II. Восстановительный (основной) этап логопедических занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Восстановительный (основной) этап логопедических занятий



Трудности логопедической работы по восстановлению голоса детей с органическими поражениями гортани обусловлены ря­дом факторов: нарушением анатомической целостности гортани, физической ослабленностью ребенка, снижением активности его высших психических процессов, задержкой речевого развития. поэтому методика восстановления органических нарушений голоса у детей существенно отличается от методов постановки речевого голоса, восстановления голоса при функциональных его нарушениях у взрослых. При органических расстройствах голособразования особое значение приобретает знание анатомо-физиологических механизмов речи и голоса в норме и патологии. используя данные физиологии, фонетики, фонологии, акустики, м ы предлагаем определенную систему упражнений для вызыва­ния и закрепления голоса у детей. При этом учитывается нара­стание произносительных трудностей для ребенка, связанных с большей или меньшей степенью напряжения голосовых складок, артикуляционных органов, увеличением импеданса[36] и подсвязочного давления воздуха. Кроме того, образование гласных и согласных звуков зависит от усиления или ослабления обертонов при попадании их в ту или иную область частот (т. е. форматную область), а также от способа, места их образования, уча­стия голоса и шума, объема глоточного и ротового резонаторов. Все эти данные позволяют представить весь процесс восстанов­ления голоса в виде трех постепенно усложняющихся разделов работы:

I. Вызывание звука голоса.

II. Закрепление полученного голоса.

III. Автоматизация процесса голосообразования.

I. Вызывание звука голоса — наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения. Звук голоса целесообразно вызывать на стоне или п.-штации мычания. Полу­ченный звук голоса у, о, а, я в пря-лых и обратных слогах.

«Мычание» производится больным с закрытым ртом, на вы­дохе, коротко, медленно, сначала тихо, при спокойном положении языка. Звук должен получиться без напряжения, на низких но­тах. Атака звука мягкая, т. е. голосовые складки не должна смы­каться раньше прохождения через голосовую щель выдыхаемой струи воздуха, а должны смыкаться или одновременно с выдыха­емой струёй или несколько позже.

Почему мы начинаем с согласного звука и почему наиболее легким согласным является звук м?

1) Согласные звуки—артикуляторно сильные, так как уси­ливаются путем прорыва затвора струей воздуха, идущего из по­лостей бронхов и легких[37], а м — согласный звук.

2) При произнесении согласных звуков объем глоточного ре­зонатора сужен, что увеличивает громкость звука.

3) При произнесении звука м объем глоточного резонатора сужен, поэтому м—звук громкий (резонирует носовая полость).

4) Звук м — наиболее простой звук с анатомо-физиологиче-ской точки зрения — по участию языка, губ, нёбной занавески. Незначительный импеданс уменьшает напряжение голосовых складок, создает наиболее щадящий режим их работы, что осо­бенно важно в условиях деформированной гортани.

5) при произнесении звука м большую роль играют тактиль­но-вибрационные ощущения (ощущения дрожания губ, щек. крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка верхней челю­сти). Эти ощущения являются сигналом правильного использо­вания верхних резонаторов (рта, носоглотки, носа). Подобный способ регулирования на основе оценки результатов соверша­емых действий в физиологии получил название «обратной афферентации», «обратной связи».

Вибрационные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации раздражают нервные окончания и таким образом поднимают тонус нервных центров, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение, двигательную и, конечно, голосовую функцию (повышает звон­кость, силу голоса).

Известный русский фониатр Е. Н. Малютин еще в конце XIX в. при помощи вибрационных раздражении вылечивал такие тяжелые расстройства голосовой функции, как истерическую афонию, детский голос у мужчин, фонастению у певцов. Он назы­вал эти вибрации активно-пассивной гимнастикой голосовых складок и полагал, что резонаторы также возбуждаются этими вибрациями и начинают украшать голос обертонами.

