Фінансова діяльність суб’єктів господарювання: об’єкти, суб’єкти, функції, завдання. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фінансова діяльність суб’єктів господарювання: об’єкти, суб’єкти, функції, завдання.



Фінансова діяльність суб’єктів господарювання: об’єкти, суб’єкти, функції, завдання.

Субъекты хозяйствования имеют ряд признаков правосубъектности, закрепленных хозяйственным законодательством.

Во-первых, эти субъекты имеют определенную организационно-правовую форму, в которой осуществляется хозяйственная или управленческая деятельность. Организационно-правовую форму можно определить как предусмотренную или санкционированную правом организационную структуру, в которой действует предприятие. Это или одна из форм предприятия, или учреждение (например, министерство), или организация (например, объединения граждан, которое является участником хозяйственных отношений).

Вторым признаком предприятия является то, что он имеет юридическое отделенное и закрепленное за ним имущество в форме основных фондов, оборотных средств, других ценностей. То есть в имущественном отношении субъект хозяйствования является самостоятельным и не зависит в своих решениях от учредителей и участников. Имущество предприятия отделяется и закрепляется за ним в правовой форме, элементами которой хозяйственное право определило учредительные документы (учредительный договор, устав, акт о создании, положение) субъекта, самостоятельный или сводный (для хозяйственных объединений) баланс, отражает стоимость имущества субъекта в целом, текущий и другие счета в банках.

Третьей, сугубо юридическим признаком субъекта является его хозяйственная правосубъектность. Субъект хозяйствования имеет основанную на "законе возможность приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, вступать в обязательства, выступать в судебных органах. Правосубъектность предприятия доктринально определяется как хозяйственная компетенция, т.е. совокупность установленных законодательством и приобретенных в хозяйственных правоотношениях прав и обязанностей. Субъекты хозяйствования (кроме подразделений организаций и граждан-предпринимателей) являются юридическими лицами.

Так, субъекты хозяйствования - это организации, которые на основе юридически обособленного имущества в пределах своей хозяйственной компетенции непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность и использование ее результатов или управленческую деятельность в экономике.

Хозяйственное законодательство и право регулирует условия создания и деятельности различных видов субъектов. Каждый вид имеет законодательное определены название и правовое положение.

Субъектов хозяйствования классифицируют на виды по объективным материальным критерием. Учитывая особенности функций, хозяйственное законодательство определяет правовое положение таких субъектов, как: 1) предприятия и их структурные подразделения, 2) объединение предприятий, 3) финансовые и посреднические институты, 4) граждане-предприниматели, 5) органы государственной власти в экономике. Кроме того, в каждой из этих групп учитываются особенности правового положения отдельных видов субъектов.

Предприятия в соответствии с их функций занимают главное место в экономике. С учетом социально-экономической роли предприятий законодатель квалифицирует их как основное организационное звено народного хозяйства Украины. Такая квалификация обусловлена ​​тем, что предприятие является хозяйственной организацией, хозяйствующим субъектом. Коротко предприятие определяется как хозяйствующий субъект, который создается для осуществления хозяйственной деятельности с целью получения прибыли, который имеет необходимые для этого полномочия и регистрируется в установленном законом порядке как коммерческое юридическое лицо. Термина "предприятие" в зарубежном коммерческом праве соответствуют понятия "компания" или "корпорация".
Субъектами хозяйственной деятельности также подразделения предприятий (ст. 7 Закона Украины "О предприятиях в Украине") и других хозяйственных организаций. Они создаются самими организациями для определенной хозяйственной деятельности. Функции и компетенцию таких субъектов определяют предприятия в положениях о них. Положение утверждают органы управления организаций. Эти субъекты не регистрируются как юридические лица.

Вторым видом субъектов хозяйствования является объединение предприятий, определяется как хозяйственная организация, создаваемая на добровольных началах двумя и более предприятиями для совместного выполнения делегированных участниками производственных, коммерческих, научных и других определенных уставом (договором) функций и зарегистрирована как юридическое лицо. Объединениями в соответствии с законодательством являются ассоциации, корпорации, концерны, консорциумы и другие производственно-хозяйственные комплексы. Специфическим видом хозяйственного объединения промышленно-финансовая группа. Объединение предприятий создается только в том случае, если это не противоречит антимонопольному законодательству Украины.

