Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональные нарушения голоса

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ГОЛОСА

Кypc логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из двух этапов — подготовительного и воестановительного и включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную гимнастику и голосовые упражнения. В данном учебном пособии характеризуются артикуляционые, дыхательные и голосовые упражнения изолированно. Тем не менее упражнения должны проводиться одновременно, так как артикуляция, дыхание и голосообразование—это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.

Координированная работа этих трех систем и обеспечивает нормальную функцию голосообразования.

Подготовительный этап логопедических занятий

Перед началом занятий с детьми по восстановлению голоса необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, а такжe систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). Голос и речь ребенка записываются на магнитофоне, дыхание — на кимографе или электроэнцефалографе. Как уже указывалось, у детей с заболеваниями гортани выявлено астеническое состояние организма, изменения в строении функци нервно-мышечного аппарата гортани, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития и длительное расстройство голосовой функции. Все эти сведения дают возможность вскрыть особенности развития ребенка, выработать пути и средства восстановительной работы, начальным звеном которой является психотерапия.

Цель психотерапии — сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию личности ребенка в целом, стиму­ляции и активизации ее на преодоление трудностей и на борьбу за скорейшее выздоровление. Психотерапия предполагает инди­видуальный подход к больному ребенку с учетом его возраста, течения заболевания, особенностей личности ребенка, характера нарушения его речи и голоса. Психотерапия проводится в форме беседы, в ходе которой выявляются жалобы ребенка, составляет­ся представление о круге его интересов, привязанностях, наклон­ностях, отношении к дефекту; устанавливается личный и рабочий контакт.

Все дети с длительным и тяжелым заболеванием гортани тре­буют активной и целенаправленной психотерапии, проводимой в форме однократных или чаще многократных бесед. Психотерапия является важным мероприятием, способствующим оздоровлению личности ребенка и успеху восстановительного обучения.

Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Как отмечалось, артикуляции придается важное зна­чение в процессе фонации. Именно здесь оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. Кроме того, чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функ­ция голосовых складок.

При нарушении деятельности верхней резонирующей трубки артикуляционные движения теряют свою координированную точ­ность, становятся вялыми, неловкими, неуклюжими. Поэтому го­лос не попадает в «ротовую позицию», в «позицию резонатора», звучит гортанно, хрипло, сдавленно, что и наблюдается у детей.

Цель артикуляционной гимнастики — выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряженности, скованности или, на­оборот, от вялости, слабости, паретичности.

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повы­шения его тонуса применяется гигиенический массаж. Произво­дится поглаживание кончиками пальцев:

а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,

б) от переносицы к околоушной впадине,

в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно,

г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыль­ев носа с одновременным произнесением звука м.

Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улуч­шает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоя­тельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мими­ческих мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосо­вых мышц.

Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артику­ляционного аппарата.

Каждое артикуляционное движение проводится четко и нето­ропливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).

Примерные артикуляционные упражнения:

I. Движения языка:

1) высовывание языка,

2) повороты его вправо-влево,

3) облизывание кончиком языка верхней и нижней губы

4) укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу,

«щелкание» языком,

5) укрепление кончика и корня языка при произнесении звуков т — к.

II. Движения губ:

1) вытягивание губ вперед «трубочкой»,

2) складывание губ «кружочком»,

3) растягивание губ в стороны (улыбка),

4) укрепление губ при произнесении звука п-п-п-п (без­звучно).

III. Движение челюстей: открывание и закрывание рта, опускание нижней челюсти, имитация жевания. В процессе жевания происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки, неба, языка, губ.

а на твердой атаке, при этом внимание ребенка фиксируется на умении поднять и удержать в таком положении нёбную занавеску (перед зеркалом, под счет).

V. Расслабление мышц шеи: опускание головы вниз, запрокидывание назад, повороты головы вправо-влево; в дальнейшем эти движения сочетаются с произнесением звуков и—э — о — у —а ы. VI. Движение гортани и голосовых складок:

а) поглаживающий и вибрационный массаж гортани. Производятся ритмичные, энергичные движения пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавливанием на область щитовидного хряща, б) кашлевые движения, подражание голубиному воркованию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем гортани.

VII. Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания (работа над дикцией):

1) Произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко.

