Особливості фінансової діяльності підприємств різних організаційних форм бізнесу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особливості фінансової діяльності підприємств різних організаційних форм бізнесу.



Принимая решение о создании нового предприятия или реорганизации существующего перед владельцами и менеджментом встает вопрос о выборе наиболее приемлемой с точки зрения оптимизации финансовой и инвестиционной деятельности организационно-правовой формы ведения бизнеса

По праву собственности в Украине могут действовать субъекты хозяйствования, которые принадлежат к государственной и коммунальной, коллективной и частной форм собственности.

Хозяйственная деятельность, реализация определенного инвестиционного проекта может осуществляться с созданием юридического лица в результате объединения ресурсов согласно договору о совместной деятельности и на основе предпринимательской деятельности без создания юридического лица.

Итак, в Украине могут действовать предприятия следующих видов:

- частные, основанные на собственности физического лица;

- коллективные, в т.ч. хозяйственные общества, кооперативы;

- коммунальные, основанные на собственности соответствующей территориальной общины;

- государственные, основанные на государственной собственности, в т.ч. казенные;

- субъекты хозяйствования с иностранными инвестициями.

Крупнейшей группой субъектов хозяйствования в Украине есть предприятия коллективной формы собственности. Право такой собственности возникает на основании:

а) добровольного объединения имущества граждан и (или) юридических лиц для создания кооперативов, акционерных обществ, других хозяйственных обществ и объединений;

б) передачи государственных предприятий в аренду; выкупа коллективами трудящихся государственного имущества; безвозмездной передачи имущества государственного предприятия в собственность трудового коллектива;

в) преобразования государственных предприятий в акционерные и другие общества; государственных субсидий; пожертвований организаций и граждан; других гражданско-правовых сделок.

Существует тесная связь между организационной формой предпринимательства и структурой капитала, возможностями его финансирования и стоимости мобилизации финансовых ресурсов, форме организации менеджмента, налогообложением, уровнем накладных затрат, возможностями выхода на рынок капиталов и т.д.. Итак, правильный выбор формы организации бизнеса имеет для дальнейшей деятельности предприятия стратегическое значение. Ниже приведены основные критерии и факторы, которые следует проанализировать, принимая решение о выборе формы организации бизнеса.

1. Уровень ответственности и их количество. Различают формы предпринимательской деятельности с ограниченной ответственностью владельцев по обязательствам предприятия, с неограниченной ответственностью, а также смешанные формы. В мировой практике наблюдается четкая тенденция к выбору форм организации бизнеса с ограниченной ответственностью, что объясняется стремлением владельцев субъектов ограничить свои риски величине вкладов в собственный капитал. К таким формам относятся прежде капитальные общества (ООО и АО). Поскольку для каждого вида организации бизнеса характерно определенное количество владельцев, важным фактором, влияющим на выбор формы бизнес-деятельности, является количество инвесторов, которых планируется привлечь.

2. Возможности участия в управлении делами предприятия и контроля за ним. Важнейшая функция владельцев предприятия заключается в участии в управлении его деятельностью. В зависимости от того, какой объем капитала планирует инвестировать потенциальный собственник в деловую деятельность, его видение своего места в управлении бизнесом, выбирается та или иная форма организации предпринимательской деятельности.

Реализовать свои права по управлению предприятием владелец может непосредственно или через уполномоченные им органы. Указанные права могут быть также делегированы наблюдательному совету, исполнительному или иному органу, предусмотренному уставом предприятия. В этом контексте для многих инвесторов важную роль также играет возможность обеспечения анонимности их участия в делах предприятия.

Участие в управлении для владельцев означает:

- участие в определении основных направлений деятельности предприятия, утверждение его планов и отчетов об их выполнении;

- избрание и отзыв членов исполнительных и контролирующих органов (ревизионная комиссия);

- определение условий оплаты труда должностных лиц предприятия;

- утверждение годовых результатов деятельности предприятия, порядка распределения прибыли и покрытия убытков;

- определение организационной структуры и принятия решений по изменению уставного капитала и устав предприятия.