Изучая значение вибрационной чувствительности для голосообразования, В. П. Морозов нашел, что «под действием вибра­ционной связи происходит уточнение голосовой реакции»2. Он полагает, что вибрации лицевой части скелета в области носа приводят к значительному усилению высоких обертонов в грани­цах 2000—4000 гц. Отсюда — увеличение звонкости, сочности, красоты, полетности звучания голоса.

В системе «обратной связи» определенная роль отводится зри­тельному контролю за дыхательными и артикуляционными дви­жениями, что помогает слуху и мышечному чувству правильно утроить голосовой аппарат. Таким образом, наличие целой системы регулирования голосовой функции делает возможным восстановление голоса даже при грубых деформациях гортани— происходит замещение утраченной функции органа на основе деятельности других функциональных структур (ложные голосовые складки вместо истинных, стенки пищевода вместо голосовых складок и т. д.).

При вызывании голоса важно получить легкое и свободное его звучание при произнесении звука м, вибрационный контроль помогает получить звучание голоса «в позиции резонатора», в ротовой позиции. Ротовая позиция помогает «поймать звук на губах», "собрать», «сконцентрировать» его, при этом снимается напряжение с мышц гортани, шеи.

Для увеличения силы голоса, его звонкости и широты звучания к полученному звуку у объясняется следующими причинами:

1) Качество сонорности зависит от присутствия в произнесе­нии голосового тона гортани и от полноты резонанса полостей, лежащих над гортанью, особенно полости рта. А так как полость рта при произнесении разных звуков испытывает существенные перемены, то качество сонорности находится в соотношении с ха­рактером артикуляции, а именно: наибольшая сонорность принадлежит наиболее открытым звукам, а наименьшая—наиболее сжатым. Гласные — открытые звуки, они соединяют звучание гортани с наиболее полным резонансом, поэтому они обладают наибольшей сонорностью. Плавные и носовые согласные по своей сонорности близко стоят к гласным.

2) Кинестезическое чувство сопровождает работу всех меха­низмов произношения. В дыхательном аппарате к простому мы­шечному ощущению выдыхания присоединяется чувство особого мускульного усилия в области грудной клетки и брюшного пресса. Это чувство усилия, напряжения наименее значительно выражено при произнесении гласных, наиболее резко — при про­изнесении взрывных согласных. Так образуется связь между ки­нестетическими ощущениями моторики органов дыхания и раз­личными артикуляционными укладами, в зависимости от которых воздушному потоку приходится преодолеть различную степень сопротивления «затворов» в ротовой полости, т. е. различный им­педанс. При произнесении гласных импеданс меньший, чем при произнесении согласных. Незначительный импеданс увеличивает силу гласного звука.

3) Кроме вышеуказанных признаков, присущих всем гласным, гласный у обладает рядом особенностей:

а) при произнесении гласного м

помогают создать, как отмечалось, наиболее благоприятный, ща. дящии режим их работы при вызывании звука голоса (в условиях деформированной гортани). При многократном произнесении зву­ка му не представляет трудности для голосового аппарата ребенка.

б) при произнесении у гортань занимает наиболее низкое по­ложение. При низком положении гортани глоточный резонатор удлиняется и резонирует нормально, при высоком же положении гортани глотка укорачивается, что делает тембр голоса резким и хриплым. Голосовые складки не напряжены, гортанное отвер­стие широкое. Низкое положение гортани наилучшее для тоге. чтобы голосовые складки работали с наименьшей затратой энер­гии и с наилучшим акустическим эффектом,

в) гласный у — гласный лабиализованный, при его произне­сении образуется наибольший фокус звукообразования за счет значительного выдвижения губ вперед. Язык при этом оттянут назад, кончик языка отдален от нижних резцов. Корневая часть языка значительно поднята по направлению к мягкому нёбу. Ла­биализация помогает «поймать» звук, способствует лучшей оцен­ке звучания благодаря механизму «обратной связи»,

г) гласный у струя воздуха узкая, сильная, хо­лодная, что увеличивает тактильно-вибрационные ощущения и силу голоса,

д) гласный у). Именно поэтому целесооб­разно начинать упражнения с прямого слога, а не с обратного.

При многократном повторении слога му в «позиции резонатора».

