автомобили, Щелкают звонко, Тревожно свистят, Медные каски Рядами блестят. (С. Маршак Отработка звука н. У нас весна трудом красна. Одна голова не бедна, а и бедна, так одна. Нашего непоседы ни дома, ни у соседа. Она за нас, а мы—за ананас. Няня Петю без конца Мягкой губкой мыла, Чтобы смыть с его лица Синие чернила. Смыла губкой полосу На щеке и на носу. Только кончила купать — Весь в чернилах он опять! (С. Маршак.) Отработка звуков ф—в. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. Век живи, век учись. Всему свое время. Кто в Москве не бывал — красоты не видал. Водовоз вез воду из-под водопровода. 1. Возьмем винтовки новые, на штык флажки! И с песнеюв стрелковые пойдем кружки. Раз,два! Все в ряд! Вперёд, отряд. (В. Маяковский.) Отработка звуков т— д. Дело мастера боится. Ткет ткач ткани на платки Тане. Не тот грамотей, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. 0т топота копыт пыль по полю летит. Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник. Люблю в саду дудеть в дуду: Дуду! Дуду! Дуду! Дуду! Я иду, иду, иду И дую в дудочку-дуду! Дуду! Дуду! Дуду! Дуду! Дуду! Дуду! Дуду! Дуду! ' (Отработка звуков к— г — х. Не всякое лыко в строку. Догулялись кулики: нет ни хлеба, ни муки. Купи кипу пик. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. 1. Нам акула Каракула Нипочем, нипочем, Мы акулу Каракулу Кирпичом, кирпичом, Мы акулу Каракулу Кулаком, кулаком, Мы акулу Каракулу Каблуком, каблуком! (К. Чуковский.) 2. Вот гуси с выводком гусят Галдят, шипят, как змеи, Грузовику они грозят, Вытягивая шеи. Но не страшна грузовику Гусей горластых стая. Гудком грозит он гусаку, Дорогу расчищая. (С. Маршак.) Стихотворение взято из пособия 3. Савковой «Как сделать голос сцени-еским» (М., «Искусство», 1968). 3. Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож. На морях в былые годы Обгонял я пароходы. А теперь я здесь в саду Тихо плаваю в пруду. (С. ц. Один с сошкой, а семеро с ложкой. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Невелика птица синица, да умница. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; Санки — скок, Соньку с ног, Саньку в бок, Сеньку в лоб, Все — в сугроб. 1. Резиновую Зину Купили в магазине, Резиновую Зину В корзине привезли. Она была разиней, Резиновая Зина,— Упала из корзины, Измазалась в грязи. (А. Барто.) 2. Я знаю — город будет, Я знаю — саду цвесть, Когда такие люди в стране Советской есть! (В. Маяковский Отработка звуков ш — ж, ч, щ. Шила в мешке не утаишь. Пиши, да не спеши. Тише, мыши, — кот на крыше. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Под лежачий камень вода не течет. Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. (С. Маршак.) 1. Мышонку шепчет мышь: — Ты все не спишь, шуршишь. Мышонок шепчет мыши: — Шуршать я буду тише. (С. Маршак.) 2. — Ты скажи, барашек наш, Сколько шерсти ты нам дашь? — Не стриги меня пока, Дам я шерсти три мешка: Один мешок — Хозяину, Другой мешок — Хозяйке, А третий—детям маленьким На теплые фуфайки (С. Маршак.) 3. Тонкая девчонка, Белая юбчонка, Красный нос. Чем длиннее ноги, Тем она короче От горючих слез. л. У елки иголки колки. Около кола колокола. Маланья-болтунья молоко болтала, болтала,болтала,болтала,да не выболтала. 1. Светла небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь, Опять надолго миновала. (Ф. Тютчев.) Обработка звука р. На чужой сторонушке рад своей воронушке. На безрыбье и рак — рыба. Мамаша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. (А. С. Пушкин.) 4) Произнесение гласного ряда, слогов, пословиц, скороговорок со сменой ударения и убыстрением темпа речи (на шепоте и громко). `а — о — у — ы — э а — `о — у — ы — э а — о — `у— ы — э а — о — у —` ы — э а — о — у — ы —` э `па — по — пу — пы — пэ та —` то — ту — ты — тэ ка — ко —` ку — кы — кэ фа — фо — фу —` фы -— фэ са — со — су — сы — `сэ `ба — бо — бу — бы — бэ да —` до — ду — ды — дэ га — го — `гу — гы — гэ за — зо — зу — `зы — зэ Ку`пи кипу пик. Купи `кипу пик. Купи кипу `пик. `Шила в мешке не утаишь. Шила в меш`ке не утаишь. Шила в мешке не ута`ишь. На без`рыбье и рак—рыба. На безрыбье и рак—рыба. На безрыбье и рак—рыба. Смена темпа речи a——— О——— У——— Ь1——— Э Медленно а—О—у— Ы—Э Средне аоуыэ Быстро па— — — по — — — пу — — — ПЫ — — — ПЭ Медленно па — ПО — пу — ПЬ1 — ПЭ Средне папопупыпэ Быстро ау — — — ау — — — ау — — — ау Медленно ау — ау — ау — ау Средне ауауауау Бысгро 2) Скороговорки с убыстрением темпа. 