В капитальных обществах (АО, ООО), кооперативах выполнения функции управления осуществляется через участие собственников в общем собрании общества. Непосредственное управление делами обществ возлагается на исполнительные органы. Возможность участия в управлении партнерствами зависит от степени правовой ответственности участников. Так, управление делами коммандитного общества осуществляется только участники с полной ответственностью. Как правило, эти самые участники выполняют также функции исполнительного органа.

3. Возможности финансирования. Форма организации бизнеса определяет также возможности и условия привлечения собственного и заемного капитала. Так, уровень кредитоспособности предприятия в значительной степени зависит от уровня ответственности за долги, а также от размера собственного капитала. Возможности использования различных инструментов финансирования зависят также от правовых ограничений и уровня доступа субъекта к рынку капиталов, в частности: открытые АО могут привлекать средства путем эмиссии акций и облигаций;
ООО могут привлекать только вклады участников и путем эмиссии облигаций. Партнерства не могут привлекать средства путем эмиссии облигаций или акций.

4. Условия передачи права собственности и правопреемство (порядок и затраты средств и времени на выход из числа собственников предприятия или приобретения права собственности). Если корпоративные права предприятий имеют свободное обращение на фондовой бирже или другом организованном рынке капиталов, то процедура передачи права собственности является упрощенной. Если же речь идет о предприятиях с замкнутым кругом возможных владельцев, то процедура передачи права собственности на них несколько усложненной и сопровождается повышенными накладными расходами. Принимая соответствующие решения, следует также учитывать, что при некоторых обстоятельствах лишиться права собственности на предприятие можно только в случае реорганизации или ликвидации. Последний вариант, как правило, связан с дополнительными затратами.

5. Условия налогообложения субъектов хозяйствования различных форм организации бизнеса. В целом для всех видов предприятий установлены одинаковые условия налогообложения. Особенности предусмотренные для частных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без создания юридического лица для предприятий, которые по установленным критериям относятся к малому бизнесу, для предприятий с иностранными инвестициями (при репатриации доходов). Кроме этого, некоторые особенности установлены для налогообложения объединений субъектов хозяйствования.

6. Накладные расходы, обусловленные отдельными формами организации бизнеса. Для различных форм организации бизнеса характерен различный уровень накладных расходов как при создании, так и при осуществлении текущей финансово-хозяйственной деятельности. Эти расходы связаны с особенностями ведения финансового и налогового учета, составления отчетности, с привлечением дополнительного капитала, организацией управления и т.д.. Примером специфических накладных расходов могут быть эмиссионные расходы, расходы на обязательные аудиторские проверки, обязательной публикации отчетности в средствах массовой информации, организации собраний владельцев т.д.. Кроме этого, следует учитывать законодательные требования относительно минимального размера уставного капитала для различных форм бизнес-деятельности.

7. Законодательные требования относительно соответствия вида деятельности определенным формам организации бизнеса. Например, банки могут создаваться только в форме АО или ООО, страховщики - юридические лица - в форме акционерных, полных, коммандитных обществ или обществ с дополнительной ответственностью, ломбарды - в форме полных товариществ. Разрешение на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг могут получить акционерные общества, уставный капитал которых сформирован за счет исключительно именных акций, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные и коммандитные общества, для которых операции с ценными бумагами составляют исключительный вид их деятельности.

Субъекты хозяйствования могут создавать разного рода объединения. Объединение является юридическим лицом, может иметь самостоятельный и сводный балансы, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием. Регистрация объединения производится в порядке, установленном законодательством. Объединение не отвечает по обязательствам входящих в его состав, а предприятия не отвечают по обязательствам объединения, если иное не предусмотрено учредительным договором (уставом). К основным видам объединений относятся ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны.

Ассоциации (от лат. Assotiatio - сочетание, соединение) - договорные объединения, созданные с целью постоянной координации хозяйственной деятельности. Ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников.

