Завдання, методи збільшення та зменшення статутного капіталу підприємства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Завдання, методи збільшення та зменшення статутного капіталу підприємства.



Основные цели увеличения уставного капитала предприятия сводятся к следующему:

- увеличение доли капитала, в рамках которой владельцы предприятия отвечают по его обязательствам перед кредиторами. Таким образом повышается кредитоспособность предприятия и его финансовая независимость;

- мобилизация финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов, планов санации, модернизации существующих мощностей, переоборудования или расширения производства;

- улучшение ликвидности и платежеспособности предприятия, поскольку увеличение уставного капитала связано, как правило, с привлечением дополнительных денежных ресурсов;

- аккумуляция финансового капитала для приобретения корпоративных прав других предприятий, в т.ч. с целью усиления влияния на данные предприятия, их поглощения или приобретения их мощностей.

Среди других причин увеличения уставного капитала следует вы-
отделить уменьшения рыночной цены акций. Высокий курс имеет недостаток, это препятствует широкой диверсификации акций, поскольку частные инвесторы, как правило, опасаются вкладывать средства в акции с высокой покупательной цене. Эффект снижения курса можно достичь и без увеличения номинального капитала. Это можно сделать уменьшением номинальной стоимости акций с одновременным увеличением их количества.

Еще одной причиной увеличения уставного капитала может быть увеличение базы для начисления дивидендов с целью проведения политики стабильных дивидендов с одновременным увеличением абсолютной суммы дивидендных выплат. (Ставка дивидендов свидетельствует о рискованность предприятия.)

Увеличение уставного капитала предприятий может происходить за счет внешних финансовых источников (взносы участников и учредителей) и в результате изменения структуры капитала в направлении увеличения номинального капитала. В последнем случае увеличение происходит за счет нераспределенной прибыли, резервного или дополнительного капитала.

Важное значение в случае увеличения уставного капитала должен урегулирования механизма использования преимущественных прав владельцев на участие в увеличении капитала и установление курса эмиссии корпоративных прав. Решающим при этом является форма организации бизнеса. В зависимости от типа предприятия применяются те или иные методы и нормативное регулирование порядка увеличения уставного капитала. Форма организации и величина предприятия определяют его возможности доступа к фондовому рынку. Механизм финансирования субъектов, имеющих доступ к организованному рынку капиталов (крупные АО), существенно отличается от тех, которые такого доступа не имеют (ООО, ЗАО, частные предприятия). Учитывая то обстоятельство, что большинство предприятий организованы в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, порядок увеличения уставного капитала мы будем рассматривать именно на примере этих организационно-правовых форм ведения хозяйственной деятельности.

К основным целям уменьшения уставного капитала следует отнести:

- поддержание курса корпоративных прав, если он падает (уменьшение уставного капитала осуществляется для уравновешивания (или превышения) номинальной стоимости акций (долей) с их рыночной ценой);

- получение санационной прибыли, которая направляется на покрытие балансовых убытков;

- концентрация уставного капитала в руках активных собственников;

- уменьшения высокого уровня капитализации предприятия (уменьшение капитала при этом является составной выбранной предприятием дивидендной политики или политики диверсификации инвесторов);

- уменьшение избытка ликвидности (если чистый денежный поток превышает инвестиционные возможности предприятия, то целесообразно направить свободные средства на возвращение вкладов собственников с тем, чтобы они могли вложить полученные средства в другие инвестиционные проекты);

- выход отдельных участников из состава общества (в ООО).

Объемы уменьшения уставного капитала определяются решением собрания акционеров (участников). Решение общего собрания общества об изменениях уставного капитала принимаются большинством в 3/4 голосов акционеров, принимающих участие в собрании (общие собрания признаются правомочными, если в них принимают участие акционеры, имеющие в соответствии с уставом общества более 60% голосов).

Нормативное регулирование порядка уменьшения уставного капитала осуществляется с целью защиты имущественных интересов кредиторов. Чрезвычайно важным является то, что решение общества об изменениях размера уставного капитала вступает в силу только со дня внесения этих изменений в государственный реестр.

Уменьшение уставного капитала, связанное с выплатами компенсаций (в виде денежных средств или товарно-материальных ценностей) владельцам корпоративных прав при наличии возражений кредиторов не допускается, поскольку в данном случае уменьшаются капитал, в рамках которого владельцы несут ответственность перед кредиторами предприятия, и объем имущества, за счет которого могли бы погашаться его долги.

Кредиторы акционерного общества, которые имеют возражения по уменьшению размера уставного капитала общества, в срок, установленный для представления возражений, предоставляют копию возражений Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Если же собственники передают свои корпоративные права до аннулирования бесплатно, то ограничение относительно учета интересов кредиторов на эту операцию не распространяются, поскольку в данном случае происходит только приведение в соответствии с размером уставного капитала предприятия реального объема имущества, отраженного в балансе. Размер активов предприятия при этом не уменьшается.

