Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительный анализ результатов исследования индекса групповой сплоченности Сишора (на начальном и контрольном этапах)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рисунок 11 . Исходя из полученных данных, можно отметить, что у 14 членов рабочей группы (93,3%) показатели индекса сплоченности увеличились. Более половины участников оценили группу как сплоченный коллектив на 5 пунктов выше, чем на начальном этапе исследования. У членов рабочей группы максимальное значение индекса на начальном этапе было равно 13, а на контролькном – 17 (из 18 возможных); минимальное значение на начальном этапе – 2, на контрольном этапе - 8. Показатели индекса сплоченности заметно улучшились. В целом, можно отметить, что всеми участниками группы на контрольном этапе исследования рабочий коллектив оценен как коллектив с выраженным индексом сплоченности. Сравнительный анализ результатов исследования эффективности организации (на начальном и контрольном этапах) Рисунок 12
Проводя сравнительный анализ результатов можно сделать вывод, что индивидуальные показатели эффективности организации значительно улучшились после проведения тренинга. Особенно сильно изменили свою позицию по отношению к коллективу Галина Д., Лариса К. и Виоллета С.
Сравнительный анализ результатов исследования психологического климата в группе (на начальном и контрольном этапах) Рисунок 13
Сравнительный анализ результатов показывает, что психологический климат в коллективе стал более благоприятным. Отрицательные значение, определяющие степень неблагоприятности климата – отсутствуют. После проведения тренинга психологический климат в рабочем коллективе для большинства участников группы имеет среднюю степень благоприятности и для двух участников - высокую степень благоприятности, что говорит об эффективности проведенной программы. Сравнительный анализ результатов исследования эмпатических способностей по В.В. Бойко (на начальном и контрольном этапах) Рисунок 14
Полученные данные свидетельствуют о том, что в процессе воздействия с помощью психологических приемов у 10 членов рабочей группы (66,7%) уровень эмпатических способностей повысился. Низкий уровень эмпатии удалось преодолеть. Таким образом, у всех членов команды достаточно выражены способности к идентификации, т.е. к пониманию другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. Сравнительный анализ результатов социально-психологической самоаттестации группы как коллектива (на начальном и контрольном этапах) Рисунок 15
Исходя из данных сравнительного анализа результатов, можно отметить, что результаты самоаттестации группы как команды у большинства участников тренинга изменились в лучшую сторону. Все главные характеристики команды - ответственность, сплоченность, контактность, организованность, по мнению участников группы, широко представлены в данном коллективе. Выводы по второй главе Данные, полученные в результате эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы: 1. В результате проведения психодиагностического обследования членов рабочей группы были изучены несколько показателей, характеризующих «команду», как коллектив с высоким уровнем развития, сплочённости, приверженности всех работников общим целям и ценностям организации. К этим показателям относятся: психологический климат, эмпатические способности, сплоченность, организованность, ответственность и др. Рабочая группа прошла два этапа диагностики (начальный и контрольный) с целью выявления эффективности проведенной в рамках формирующего эксперимента - тренинга. 2. На начальном этапе исследования участники группы характеризовались невысокими показателями эмпатических способностей, выраженным нежеланием к сотрудничеству и кооперации, индивидуальные показатели эффективности организации лишь для 20% коллектива является достаточно выраженными, остальные участники группы считали, что организации необходимо обновление системы управления. Психологический климат коллектива для некоторых участников группы имел степень неблагоприятности, другие показатели психологического климата являлись стертыми и не отличались выраженной благоприятностью. Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива показала, что многие характеристики настоящей команды: контактность, информированность, коллективизм и др. требуют дальнейшего формирования. 