Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамическая трактовка баланса

Поиск

Динамическая трактовка бухгалтерского баланса возникла в 20-х годах прошлого века и, в соответствии с ней:

«Баланс– это метод бухгалтерского учета, позволяющий в денежной оценке и на определенный момент времени отобразить кругооборот капитала, вложенного в предприятие и его финансовый результат».

Данная трактовка возникла вследствие того, что администрацию и собственников волнует движение капитала, которое должно приносить прибыль.

Динамический баланс в отличие от статического не допускает переоценки стоимости имущества предприятия и предполагает его оценку по первоначальной покупной стоимости имущества.

Создателем учения о динамическом балансе был выдающийся немецкий бухгалтер Эйген Шмаленбах (1873-1955), а так же русские ученые А.П. Рудановский (1863 – 1934) и И.Р.Николаев (1877 – 1942).

В основе концепции Э. Шмаленбаха лежит определенная модель, при построении которой он исходил из той предпосылки, что баланс показывает не состояние хозяйственных средств и их источников, а, наоборот, движение и средств, и источников.

Так,например, раздел 2 Актива баланса «Оборотные активы» трактуется сторонниками динамического баланса, как расходы будущих периодов, т.е.будущими затратами, а 3 раздел Пассива «Капитал и резервы», как результат работы за отчетный период.

Таким образом, Актив и Пассив баланса в условиях динамической трактовки отражают информацию о разных периодах работы предприятия.

Одно это обстоятельство, с точки зрения Э. Шмаленбаха, сразу показывает условность самой идеи точной оценки средств, отражаемых в бухгалтерском учете, и искусственность выводимого балансового равенства.

Динамический баланс более информативен, чем статический, он отображает состав имущества предприятия и источники его образования не только на определенную дату, а в движении – в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период).

Оба баланса и статический, и динамический отражают прошлую информацию, т.е. баланс - это прошлое в настоящем.

Сравнивая два взгляда на баланс, японский ученый Ивао Ивата (1905 – 1955) пришел к мысли,что необходимо составлять два баланса, один для текущей бухгалтерской работы (динамический), а другой – для аудиторской проверки (статический).

На самом деле оба баланса показывают финансовое положение предприятия, но с разных сторон.

В практике учета большинства стран, в том числе и в РФ, преобладает смешение подходов: в каких - то аспектах статическая, а в каких – то - динамическая трактовка баланса, т.е. имеет место эклектизм в понимании информации баланса.

Т.к. современный баланс эклектичен, то при его разработке надо исходить из приоритета задач: получить наиболее ясное и четкое представление об имуществе предприятия или же о его финансовых результатах.

В первом случае акцент должен быть сделан на статическом балансе, а во втором случае – на динамическом.

Налоговые органы в зависимости от действующего законодательства могут быть заинтересованы как в статическом, так и в динамическом балансе. Для них составляется налоговая декларация, которая увязывается непосредственно с балансом.

В случае применения статической трактовки будет более точно исчислен налог на имущество, а в случае динамической трактовки – налог на прибыль.

По целевому назначению.

Классификация балансов по их целевому назначению весьма разнообразна. Цель составления бухгалтерского баланса определяет подход к порядку формирования показателей в нем. Такая направленность порождает выделение основной группы классификационных признаков. В связи с этим в учетной практике существует большое разнообразие бухгалтерских балансов, классифицированных по определенным признакам.

Рассмотрим наиболее распространенные виды балансов, формируемые на предприятиях для различных целей.

По времени составления

Повремени составления выделяют балансы:

а) вступительные (организационные),

б) текущие (операционные),

в) санируемые,

г) объединительные (соединительные, балансы слияния),

д) разделительные,

е) ликвидационные.

Вступительный(организационный) баланс – самый первый баланс, который составляеторганизация на день своего создания. Он составляется после регистрации учредительных документов организации (получения свидетельства орегистрации) и внесения учредителями активов в уставный капитал, поэтому он отражаетуставный капитал и внесенное учредителями имущество. С этого балансаначинается хозяйственная жизнь организации. Таким образом, вступительный балансу организации является первичным балансом.

Текущий(операционный) баланс – баланс, составляемый периодически в течение всего времени функционирования предприятия. Периодичность составления балансов зависит от требований законодательства и руководства хозяйствующего субъекта.

Текущие балансы в свою очередь подразделяются на начальные, промежуточные и заключительные.

Начальные и заключительные балансы составляются соответственно на начало и конец года, а промежуточные составляются ежемесячно, ежеквартально, за полугодие и за 9 месяцев.