Вслед за прямым слогом произносится обратный слог — мум.

Как известно, влияние предшествующих гласных зависит от степени их громкости — чем более звучный предшествующий гласный, тем меньшее положительное влияние оказывает он на восприятие согласного. Более громкие гласные (например, а) не­сколько заглушают следующий за ним согласный — происходит маскировка согласного. Гласный у) анат омо-физиологические условия:

а) импеданс ротоглоточного резонатора большой (но несколько меньший, чем при у), следовательно, голосовые складки активны, сила голоса значительная;

б) гортань занимает низкое положение (лишь чуть выше, чем при у)

в) гласный о лабиализованный, что создает «видимость» звука. При произнесении о мягкое нёбо с маленьким язычком поднимается, что способствует усилению звука;

г) некоторую роль играют тактильно-вибрационные ощущения - ощущение теплого выдоха, вибрации гортани и грудной клетки; зрительные ощущения — закругленные губы. Путем ощущения движения грудной клетки мы добиваемся грудного звучания о, так как грудной звук голоса является полным по звучанию, богатым обертонами, голосовые складки вибрируют всей шириной и полностью смыкаются. Легко, свободно, без напряжения, в "позиции резонатора» произносятся слоги: мо—ом—мом— момм—моммм. Следующий гласный а.

Звук а—наиболее сильный звук. При его произнесении ротовой резонатор увеличивается, рот становится мощным звуковым излучателем. Глоточная трубка сокращается до минимального объема, надгортанник отходит назад и почти прижимается к задней стенке глотки. Звуковой луч прямо подается в широко раскрытый рот. При этом язык лежит спокойно на дне ротовой полости. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носоглотку и нос. Голосовые складки сомкнуты, вибрируют, но не напряжены в связи с наименьшим импедансом. Ребенок осязает вибрацию гортани и грудной клетки, теплый, едва заметный выдох. Опу щенная нижняя челюсть увеличивает полнозвучность звука а. Мощность, полнозвучность, «полетность», красота звучания дела­ют этот звук наиболее удобным и красивым при постановке пев­ческого голоса. Но при восстановлении голоса этот звук весьма труден. Эта трудность объясняется анатомо-физиологическими условиями его образования — отсутствием лабиализации, следовательно, невозможностью «поймать, собрать» звук, минималь­ными тактильно-вибрационными ощущениями, высоким положе­нием гортани. Кроме того, опасен так называемый «открытый» звук а — резкий и неприятный, придающий голосу гортанное зву­чание за счет зажатости голосового аппарата — гортани, глотки, челюстей. Дети подчас стремятся усилить голос за счет чрезмер­ного напора воздуха, что приводит к напряжению фонационных мышц и грубому, гортанному звучанию.

Поэтому при постановке звука а обращаем внимание ребенка на умение поднять и удержать нёбную занавеску (зевок перед зеркалом), на теплый выдох (на вату, на руку). Начинаем с шепотного, придыхательного, протяжного произнесения звука так как на шепоте ма — ом, мамм — амамм, маммм — амаммм.

Очень полезно повторять слоги, где согласный находится в положении между двумя гласными. Причем, как показали осциллографические исследования Н. И. Жинкина, наиболее удачное сочетание такое, когда предшествующий гласный сравнительно менее фонетически мощный и.

Гласный и предше­ствует артикуляционная, дыхательная гимнастика, массаж горта­ни и физиотерапия.

Звук и произносится в прямых слогах, затем обратных, сна­чала шепотом, потом громко, коротко и, наконец, протяжно:

ми — им, мим — мимм — миммм... имим — имимм — имиммм...

Вызывание и закрепление голоса в прямых и обратных сло­гах с м и гласными проходит под неослабным контролем слухо­вого, зрительного, двигательного анализаторов ребенка, при по­стоянной помощи со стороны логопеда, при активной и целена­правленной деятельности самого ребенка, его желании и стремлении восстановить голос. Постепенно, в процессе логопедиеских занятий, ребенок уже контролирует звучание голоса «в позиции резонатора», без напряжения мышц шеи и гортани, что является необходимым условием правильного посыла звука. Таким образом, мы получаем легкое, свободное, собранное, звонкое, естественное, полетное звучание голоса.