3. В процессе проведения тренинга командообразования, участники рабочей группы выполнили все определенные требования, предъявленные в период программы, правила группы выполнялись, администрация учреждения внимательно следила за реализацией программы и принимала непосредственное участие в тренинге командообразования. Большее число заданий проходили на высоком эмоциональном уровне. К концу тренинга все участники стали сплоченной командой. Многие изменили свой взгляд на некоторые явления и свое поведение в окружающем мире. 4. После проведения тренинга на контрольном этапе психодиагностического обследования участников рабочей группы показатели команды существенно изменились. У участников рабочей группы заметно улучшились показатели индекса сплоченности, психологический климат коллектива имеет достаточную степень благоприятности, характеристики команды (организованность, ответственность, коллективизм, контактность, информированность и др.) стали более выраженными у большинства членов коллектива. При обсуждении полученных результатов с участниками группы после проведения тренинга были отмечены положительные изменения в поведении участников и их отношении к коллективу. 5. Данные, полученные в результате сравнительного анализа, свидетельствуют о существенных изменениях в показателях каждого участника рабочей группы, и группы в целом. Построение графических изображений «см. графики 11-15». показывает, что формирующий эксперимент оказался удачным: тренинг как совокупность психологических приемов является эффективным инструментом формирования команды. Таким образом, эмпирическое исследование показало, что трудовой коллектив, участвующий в формирующем эксперименте, на начальном этапе исследования отличался: низким уровнем сплоченности, неустойчивым психологическим климатом и невысокими показателями самоаттестации группы как коллектива. На контрольном этапе показатели существенно изменились. Внутри коллектива улучшился психологический климат, повысился уровень сплоченности, сотрудничества и другие показатели команды. Это свидетельствует об эффективности программы тренинга. Практические рекомендации Для того, чтобы сохранить результат, полученный в процессе тренинга по командообразованию, необходимо следовать следующим рекомендациям: 6. Руководителю организации необходимо в дальнейшем использовать некоторые организационные приемы, которые предполагают: - Приглашение профессионального психолога, проведение совместных деловых игр, посещение психологических семинаров и тренингов с целью устранения конфликтов в коллективе учреждения. - Организация «комнаты психологической разгрузки, где можно отдохнуть и восстановить силы после тяжелого трудового дня и поднять настроение. - Необходимо также повышение материальной заинтересованности сотрудников, улучшение условий труда, применение методов морального и материального стимулирования, разработка кадровой политики по продвижению особо отличившихся работников по служебной лестнице и т.д. - Привлечение работников организации к совместным занятиям вне рабочего времени (выезды на природу, экскурсии и т.д.). · В целях развития профессионально-квалификационного потенциала в организации необходимо сотрудников направлять на курсы повышения квалификации, поощрять самоподготовку сотрудников, закупая специальную литературу, обучающие компьютерные программы и другие информационные источники. 7. Также необходима реализация социально-психологических приемов, предполагающих: · определение причин конфликтов в группе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения; · по мере надобности - социально-психологическая коррекция взаимоотношений в трудовом коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций). - осуществление правильного профессионального подбора членов команды, что является залогом эффективной работы. Профессиональная квалификация - важнейшая предпосылка для превращения рабочей группы в высокопроизводительный коллектив. - поддержка психологически комфортной атмосферы и отношений внутри коллектива, где сотрудники более продуктивно разрешают конфликтные ситуации, более открыто обсуждают проблемы и пути их решения. - целесообразное распределение ролей в команде, где плодотворно используются ресурсы каждого участника команды и возникает желание сотрудничать с коллегами по работе, делиться опытом, повышается уровень инициативности сотрудников и доверия в коллективе. - дальнейшее формирование конкретных навыков эффективного командного взаимодействия Заключение Формирование команды является первостепенной задачей организации любого типа. Наличие команды специалистов влияет на эффективность всей последующей деятельности учреждения. Руководство и качество принятия решений улучшаются; изменяется командная субкультура (обычно — в сторону