3) Стихотворения с убыстрением темпа. Медленно: Пошли, пошли, поехали, 3a спелыми орехами, Быстрее: За орехами — грибами, Что родятся под дубами, Быстро: Что растут под кленами, Под липами зелеными, Таким образом, специфика проведения артикуляционной гнмнастики заключается не только в том, что обращается особое вимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движение с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком. Большое значение имеет увеличение подвижности мягкого нёба, развитие движений нижней челюсти и голосовых складок. Одновременно с артикуляционными упражнениями (со 2— З-го занятия) проводится дыхательная гимнастика — статическая и динамическая. При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил: 1) не переутомлять ребенка, т. е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений, ) следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом, 3) чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота, 4) движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды. Статические упражнения Производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями Цель статических дыхательных упражнений —выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудо-брющ. ного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха. Упражнения включают дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игра на детской дудке, свирели, губной гармоники (что развивает губную мускулатуру и дает кинестетическое ощущение давно утраченного звука), при этом секундомер регистрирует продолжительность выдоха. Далее длительно произносятся: а) гласные (шепотом и громко): у ____ ау ____ уо ____ уа ____ о ____ оу ____ ао ____ оа ____ э ____ иу ____ ио ____ иа ____ и ____ эу ____ эо ____ эа ____ а ____ б) щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и громко): ф ____ уф ____ ус ____ уш ____ с ____ оф _____ ос ____ ош ____ ш ____ эф ____ эс ____ эш ____ х ____ иф ____ ис ____ иш ____ аф ____ ас ____ аш ____ фу ____ су ____ шу ____ фо ____ со ____ шо ____ фэ ____ сэ ____ ше ____ фи ____ си ____ ши ____ фа ____ са ____ ша ____ в) звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными: в ____ ув ____ уз ____ уж ____ 3 ______ ОВ ______ ОЭ ______ ОЖ ______ ж ____ эв ____ эз ____ эж ____ ив ____ из ____ иж ____ ав ____ аз ____ аж г) глухие взрывные согласные только в сочетании с гласными прямых слогах (шепотом и громко): пу____t'у ____ку ____ to ____ то ____ ко ____ пэ ____ тэ ____ кэ ____ пи_____та ____ ки ____ д) звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласны-ми в в прямых слогах: бу___ду___гу___ бо _____ до ____ го ____ па ____ та ____ ка ____ д) звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными прямых слогах: бу____ду____гу____ бо ____ до ____ го ____ бэ ____ дэ ____ гэ ____ би ____ ди ____ ги ____ ба ____ да ____ га ____ Так в сочетании артикуляционных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания. Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вздох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы. Например: 1) вдох (5 сек.) —задержка (3 сек.) —выдох (5 сек.); 2) вдох (беек.)—задержка (5 сек.) — выдох (8 сек.); 3) вдох (8 сек.) —задержка (6 сек.) —выдох (10 сек.); 4) «Цветочный магазин» — тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного запаса цветов); 5) «Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи; 6) «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного, сильного выдоха. Ребенок ощущает движение мышц живота; 7) «Погашу свечу» — тренировка интенсивного, прерывистого выдоха с произнесением: фу! фу! фу! фу! Свеча погасла; 8) «Насос»— тренировка продолжительного, сильного выдоха при длительном произнесении звука [34]. Вслед за статической дыхательной гимнастикой включаются упражнения динамической дыхательной гимнастики. Динамические упражнения связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища и включают элементы лечебной физкультуры. По данным физиологии высшей нервной деятельности, в процессе лечебной