Процесс восстановления голоса продолжается в среднем три месяца. Вызывание голоса около 1—1,5 месяцев. Приводим краткие выписки из истории болезни:

Володя Д., 6 лет. Голос отсутствует в течение 5 лет. Голос был вызван на 10-м занятии. Звук грубый, хриплый (ложносвязочный голос) Александр Б., 13 лет. Голос отсутствует в течение 10 лет. Голос был вызван на 8-м занятии. Звук низкий, грубый, хриплый, сдавленный (ложносвязочный голос). На 30-м занятии голос переведен в «позицию резонатора», стал звонче, свободнее.

Марк Г., 6 лет. Голос отсутствует с рождения. Голос был вызван на 6-м занятии. Звук грубый и хриплый. На 16-м занятии звук переведен в «ротовую позицию», стал громким и более звонким.

Вера Р., 17 лет. Голос отсутствует в течение 11 лет. Голос был вызван на 15-м занятии. Звук весьма грубый, низкий, хриплый, сдавленный, напряжен­ный (ложносвязочный голос). На 40-м занятии тембр голоса несколько улучшился, но остался несколько сдавленным, зажатым.

Мария М., 13 лет. Голос отсутствует в течение 12 лет. Голос был вызван на 7-м занятии. Звук хриплый. На 12-м занятии звук переведен в "ротовую позицию», стал более громким и звонким.

Света В., 15 лет. Голос отсутствует в течение 13 лет. Голос был вызван на 11-м занятии. Звук очень грубый, хриплый, сдавленный. На 25-м занятии звук переведен в «позицию резонатора». Стал более громким, звонким, остал­ся несколько напряженным за счет фонации ложными голосовыми складками.

Нина А., 9 лет. Голос отсутствует в течение 7 лет. Голос был вызван на 15-м занятии. Звук грубый, хриплый, сдавленный (ложносвязочный). На 27-м занятии звук голоса стал более звонким, громким, свободным.

Галя У., 12 лет. Голос отсутствует в течение 11 лет. Голос был вызван на 12-м занятии. Звук грубый, хриплый, напряженный. На 28-м занятии го­лос стал более звонким и модулированным.

Руфа Б. 21 год. Голос отсутствовал в течение 18 лет. Голос был вызван на 18-м занятии. Звук слабый, хриплый, низкий, сдавленный. На 30-м занятии голос стал громким, звонким, звучащим с минимальным напряжением (фонируют деформированные истинные голосовые складки).

Анализируя данные примеры, можно установить, что у детей с органическими заболеваниями гортани почти невозможно вы­звать голос на первых занятиях. Для этого требуется длительная подготовительная работа (артикуляционная, дыхательная гимнастика), а также значительные мышечные усилия со сторо­ны ребенка. Полученное первое голосовое звучание характеризу­ется своеобразным тембром — звук грубый, хриплый, сдавлен­ный, зажатый, напряженный, с массой добавочных призвуков. Качество полученного голоса зависит от ряда факторов, из кото­рых первостепенное значение имеет полноценность функции ис­тинных голосовых складок, тяжесть и длительность заболевания гортани и нарушения голоса, наконец, психологическая подготов­ка ребенка, его вера и желание восстановить голос.

II. Закрепление полученного голоса. Основная задача этого периода: 1) автоматизация полученного голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными

2) развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, рит мико-мелодико-интонационной стороны речи;

3) постановка певческого голоса.

Вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от легких упражнений к более трудным в зависимости от возраста ребенка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.

Работа с глухими согласными. Закрепление голоса начи­нается с произнесения слогов, включающих гласные звуки и глу­хие согласные ф, с, ш, х.

С анатомо-физиологической точки зрения смычные глухие п, т, к являются наиболее простыми звуками. В. А. Богородицкий объяснял это тем, что взрывные согласные требуют простого грубого прижатия оргака, тогда как для продувных согласных орган произношения должен держаться приближенным или от­части касающимся, но не нажатым.