Произнесение гласного ряда

а—О — у — Ы — Э

а—э о—у у—ы э— и

Произнесение двух гласных на одном выдохе

а— э — о о— у — и а — э — ы о—у —а

Произнесение трех гласных на одном выдохе

Произнесение четырех гласных на одном выдохе

а—э—о—у

a — О — у — Э

О—у—а—И

2) Произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что под. готавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразую-щий аппарат к последующим интенсивным голосовым упраж­нениям.

па — по — пу — пы - пэ пап — поп — пуп — пып — пэп пат — пот — пут — пыт — пэт та — то—ту — ты — тэ тат — тот — тут — тыт — тэт тап — топ — туп — тыт — тэп ка — ко — ку — кы — кэ кат — кот — кут — кыт — кэт кап — коп — куп — кып — кэп фа — фо — фу — фы — фэ паф — поф — пуф — пыф — пэф са — со — су — сы — сэ пас — пос — пус — пыс — пэс ша — шо — шу — ши — ше

пап — пап

На одном выдохе

На одном выдохе

пап — пап — пап пап — пап — пап — пап

пат — пат

пат — пат — пат

пат — пат — пат — пат

Слова со звуком п:

пук  
пост пар  
пух пот пан
пуф порт пал
пуща Пушок почка почта палка парта
путь пояс паста
Слова со т:  
туф топ там
тур тост таз
стул ток тара
тушь торт такса
туша •точка тачка

Слова со звуком к:

кум  
ком касса  
куст кол каска
кусок кон карта
кушак кошка канава
кypa кость Кавказ

3) Произнесение пословиц, поговорок, скороговорок одной

артикуляцией, на шепоте и громко.

Отработка звуков п — б.

Пан или пропал. Купи кипу пик.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Все бобры добры для своих бобрят. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

1. Будем бить! Бьем! Били! В барабан! В барабан! В барабан!

(В. Маяковский.)

2. Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов Била Бурю. Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов, Била Бой.

м.

Звону много, да толку мало.

Мал мала меньше.

Не боится мельник шуму, им кормится.

Мама мылом Милу мыла.

Мимозы Мила маме купила.

Где, мед, там и мухи.

1. Мед в лесу медведь нашел — Мало меду, много пчел.

(С. Маршак.)

2.. С дымом мешается Облако пыли, Мчатся пожарные Автомобили,

Щелкают звонко, Тревожно свистят, Медные каски Рядами блестят. (С. Маршак

Отработка звука н.

У нас весна трудом красна.

Одна голова не бедна, а и бедна, так одна.

Нашего непоседы ни дома, ни у соседа.

Она за нас, а мы—за ананас.

Няня Петю без конца Мягкой губкой мыла, Чтобы смыть с его лица Синие чернила. Смыла губкой полосу На щеке и на носу. Только кончила купать — Весь в чернилах он опять! (С. Маршак.)

Отработка звуков ф—в.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Век живи, век учись.

Всему свое время.

Кто в Москве не бывал — красоты не видал.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

1. Возьмем винтовки новые, на штык флажки!

И с песнеюв стрелковые

пойдем кружки.

Раз,два! Все в ряд!

Впе­рёд, от­ряд.

(В. Маяковский.)

Отработка звуков т— д.

Дело мастера боится.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Не тот грамотей, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.

0т топота копыт пыль по полю летит. Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник.

Люблю в саду дудеть в дуду:

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду!

Я иду, иду, иду

И дую в дудочку-дуду!

Дуду! Дуду! Дуду! Дуду! Дуду! Дуду! Дуду! Дуду! '

(Отработка звуков к— г — х.

Не всякое лыко в строку. Догулялись кулики: нет ни хлеба, ни муки. Купи кипу пик.

На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. 1. Нам акула Каракула Нипочем, нипочем, Мы акулу Каракулу Кирпичом, кирпичом, Мы акулу Каракулу

Кулаком, кулаком, Мы акулу Каракулу Каблуком, каблуком!

(К. Чуковский.)

2. Вот гуси с выводком гусят Галдят, шипят, как змеи, Грузовику они грозят, Вытягивая шеи. Но не страшна грузовику Гусей горластых стая. Гудком грозит он гусаку, Дорогу расчищая.