большей открытости); появляются напористость в отстаивании своей позиции, кооперация среди всех членов команды. Чтобы команда оставалась высокоэффективной, необходимо соблюдать следующие условия: интересы группы должны быть полностью гармонизированны; в процессе деятельности руководителем должны формулироваться ясные и согласованные со всеми участниками цели работы команды; в команде специалистов работа должна иметь приоритетный характер по сравнению со всеми остальными обязательствами; руководитель должен повышать обязательность соблюдения сроков и выполнения работ; необходимо отсутствие конкурентной борьбы внутри рабочей группы и как следствие – напряженной эмоциональной обстановки, уменьшение степени благоприятности морально-психологического климата и возникновение конфликтов; все участники команды должны работать над улучшением внутригруппового общения, преодолению психологических барьеров, стремиться ориентироваться на сотрудничество, с обязательными организационными договоренностями. Тренинг как совокупность психологических приемов формирования команды помогает участникам группы задуматься о многих аспектах работы в трудовом коллективе, о линиях поведения, выстроенных каждым членом команды, а причинах малопродуктивного взаимодействия и др. Руководителям и всем членам команды необходимо удержать полученный эффект и не останавливаться в развитии, постоянно стимулировать групповую и индивидуальную творческую деятельность. Тренинг позволяет увеличить уровень группового доверия, поощрению совместной поддержки, а также увеличению внутрикомандных коммуникаций, т.к. межличностная компетентность увеличивает эффективность группы как команды. Библиография 1. Абрамова С.Г. Психология в управлении и МП управлении (Руководителям и подчиненным) [Текст] /С.Г. Абрамова. – М.: Сентябрь, 1998. – 160 с. 2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 363 с. 3. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы [Текст] / А.Ф. Ануфриев. – М.: Ось-89, 2004. – 112 с. 4. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления [Текст] / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. – Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. – 464 с. 5. Беккер Г., Басков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении [Текст]: пер.с англ. – М., Просвещение, 1961. – 416 с. 6. Большая энциклопедия тестов [Текст] / авт-сост. А. Карелин. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. -416 с. 7. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: учеб. пособие [Текст] / И.В. Вачков. - М: Издательство "Ось-89", 1999. – 176 с. 8. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окно в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе [Текст] / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с. 9. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология: учебник [Текст] / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. – М.: ИД «ФОРУМ» ИНФА – М., 2008. – 352 с. 10. Геллерт Манфред, Новак Клаус. Всё о командообразовании: руководство для тренеров [Текст]: пер. с нем. - М.: Вершина, 2006. - 352 с. 11. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения эффективной коммуникации [Текст] / А.Г. Грецов; под общей редакцией проф. Евсеева С. П. – СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006. – 48 с. 12. Горбатова Е.А. Теория и практика психологического тренинга [Текст] / Е.А. Горбатова. – С-Пб: Речь, 2008. - 320 с. 13. Горбунов Г.Я. Практический психолог в команде [Текст] / Г.Я. Горбунов. – С-Пб.: ГАФК, 1995. – 24 с. 14. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник. Е 63 для вузов [Текст] / М.И. Еникеев. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 624 с. 15. Жуков Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования: учебное пособие [Текст] / Ю.М. Жуков, А.В. Журавлев, Е.Н. Павлова. – М.: Аспект Пресс, 2008. - 320 с. 16. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие [Текст] / Т.В. Зайцева. - СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. – 80 с. 17. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Ф. Фролов, Т. М. Грабенко; под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2004. - 304 с. 18. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2003. — 128 с. 19. Ильин Г.Л. Социология и психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Г.Л. Ильин. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. – 192 с. 20. Кабаченко Т. С. Психология управления: учеб. пособие. ч. 1. Управленческая деятельность [Текст] /Т. С. Кабаченко. - М.: Роспедагентство, 1996. - 147 с.