Смычные согласные п полу­чает усиление. Без усиления же слабый звук губного взрыва, даже при повышенной экспирации, был бы совершенно неуло­вим для восприятия.

По участию голоса и шума звуки п акустическая сила звука достигается повышенной экспирацией, прорывом вы­дыхаемой струёй воздуха смычки губ.

При образовании звука м. Поэтому взрывные звуки находятся на первой ступени динамической податливости.

При произнесении п большую помощь оказывают а) тактильно-вибрационные ощущения (ребенок осязает сильный взрыв, толчок теплого воздуха на тыльной поверхности кисти руки); зрительный контроль (ребенок видит крепко сжатые губы и взрыв).

Таким образом, у, о, а, и (последующий гласный усиливает сонорность пред­шествующего согласного). Прямые и обратные слоги:

пу уп по оп па ап пи ип

Опоясывающие слоги:

упа any пуп опа опу поп ипа ипу пап апа упу пип

При произнесении смычных согласных т, к язык более активен, увеличивается напряжение спинки языка. Экспираторная струя чуть слабее, чем при произнесении п. Модуляции глоточной трубки незначительны, что усиливает мощность звуков. Тактильно-вибрационные ощущения (взрыв, струя воздуха) помогают «поймать» звук, зрительные — «увидеть» его, слуховые — услы­шать шум взрыва.

Звуки т и к соединяются с гласными в прямых и обратных слогах.

Примерные упражнения

ту  
ут ута ату тут  
то от ота оту тот
та ат ита иту тат
ти ит ата уту ТИТ
ку ук ука аку кук
ко ок ока оку кок
ка ак ика ику как
ки ик ака уку кик

Приводимые бессмысленные слоговые упражнения на данном этапе являются единственно доступным ребенку голосовым ма­териалом. Но целесообразно включать их лишь в кратковремен­ную тренировку.

Щелевые (фрикативные) согласные х).

Работу с щелевыми согласными лучше начинать со звука ф, как наиболее простого из этой группы звуков.

По способу образования звук ф усиливается за счет шума, возникшего в результате трения воздуха о края щели.

По участию голоса звук ф глухой. При его произнесении го­лосовые складки разомкнуты. Сила звука достигается повышен­ной экспирацией, прорывом струёй воздуха щели между нижней губой и верхними резцами.

При произнесении ф модуляции глоточной трубки незначи­тельны. С началом фонации трубка сужается, к концу фонации она немного расширяется. Как известно, суженная глоточная трубка усиливает мощность глухого звука.

При произнесении ф ребенок видит подтянутую к верхним резцам нижнюю губу, приподнятую верхнюю губу, обнаженные верхние резцы, освязает холодную, довольно сильную струю вы­дыхаемого воздуха, отсутствие вибрации гортани, слышит шум от прорыва струёй воздуха щели, т. е. включается тактильно-вибрационный, зрительный и слуховой контроль.

При произнесении слога ф.

Примерные упражнения

фу фо фа фи  
уф оф аф иф уфа офа ифа афа афу офу ифу уфу фуф фоф фаф фиф

После многократного повторения этих слогов можно перейти слогу су.

По способу образования звук мм. Кончик языка упирается в нижние зубы. Между передней частью языка и твердым нёбом образуется узкая щель в форме желобка, проходя через которую воздушная струя производит резкий шум. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки раскрыты. Напряжение выдыхаемой струи воздуха сильное. Звук с усили­вается за счет шума, образуемого в результате прохождения воз­духа через желобок.

По участию голоса звук с глухой. Сила звука достигается по­вышенной экспирацией.

При произнесении с модуляции глоточной трубки незначи­тельны. С началом фонации глоточная трубка сужается, к концу произнесения она несколько расширяется. Суженная глоточная трубка усиливает мощность глухого звука.

При произнесении с ребенок видит сжатые или сближенные зубы, растянутые углы рта, осязает сильную холодную струю воздуха, слышит шум при прохождении выдыхаемой струп воз­духа, т. е. участвуют тактильно-вибрационные, зрительные и слу­ховые ощущения.

