Результаты социально-психологической самоаттестации группы как коллектива (начальный этап) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты социально-психологической самоаттестации группы как коллектива (начальный этап)



Рисунок 5

Исходя из полученных результатов, можно отметить, что члены рабочей группы самоаттестовывают группу достаточно невыраженными характеристиками команды. Все характеристики, по мнению участников, представлены у половины или меньшинства коллектива, и далеки от идеальных показателей группы (идеальные показатели команды для одного участника группы равна 28). Интересно, что наиболее выраженная характеристика, как отмечают члены рабочей группы, - контактность и ответственность. Этими качествами перед коллективом обладают более половины всех участников. Таким образом, можно предположить, что сознательное, добросовестное отношение к работе; понимание и принятие тех целей и задач, которые стоят перед коллективом и умение общаться уже представлены в группе на достойном уровне. Этот факт дает возможность в процессе тренинга сформировать менее выраженные качества у каждого члена команды за счет уже имеющихся, такие как организованность - умение налаживать сотрудничество, распределять обязанности так, чтобы добиться наибольшей эффективности в совместной работе, готовность к изменению организационной структуры, необходимой для эффективной работы коллектива и коллективизм - стремление решать все вопросы сообща, руководствуясь интересами коллектива, сохраняя и укрепляя его.

Перед проведением тренинговой программы были собраны данные по всем представленным характеристикам коллектива. Для участников рабочей группы посещение тренинговых занятий было обязательным мероприятием, организованным на базе учреждения.

Ведущему тренинга был составлен лист посещаемости, администрация учреждения внимательно следила за реализацией программы и принимала непосредственное участие в тренинге командообразования.


2.3. Проведение тренинга командообразования

Содержание тренинга

В рамках формирующего экспериментабыла проведена программа тренинга командообразования.

Социально-психологический тренинг, реализованный в данной работе основан на активных методах групповой работы.

В программе использовались следующие методы психологического воздействия: групповая дискуссия и проблемное обсуждение, беседа, психотехнические упражнения и задания, ролевые игры.

Данный тренинг как совокупность психологических приемов командообразования имеет следующие цели:

- Формирование навыков управления командой.

- Создание успешной команды профессионалов.

- Формирование единого понимания общих целей и задач предприятия.

- Повышение эффективности работы участников за счет развития навыков сотрудничества и взаимопомощи

Задачи тренинга:

- Дать необходимые знания и умения для формирования успешной команды.

- Научить основным принципам создания и развития команды, эффективному привлечению сотрудников и продуктивному разрешению конфликтов.

- Сформировать умения руководить успешной работой команды, достижения высоких результатов.

- Создать в группе условия для полного раскры­тия личностью своих позиций и эмоций в атмо­сфере взаимного принятия, безопасности и поддержки;

- Сформировать навыки ведения позитивного ди­алога;

- Развивать способности к самоанализу, самопозна­нию, эмоциональную устойчивость и гибко­сть;

- Развивать социальную восприимчивость (способ­ность к эмпатии и сопереживанию);

- Развивать способности к рефлексии;

- Повышение социально-психологической компе­тентности.

Краткое описание Программы тренинга «см. Приложение 6».

Продолжительность работы по программе. Программа предполагала проведение 5 занятий, продолжительностью 4-5,5 часов с предусмотренным перерывом в течение пяти рабочих дней.

Участники группы являются членами рабочего коллектива НЦКТ «Глухово» г. Ногинск.

Результативность тре­нинга зависела, главным образом, от со­блюдения в группе общепринятых принципов:

- «ненасильственность общения», где ведущий тренинга исходит, прежде всего, из желания человека уча­ствовать в работе тренинговой группы, избегая принуждения;

- «гармонизация интеллектуальной и эмоциональ­ной сфер» -заключается в том, чтопозитивный эмоциональный настрой помогает человеку перейти на откровенное об­щение; тренинг активизирует интеллектуальные аналитические процессы, групповая дискуссия используется на протяжении всех занятий;

- «усиление сплоченности» - где ведущий предупреждает регресс группы, усталость и нежелание заниматься активными играми на сплоченность.

Условия проведения занятий: з анятия проводились в просторном светлом помещении, оборудованным специально для проведения тренингов.

За одно занятие каждому участнику группы давалась возможность высказываться в кругу в среднем 2-3 раза за занятие, для остальной работы группа делилась на команды и микрогруппы.

Группа делилась на трой­ки в случае, когда два человека разыгрывали ситуацию, а третий выступал в роли на­блюдателя; группа работала в полном составе, когда необходимым являлась выработ­ка совместного решения и получение обратной связи.

Для того, чтобы участники тренинга свободно вы­сказывали свою точку зрения и участвовали в дис­куссии, они должны были быть уверены в психологичес­кой безопасности, в том, что никто не осудит их, не будет оказывать давление в группе и за ее предела­ми, ничто не повлияет на их взаимоотношения. Для решения этой проблемы на одном из первых заня­тий обе группы приняли правила:

· недопусти­мость непосредственных оценок человека, при об­суждении происходящего в группе оценивается не участник тренинга, а только его действия и поведе­ние.

Также группами были выработаны другие правила относительно дисциплины в группе:

· «правило 0:0» (никогда не опаздывать);

· «правило СТОП» (не хочешь говорить об этом, твое право);

· «правило поднятой руки» (хочешь высказаться – подними руку)

· «правило одного микрофона» (когда один говорит, все остальные слушают)

· и другие правила, которые были выработаны в процессе занятий.

Структура каждого занятия:

1. «Введение (знакомство)» – первое занятие, «Разминка (приветствие)» - последующие занятия. Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно- два разминочных упражнения. В начале каждого занятия важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на день. В качестве разминки используются упражнения, которые позволяют активизироваться и настроиться на дальнейшую работу. Продолжительность 10- 20 минут.

2. «Принятие норм работы группы» (на первом занятии), на последующих - «Рабочая часть: теория командообразования и практическое выполнение упражнений». Продолжительность от 50 минут до 1,5 часов.

3. «Завершение - рефлексия». Специальные мероприятия по завершению занятия, отреагирование накопившихся, но не выраженных чувств, настрой на обычные дела. Продолжительность 20 минут.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.008 с.)