Поняття дивіденду та зміст дивідендної політики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поняття дивіденду та зміст дивідендної політики.



Одной из важных задач финансового менеджмента является формирование и реализация политики предприятия в области выплаты дивидендов. Дивиденды - часть чистой прибыли, распределенная между участниками (собственниками) в соответствии с долей их участия в уставном капитале предприятия.

Дивидендная политика - это набор целей и задач, которые ставит перед собой руководство предприятия в области выплаты дивидендов, а также совокупность методов и средств их достижения. Оптимизация дивидендной политики - это оптимизация соотношения между прибылью, которая выплачивается в виде дивидендов, и тем, который реинвестируется с целью максимизации доходов владельцев.

Принимая решения в области дивидендной политики, следует учитывать, что они влияют на ряд ключевых параметров финансово-хозяйственной деятельности предприятия: величину самофинансирования, структуру капитала, цену привлечения финансовых ресурсов, рыночный курс корпоративных прав, ликвидность и ряд других. Наиболее четко выраженным связь между дивидендной политикой и самофинансированием предприятия: чем больше прибыли выплачивается в виде дивидендов, тем меньше средств остается у предприятия для осуществления реинвестиций. Если принимается решение о тезаврации прибыли, то увеличивается величина собственного капитала, а следовательно, меняется общая структура капитала предприятия, что при определенных обстоятельствах влияет на его стоимость.

Связь между дивидендной политикой и рыночным курсом корпоративных прав описывается классическим алгоритмом: курс акций прямо пропорционален дивиденда и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям капитала на рынке.

Стабильный уровень дивидендных выплат может сигнализировать о том, что вложенный инвесторами в предприятие капитал работает эффективно. Следовательно, при прочих равных условиях дивидендные выплаты положительно влияют на рыночный курс корпоративных прав. С другой стороны, отсутствие дивидендов или их резкого колебания свидетельствует о нестабильности и рискованность предприятия-эмитента корпоративных прав. Как следствие - рыночный курс падает. Правда, инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программы, причины невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направления реинвестирования прибыли.

Важным является также обратная связь между рыночным курсом корпоративных прав и финансово-хозяйственной деятельностью эмитента. Влияние низкого рыночного курса проявляется при привлечении предприятием финансовых ресурсов. При низком рыночного курса корпоративных прав эмиссия может или вообще не состояться, или с минимальным курсом эмиссии, соответственно и минимальным эмиссионным доходом. Так, если предприятие планирует привлекать средства за счет дополнительной эмиссии, ему необходимо реализовать дивидендную политику, направленную на повышение рыночного курса корпоративных прав.

К основным задачам, которые необходимо решить в ходе формирования и реализации дивидендной политики, следует отнести:

- выявление основных факторов, влияющих на принятие решения о выплате дивидендов или реинвестирования прибыли;

- определение оптимального соотношения между распределенным и тезаврованим прибылью;

- оценку влияния решения о порядке распределения чистой прибыли на рыночную стоимость корпоративных прав предприятия и его инвестиционную привлекательность;

- определение оптимальной для предприятия величины уставного и собственного капитала;

- согласование стратегии выплаты дивидендов с налоговым законодательством;

- выбор приемлемого метода и формы начисления и выплаты дивидендов;

- оценку влияния дивидендной политики на разрешение конфликта интересов между собственниками, кредиторами и руководством предприятия.

Решение о распределении прибыли, а следовательно, выбора тех или иных приоритетов при реализации дивидендной политики принимаются собранием собственников предприятия. Задачей менеджмента в целом и финансового менеджмента в частности является обоснование необходимости принятия того или иного решения в области дивидендной политики. Для этого следует проанализировать факторы влияния на нее. К основным из таких факторов относятся:

- Стадия жизненного цикла предприятия (для недавно созданных предприятий целесообразно максимальное реинвестирование прибыли).

- Наличие у предприятия прибыльных инвестиционных проектов. Если у предприятия отсутствуют обоснованные планы по подоходному реинвестирования прибыли, то рациональным будет максимальное распределение прибыли (выплата дивидендов).

- Альтернативные источники капитала. Этот фактор связан с доступностью и стоимостью привлечения средств из внешних источников, которые можно использовать для покрытия потребности в капитале, зависит от:

- кредитоспособности предприятия и наличии у него кредитного обеспечения;

- стоимости привлечения заемного капитала;

- инвестиционной привлекательности и возможностей привлечения дополнительного акционерного или паевого капитала (шансы размещения новой эмиссии);

- накладных расходов, связанных с привлечением собственного капитала из внешних источников.

Ограничения. Законодательством, уставом или соглашениями предприятия могут быть установлены ограничения на выплату дивидендов. Эти ограничения могут применяться, как правило, в таких случаях:

- в случае задолженности собственников (участников) по взносам в уставный капитал;

- при наличии на момент выплаты дивидендов оснований для возбуждения дела о банкротстве или возникновения таких оснований в результате выплаты дивидендов; собственный капитал предприятия является меньше объем его уставного и резервного капитала;

- полностью не оплаченные текущие и накопленные дивиденды по привилегированным акциям;

- отсутствие соответствующих финансовых источников выплаты дивидендов;

- наличие договорных ограничений, например с банком-кредитором.