физкультуры происходит перестройка нервной системы по типу образования условного дыхательного рефлекса. Кроме того, физические упражнения положительно влияют на настроение и эмоции больного, вызывают чувство радости, бодрости, создают более уравновешенное нервно-психическое состояние. У детей наблюдается большая эффективность лечебной физкультуры в связи с чрезвычайной пластичностью детского мозга. У них быстро создаются новые условнорефлекторные связи, подавляются патологические рефлексы и восстанавливается нервная регуляция процессом дыхания. Цель проводимой физкультуры определяется терапевтическими задачами, общим состоянием больного ребенка, особенностями его заболевания. Перед нами стоит задача воспитания у больного навыков правильного дыхания, борьба с дыхательной недостаточностью, оздоровление всего организма, развитие подвижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких. Для этого необходимо: 1) приучить ребенка к дыханию через естественные пути (рот и нос), подготовив его таким образом к деканюляции и последующему закрытию стомы; 2) развить механизм речевого дыхания, обращая особое внимание на тренировку выдоха, 3) физически укрепить организм ребенка, 4) повысить двигательную и физическую активность организма и работоспособность больного. Важно не переутомлять больных детей, заинтересовать их путем сочетания гимнастических упражнений с играми. При составлении комплекса дыхательных упражнений для детей, страдающих папилломатозом и Рубцовым стенозом гортани, необходимо учитывать состояние их голосовой и дыхательной функции, так как проведение дыхательно-голосовых упражнений осложнено отсутствием голоса и дыхания через естественные пути; кроме того, астенизация организма ребенка требует строгой дозировки упражнений, определенного темпа и ритма движений. Начальной формой лечебной физкультуры является гигиеническая гимнастика, которая повышает общий тонус больных. Через 10—14 дней вводятся специальные гимнастические дыхательные упражнения, которые чередуются с упражнениями обще-укрепляющими. Курс логопедической лечебной физкультуры включает упражнения, построенные на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков на выдохе. Цель этих упражнений — тренировка нижнереберно-диафрагмального дыхания, а также общее укрепление организма ребенка[35]. Примерный курс упражнений лечебной физкультуры I. Вводный раздел. Задача вводного раздела—постепенное вовлечение ребенка занятия, выработка дифференцированного выдоха через рот и нос. Упражнения: 1) построение, 2) равномерная ходьба, 3) вдох и выдох попеременно через рот и нос. II. Основной раздел. Задача основного раздела — постепенно возрастающая тренировка организма, постановка речевого дыхания с акцентом на удлиненный выдох. Упражнения: 1) Исходное положение—лежа (при этом расслабляются мышцы всего тела, в том числе и гортани). Вдох и выдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе—опускаются. При этом верхний плечевой пояс почти неподвижен. 2) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить руки — выдох. 3) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок — вдох, руки опустить — выдох. 4) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением руки в сторону — вдох, исходное положение — выдох. 5) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туловища до подмышечной впадины. При выдохе произносятся длительно звуки с, пф, пш. 6) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Нагибание головы попеременно к левому и правому плечу. 7) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Нагибание головы назад и вперед вместе с шеей. 8) Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх, присесть, обхватить руками колени и произнести уф, ух. 9) Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Руки отвести в стороны и поднять над головой. Пальцы переплести — вдох. Быстрый наклон туловища вперед с произнесением на выдохе ух (упражнение «дровосек»). 10) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Руки через стороны вверх — вдох, руки вниз с произнесением на выдохе согласных звуков с, ух, уф. 11) Исходное положение—стоя, ноги вместе, поза боксера. Движение руками вперед, с силой и произнесение звука ж. 12) Исходное положение—стоя, ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять через стороны, хлопнуть — вдох, опустить руки с произнесением на выдохе ox, ух. 13) Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки на бедрах. Выпады попеременно правой и левой ногой с разведением рук в стороны. 14) Исходное положение—стоя, ноги вместе. Поднимать попеременно левую и правую ногу и производить хлопки под коленом. 15) Исходное положение—стоя, ноги вместе. Приседания с вытягиванием рук вперед. 16) Упражнения с мячом: а) мяч подбросить вверх с произнесением ух, уф, б) мяч подбросить, присесть, поймать и произнести з, ж, в, в) мяч на полу, наклониться, взять мяч, поднять вверх, положить на пол с произнесением на выдохе уф, г) игра в мяч: построить детей в кружок с большими интервалами и передавать мяч соседу с произнесением слов; построить детей в колонну, одного ребенка поставить против колонны и дать ему мяч (он водящий). Водящий передает мяч впереди стоящему с произнесением любого звука, впереди стоящий передает его водящему и бежит в конец колонны. Кто уронит мяч, становится водящим. Таким образом, большинство упражнений включает произнесение гласных и согласных звуков одновременно с движениями верхних и нижних конечностей. Длительное произнесение гласных и согласных звуков развивает удлиненный выдох. Обычно на начальном этапе обучения дети могут произносить эти звуки в течение 5—7 секунд, постепенно выдох удлиняется до 15—20 секунд. В дальнейшем упражнения усложняются — на одном выдохе произносятся комбинации из двух, трех звуков (вз, (во, ву, зу, жу и т. д.). III. Заключительный раздел. Задача заключительного раздела —добиться снижения общей физиологической нагрузки, снять утомление, возвратить ребенка к исходному состоянию. Упражнения: 1) дыхательные упражнения, 2) отвлекающие упражнения (с хлопками, пением), 3) ходьба с постепенным замедлением. Из всех перечисленных упражнений курса логопедической лечебной физкультуры на 5—6 дней составляются комплексы упражнений. Дозировка, темп проведения упражнений меняются в зависимости от возраста ребенка, характера и течения его заболевания, состояния речевой и голосовой функции. Лечебная физкультура производится в течение всего процесса лечения ребенка, являясь существенным звеном в общей цепи терапевтических мероприятий В результате проведения логопедической лечебной физкультуры организм ребенка физически укрепляется, повышается работоспособность больного, улучшается функция диафрагмы, брюшнoro пресса и увеличивается жизненная емкость легких. Кроме тoro, трахеотомированные больные подготавливаются к деканюляции путем развития дыхания через естественные пути и постановки нижнереберно-диафрагмального дыхания. Приводим кимограммы дыхания детей при речи до и после проведения логопедических занятий по восстановлению голоса. Рис. 5. Запись дыхания до проведения логопедических занятий. Амплитуда и ритм дыхательных движений неравномерные. Речевое дыхание хаотичное. Фазность нарушена. Выдох укорочен. Преобладает грудное дыхание, выражена судорожность в фазе выдоха. Рис. 6. Запись дыхания после проведения логопедических занятий. Амплитуда и ритм дыхательных движений равномерные. Преобладает диафрагмальное дыхание. Выдох достатачной силы и продолжительности. Рис. 7. Запись дыхания до проведения логопедических занятий. Амплитуда и ритм дыхательных движений неравномерные. Речевое дыхание хао тичное, ступеиеобразное, судорожное Фазность нарушена. Выдох укорочен Рис. 8. Запись дыхания после проведения логопедических занятии Амплитуда и ритм дыхательных движений равномерные Преобладает диафрагмальное дыхание Выдох достаточной силы и продолжительности. В дальнейшем, по мере тренировки фонационного дыхания, дыхательные упражнения усложняются. Ребенку предлагаются упражнения на удлинение выдоха: 1) выдох на счете шепотом и громко, 2) произнесение пословиц, поговорок, скороговорок с добо po\i воздуха, 3) чтение одной, двух, трех и четырех стихотворных строк на одном выдохе, 4) чтение небольшого (3—4 строки) абзаца прозаического текста на одном выдохе. Подобные упражнения предполагают сочетание дыхательных движений с тренировкой сильного, звонкого, модулированного голоса. Таким