Третьим видом субъектов являются так называемые финансовые и посреднические институты, принадлежащих к инфраструктуре рынка. Общая черта, которая их объединяет, - обслуживание рынка. Финансовый институт можно определить как организацию, учреждается в форме акционерного или иного общества и регистрируется как юридическое лицо, обеспечивающее функционирование рынков товаров и капиталов.

Такие акционерные и другие хозяйственные общества осуществляют кредитование хозяйствующих субъектов, инвестирования объектов предпринимательства и иной деятельности, оказывающих страховые, коммерческие и посреднические услуги. Названия этих субъектов определяются в зависимости от вида деятельности: банки, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, страховые компании, товарные и фондовые биржи, доверительные общества и т.п..

Четвертым видом субъектов являются граждане-предприниматели (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства). Эти лица имеют право осуществлять предпринимательскую хозяйственную деятельность в любых организационных формах по их выбору (ст. 6 Закона Украины "О предпринимательстве"). В частности, если деятельность физических лиц осуществляется с привлечением наемного труда, она регистрируется как частное предприятие.

Пятым видом субъектов являются органы власти и органы административно-хозяйственного управления и контроля. Высшим органом в системе органов исполнительной власти является Кабинет Министров Украины, который направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти. Кабинет Министров может образовывать правительственные органы государственного управления (департаменты, службы, инспекции), которые действуют в составе соответствующего центрального органа исполнительной власти. Правительственные органы государственного управления осуществляют: управление отдельными подотраслями или сферами деятельности; контрольно-надзорные функции; регулятивные и разрешительно-регистрационные функции относительно физических и юридических лиц. К системе центральных органов исполнительной власти входят министерства, государственные комитеты (государственные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом (Антимонопольный комитет Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Государственная таможенная служба Украины и др.). Центральные органы исполнительной власти могут иметь свои территориальные органы, которые образуются, реорганизуемых и ликвидируемых в порядке, установленном законодательством.


Планування прибутку і рентабельності господарської діяльності.

Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей:

- повышение контролируемой доли рынка;

- предвидение требований потребителя;

- выпуск продукции более высокого качества;

- обеспечение согласованных сроков поставок;

- установление уровня цен с учетом условий конкуренции;

- улучшение репутации фирмы у потребителей.

Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:

- Планирование роста прибыли.

- Планирование издержек предприятия.

- Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.

- Улучшение социальной политики фирмы.

Планировать необходимо для того:

- чтобы понимать, где, когда и для кого предприятие собираетесь производить и продавать продукцию;

- чтобы знать, какие ресурсы и когда понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;

- чтобы добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;

- чтобы предвидеть неблагоприятные ситуации, анализировать возможные риски и предусматривать конкретные меры по их снижению.

Планирование - это система управления производством, обеспечивает его динамичное и пропорциональное развитие, а также выявление и эффективное использование резервов производства.

Планирование находит свое выражение в составлении планов. Свойства планов:

- Преемственность (взаимосвязь планов разного уровня);

- Непрерывность (взаимосвязь планов различного назначения);

- Стабильность (отсутствие просмотров планов в конкретном, относительно коротком промежутке времени).

Планы делятся на:

- долгосрочные (прогнозы);

- перспективные: определяют стратегические задачи развития предприятия (на длительный период времени);

- текущие (годовые): составляются с учетом перспектив развития предприятия и конкретизируют задачи функционирования предприятия в зависимости от внешних факторов в конкретном временном отрезке;

- оперативные (квартальные, месячные) - это планы повсеместного руководства производства.

К каждому плану предъявляются требования технико-экономического обоснования, т.е. единства техники и экономики. Планы, как правило, состоят в два этапа:

- Предварительный этап (проект плана): на основе ожидаемого выполнения плана за предыдущий период и внешние факторы, определяющие деятельность предприятия в конкретной временной ситуации.

- Окончательный: внесение всех уточнений и дополнений в разработанный проект.

В основе производственного плана были раньше конкретные цифры. Сейчас планирование - прерогатива самого предприятия.

Окончательный вариант плана доводится до конкретных исполнителей. Плановое задание является программой того или иного подразделения предприятия. Общее руководство плановой работы осуществляет руководитель предприятия, методическое же руководство осуществляют руководители экономических служб.

В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. На Западе планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы тесно взаимосвязаны между собой.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.