(С. Маршак.)

Стихотворение взято из пособия 3. Савковой «Как сделать голос сцени-еским» (М., «Искусство», 1968).

3. Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож. На морях в былые годы Обгонял я пароходы. А теперь я здесь в саду Тихо плаваю в пруду.

(С. ц.

Один с сошкой, а семеро с ложкой. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Невелика птица синица, да умница.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;

Санки — скок,

Соньку с ног, Саньку в бок, Сеньку в лоб, Все — в

сугроб.

1. Резиновую Зину Купили в магазине, Резиновую Зину В корзине привезли. Она была разиней, Резиновая Зина,— Упала из корзины, Измазалась в грязи.

(А. Барто.)

2. Я знаю —

город

будет, Я знаю —

саду

цвесть, Когда

такие люди

в стране

Советской

есть!

(В. Маяковский

Отработка звуков ш — ж, ч, щ.

Шила в мешке не утаишь. Пиши, да не спеши. Тише, мыши, — кот на крыше. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Под лежачий камень вода не течет.

Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.

(С. Маршак.)

1. Мышонку шепчет мышь:

— Ты все не спишь, шуршишь. Мышонок шепчет мыши:

— Шуршать я буду тише.

(С. Маршак.)

2. — Ты скажи, барашек наш,

Сколько шерсти ты нам дашь?

— Не стриги меня пока,

Дам я шерсти три мешка:

Один мешок —

Хозяину, Другой мешок —

Хозяйке,

А третий—детям маленьким На теплые фуфайки

(С. Маршак.)

3. Тонкая девчонка, Белая юбчонка, Красный нос. Чем длиннее ноги, Тем она короче От горючих слез.

л.

У елки иголки колки. Около кола колокола. Маланья-болтунья молоко болтала,

болтала,болтала,болтала,да не

выболтала. 1. Светла небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь,

Опять надолго миновала.

(Ф. Тютчев.)

Обработка звука р.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

На безрыбье и рак — рыба.

Мамаша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.

(А. С. Пушкин.)

4) Произнесение гласного ряда, слогов, пословиц, скороговорок со сменой ударения и убыстрением темпа речи (на шепоте и громко).

`а — о — у — ы — э

а — `о — у — ы — э

а — о — `у— ы — э

а — о — у —` ы — э

а — о — у — ы —` э

`па — по — пу — пы — пэ

та —` то — ту — ты — тэ

ка — ко —` ку — кы — кэ фа — фо — фу —` фы -— фэ

са — со — су — сы — `сэ

`ба — бо — бу — бы — бэ

да —` до — ду — ды — дэ га — го — `гу — гы — гэ

за — зо — зу — `зы — зэ

Ку`пи кипу пик. Купи `кипу пик. Купи кипу `пик. `Шила в мешке не утаишь. Шила в меш`ке не утаишь. Шила в мешке не ута`ишь.

На без`рыбье и рак—рыба. На безрыбье и рак—рыба. На безрыбье и рак—рыба. Смена темпа речи

a——— О——— У——— Ь1——— Э Медленно

а—О—у— Ы—Э Средне

аоуыэ Быстро

па— — — по — — — пу — — — ПЫ — — — ПЭ Медленно

па — ПО — пу — ПЬ1 — ПЭ Средне

папопупыпэ Быстро

ау — — — ау — — — ау — — — ау Медленно

ау — ау — ау — ау Средне

ауауауау Бысгро

2) Скороговорки с убыстрением темпа. 3) Стихотворения с убыстрением темпа.

Медленно:

Пошли, пошли, поехали,

3a спелыми орехами,

Быстрее:

За орехами — грибами,

Что родятся под дубами,

Быстро:

Что растут под кленами,

Под липами зелеными,

Таким образом, специфика проведения артикуляционной гнмнастики заключается не только в том, что обращается особое вимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движение с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком.

Большое значение имеет увеличение подвижности мягкого нёба, развитие движений нижней челюсти и голосовых складок. Одновременно с артикуляционными упражнениями (со 2— З-го занятия) проводится дыхательная гимнастика — статическая и динамическая. При проведении дыхательной гимнастики не­обходимо соблюдать ряд правил:

1) не переутомлять ребенка, т. е. строго дозировать количе­ство и темп проведения упражнений,

) следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом,

3) чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота,

4) движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.