Корпорации (от. лат. Corporatio - союз) - договорные объединения, созданные на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности от каждого из участников. Корпорации как вид объединения не следует путать с корпоративной формой организации бизнеса. Например, в США и Западной Европе под корпорациями основном понимают предприятия, основанные на частичном участии и с ограниченной ответственностью (Ltd, limited liability), например акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.

Консорциумы (от. лат. Consortium - общность) - временные уставные объединения промышленного и банковского капитала для достижения общей цели, как правило, при осуществлении крупных финансовых операций или реализации совместного инвестиционного проекта. Например, банковские консорциумы создаются с целью уменьшения риска при кредитовании крупных рисковых проектов или при размещении крупной эмиссии ценных бумаг.

Концерны (от англ. Concern - объединение) - уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предприятий, находящихся под единым контролем.
3. Нормативно – правове забезпечення фінансової діяльності підприємств в Україні.

Для нормального функционирования предпринимательства должны быть обеспечены следующие основные условия:

- стабильная национальная денежно-кредитная система;

- льготная системы налогообложения;

- активно действующая система инфраструктурной поддержки предпринимательской деятельности;

- государственная финансовая и материально-техническая поддержка предпринимательства;

- эффективная защита интеллектуальной собственности;
• упрощенная процедура регулирования предпринимательской деятельности со стороны государственных органов;

- правовая защита предпринимательства;

- формирование в обществе привлекательного имиджа предпринимательства.

Государственная предпринимательская политика должна включать следующие составляющие:

- государственное регулирование тех процессов, которые происходят в предпринимательской среде и является формообразующим его факторами (политика разгосударствления и приватизации, антимонопольная политика; институт банкротства субъектов предпринимательства и т.д.;

- государственную систему поддержки предпринимательства. Мировой опыт показывает, что разгосударствление - это общеэкономический процесс, который может происходить в различных формах: как в рамках государственной собственности (демонополизация), так и за ее пределами (денационализация), через превращение крупных государственных предприятий в акционерные общества, т.е. корпоратизации (акционирование) и трансформации государственной собственности в частную с изменением субъекта права собственности (приватизация).

Для правильного определения цели приватизации, ее приоритетов, возможных и целесообразных ограничений разрабатываются государственная, республиканская (АР Крым) и местные программы приватизации. В Государственной программе приватизации определяются:

• задачи относительно приватизации имущества, находящегося в государственной собственности;

• перечень объектов, подлежащих приватизации;

• соответствующие способы приватизации для разных групп объектов;

• задачи органам исполнительной власти относительно обеспечения приватизации;

• мероприятия по привлечению в процесс приватизации инвесторов;

• особенности участия в процессе приватизации граждан Украины, иностранных инвесторов и других покупателей;

• расчет затрат на выполнение программы приватизации, порядок возмещения их и источники финансирования;

• прогноз поступления средств от приватизации и направлений использования.

На нынешнем этапе в Украине ставится задача перехода к инвестиционно-ориентированной приватизации, которую предлагается осуществлять по двум направлениям:

1. Приватизация крупных предприятий стратегических отраслей экономики производить по индивидуальным планам на основании отраслевых программ реструктуризации продажей пакетов акций с возможной передачей прав на управление закрепленным за государством пакетом акций стратегическому инвестору под конкретные обязательства;

2. Организовать массовую распродажу (даже за символическую цену) за денежные средства и ОВГЗ малоликвидных объектов, остатков реализованных пакетов акций предприятий, которые не имеют стратегического значения для экономики, объектов незавершенного строительства, а при наличии выгодных предложений и отдельных инвестиционное привлекательных предприятий. Это создаст первую экономическую среду для формирования широкого слоя управленцев, менеджеров, способных обеспечить эффективную деятельность предприятий в условиях жесточайшей внутренней и внешней конкуренции.
Конкурентная (антимонопольная) политика государства направлена ​​на предотвращение монопольной деятельности, на ее ограничения и прекращения. Основой конкурентной политики государства является антимонопольное законодательство. К средствам антимонопольного регулирования относятся:

• ограничения на высокий уровень цен и тарифов, введение предельных нормативов рентабельности;

• декларирование изменения цен;

• установление стандартов и показателей качества для товаров и услуг;

• квотирование объемов производства товаров (услуг);

• использование государственных заказов;

• распределение рынков;

• тарифное регулирование импорта и экспорта товаров и др..