образом, проведение ертикуляционной и дыхательной гимнастики, логопедической лечебной физкультуры является подготовительным этапом в процессе восстановления голоса. В ходе подготовительного этапа артикуляционный и дыхательный аппарат ребенка приспосабливаются к последующим интенсивным голосовым упражнениям. ЛИТЕРАТУРА Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса. В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», вып. 1. М., Учпедгиз, 1960. Алмазова Е. С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса. В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», вып. 2, М., Учпедгиз, 1963. Алмазова Е. С Логопедическая работа и ее значение в комплексном методе лечения расстройств голоса при органических заболеваниях гортани. «Вопросы дефектологии». «Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина», 1964. Алмазова Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков. В сб. «Расстройства речи у детей и подростков». М., «Медицина», 1969. Алмазова Е. С. Патология речи. «Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина», т. 406, 1971. Бельтюков В. И., Нейман Л. В. Восприятие звуков речи при нормальном и нарушенном слухе. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. Богомильский Р. Д. Опыт работы детского сурдологопедического стационара. Сб. «Проблемы оториноларингологии детского возраста», вып. 17. М„ 1971. - Вербовая Н.П., Головина О. М., УрноваВ.В. Искусство речи. Учебное пособие для театральных учебных заведений. М., «Советская Россия», 1964. Вознесенская И. А. Папилломы гортани. М., Медгиз, 1953. Воронина Е, М. Лечение спастической афонии и дисфонии при помощи ортофонического метода. ЖУНГБ, 1939, № 2. Гетте В. А. Опыт лечения функциональной афонии. «Военно-медицинский журнал», 1952, № 12. Гольмберг В. В. Наблюдение при лечении афоний, «Военно-медицинский журнал», 1952, № 12. Грачева М. С. Материалы о возрастных особенностях морфологии иннервации гортани и мягкого нёба. В сб. «Развитие детского голоса», М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. «Детский голос (экспериментальные исследования)». Под ред. В. Н. Шацкой. М., «Педагогика», 1970, Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., «Музыка», 1968. Ермолаев В. Г. Некоторые вопросы фониатрии. Руководство ho оториноларингологии, гл. 12. М., Медгиз, 1963. Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф., Морозов В. П. Руководство по фониатрии, Л. «Медицина», 1969. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования. В сб. «Мышление и речь». М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. Жинкин Н. И. Речевой и певческий режимы фонации. В сб. «Развитие детского голоса», М., Изд-во АПН РСФСР, Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., Медгиз, 1962. Ивановская Ф. А. О методике занятий при некоторых расстройствах голоса. В сб.: «Из опыта логопедической работы». М., Изд-во АПН РСФСР 1955. Ивановская Ф А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. М., Учпедгиз, 1961. Ипполитова А. Г. Логопедические приемы работы при открытой гнусавости и псевдобульбарном параличе. В сб. «Из опыта логопедической работы». М., Изд-во АПН РСФСР, 1953. Лебедева Н. Ф. Применение фонетической ортопедии для лечения различных проявлений ложносвязочного голоса. «Труды Ленинградского 'НИИ уха, носа, горла и речи», т. 10, 1952. Левидов И. И. Охрана и культура детского голоса. М.—Л., Музгиз, 1939. Малютин Е. Н. К этиологии расстройств голоса. «Клиническая медицина», т. 12, 1934. Малютин Е. Н., Артемьева Е. Н. Лечение расстройств голоса, наступивших в результате боевой травмы. Сборник научных работ по лечению огнестрельных повреждений уха, горла и носа. М., Медгиз, 1944. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л., «Наука», 1967. Найденов Б. С. и др. Выразительное чтение. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., «Просвещение», 1972. «Некоторые особенности логопедических занятий со взрослыми, перенесшими операцию по поводу расщелины мягкого и твердого нёба». В сб. «Врожденные расщелины верхней губы и нёба». М., «Медицина», 1964. «О детском голосе». Под ред. Н. Д. Орловой. М., «Просвещение», 1966. Правдина О. В. Голос и его нарушения. В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», вып. 2. М., «Просвещение». Ржевкин С. Н. Слух и речь в свете современных физических исследований. М.