Преференции важнейших групп собственников: большинство из них ориентированы на потребление (дивиденды) или сбережения (тезаврация и стоимости предприятия).

Налоговые последствия применения того или иного типа дивидендной политики: для владельцев и для самого предприятия.

Уровень процентных ставок на рынке капиталов, а также ставки дивидендов у конкурентов и других предприятий, принадлежащих к той же или смежных отраслей производства.

Составной дивидендной политики предприятия является выбор наиболее приемлемой для всех заинтересованных сторон формы выплаты дивидендов. Всего дивиденды могут выплачиваться в следующих формах:

- денежная;

- неденежная;

- смешанная форма;

- скрытые дивиденды.

Стандартной формой выплаты дивидендов является денежная. С принятием собранием собственников решения о начислении дивидендов часть собственного капитала превращается в ссудный. Задолженность предприятия его владельцам, связанная с начислением дивидендов, отражается по статье «Текущие обязательства по расчетам с участниками». Выплачивая дивиденды, предприятие погашает упомянутый долг.

На практике довольно часто принимается решение о выплате дивидендов в неденежной форме: корпоративными правами, другими финансовыми инструментами, товарами, скидками на товары и т.п..Распространенной неденежной форме является выплата дивидендов в форме дополнительных корпоративных прав, в частности акций.

Специфической формой выплаты дивидендов в неденежной форме, в которой довольно часто прибегают предприятия в экономически развитых странах, являются дивиденды в форме ценных бумаг других эмитентов, которые есть в инвестиционном портфеле предприятия.

Характерной чертой дивидендной политики многих отечественных предприятий является то, что дивиденды зачастую выплачиваются в товарной форме. Ее используют как предприятия, производящие товары народного потребления, так и те, которые эти товары получают по бартерным схемам. Обычно дивиденды товарами получают мелкие акционеры, которые не могут влиять на финансовую политику предприятий.

Крупные акционеры, контролирующие такие предприятия, формально не получают никаких дивидендов или предпочитают корпоративным правам. Довольно часто реальные владельцы таких предприятий получают скрытые дивиденды за разного рода схемами уклонения от налогообложения.

До выплаты дивидендов товарами или услугами, производством которых занимается предприятие, иногда прибегают и предприятия на Западе. Как правило, это транспортные предприятия, выплату дивидендов оформляют в виде разного рода транспортных льгот. С целью стимулирования сбыта продукции некоторые предприятия выплачивают дивиденды в форме скидок на их товары, например, широко известными являются так называемые «винные боны».

Смешанная форма выплаты дивидендов предусматривает комбинацию различных форм выплаты вознаграждения владельцам: частично в виде денежных средств, а частично другими (неденежными) средствами. Собранием собственников может быть принято решение, согласно которому часть акционеров (по их выбору) получает дивиденды в денежной форме, а другая - в форме корпоративных прав. При этом могут нарушаться существующие пропорции участия всех собственников в уставном капитале. С целью компенсации убытков отдельных собственников, которые возникают в результате уменьшения их доли, они могут быть наделены дополнительными дивидендами в денежной форме. С другой стороны, могут предусматриваться стимулы для поощрения акционеров в реинвестирования прибыли и выплаты дивидендов корпоративными правами. Наконец, владельцы сами должны решать, какая форма дивидендов для них выгоднее с точки зрения максимизации их капитала.

Скрытые дивиденды. Руководство предприятия может манипулировать размером чистой прибыли, которая удостоверяется в отчетности и является источником выплаты дивидендов и основой для принятия решения об этом на собрании собственников. На Западе соответствующие манипуляции осуществляются, как правило, с помощью инструмента скрытых резервов. Исполнительные органы предприятий по согласованию с отдельными владельцами довольно часто прибегают к скрытой распределения прибыли. Скрытые выплаты дивидендов осуществляются непосредственно в пользу собственников предприятия или в пользу так называемых связанных или аффилированных, человек. Эти доходы могут образовываться в результате осуществления таких операций:

- продажа товаров (работ, услуг) указанным лицам по заниженным ценам;

- приобретение товаров (работ, услуг) у таких лиц по завышенным ценам;

- выплата завышенных процентов по депозитам, займам и т.п.;

- получение ссуд по сниженным процентным ставкам;

- оплата фиктивных сделок за невыполненные услуги, в т. ч. за ноу-хау, консультационные или рекламные услуги, другие виды нематериальных активов с последующим получением наличных для выплаты вознаграждения работникам и владельцам;

- оплата заграничных командировок и т.д..

Сокрытие руководством предприятия реального чистого дохода в свою пользу или в интересах отдельных собственников является существенной проблемой в области дивидендной политики, которая обостряет принципал-агент-конфликт. Причины скрытого распределения прибыли кроются в основном в недостатках налогового законодательства и законодательства о хозяйственных обществах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.017 с.)