Институт банкротства является неотъемлемой составляющей государственной предпринимательской политики и инструментом гражданско-правовой ответственности за неэффективную организацию работы предпринимательских структур.

В Украине нормативно-правовое регулирование процесса банкротства основывается на Законах Украины «О банкротстве», «О банках и банковской деятельности», «Об аудиторской деятельности», а также на Арбитражном процессуальном кодексе Украины. Субъектом банкротства могут стать предпринимательские структуры или государственные предприятия, не могут своевременно выполнить свои обязательства перед кредиторами или перед бюджетом. Однако способен предприятие на этом этапе еще не является банкротом. Он признается только по решению арбитражного суда. До принятия такого решения ему предоставляется возможность выйти из состояния несостоятельности через процедуру санации (систему мер, направленных на предотвращение банкротства).

Условиями санации могут быть: выпуск новых акций или облигаций для привлечения денежного капитала, увеличение банковских кредитов и предоставления правительственных субсидий, уменьшение процентов по облигациям, выпущенным предприятием, и отсрочка их погашения; реструктуризация краткосрочной задолженности в долгосрочную, ликвидация нерентабельных предприятий и создание на его базе нового, изменение формы собственности предприятия; структурная перестройка производства, изменение рынков сбыта, изменение сырьевой базы, другие мероприятия, направленные на оздоровление предприятия.

Основой государственной политики поддержки предпринимательства является разработка и реализация государственных программ научно-технического, ресурсного, финансового, консультативного, кадрового и иного содействия развитию предпринимательства. Государственные программы поддержки могут реализовываться центральными и местными органами исполнительной власти. Программы должны обеспечить формирование тех неотъемлемых элементов социально-экономического пространства, предпринимательский сектор не способен создать самостоятельно, а именно: нормативно-правового (административного) обеспечения; институциональных основ развития бизнеса функциональных (целевых) форм государственного регулирования.

Нормативно-правовое обеспечение развития предпринимательства включает: формирование законодательной базы предпринимательства и совершенствования ее; нормативное регулирование условий хозяйственной деятельности, включая сертификацию и стандартизацию, административное регулирование через механизм государственной регистрации предприятий, лицензирования предпринимательской деятельности, квотирование объемов производства, экспорта, импорта товаров.

Базой нормативно-правового обеспечения являются законодательные и другие нормативно-правовые акты, соответствующие нормы гражданского, кредитно-финансового, налогового, административного, трудового и других отраслей действующего законодательства, основными из которых являются Законы Украины «О предпринимательстве», «О собственности», «О предприятиях в Украине»,«О хозяйственных обществах»и др..

На современном этапе развития Украины существенным элементом государственной поддержки бизнеса должно стать дерегулирование предпринимательства: упрощение порядка создания, регистрации и ликвидации субъектов предпринимательства, сокращение перечня видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию и патентованию, требуют получения сертификатов и любых других разрешений на осуществление предпринимательства; ограничение количества проверок и права контроля за деятельностью субъектов предпринимательства; упрощение процедуры таможенного оформления грузов в процессе осуществления экспортно-импортных операций, обеспечение последовательности и стабильности нормативно-правового регулирования предпринимательства.

Институциональные основы государственной поддержки предпринимательства включают: наличие организационной структуры, наличие рыночной инфраструктуры, информационно-консультационное обеспечение предпринимательства; кадровое обеспечение, научно-методическое обеспечение, мониторинг государственной поддержки.

Центральным органом, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере развития и поддержки предпринимательства, является Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.