Финансовое планирование - это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, который реализуется в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия. Его главными этапами выделяют следующее:

- анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования для компании;

- прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;

- обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана);

- оценки результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

Финансовое планирование (кроме уже упоминавшихся способов расчетов) требует широкого использования экономико-математического моделирования. Финансовый план состоит из нескольких документов, находящихся между собой в определенном взаимосвязи через показатели, что в них содержатся. Проработка деталей в финансовом плане могут быть разная (в зависимости от размеров компании и масштаба проектов), но в любом случае в него входят:

Прогноз объемов реализации (Sales Forecast)

План движения наличных средств / Баланс денежных потоков (Projected Cash flow Statement)

План прибылей и убытков / Таблица доходов и расходов (Pro forma Profиt ​​and Loss Statement)

Проект баланса (Pro forma Balance Sheet)

Расчет точки достижения безубыточности (Break-even analysis).

Финансовый план обязательно включает описательную часть, четко устанавливает финансовые цели компании, подробно объясняющей, какие инвестиции и почему фирма собирается осуществлять (какая часть инвестиций при этом пойдет, скажем, на приобретение нового оборудования, которое - на замену старого, который - на установку очистных сооружений, которая - на разработку и продвижение на рынок нового товара и т.п.) и как, самое главное - соглашаются стратегические цели компании с ее финансовыми планами. В реальной жизни процесс финансового планирования неизбежно сопровождается ошибками, избежать которых не поможет никакая теория.

Основным объектом в финансовом планировании является прибыль предприятия. Непосредственно организация управления финансами зависит от размеров компании и выполняемых ею задач. При решении финансовых вопросов необходимо точно трактовать понятие "прибыль". Если вернуться к счету прибылей и убытков, то по нему легко заметить, что есть существенная разница между валовым и чистым доходами: валовая прибыль представляет собой текущие доходы до уплаты налогов, чистая - после их уплаты, то есть это те средства, который компания может использовать по своему усмотрению. В свою очередь чистая прибыль, в зависимости от выполняемых им функций, делится на распределенный, т.е. то что пошел на выплату дивидендов или вообще в личных доходах владельцев фирмы, и нераспределенная, т.е. вложенный в производство. Каких-то особых рецептов относительно распределения чистой прибыли не существует, - все зависит от конкретных целей фирмы и ее финансового состояния. Можно лишь отметить, что прибыль, которая распределяется, составляет обычно 30-50% чистой прибыли.

В условиях рыночной экономики чистая прибыль является основой экономического и социального развития предприятия. Постоянное увеличение чистой прибыли - это устойчивое источник финансирования развития производства (реинвестирование прибыли), выплаты дивидендов, создание резервных фондов, удовлетворения социальных и материальных потребностей работников предприятия, благотворительной деятельности. Чистая прибыль - важнейший показатель для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий, поскольку отражает степень активности и финансового благополучия, а также эффективность менеджмента. По чистой прибыли определяется приемлемый для инвестора уровень доходности активов предприятия для сравнения с альтернативными вариантами направления инвестирования (при условии сравнительного риска). Чистая прибыль является одним из основных источников увеличения капитала предприятия, что отражено в форме № 4 "Отчет о собственном капитале" финансовой отчетности. Постоянное увеличение прибыли в условиях допустимого риска, то есть в случае привлечения дополнительных заемных средств или дополнительного размещения акций, укрепляет конкурентные позиции предприятия на рынке капитала.

Рассмотрим, какие факторы влияют на этот итоговый показатель.

Основным фактором является доход (выручка) от реализации продукции, что свидетельствует о рыночном спросе на продукцию предприятия, возврата вложенных в производство средств и возможность начать новый производственный цикл. Размер выручки от реализации зависит от объемов и структуры производства по видам продукции и рыночных цен каждого вида. Отделы маркетинга предприятий обязаны постоянно анализировать рыночный спрос на продукцию предприятия и своевременно на него реагировать. Экономическое обоснование объемов производства осуществляется через поиск так называемого критического объема, критической точки, или точки безубыточности.

Еще один фактор, который существенно влияет на размер чистой прибыли, - это совокупные затраты на производство и сбыт продукции: себестоимость реализованной продукции, а также административные расходы (общехозяйственные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия) и расходы на сбыт (расходы на содержание подразделений, занимающихся сбытом продукции, рекламу, доставку продукции потребителям и т.д.).

С планированием прибыли тесно связано кассовое планирование, то есть процесс оценки всех источников поступления и расходов наличных средств в течение определенного периода времени.