—Л., Медгиз, 1936. Рябченко А. Т. Функциональные нарушения голоса. М., «Медицина», 1964. Рау Е. Ф. Практическое руководство по исправлению речи при различных видах гнусавости. М.: Учпедгиз, 1933. Сийрде Э. К. О дыхательных рефлекторных механизмах при фонации. «Вестник отоларингологии», 1953, № 3. Скучик Е. Основы акустики. Пер. с нем. М., Изд-во иностр. лит-ры, т. 2, гл. 26, 1959. Сысоева А. Ф., Фомичев М. И. Комбинированный метод фонической ортопедии в соединении с заглушением и ритмическим сотрясением «Труды Ленинградского НИИ по болезням уха, носа горла и речи» т Я 1947. Трубецкой Н. С. Основы фонологии. Пер. с немецкого. М, Изд-во иностр. лит-ры., 1960. Фант Г. Акустическая теория голосообразования. М., «Наука», 1964. ФомичевМ.И. Основы фониатрии. «Медицина», 1949. Фомичев М.И., БлескинаМ.П. Лечение афоний и дисфоний по методу вибраторно-фонической ортопедии. «Труды Ленинградского НИИ уха, носа, горла и речи», т. 7, 1944. Фомичев М. И., Сафаров А. Н. Опыт применения фонической ортопедии при лечении афоний и дисфоний. «Архив советской отоларингологии» № 2, 1936. Фролов Ю. П. Пение и речь в свете учения Павлова. М., Музгиз, 1966. Храковская-Черняк В. П. Диагностика и лечение функциональных расстройств голоса методом заглушения. ЖУНГБ, т. 14, 1937. Чистович Л. А. Речь, артикуляция и восприятие. М.—Л., «Наука», 1965. Юрченко С. К. К вопросу о клинике и лечении больных с функциональными афониями. «Вестник отоларингологии», 1953, № 4, стр. 20—21. Berry М., Eisenson J. Speech disorders. New York, 1956. Brodnitz F. Goals, results and limitations of vocal rehabilitation. Archives of Otolaryngology, New York, 1963, vol. 77, No. 2. Caskey K. Aphonia. London, 1941. G r е е n е М. The Voice and its disorders. London, 1957. Gutxmann G. Sprachheilkunde, Berlin, 1924. Husson R. Etude des phenomenes physiologiques et acoustiques fondamentaux de la voix chantee. These. Fac. Sciences. Paris, 17 juin 1950, Rev. Scientif. 88, 1950. Murphy A. Functional voice disorders. 1964. Riper V., I r w i n J. Voice and articulation. London, 1959. Stein L. Speech and voice; their evolution, pathology and therapy. London, 1942. Farneaud J. et Seeman М. La voix et la parole. Etudes cliniques et therapeutiques, Paris, 1950. Willmore L. The role of speech therapy in voice cases. "Journal of Laryngology and Otology". London, 1959, No. 2. Wi1sоn D. Voice re-education of children with vocal modules. "Laryngoscope", 1962, No. I. Сноски [1] См.: Н. Ф. Лебедева. Применение фонической ортопедии для лечения различных проявлений ложносвязочного голоса. «Труды Ленинградского НИИ уха, носа, горла и речи», т. 10, 1952, стр. 171—17 В; А. Т. Рябченко. Функциональные нарушения голоса. М., «Медицина», 19в4; Т. Е. Ш а м ш е в а. Особенности нарушения голосовой функции профессиональных певцов при фо-настении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Л., 1966. [2] См: Ф. А. И в а н о в с к а я. Сборник логопедических упражнений при расстройстве голоса. М., Учпедгиз, 1961; М. Зееман. Расстройства речи в детском воарасте. Пер. с чешек. М., Медгиз, 1962. [3] Гипокинезия гортани— пониженная двигательная функция гортани [4] Гиперкинезия гортани—повышенная двигательная функция гортани. [5] Аллергия—повышенная чувствительность организма к некоторым пищевым продуктам, лекарствам, растениям, охлаждению. [6] Представленный ниже материал написан автором совместно с И. И. Панченко [7] см: м. Зееман. Расстройства речи в детском возрасте. М., Медгиз,1962 [8] Ларингеальная гиперфункция— повышенная двигательная функция гортани. [9] См.: Е. Ф. Pay. Практическое руководство по исправлению речи при различных видах гнусавости. М., Учпедгиз, 1933: 3. Г. Нелюбова. Книга по исправлению недостатков речи. М., Учпедгиз, 1938; А. Г. Ипполитова. Логопедические приемы работы при открытой гнусавости и псевдобульбарном | параличе. В сб.; «Из опыта логопедической работы». М., Изд-во АПН РСФСР, 11953; Т. Н. Воронцова. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией после ура
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.223 (0.013 с.) |