Главная задача этого органа - формирование предпринимательской политики, а прежде - обобщение практики применения законодательства по вопросам предпринимательской деятельности, разработка предложений, направленных на совершенствование его. Кроме того, комитет содействует развитию малого предпринимательства, системы консультативной и информационной поддержки его и готовит предложения по внедрению и совершенствованию механизмов финансово-кредитной поддержки предпринимательства и его внешнеэкономической деятельности, координирует систему подготовки и переподготовки кадров. В Украине создано значительное количество общественных организаций, которые имеют целью содействия предпринимательству.

Организация эффективной поддержки предпринимательства обязательно требует формирования развитой инфраструктуры, что является неотъемлемым компонентом рыночной экономики и создает благоприятные условия для развития бизнеса. В состав инфраструктуры рынка входят: финансово-кредитная инфраструктура, организационно-техническая инфраструктура, информационно-аналитическая инфраструктура.

Развитие предпринимательства требует создания развитой системы информационно-консультационного обеспечения. Основным элементом такой системы должно быть сеть региональных информационно-аналитических центров, что в дальнейшем интегрироваться в единую информационную систему.

Содействие развитию предпринимательства в Украине также предусматривает: проведение комплекса научных исследований, связанных с проблемами развития предпринимательства; разработка и внедрение новых подходов и методов к анализу и прогнозированию развития этого сектора экономики, изучение мирового опыта по вопросам формирования государственной политики содействия развитию предпринимательства.
Функциональные (целевые) формы и методы государственной поддержки предпринимательства условно можно разделить на следующие составляющие: материально-техническая поддержка, научно-техническая (инновационная) поддержка; финансово-инвестиционная поддержка; налоговое регулирование и содействие самофинансированию бизнеса; внешнеэкономическое регулирование и защита национальных предприятий; экологическое регулирования бизнеса.

Государственное регулирование финансового обеспечения деятельности предприятий предусматривает применение инструментов бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и других направлений политики.

Антимонопольная (конкурентная) политика государства - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение монопольной деятельности, ограничения и прекращения ее, а также на развитие конкуренции.
Банкротство - признанный (по заявлению кредиторов, самого должника, налоговой службы и т. п.) арбитражным судом факт несостоятельности удовлетворить требования кредиторов, включая неспособность обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Демонополизация - комплекс мероприятий государства, направленных на усиление конкуренции, снижение уровня монополизации рынков.
Дерегулирование предпринимательства - совокупность мероприятий, направленных на уменьшение вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность, устранение правовых, административных, экономических и организационных препятствий для ее развития.

Коммерциализация - процесс преобразования структурных подразделений государственных предприятий (объединений) в самостоятельные предприятия.

Корпоратизация - процесс преобразования государственных предприятий, закрытых акционерных обществ, производственных и научно-производственных объединений в открытые акционерные общества.
Лицензия - специальные разрешения, которые выдаются субъектам предпринимательской деятельности на осуществление отдельных ее видов.
Монополизирован рынок - рынок в определенных территориальных и товарных границах, на котором действует хотя бы одно монопольное образование или существует барьер для вступления субъектов хозяйствования на него.

Монопольная деятельность - деятельность предприятия, занимающего монопольное положение на рынке.

Монопольное положение предпринимателя - доминирующее положение, которое предоставляет предпринимателю возможность самостоятельно или вместе с другими монополистами ограничивать конкуренцию на определенном сегменте рынка.
Предпринимательство - самостоятельная инициатива, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг, а также торговая деятельность с целью получения прибыли.

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который имеет право юридического лица и осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения прибыли (дохода).

Приватизация - 1. Процесс преобразования государственной собственности в негосударственную. 2. Отчуждение имущества, находящегося в государственной собственности, в пользу физических и юридических лиц, которые могут быть покупателями, с целью повышения социально-экономической эффективности производства и привлечения средств на структурную перестройку экономики.

Разгосударствление - процесс изменения места и назначения предпринимательства в экономике в направлении усиления экономической самостоятельности субъектов хозяйствования. Процесс, связанный с демонополизацией, приватизацией, денационализацией экономики.

Санация - система мероприятий, направленных на предотвращение банкротства предприятий.

Свобода предпринимательской деятельности - один из принципов предпринимательской деятельности, по которому предприниматели имеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.037 с.)