Простой учет (униграфический) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Простой учет (униграфический)



Возник вслед за античным учетом несколькими веками позже, когда было осознано, что деньги могут выступать не только как средство накопления богатства, но и как универсальный эквивалент при обмене, т.е. единый стоимостный измеритель всех материальных ценностей. Простой учет существовалдо Х III века, а в отношении забалансовых счетов применяется и по сей день.

Учет называется униграфическим, т.к. в счете указывался или приход или расход.

Когда имущество получали, то его фиксировали в«приход» соответствующего счета, а когда имущество выбывало, то его отражали как «расход».

Данная система не предполагала баланса, а использовала инвентаризацию, т.е.подсчет стоимости имущества, затем из полученной величины вычитались обязательства (кредиторская задолженность) и получался финансовый результат.

Денежные средства учитывались в кассовой книге,а их движение отслеживалось по выпискам из банков.

Двойной учет (диграфический)

Двойной учет возникает в Х III веке н.э., когда,начиная с эпохи крестовых походов рыночная экономика обнаружила мощные тенденции к росту.

Возникают первые мануфактуры, развивается рынок заемного капитала, появляются банки и биржи. Становится необходимым анализировать эффективность ведения хозяйства и определять рентабельность капитала.

При этом стали возникать споры к какой величине капитала относить полученную прибыль: только к собственному или к собственному и заемному капиталу, вложенному в оборот. Таким образом, возникла необходимость раздельно учитывать собственный и заемный капитал.

Учет называется «диграфическим», т.к.каждый счет поделен на две графы – на Приходи Расход, или на Дебет и Кредит.

Двойной учет позволяет исчислять прибыль без инвентаризации, т.к.сумма каждой операции показывается на счетах дважды: по Дебету и по Кредиту. Такое отражение информации неминуемо приводит к равенству полученных и истраченных сумм, т.е. к бухгалтерскому балансу.

Никому неизвестно, кто был основателем двойной бухгалтерии. Можно лишь утверждать, что система двойной записи появилась в XIII – XIV веках в отдельных торговых центрах Северной Италии (поэтому Двойную бухгалтерию называют еще итальянской) вместе с развитием общественного производства, разделением труда и обменом его продуктами. Во многом это было обусловлено выгодным географическим положением Италии, а также высоким (для того времени) уровнем развития торговли, транспорта и международных связей.

Основоположника науки «Бухгалтерский учет»ученого-математика, монаха - францисканца, друга Леонардо Да Винчи- Лука Пачоли.

В 1494 году в типографии Венеции выходит фундаментальный труд Луки Пачоли «Сумма знаний по арифметике, геометрии,учение о пропорции и пропорциональности», в состав которой входит трактат «О счетах и записях», в котором автор впервые обобщил накопленный опыт учета и сформировал основные принципы двойной бухгалтерии

С появлением книги Луки Пачоли появилась новая наука«Бухгалтерский учет», имеющая свою теорию, закон двойной записи хозяйственных оборотов и разных способов его применения.

В последующие годы стали появляться другие печатные руководства по бухгалтерскому учету в Италии, Германии, Англии, но все они не вносили ничего принципиально нового в науку и практику счетоводства по сравнению с трудом Луки Пачоли.

5). Бухгалтерский учет как функция управления (XVIII век – начало XIX века).

Для данного периода характерно бурное развитие науки и производства. Возникающие повсеместно фабрики и заводы потребовали профессионального управления,выражаемого посредством грамотного выполнения всех функций управления, в т.ч. и учета.

Усложнение производства привело к усложнению и учета, потребовались работники, которые прошли бы специальное обучение и могли бы квалифицированно выполнять свои профессиональные обязанности.

Таких людей стали обучать в специальных школах и на специальных курсах. С этого момента появляется профессия«бухгалтер», специалисты которые относятся к управленческому персоналу предприятия и чьей деятельностью стало ведение счетов - счетоводство.