Основная задача здесь - определить минимальный размер оборотного капитала, необходимого для превращения наличности в товарные запасы, затем в дебиторскую задолженность и, наконец, снова в наличные.

Оборотным капиталом обычно считается превышение мобильных средств (текущих активов) над краткосрочными пассивами. Сбалансированность оборотного капитала обязательно в силу целого ряда причин: она дает возможность вовремя оплачивать счета за материалы и рабочую силу, производить расходы, связанные с производственной и сбытовой деятельностью, пользоваться стойкой кредитной репутацией.

Определив потребность в оборотных средствах, необходимо составить прогноз поступления и расходования имеющихся средств, необходимых для планирования выплаты дивидендов, оплаты процентов и погашения кредитов. Функции такого прогноза выполняет кассовый бюджет, отражающий предполагаемые поступления наличности и ее использования, а также потребность в кредитах или невозможно получение излишков наличности.

Кассовый бюджет рассматривать как счет прибылей и убытков, но только в том, что касается наличности.

Фактические поступления и платежи обычно отличаются от предусмотренных в кассовом бюджете, что может быть вызвано изменением условий сбыта или производства, а также недостаточным контролем за движением наличных средств. Чтобы сохранить оборотный капитал в надлежащем состоянии, возможно принятие определенных стабилизирующих мер:

- уменьшение прямых переменных издержек;

- усиление инкассации счетов дебиторов;

- временное отказа от больших затрат;

- сокращение товарных запасов;

- использование попытки отсрочки погашения кредитов;

- как последнее средство - изменение производственных планов.

Как стабилизирующий фактор также должны выступать специальные резервы и фонды, финансируемые как из прибыли, так и расходов. Опыт показывает, что предприятия должны обязательно накапливать средства, чтобы иметь их на предстоящие расходы - уплату налогов, погашение долгов, замену оборудования и т.д..

Резервы отличаются от фондов тем, что в фондах имеющиеся средства аккумулируются, а в резервах наличные средства обычно составляют заранее фиксированную сумму.

Резервы от прибыли обеспечивают выполнение планов по развитию производства, а также служат для непредвиденных событий.

Фонд является сумма наличных, отложена для специальных целей. Основные характеристики фонда - целевая направленность и строго регламентированная система формирования путем регулярных отчислений. Например, пенсионный фонд (если формируется на предприятие) предназначен только для выплаты пенсий (фирменных надбавок к пенсии, выходных пособий при выходе на пенсию) и формируется за счет отчислений из заработной платы.

Фінансова діяльність суб’єктів господарювання: об’єкти, суб’єкти, функції, завдання.

Субъекты хозяйствования имеют ряд признаков правосубъектности, закрепленных хозяйственным законодательством.

Во-первых, эти субъекты имеют определенную организационно-правовую форму, в которой осуществляется хозяйственная или управленческая деятельность. Организационно-правовую форму можно определить как предусмотренную или санкционированную правом организационную структуру, в которой действует предприятие. Это или одна из форм предприятия, или учреждение (например, министерство), или организация (например, объединения граждан, которое является участником хозяйственных отношений).

Вторым признаком предприятия является то, что он имеет юридическое отделенное и закрепленное за ним имущество в форме основных фондов, оборотных средств, других ценностей. То есть в имущественном отношении субъект хозяйствования является самостоятельным и не зависит в своих решениях от учредителей и участников. Имущество предприятия отделяется и закрепляется за ним в правовой форме, элементами которой хозяйственное право определило учредительные документы (учредительный договор, устав, акт о создании, положение) субъекта, самостоятельный или сводный (для хозяйственных объединений) баланс, отражает стоимость имущества субъекта в целом, текущий и другие счета в банках.

Третьей, сугубо юридическим признаком субъекта является его хозяйственная правосубъектность. Субъект хозяйствования имеет основанную на "законе возможность приобретать от своего имени имущественные и личные неимущественные права, вступать в обязательства, выступать в судебных органах. Правосубъектность предприятия доктринально определяется как хозяйственная компетенция, т.е. совокупность установленных законодательством и приобретенных в хозяйственных правоотношениях прав и обязанностей. Субъекты хозяйствования (кроме подразделений организаций и граждан-предпринимателей) являются юридическими лицами.

Так, субъекты хозяйствования - это организации, которые на основе юридически обособленного имущества в пределах своей хозяйственной компетенции непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность и использование ее результатов или управленческую деятельность в экономике.