Следует отметить, что исполнительные органы предприятия несут персональную ответственность за факт уменьшения уставного капитала и возврата вкладов владельцам при наличии возражений кредиторов. Решение собрания учредителей не освобождает дирекцию (правление) от возмещения убытков кредиторам, поскольку оно приобретает правовой силы только после внесения изменений в государственный реестр.

Акционерному обществу запрещается принимать решение об уменьшении размера уставного капитала и в том случае, если предыдущий выпуск акций не зарегистрировано.

При уменьшении уставного капитала его размер не может быть меньше минимального размера уставного капитала, определенный законодательством.

Планування прибутку і рентабельності господарської діяльності.

Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей:

- повышение контролируемой доли рынка;

- предвидение требований потребителя;

- выпуск продукции более высокого качества;

- обеспечение согласованных сроков поставок;

- установление уровня цен с учетом условий конкуренции;

- улучшение репутации фирмы у потребителей.

Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:

- Планирование роста прибыли.

- Планирование издержек предприятия.

- Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.

- Улучшение социальной политики фирмы.

Планировать необходимо для того:

- чтобы понимать, где, когда и для кого предприятие собираетесь производить и продавать продукцию;

- чтобы знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;

- чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;

- чтобы предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные меры по их снижению.

Планирование - это система управления производством, обеспечивает его динамичное и пропорциональное развитие, а также выявление и эффективное использование резервов производства.

Планирование находит свое выражение в составлении планов. Свойства планов:

- Преемственность (взаимосвязь планов разного уровня);

- Непрерывность (взаимосвязь планов различного назначения);

- Стабильность (отсутствие просмотров планов в конкретном, относительно коротком промежутке времени).

Планы делятся на:

- долгосрочные (прогнозы);

- перспективные: определяют стратегические задачи развития предприятия (на длительный период времени);

- текущие (годовые): составляются с учетом перспектив развития предприятия и конкретизируют задачи функционирования предприятия в зависимости от внешних факторов в конкретном временном отрезке;

- оперативные (квартальные, месячные) - это планы повсеместного руководства производства.

К каждому плану предъявляются требования технико-экономического обоснования, т.е. единства техники и экономики. Планы, как правило, состоят в два этапа:

- Предварительный этап (проект плана): на основе ожидаемого выполнения плана за предыдущий период и внешние факторы, определяющие деятельность предприятия в конкретной временной ситуации.

- Окончательный: внесение всех уточнений и дополнений в разработанный проект.

В основе производственного плана были раньше конкретные цифры. Сейчас планирование - прерогатива самого предприятия.

Окончательный вариант плана доводится до конкретных исполнителей. Плановое задание является программой того или иного подразделения предприятия. Общее руководство плановой работы осуществляет руководитель предприятия, методическое же руководство осуществляют руководители экономических служб.

В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы тесно взаимосвязаны между собой.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.

Финансовое планирование - это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, который реализуется в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия. Его главными этапами выделяют следующее:

- анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования для компании;

- прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;

- обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана);

- оценки результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

Финансовое планирование (кроме уже упоминавшихся способов расчетов) требует широкого использования экономико-математического моделирования. Финансовый план состоит из нескольких документов, находящихся между собой в определенном взаимосвязи через показатели, что в них содержатся. Проработка деталей в финансовом плане могут быть разная (в зависимости от размеров компании и масштаба проектов), но в любом случае в него входят:

Прогноз объемов реализации (Sales Forecast)

План движения наличных средств / Баланс денежных потоков (Projected Cash flow Statement)

План прибылей и убытков / Таблица доходов и расходов (Pro forma Profиt ​​and Loss Statement)

Проект баланса (Pro forma Balance Sheet)

Расчет точки достижения безубыточности (Break-even analysis).

Финансовый план обязательно включает описательную часть, четко устанавливает финансовые цели компании, подробно объясняющей, какие инвестиции и почему фирма собирается осуществлять (какая часть инвестиций при этом пойдет, скажем, на приобретение нового оборудования, которое - на замену старого, который - на установку очистных сооружений, которая - на разработку и продвижение на рынок нового товара и т.п.) и как, самое главное - соглашаются стратегические цели компании с ее финансовыми планами. В реальной жизни процесс финансового планирования неизбежно сопровождается ошибками, избежать которых не поможет никакая теория.

Основным объектом в финансовом планировании является прибыль предприятия. Непосредственно организация управления финансами зависит от размеров компании и выполняемых ею задач. При решении финансовых вопросов необходимо точно трактовать понятие "прибыль". Если вернуться к счету прибылей и убытков, то по нему легко заметить, что есть существенная разница между валовым и чистым доходами: валовая прибыль представляет собой текущие доходы до уплаты налогов, чистая - после их уплаты, то есть это те средства, который компания может использовать по своему усмотрению. В свою очередь чистая прибыль, в зависимости от выполняемых им функций, делится на распределенный, т.е. то что пошел на выплату дивидендов или вообще в личных доходах владельцев фирмы, и нераспределенная, т.е. вложенный в производство. Каких-то особых рецептов относительно распределения чистой прибыли не существует, - все зависит от конкретных целей фирмы и ее финансового состояния. Можно лишь отметить, что прибыль, которая распределяется, составляет обычно 30-50% чистой прибыли.