Статические упражнения Производятся либо при полной не­подвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями

Цель статических дыхательных упражнений —выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение на­выков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудо-брющ. ного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.

Упражнения включают дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игра на детской дудке, свирели, губной гармоники (что развивает губную муску­латуру и дает кинестетическое ощущение давно утраченного зву­ка), при этом секундомер регистрирует продолжительность вы­доха. Далее длительно произносятся:

а) гласные (шепотом и громко):

у ____ ау ____ уо ____ уа ____ о ____ оу ____ ао ____ оа ____ э ____ иу ____ ио ____ иа ____

и ____ эу ____ эо ____ эа ____ а ____

б) щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и громко):

ф ____ уф ____ ус ____ уш ____

с ____ оф _____ ос ____ ош ____

ш ____ эф ____ эс ____ эш ____

х ____ иф ____ ис ____ иш ____ аф ____ ас ____ аш ____ фу ____ су ____ шу ____ фо ____ со ____ шо ____ фэ ____ сэ ____ ше ____ фи ____ си ____ ши ____ фа ____ са ____ ша ____

в) звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными:

в ____ ув ____ уз ____ уж ____

3 ______ ОВ ______ ОЭ ______ ОЖ ______

ж ____ эв ____ эз ____ эж ____ ив ____ из ____ иж ____ ав ____ аз ____ аж

г) глухие взрывные согласные только в сочетании с гласными прямых слогах (шепотом и громко):

пу____t'у ____ку ____ to ____ то ____ ко ____ пэ ____ тэ ____ кэ ____ пи_____та ____ ки ____

д) звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласны-ми в в прямых слогах:

бу___ду___гу___

бо _____ до ____ го ____

па ____ та ____ ка ____

д) звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласны­ми прямых слогах:

бу____ду____гу____ бо ____ до ____ го ____

бэ ____ дэ ____ гэ ____ би ____ ди ____ ги ____ ба ____ да ____ га ____

Так в сочетании артикуляционных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания. Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вздох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы. Например:

1) вдох (5 сек.) —задержка (3 сек.) —выдох (5 сек.);

2) вдох (беек.)—задержка (5 сек.) — выдох (8 сек.);

3) вдох (8 сек.) —задержка (6 сек.) —выдох (10 сек.);

4) «Цветочный магазин» — тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного за­паса цветов);

5) «Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи;

6) «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного, сильного выдоха. Ребенок ощущает движение мышц живота;

7) «Погашу свечу» — тренировка интенсивного, прерывисто­го выдоха с произнесением: фу! фу! фу! фу! Свеча погасла;

8) «Насос»— тренировка продолжительного, сильного выдо­ха при длительном произнесении звука [34].

Вслед за статической дыхательной гимнастикой включаются упражнения динамической дыхательной гимнастики.

Динамические упражнения связаны с ходьбой, медленным бе­гом, движениями рук, ног и туловища и включают элементы ле­чебной физкультуры.

По данным физиологии высшей нервной деятельности, в про­цессе лечебной физкультуры происходит перестройка нервной системы по типу образования условного дыхательного рефлекса. Кроме того, физические упражнения положительно влияют на на­строение и эмоции больного, вызывают чувство радости, бодро­сти, создают более уравновешенное нервно-психическое состоя­ние. У детей наблюдается большая эффективность лечебной физкультуры в связи с чрезвычайной пластичностью детского мозга. У них быстро создаются новые условнорефлекторные свя­зи, подавляются патологические рефлексы и восстанавливается нервная регуляция процессом дыхания.

Цель проводимой физкультуры определяется терапевтически­ми задачами, общим состоянием больного ребенка, особенностя­ми его заболевания. Перед нами стоит задача воспитания у боль­ного навыков правильного дыхания, борьба с дыхательной недостаточностью, оздоровление всего организма, развитие под­вижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких. Для этого необходимо: 1) приучить ребенка к дыханию через естественные пути (рот и нос), подготовив его таким образом к деканюляции и последующему закрытию стомы; 2) развить ме­ханизм речевого дыхания, обращая особое внимание на трени­ровку выдоха, 3) физически укрепить организм ребенка, 4) по­высить двигательную и физическую активность организма и ра­ботоспособность больного. Важно не переутомлять больных детей, заинтересовать их путем сочетания гимнастических упражнений с играми.