Хозяйственное законодательство и право регулирует условия создания и деятельности различных видов субъектов. Каждый вид имеет законодательное определены название и правовое положение.

Субъектов хозяйствования классифицируют на виды по объективным материальным критерием. Учитывая особенности функций, хозяйственное законодательство определяет правовое положение таких субъектов, как: 1) предприятия и их структурные подразделения, 2) объединение предприятий, 3) финансовые и посреднические институты, 4) граждане-предприниматели, 5) органы государственной власти в экономике. Кроме того, в каждой из этих групп учитываются особенности правового положения отдельных видов субъектов.

Предприятия в соответствии с их функций занимают главное место в экономике. С учетом социально-экономической роли предприятий законодатель квалифицирует их как основное организационное звено народного хозяйства Украины. Такая квалификация обусловлена ​​тем, что предприятие является хозяйственной организацией, хозяйствующим субъектом. Коротко предприятие определяется как хозяйствующий субъект, который создается для осуществления хозяйственной деятельности с целью получения прибыли, который имеет необходимые для этого полномочия и регистрируется в установленном законом порядке как коммерческое юридическое лицо. Термина "предприятие" в зарубежном коммерческом праве соответствуют понятия "компания" или "корпорация".
Субъектами хозяйственной деятельности также подразделения предприятий (ст. 7 Закона Украины "О предприятиях в Украине") и других хозяйственных организаций. Они создаются самими организациями для определенной хозяйственной деятельности. Функции и компетенцию таких субъектов определяют предприятия в положениях о них. Положение утверждают органы управления организаций. Эти субъекты не регистрируются как юридические лица.

Вторым видом субъектов хозяйствования является объединение предприятий, определяется как хозяйственная организация, создаваемая на добровольных началах двумя и более предприятиями для совместного выполнения делегированных участниками производственных, коммерческих, научных и других определенных уставом (договором) функций и зарегистрирована как юридическое лицо. Объединениями в соответствии с законодательством являются ассоциации, корпорации, концерны, консорциумы и другие производственно-хозяйственные комплексы. Специфическим видом хозяйственного объединения промышленно-финансовая группа. Объединение предприятий создается только в том случае, если это не противоречит антимонопольному законодательству Украины.

Третьим видом субъектов являются так называемые финансовые и посреднические институты, принадлежащих к инфраструктуре рынка. Общая черта, которая их объединяет, - обслуживание рынка. Финансовый институт можно определить как организацию, учреждается в форме акционерного или иного общества и регистрируется как юридическое лицо, обеспечивающее функционирование рынков товаров и капиталов.

Такие акционерные и другие хозяйственные общества осуществляют кредитование хозяйствующих субъектов, инвестирования объектов предпринимательства и иной деятельности, оказывающих страховые, коммерческие и посреднические услуги. Названия этих субъектов определяются в зависимости от вида деятельности: банки, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, страховые компании, товарные и фондовые биржи, доверительные общества и т.п..

Четвертым видом субъектов являются граждане-предприниматели (граждане Украины, иностранные граждане, лица без гражданства). Эти лица имеют право осуществлять предпринимательскую хозяйственную деятельность в любых организационных формах по их выбору (ст. 6 Закона Украины "О предпринимательстве"). В частности, если деятельность физических лиц осуществляется с привлечением наемного труда, она регистрируется как частное предприятие.

Пятым видом субъектов являются органы власти и органы административно-хозяйственного управления и контроля. Высшим органом в системе органов исполнительной власти является Кабинет Министров Украины, который направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти. Кабинет Министров может образовывать правительственные органы государственного управления (департаменты, службы, инспекции), которые действуют в составе соответствующего центрального органа исполнительной власти. Правительственные органы государственного управления осуществляют: управление отдельными подотраслями или сферами деятельности; контрольно-надзорные функции; регулятивные и разрешительно-регистрационные функции относительно физических и юридических лиц. К системе центральных органов исполнительной власти входят министерства, государственные комитеты (государственные службы) и центральные органы исполнительной власти со специальным статусом (Антимонопольный комитет Украины, Государственная налоговая администрация Украины, Государственная таможенная служба Украины и др.). Центральные органы исполнительной власти могут иметь свои территориальные органы, которые образуются, реорганизуемых и ликвидируемых в порядке, установленном законодательством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.046 с.)