В условиях рыночной экономики чистая прибыль является основой экономического и социального развития предприятия. Постоянное увеличение чистой прибыли - это устойчивое источник финансирования развития производства (реинвестирование прибыли), выплаты дивидендов, создание резервных фондов, удовлетворения социальных и материальных потребностей работников предприятия, благотворительной деятельности. Чистая прибыль - важнейший показатель для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий, поскольку отражает степень активности и финансового благополучия, а также эффективность менеджмента. По чистой прибыли определяется приемлемый для инвестора уровень доходности активов предприятия для сравнения с альтернативными вариантами направления инвестирования (при условии сравнительного риска). Чистая прибыль является одним из основных источников увеличения капитала предприятия, что отражено в форме № 4 "Отчет о собственном капитале" финансовой отчетности. Постоянное увеличение прибыли в условиях допустимого риска, то есть в случае привлечения дополнительных заемных средств или дополнительного размещения акций, укрепляет конкурентные позиции предприятия на рынке капитала.

Рассмотрим, какие факторы влияют на этот итоговый показатель.

Основным фактором является доход (выручка) от реализации продукции, что свидетельствует о рыночном спросе на продукцию предприятия, возврата вложенных в производство средств и возможность начать новый производственный цикл. Размер выручки от реализации зависит от объемов и структуры производства по видам продукции и рыночных цен каждого вида. Отделы маркетинга предприятий обязаны постоянно анализировать рыночный спрос на продукцию предприятия и своевременно на него реагировать. Экономическое обоснование объемов производства осуществляется через поиск так называемого критического объема, критической точки, или точки безубыточности.

Еще один фактор, который существенно влияет на размер чистой прибыли, - это совокупные затраты на производство и сбыт продукции: себестоимость реализованной продукции, а также административные расходы (общехозяйственные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия) и расходы на сбыт (расходы на содержание подразделений, занимающихся сбытом продукции, рекламу, доставку продукции потребителям и т.д.).

С планированием прибыли тесно связано кассовое планирование, то есть процесс оценки всех источников поступления и расходов наличных средств в течение определенного периода времени.

Основная задача здесь - определить минимальный размер оборотного капитала, необходимого для превращения наличности в товарные запасы, затем в дебиторскую задолженность и, наконец, снова в наличные.

Оборотным капиталом обычно считается превышение мобильных средств (текущих активов) над краткосрочными пассивами. Сбалансированность оборотного капитала обязательно в силу целого ряда причин: она дает возможность вовремя оплачивать счета за материалы и рабочую силу, производить расходы, связанные с производственной и сбытовой деятельностью, пользоваться стойкой кредитной репутацией.

Определив потребность в оборотных средствах, необходимо составить прогноз поступления и расходования имеющихся средств, необходимых для планирования выплаты дивидендов, оплаты процентов и погашения кредитов. Функции такого прогноза выполняет кассовый бюджет, отражающий предполагаемые поступления наличности и ее использования, а также потребность в кредитах или невозможно получение излишков наличности.

Кассовый бюджет рассматривать как счет прибылей и убытков, но только в том, что касается наличности.

Фактические поступления и платежи обычно отличаются от предусмотренных в кассовом бюджете, что может быть вызвано изменением условий сбыта или производства, а также недостаточным контролем за движением наличных средств. Чтобы сохранить оборотный капитал в надлежащем состоянии, возможно принятие определенных стабилизирующих мер:

- уменьшение прямых переменных издержек;

- усиление инкассации счетов дебиторов;

- временное отказа от больших затрат;

- сокращение товарных запасов;

- использование попытки отсрочки погашения кредитов;

- как последнее средство - изменение производственных планов.

Как стабилизирующий фактор также должны выступать специальные резервы и фонды, финансируемые как из прибыли, так и расходов. Опыт показывает, что предприятия должны обязательно накапливать средства, чтобы иметь их на предстоящие расходы - уплату налогов, погашение долгов, замену оборудования и т.д..

Резервы отличаются от фондов тем, что в фондах имеющиеся средства аккумулируются, а в резервах наличные средства обычно составляют заранее фиксированную сумму.

Резервы от прибыли обеспечивают выполнение планов по развитию производства, а также служат для непредвиденных событий.

Фонд является сумма наличных, отложена для специальных целей. Основные характеристики фонда - целевая направленность и строго регламентированная система формирования путем регулярных отчислений. Например, пенсионный фонд (если формируется на предприятие) предназначен только для выплаты пенсий (фирменных надбавок к пенсии, выходных пособий при выходе на пенсию) и формируется за счет отчислений из заработной платы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.042 с.)