Первые профессиональные бухгалтеры появились в эпоху возникновения промышленного производства – во второй половине XVIII века.

В Германии они назывались бухгалтерами, в Сербии – книговедами, т. е. людьми,ведущими книги, во Франции - счетоводами, т. е. людьми, ведущими бухгалтерские счета.

Возникновение различных школ ведения бухгалтерского учета (1850 – 1900 г.г.)

Этот период можно рассматривать как – теоретико-практический. Этот период совпал со временем революционных преобразований в области производства, с развитием разнообразных форм товарных сделок и увеличением объемов как торговых, так и финансовых операций во всем мире.

Развитие диграфического учета шло по нескольким направлениям:

- одни бухгалтеры пытались истолковать факты хозяйственной жизни с позиций юриспруденции;

- другие рассматривали факты хозяйственной жизни как, прежде всего, экономические.

При этом возникал вопрос о приоритете формы (закона) над содержанием или содержания (экономики) над формой;

- третьи, и их было большинство, значительное внимание уделяли учетной процедуре, что привело к дифференциации счетов и развитию различных форм учета.

Различают 4 основные школы ведения учета:

1)Итальянская;

2)Французская;

3) Немецкая;

4)Американская.

Итальянская школа.

В этой школе,берущей свое начало от Римского права,преобладала юридическая трактовка бухгалтерского учета.

В соответствии с этой школой, бухгалтер учитывает не ценности как таковые, а права и обязанности материально – ответственных лиц (агентов), права и обязанности юридических и физических лиц, с которыми данное предприятие ведет расчеты (корреспондентов).

Каждый счет персонифицировался, т. е. за ним всегда видели какое – то конкретное лицо.

Двойная запись объяснялась правилом Э. Дегранжа: тот, кто выдает – кредитует, а тот, кто получает – дебетуется (приобретает долг).

Девизом школы стали слова П. Гарнье: «Учет – алгебра права».

В ХХ веке неоднократно ставился вопрос о создании специальной отрасли юриспруденции – бухгалтерского права, т.к. бухгалтер -это специалист, который на практике применяет нормы государственного права и отслеживает выполнение норм Закона на предприятии.

Французская школа.

Трактует учет с экономической точки зрения как способ определения эффективности хозяйственной деятельности предприятия, а не как контроль за сохранностью ценностей (итальянская школа).

Бухгалтер – экономист, а не сторож чужого добра. Он с помощью специальной методологии фиксирует движение капитала,выявляет финансовый результат.

Девиз школы: «нет прихода без расхода».

До конца XIX века преобладала юридическая интерпретация учета, сначала XX века получило признание его экономическое понимание. Оба научных направления сосуществовали долгое время, иногда влияние одного усиливалось,другого ослабевало, но ни одна из доктрин не имела господствующего значения и ни одна из них не исчезала.

Немецкая школа.

Придавала большое значение процедурным вопросам,сосредоточившись на конструировании форм счетоводства, а также последовательности записей.

Для этой школы характерно ведение учета от баланса к счетам, а не от счетов к балансу, как принято в итальянской и французской школах учета.

Немецкая школа поделила счета на активные и пассивные счета, указывая, что значение Дебета и Кредита в них различно.

Итальянская и французская школы учета придерживались теории одного ряда счетов, в условиях которой Дебет и Кредит для любого счета были качественно однородны.

Американская школа.

Рассматривает бухгалтерский учет с позиций менеджмента,как функцию управления. Бухгалтерский учет предоставляет менеджменту предприятия информацию о состоянии объекта управления для принятия того или иного управленческого решения, то есть является информационным обеспечением процесса принятия управленческих решений.

Сторонниками такого взгляда на учет выступали такие видные ученые - экономисты, как Г.Эмерсон, Ч. Гаррисон, Ч. Кларк, В. Патон.

Американская школа сформировала новое направление в учете – управленческий учет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.221 (0.016 с.)