При составлении комплекса дыхательных упражнений для де­тей, страдающих папилломатозом и Рубцовым стенозом гортани, необходимо учитывать состояние их голосовой и дыхательной функции, так как проведение дыхательно-голосовых упражнений осложнено отсутствием голоса и дыхания через естественные пути; кроме того, астенизация организма ребенка требует стро­гой дозировки упражнений, определенного темпа и ритма дви­жений.

Начальной формой лечебной физкультуры является гигиени­ческая гимнастика, которая повышает общий тонус больных. Через 10—14 дней вводятся специальные гимнастические дыха­тельные упражнения, которые чередуются с упражнениями обще-укрепляющими.

Курс логопедической лечебной физкультуры включает упраж­нения, построенные на сочетании движений туловища и конечно­стей с произнесением звуков на выдохе. Цель этих упражнений — тренировка нижнереберно-диафрагмального дыхания, а также общее укрепление организма ребенка[35].

Примерный курс упражнений лечебной физ­культуры

I. Вводный раздел.

Задача вводного раздела—постепенное вовлечение ребенка занятия, выработка дифференцированного выдоха через рот и нос.

Упражнения:

1) построение,

2) равномерная ходьба,

3) вдох и выдох попеременно через рот и нос.

II. Основной раздел.

Задача основного раздела — постепенно возрастающая тре­нировка организма, постановка речевого дыхания с акцентом на удлиненный выдох.

Упражнения:

1) Исходное положение—лежа (при этом расслабляются мышцы всего тела, в том числе и гортани). Вдох и выдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе—опускаются. При этом верхний плечевой пояс почти неподвижен. 2) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить руки — выдох.

3) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок — вдох, руки опустить — выдох.

4) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поворот тулови­ща и головы вправо с отведением руки в сторону — вдох, исход­ное положение — выдох.

5) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Наклоны туло­вища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туловища до подмышечной впадины. При выдохе произносятся длительно зву­ки с, пф, пш.

6) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Нагибание голо­вы попеременно к левому и правому плечу.

7) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Нагибание го­ловы назад и вперед вместе с шеей.

8) Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Под­нять руки через стороны вверх, присесть, обхватить руками коле­ни и произнести уф, ух.

9) Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Руки отвести в стороны и поднять над головой. Пальцы переплести — вдох. Быстрый наклон туловища вперед с произнесением на выдохе ух (упражнение «дровосек»).

10) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Руки через сто­роны вверх — вдох, руки вниз с произнесением на выдохе со­гласных звуков с, ух, уф.

11) Исходное положение—стоя, ноги вместе, поза боксера. Движение руками вперед, с силой и произнесение звука ж.

12) Исходное положение—стоя, ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять через стороны, хлопнуть — вдох, опустить ру­ки с произнесением на выдохе ox, ух.

13) Исходное положение — стоя, ноги вместе, руки на бедрах. Выпады попеременно правой и левой ногой с разведением рук в стороны.

14) Исходное положение—стоя, ноги вместе. Поднимать по­переменно левую и правую ногу и производить хлопки под ко­леном.

15) Исходное положение—стоя, ноги вместе. Приседания с вытягиванием рук вперед.

16) Упражнения с мячом:

а) мяч подбросить вверх с произнесением ух, уф,

б) мяч подбросить, присесть, поймать и произнести з, ж, в,

в) мяч на полу, наклониться, взять мяч, поднять вверх, поло­жить на пол с произнесением на выдохе уф,

г) игра в мяч: построить детей в кружок с большими интер­валами и передавать мяч соседу с произнесением слов; пост­роить детей в колонну, одного ребенка поставить против колонны и дать ему мяч (он водящий). Водящий передает мяч впереди стоящему с произнесением любого звука, впереди стоящий пере­дает его водящему и бежит в конец колонны. Кто уронит мяч, становится водящим.