21. Карякин А.М. Командная работа: основы теории и практики [Текст] / А.М. Карякин. - М.: ЭКОНОМ-Про, 2004. - 370 с. 22. Кипнис М. Тренинг коммуникации [Текст] / М. Кипнис. – М.: «Ось-89», 2007. – 128 с. 23. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] / Н.И. Козлов– Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. – 144 с. 24. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учебное пособие [Текст] / А.И. Кочеткова – М.: Дело, 2003. - 944 с. 25. Крюгер В. Руководство командой. (Taschen Guide. Просто! Практично!) [Текст]: пер. с англ.. - Омега-Л. Москва—2005.60с; 26. Куртиков Н.А. Психология и социология управления: Учебное пособие [Текст] / Н. А. Куртиков – М.: Кн. мир, 2005. – 268 с 27. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций [Текст] / В.Г. Крысько. – 3 изд. - М.: Омега-Л, 2006. – 362 с. 28. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Текст] / Ю.Н. Лапыгин – М.: Издательство: Инфра-М, 2007. - 174 с. 29. Ливак Н.С. Формирование и развитие командной деятельности. Управление персоналом: концепции, технологии, развитие: монография. [Текст] / Н.С. Ливак – Томск, 2005. – с. 251-273 30. Луценко Ю. В. канд.псих. наук Формирование психологического климата спортивной команды в тренерской деятельности [Текст]: Дис.... канд. психол. наук / Ю. В. Луценко. - СПб, 1997. - 141 с. 31. Лютенс Ф. Организационное поведение [Текст]: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 692 с. 32. Майерс Д. Социальная психология [Текст]: пер. с англ. – 7 изд. - СПб.: Питер, 2004. – 794 с. 33. Мелебруда Е. Я. – ТЫ – МЫ - психологические возможности общения [Текст] / Е.Я. Мелебруда. - М.: Прогресс, 1986. - 256 с. 34. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) [Текст] / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. – С-Пб, «Речь», 2006. – 224 с. 35. Морри Ван Менте. Эффективный тренинг с помощь ролевых игр [Текст]: 3-е международное издание – СПб.: Питер, 2001 – 208 с. 36. Мэддакс Р. Успешная команда. Как ее создать, мотивировать и развивать? [Текст]: пер. с англ. – М.: «Альпина Бизнес Букс», «Альпина Паблишерз», 2007. – 314 с. 37. Мучински П. Психология, профессия, карьера [Текст] / П. Мучински. - 7 изд-е – СПб.: Питер, 2004. – 539 с. 38. Островский Э.В. Психология управления: Учеб. пособие [Текст] / Э.В. Островский – М.: ИНФА – М., 2008. – 368 с. 39. Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг. Избранные труды [Текст] / Л.А. Петровская – М.: Смысл, 2007. – 688 с. 40. Психология межличностного познания [Текст] / под ред. Бодалева; Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1981. – 224 с. 41. Практическая психология [Текст] / Под ред. М.К. Титушкиной. – 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Изд. «Дидактика Плюс», 2001. – 368 с. 42. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга [Текст] / В.Г. Пузиков. - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 224 с. 43. Райзберг Б. А. Психологические основы управления [Текст] / Б. А. Райзберг, А. К. Тутунджян. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 239 с. 44. Сартан Г.Н. Тренинг командообразования [Текст] / Г.Н. Сартан. – СПб.: Речь, 2005. – 179 с. 45. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. – изд. 3-е, перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 672 с. 46. Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие [Текст] / Л.Д. Столяренко. – изд. 3-е - Ростов н/Д: Феникс, 2006.—512 с. 47. Фаткин Л., Морозова К. Командообразование как фактор эффективности совместной деятельности/ Л. Фаткин, К. Морозова [Текст] // Проблемы теории и практики управления. - № 11. – 2004, - с.14-18 48. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения [Текст] / Перевод с нем. – М.: Генезис, 2003. – 400 с. 49. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения [Текст] / Перевод с нем. -М.: Генезис, 2003. - 336 с. 50. Шарипов Ф.В. Психологические основы менеджмента [Текст] / Ф.В. Шарипов. – М.: Владос-Пресс, 2008. – 296 с. 51. Шармерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение [Текст]: пер с англ., - 8-е изд. / под ред. Е.Г. Молл. – СПб.: Питер, 2004. – 640 с. 52. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности [Текст] / С.Д. Щеколдина. – М.: «Ось – 89», 2004. – 80 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.23.124 (0.011 с.) |