При произнесении слога су ребенок видит вытянутые вперед губы, осязает холодную струю воздуха.

Примерные упражнения

су  
ус уса асу сус  
со ос оса осу сое
са ас иса ису сас
си ис аса усу сие

После неоднократного повторения этих слогов переходим к слогу шу.

По способу образования звук ш усилива­ется за счет шума, образуемого в результате прохождения возду­ха через щель.

По участию голоса звук ш глухой.

При произнесении с).

Тактильно-вибрационный, зрительный и слуховой контроль играют роль при произнесении ш: ребенок видит выдвинутые губы, обнаженные сжатые зубы, осязает теплый воздух, слышит шум прохождения воздуха. Звук ш соединяется с гласными:

Примерные упражнения

шу шо ша ши  
уш ош аш иш уша оша иша аша ашу ошу ишу ушу шуш шош шаш шиш

По способу образования звук х усиливается за счет щели, образуемой задней частью спинки языка и нёбом.

По участию голоса звук х глухой.

При произнесении х модуляции глоточной трубки невелики, ребенок видит форму рта, отвечающую следующему гласному. осязает теплую струю воздуха, слышит шум при прохождении воздуха.

Примерные упражнения

ху хо  
ух ох уха оха аху оху хух хох  
ха ах иха иху хах
хи их аха уху хих

 

смысленные  
сочетания).  
Например:    
пут пом пам
тут поп пат
кум пок пас
туп тот паф
тум том там
тук туф пос пош таф тас
куп кош фас
кут кос фат

Затем можно перейти к произнесению слогов со всеми глас­ными и глухими согласными (пока это главным образом бес­смысленные сочетания)

Слоги произносятся в «позиции резонатора», что снимает из­лишнее напряжение с голосового аппарата, усиливает звук, увели­чивает его сонорность и полетность путем контроля за деятель­ностью артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата.

При переходе к произнесению слов сначала включаются односложные слова, затем—двухсложные с открытыми и закрытыми слогами, потом — трехсложные и т. д.

Например:

мус  
поп там тип  
пук пот так тик
путь тот пас тиф
пуф том пан ТИТ
пух ток мак пиф
туп ком фас кит
тут кот сам КИМ
туф кон Тата кино
тушь кок такса киска
кум сок Паша киоск
куш сом фасад пика
фут сон шапка пилка
сук сое хата финик
шум шок сапог фикус
муха Поля шахта кипарис
туша почка каска Мишка
утка точка каша  
пуля Сочи капуста  
пушка фото    
куст кость    
кусок фокус    
кушак форма    
шутка      
укус      

При подборе слов соблюдается принцип перехода от гласного у х.

Для тренировки удлиненного выдоха, укрепления силы голо­ва предлагается прием наращивания слогов. Слог и полученное от него слово произносятся на одном выдохе, с одинаковой ин­тенсивностью голоса.

Например:

му — муха ту — туф — туфли ко — ком — компас та — танк — танкист ки — кипа — кипарис

Заканчивая работу с глухими согласными, мы предполагаем, что ребенок уже достаточно хорошо контролирует звучание голо­са в «ротовой позиции», умеет регулировать силу экспираторной струи воздуха и координировать движения артикуляционного аппарата.

Работа со звонкими согласными. При произнесении звонких согласных голосовые складки напряжены и колеблются под на­пором выдыхаемой струи воздуха Глоточная трубка расширяет­ся, что приглушает мощность звонкого согласного. Звонкие со гласные слабее глухих, так как имеют меньший дебит воздуха Отсюда—меньшая степень мускульного напряжения при обра­зовании звонких Но присутствие голоса делает согласный более слышимым даже при слабой артикуляции. Чтобы достичь такой же слышимости глухого согласного, его нужно произносить силь­нее (для увеличения слышимости речи необходима сила артику­ляции, т. е мускульное напряжение).

С точки зрения формирования речи, звонкие согласные появ­ляются позже парных глухих.