Таким образом, большинство упражнений включает произне­сение гласных и согласных звуков одновременно с движениями верхних и нижних конечностей. Длительное произнесение глас­ных и согласных звуков развивает удлиненный выдох. Обычно на начальном этапе обучения дети могут произносить эти звуки в те­чение 5—7 секунд, постепенно выдох удлиняется до 15—20 се­кунд. В дальнейшем упражнения усложняются — на одном вы­дохе произносятся комбинации из двух, трех звуков (вз, (во, ву, зу, жу и т. д.).

III. Заключительный раздел.

Задача заключительного раздела —добиться снижения общей физиологической нагрузки, снять утомление, возвратить ребенка к исходному состоянию.

Упражнения:

1) дыхательные упражнения,

2) отвлекающие упражнения (с хлопками, пением),

3) ходьба с постепенным замедлением.

Из всех перечисленных упражнений курса логопедической ле­чебной физкультуры на 5—6 дней составляются комплексы уп­ражнений. Дозировка, темп проведения упражнений меняются в зависимости от возраста ребенка, характера и течения его заболевания, состояния речевой и голосовой функции. Лечебная физкультура производится в течение всего процесса лечения ребенка, являясь существенным звеном в общей цепи терапевтиче­ских мероприятий

В результате проведения логопедической лечебной физкультуры организм ребенка физически укрепляется, повышается рабо­тоспособность больного, улучшается функция диафрагмы, брюшнoro пресса и увеличивается жизненная емкость легких. Кроме тoro, трахеотомированные больные подготавливаются к деканюляции путем развития дыхания через естественные пути и поста­новки нижнереберно-диафрагмального дыхания. Приводим кимограммы дыхания детей при речи до и после проведения логопедических занятий по восстановлению голоса.

Рис. 5. Запись дыхания до проведения логопедических занятий. Амплитуда и ритм дыхательных движений неравномерные. Речевое дыхание хаотичное. Фазность нарушена. Выдох укорочен. Преобладает грудное дыхание, выражена судорожность в фазе выдоха.

Рис. 6. Запись дыхания после проведения логопедических занятий. Амплитуда и ритм дыхательных движений равномерные. Преобладает диафрагмальное дыхание. Выдох достатачной силы и продолжительности.

Рис. 7. Запись дыхания до проведения логопедических занятий. Амплитуда и ритм дыхательных движений неравномерные. Речевое дыхание хао тичное, ступеиеобразное, судорожное Фазность нарушена. Выдох укорочен

Рис. 8. Запись дыхания после проведения логопедических занятии Амплитуда и ритм дыхательных движений равномерные Преобладает диафрагмальное дыхание Выдох достаточной силы и продолжительности.

В дальнейшем, по мере тренировки фонационного дыхания, дыхательные упражнения усложняются. Ребенку предлагаются упражнения на удлинение выдоха:

1) выдох на счете шепотом и громко,

2) произнесение пословиц, поговорок, скороговорок с добо po\i воздуха,

3) чтение одной, двух, трех и четырех стихотворных строк на одном выдохе,

4) чтение небольшого (3—4 строки) абзаца прозаического текста на одном выдохе. Подобные упражнения предполагают со­четание дыхательных движений с тренировкой сильного, звонко­го, модулированного голоса.

Таким образом, проведение ертикуляционной и дыхательной гимнастики, логопедической лечебной физкультуры является под­готовительным этапом в процессе восстановления голоса. В ходе подготовительного этапа артикуляционный и дыхательный аппарат ребенка приспосабливаются к последующим интенсивным голосовым упражнениям.

ЛИТЕРАТУРА

Алмазова Е. С. К вопросу о нарушениях голоса. В сб. «Очерки по па­тологии речи и голоса», вып. 1. М., Учпедгиз, 1960.

Алмазова Е. С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса. В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», вып. 2, М., Учпедгиз, 1963.

Алмазова Е. С Логопедическая работа и ее значение в комплексном методе лечения расстройств голоса при органических заболеваниях гор­тани. «Вопросы дефектологии». «Ученые записки МГПИ им. В. И. Лени­на», 1964.

Алмазова Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков. В сб. «Рас­стройства речи у детей и подростков». М., «Медицина», 1969.

Алмазова Е. С. Патология речи. «Ученые записки МГПИ им. В. И. Ле­нина», т. 406, 1971.

Бельтюков В. И., Нейман Л. В. Восприятие звуков речи при нор­мальном и нарушенном слухе. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.

Богомильский Р. Д. Опыт работы детского сурдологопедического стационара. Сб. «Проблемы оториноларингологии детского возраста», вып. 17. М„ 1971. -

Вербовая Н.П., Головина О. М., УрноваВ.В. Искусство ре­чи. Учебное пособие для театральных учебных заведений. М., «Советская Россия», 1964.

Вознесенская И. А. Папилломы гортани. М., Медгиз, 1953. Воронина Е, М. Лечение спастической афонии и дисфонии при помо­щи ортофонического метода. ЖУНГБ, 1939, № 2.

Гетте В. А. Опыт лечения функциональной афонии. «Военно-медицин­ский журнал», 1952, № 12.

Гольмберг В. В. Наблюдение при лечении афоний, «Военно-медицин­ский журнал», 1952, 12.

Грачева М. С. Материалы о возрастных особенностях морфологии ин­нервации гортани и мягкого нёба. В сб. «Развитие детского голоса», М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

«Детский голос (экспериментальные исследования)». Под ред. В. Н. Шац­кой. М., «Педагогика», 1970,

Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., «Музыка», 1968.

Ермолаев В. Г. Некоторые вопросы фониатрии. Руководство ho ото­риноларингологии, гл. 12. М., Медгиз, 1963.

Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф., Морозов В. П. Руководство по фониатрии, Л. «Медицина», 1969.

Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. Жинкин Н. И. О теориях голосообразования. В сб. «Мышление и речь». М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

Жинкин Н. И. Речевой и певческий режимы фонации. В сб. «Развитие детского голоса», М., Изд-во АПН РСФСР,

Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., Медгиз, 1962. Ивановская Ф. А. О методике занятий при некоторых расстройствах голоса. В сб.: «Из опыта логопедической работы». М., Изд-во АПН РСФСР 1955.

Ивановская Ф А. Сборник логопедических упражнений при расстрой­ствах голоса. М., Учпедгиз, 1961.

Ипполитова А. Г. Логопедические приемы работы при открытой гну­савости и псевдобульбарном параличе. В сб. «Из опыта логопедической рабо­ты». М., Изд-во АПН РСФСР, 1953.

Лебедева Н. Ф. Применение фонетической ортопедии для лечения различных проявлений ложносвязочного голоса. «Труды Ленинградского 'НИИ уха, носа, горла и речи», т. 10, 1952.

Левидов И. И. Охрана и культура детского голоса. М.—Л., Музгиз, 1939.

Малютин Е. Н. К этиологии расстройств голоса. «Клиническая медици­на», т. 12, 1934.

Малютин Е. Н., Артемьева Е. Н. Лечение расстройств голоса, на­ступивших в результате боевой травмы. Сборник научных работ по лечению огнестрельных повреждений уха, горла и носа. М., Медгиз, 1944. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л., «Наука», 1967. Найденов Б. С. и др. Выразительное чтение. Учебное пособие для сту­дентов пед. институтов. М., «Просвещение», 1972.

«Некоторые особенности логопедических занятий со взрослыми, перенес­шими операцию по поводу расщелины мягкого и твердого нёба». В сб. «Врож­денные расщелины верхней губы и нёба». М., «Медицина», 1964.

«О детском голосе». Под ред. Н. Д. Орловой. М., «Просвещение», 1966. Правдина О. В. Голос и его нарушения. В сб. «Очерки по патологии речи и голоса», вып. 2. М., «Просвещение».

Ржевкин С. Н. Слух и речь в свете современных физических исследова­ний. М.—Л., Медгиз, 1936.

Рябченко А. Т. Функциональные нарушения голоса. М., «Медицина», 1964.

Рау Е. Ф. Практическое руководство по исправлению речи при различных видах гнусавости. М.: Учпедгиз, 1933.

Сийрде Э. К. О дыхательных рефлекторных механизмах при фонации. «Вестник отоларингологии», 1953, № 3.

Скучик Е. Основы акустики. Пер. с нем. М., Изд-во иностр. лит-ры, т. 2, гл. 26, 1959.

Сысоева А. Ф., Фомичев М. И. Комбинированный метод фониче­ской ортопедии в соединении с заглушением и ритмическим сотрясением

«Труды Ленинградского НИИ по болезням уха, носа горла и речи» т Я

1947.