При произнесении звонких ребенок ощущает вибрацию горта­ни, что устанавливает связь между мышечными и слуховыми ощущениями и вводит дополнительный тактильно-вибрационный контроль.

Последовательность постановки звонких согласных отличает­ся от постановки глухих Работа начинается с щелевых (фрика­тивных) звонких согласных в, з ж. Объясняется это тем, что фрикативные согласные произносятся более длительно, чем взрывные. При более длительном произнесении согласных созда­ются лучшие условия для определения голосового компонента, чем при условии почти мгновенного взрыва (как это бывает при произнесении смычных). Сонорные и щелевые согласные более мощные, чем взрывные, их мощность приближается к мощности гласных.

Вначале логопед объясняет ребенку отличие звонких соглас­ных от глухих, затем протяжно произносит звуки коза, суп—зуб и т. д). Эти приемы повышают сознатель­ное отношение ребенка к занятиям

Для вызывания звонких щелевых звуков проводится специфи­ческая гимнастика для голосовых складок Предлагается каш­лять, зевать, стонать, издавать так называемый «голубиный го­лос» (звук похож на б, но не доводить губы до взрыва, а тянуть звук как можно дольше. При этом важно ощущать вибрацию губ и голосовых складок.

Хорошей гимнастикой для голосовых складок являются во­кальные упражнения '. Эти упражнения сочетаются с ручным или вибрационным массажем гортани, а также ионофорезом с йодистым калием на область гортани (только при стенозах гор­тани).

Получив изолированное звучание звонких согласных в, з, ж, ребенок произносит слоги:

ву — ув  
       
во — ов      
ва — ав      
ви — ив      
вув, пув, вут    
ВОВ пов вот  
вав пав ват  
вив пив вит  
зу— уз зуз пуз зут
30 — 03   поз зот
за — аз заз паз  
зи — из зиз   зит
жу — уж жуж пуж ж у т
жо — ож жож пож жот
жа — аж жат паж жат
жи — иж жиж пиж  
Слова      
воз зов живу  
вижу звон жук  
ваза зной сижу  
вожу зонт жакет  
вожжи Зина Женя  
вата звук жало  

Звонкие и глухие дифференцируются в слогах и словах-па­ронимах:

фу — ву су — зу шу — жу

фо — во со — зо шо — жо

фа — ва са — за ша — жа

фи — ви си — зи ши — жи

афа — ава аса — аза аша — ажа

афо — аво асо — азо ашо — ажо

афу — аву асу — азу ашу — ажу

афи — ави аси — ази аши — ажи

фаня — Ваня суп — зуб шаль — жаль феня — Веня сам — зам шила — жила Филя — Виля Сима — зима шар — жар

сайка — зайка шарь — жарь

соя — Зоя

Затем можно перейти к смычным (взрывным, мгновенным) звонким согласным б, д, г. Взрывные согласные произносятся мгновенно, коротко, поэтому ребенку труднее найти правильное голосовое звучание, чем при произнесении щелевых согласных. Последовательность работы со звонкими смычными почти не отличается от такой же с щелевыми. Только в обратных слогах звонкие оглушаются, поэтому их специально не тренируем. Примерные упражнения бу—бо—ба—би ду — до — да — ди гу — го — га — ги Слова буду иду губы буква дуб гусь булка душ год бухта дубы годы бомба дудка голос боль дума гость бок дом баба Дон глобус газ бас доски галка бал дата гимн басня дама гильза башня Дима база Дина бидон дитя бизон диван Слова-паронимы папа — баба пока — бока палка — балка Паня — баня папка — бабка папочка — бабочка плоха — блоха напор — набор запор — забор попить — побить пил — бил пой — бой тушь — душ том — дом кот — год уточка — удочка купить — губить точка — дочка колос — голос там—дам тень — день тело — дело Тима—Дима тятя — дядя Толя — доля 1 Все эти упражнения чередуются с работой над развитием и укреплением высоты, силы и тембра голоса. На данном этапе логопедической работы важно "поставить" голос т. е. укрепить полученное звучание, добить ровного и спокойного, сильного и громкого чистого и звонкого голоса. Что значит «поставить» голос в данных условиях, т.е. при деформированной гортани, рубцово измененных голосовых складках? Это значит научить ребенка пользоваться полученным голосом, найти его естественное звучание и развить его во всех отношениях, т. е. в смысле укрепления высоты, силы и тембра голоса. Для достижения этой цели необходим постоянный контроль логопеда за качеством эмиссии голоса. I. Развитие силы голоса. Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Если мы хотим увеличить силу звука в два раза, мы должны увеличить подсвязочное давление в четыре раза. Отсюда физиологическая «невыгодность» форсирования звука, требующая значительного увеличения подсвязочного давления и напря- жения голосовых складок. Умение изменять силу голоса — одно из важных его вырази- тельных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не крикливо, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса — от гром- кого произнесения к среднему и тихому, и наоборот. Упражнения 1) Удлинение произнесения звуков (при средней громкости голоса): У ____У ____ о ____ о ____ а ____ а ____ и ____ и ____ э ____э ____ в ____ в ____ 3 ______3 ______ ж ____ж ____ Постепенно произне- сение звуков на одном выдохе все более уд- линяется, но сила го- лоса остается неизмен- ной (средней) ау ____ ув ____ ав ____ аи ____ уз ____ аз ____ он ____ уж ____ аж ____ уи ____ ов ____ ив ____ уа ____оз ____из ____ оу ож _ иж _

ауи ____уву ____увуз ____ оуи ____ узу ____ увуж ____ эуи ____ ужу ____ овуз ____ оуа ____ уво ____ увож ____ уиа ____ува ____узув ____ эуа ____уза ____ожув ____ эуи ____ узо ____ ужив ____ уиа ____ ужа ____ ивиз ____ уиэ ____ужо ____

уэа ____ ужи ____

уоа ____

ауэо ____ эоуи ____ ауои ____ эоуа ____ уиаи ____ аиоу ____ уиао ____ аэоу ____ о) ио ____ аиоа ____ уиоэ ____

а ___у __а ____у ____и ____ а ___ о ___о ____ у ___ и ____ а ___э ___ э ____ у ____ о ____ Удлинение а ___ и ___ о ____ у _____ а ____ каждого

у ___ а ___ а ____ э ____ у ____ звука

У ___а ___

У ___э ___

а ____ и ____ о ____ а ____

э ____ и ____о ____ у ____ у ____ а ____ и,____ э ____

2) Усиление голоса- артикуляция—шепот—тихо—громко:

3) Ослабление звука, громко—тихо—шепот—артикуляция

4) Те же упражнения, но без паузы:

5) Усиление-ослабление голоса без паузы, на одном выдохе

6) Усиление голоса с увеличением длительности звучания.

7) Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:

8) Счет десятками с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса:

Постепенное ослабление голоса

Постепенное усиление голоса

I. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.9.10 — артикуляция

II. 12 13. 14. 15 16. 17. 18. 19.20—шепот 21.22 23 24 25 26.27.28.29 30—тихо 31 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40 — громко 41. 42.43.44.45.46.47.48.49.50—тихо 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60 — шепот 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70— артикуляция 9) Произнесение алфавитного ряда с постепенным усилением и последующим ослаблением звучания:

—усиление звучания

ослабление звучания

10) Чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса. Унылая пора! Очей очарованье! — одна артикуляция Приятна мне твоя прощальная краса. — шепот Люблю я пышное природы увяданье, — тихо В багрец и в золото одетые леса, — громче В их сенях ветра шум и свежее дыханье,— громко И мглой волнистою покрыты небеса, — тихо И редкий солнца луч, и первые морозы, — шепот И отдаленные седой зимы угрозы. — одна артикуляция (А. С. Пушкин.)

Предварительное обсуждение темы, идеи изучаемого произ­ведения помогает ребенку регулировать силу голоса в зависимо­сти от смысла высказывания. Овладение силовым звучанием голоса оказывается для детей с органическими нарушениями го­лоса более посильной задачей, чем овладение высотным и темб-ральным звучанием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.131 с.)