Трубецкой Н. С. Основы фонологии. Пер. с немецкого. М, Изд-во иностр. лит-ры., 1960.

Фант Г. Акустическая теория голосообразования. М., «Наука», 1964.

ФомичевМ.И. Основы фониатрии. «Медицина», 1949.

Фомичев М.И., БлескинаМ.П. Лечение афоний и дисфоний по методу вибраторно-фонической ортопедии. «Труды Ленинградского НИИ уха, носа, горла и речи», т. 7, 1944.

Фомичев М. И., Сафаров А. Н. Опыт применения фонической орто­педии при лечении афоний и дисфоний. «Архив советской отоларингологии» № 2, 1936.

Фролов Ю. П. Пение и речь в свете учения Павлова. М., Муз­гиз, 1966.

Храковская-Черняк В. П. Диагностика и лечение функциональных расстройств голоса методом заглушения. ЖУНГБ, т. 14, 1937.

Чистович Л. А. Речь, артикуляция и восприятие. М.—Л., «Нау­ка», 1965.

Юрченко С. К. К вопросу о клинике и лечении больных с функцио­нальными афониями. «Вестник отоларингологии», 1953, № 4, стр. 20—21.

Berry М., Eisenson J. Speech disorders. New York, 1956. Brodnitz F. Goals, results and limitations of vocal rehabilitation. Ar­chives of Otolaryngology, New York, 1963, vol. 77, No. 2. Caskey K. Aphonia. London, 1941. G r е е n е М. The Voice and its disorders. London, 1957. Gutxmann G. Sprachheilkunde, Berlin, 1924. Husson R. Etude des phenomenes physiologiques et acoustiques fondamentaux de la voix chantee. These. Fac. Sciences. Paris, 17 juin 1950, Rev. Scientif. 88, 1950.

Murphy A. Functional voice disorders. 1964.

Riper V., I r w i n J. Voice and articulation. London, 1959.

Stein L. Speech and voice; their evolution, pathology and therapy. London, 1942.

Farneaud J. et Seeman М. La voix et la parole. Etudes cliniques et therapeutiques, Paris, 1950.

Willmore L. The role of speech therapy in voice cases. "Journal of Laryngology and Otology". London, 1959, No. 2.

Wi1sоn D. Voice re-education of children with vocal modules. "Laryn­goscope", 1962, No. I.

Сноски

[1] См.: Н. Ф. Лебедева. Применение фонической ортопедии для лечения различных проявлений ложносвязочного голоса. «Труды Ленинградского НИИ уха, носа, горла и речи», т. 10, 1952, стр. 171—17 В; А. Т. Рябченко. Функ­циональные нарушения голоса. М., «Медицина», 19в4; Т. Е. Ш а м ш е в а. Особенности нарушения голосовой функции профессиональных певцов при фо-настении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Л., 1966.

[2] См: Ф. А. И в а н о в с к а я. Сборник логопедических упражнений при рас­стройстве голоса. М., Учпедгиз, 1961; М. Зееман. Расстройства речи в дет­ском воарасте. Пер. с чешек. М., Медгиз, 1962.

[3] Гипокинезия гортани— пониженная двигательная функция гор­тани

[4] Гиперкинезия гортани—повышенная двигательная функция гортани.

[5] Аллергия—повышенная чувствительность организма к некоторым пищевым продуктам, лекарствам, растениям, охлаждению.

[6] Представленный ниже материал написан автором совместно с И. И. Панченко

[7] см: м. Зееман. Расстройства речи в детском возрасте. М., Медгиз,1962

[8] Ларингеальная гиперфункция— повышенная двигательная функция гортани.

[9] См.: Е. Ф. Pay. Практическое руководство по исправлению речи при различных видах гнусавости. М., Учпедгиз, 1933: 3. Г. Нелюбова. Книга по исправлению недостатков речи. М., Учпедгиз, 1938; А. Г. Ипполитова. Логопедические приемы работы при открытой гнусавости и псевдобульбарном | параличе. В сб.; «Из опыта логопедической работы». М., Изд-во АПН РСФСР, 11953; Т. Н. Воронцова. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией после ура



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.223 (0.013 с.)