Санируемый баланс составляется в том случае, если есть основания считать, что организация находится в стадии явного банкротства. Санируемый баланс должен помочь ответить на вопрос, каковы у предприятия реальные убытки, имеются ли резервы для погашения кредиторской задолженности, и какова их оценочная величина. При составлении санируемого баланса ряд статей обычного баланса не принимается в расчет (например, доходы будущих периодов, нераспределенная прибыль прошлых лет).

Объединительный(соединительный) баланс – баланс, который составляется при объединении или слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо,или при присоединении одной или более структурных единиц к данному хозяйствующему субъекту.

Разделительный баланс – баланс, который составляется в момент разделения хозяйствующего субъекта на два и более юридических лица или при выделении одной или более структурных единиц из данного юридического лица другому хозяйствующему субъекту.

Ликвидационный баланс – баланс, который составляется на стадии ликвидации организации. Ликвидационный баланс характеризует состояние имущества и обязательств организации в ходе процесса ликвидации. Ликвидационный баланс описывает состояние имущества ликвидируемой организации и состояние расчетов после окончания ликвидационного периода, в течение которого она обязана взыскать дебиторскую задолженность и погасить свои обязательства перед кредиторами.

В ликвидационном балансе отражается не фактическая стоимость имущества, а его стоимость в рыночных ценах на дату составления баланса. В ликвидационном балансе могут отсутствовать такие статьи как «Доходы будущих периодов»,«Расходы будущих периодов», но не исключено появление новых, таких как «Стоимость деловой репутации организации» и других нематериальных активов.

По периодичности составления

В основе классификации балансов по периодичности лежит период, за который они составлены. Обычно периодичность составления балансов равна месяцу, кварталу, нескольким кварталам или году, что дает возможность говорить о:

-месячных балансах,

-квартальных балансах,

-полугодовых балансах,

-балансах за 9 месяцев,

-годовых балансах.

Однако,конечно, никто не запрещает составление балансов с другой периодичностью, если имеется такая необходимость.

По источникам составления

Источниками для составления балансов могут выступать данные организационно-передаточных документов, статистического учета, бухгалтерского учета или данные бухгалтерского учета, уточненные инвентаризацией. В зависимости от того, на основании каких данных составлен баланс, различают балансы:

а) инвентарные,

б) книжные,

в) генеральные,

г) актуарные.

Инвентарный баланс – баланс, составляемый на основе данных организационно-передаточных документов. Эти балансы получили свое название в связи с тем, что часто основой их составления являются инвентарные описи.

Книжный баланс – баланс, составляемый на основе данных бухгалтерского учета (данных счетов Главной книги), не подтвержденных результатами инвентаризации.

Генеральный баланс – баланс, созданный на основании бухгалтерского учета, но подтвержденный данными инвентаризации. Такие балансы наиболее достоверны,так как учетные данные подтверждаются данными инвентаризации, и только после этого переносятся в баланс.

Актуарный баланс – баланс, составляемый на основе статистических данных.

По объему информации

По объему информации различают балансы:

а) единичные (простые),

б) консолидированные,

в) сводные

г) нулевые,

д) ненулевые.

Единичные балансы (простые) отображают состояние имущества и обязательств на отчетную дату по одному предприятию.

Консолидированные балансы представляют собой систему показателей, отражающих финансовое положение группы организаций на отчетную дату. Данные консолидированного баланса будут говорить об общей величине активов и обязательств такой группы предприятий.

Такие балансы составляются материнской организацией на основе первичных балансов дочерних организаций и они содержат обобщенную информацию об имуществе и обязательствах материнской организации (холдинга, концерна). Формирование консолидированных балансов может осуществляться по правилам составления консолидированных балансов для группы взаимосвязанных предприятий.

Сводные балансы составляются министерствами и ведомствами и содержат агрегированные данные по всем организациям и предприятиям министерства или ведомства.

Формирование сводных балансов осуществляется путем простого суммирования показателей группы предприятий для составления сводного баланса.

Нулевой баланс – это баланс, свидетельствующий об отсутствии у предприятия как активов, так и обязательств, и имеющий в валюте баланса итоговый показатель ноль.

Ненулевой баланс – это баланс, свидетельствующий о наличии у предприятия и активов, и пассивов и имеющий в валюте баланса итоговый показатель больше нуля.

По задачам составления

По задачам составления различают:

а) пробные балансы,

б) окончательные балансы,

в) отчетные балансы,

г) перспективные (прогнозные) балансы.

Пробные балансы составляются в целях реализации контрольных процедур, в частности проверки тождества баланса. Как правило, пробные балансы не передаются заинтересованным пользователям, так как являются документами внутреннего контроля.

Окончательные балансы являются официальными документами организации и служат источником изучения финансового состояния организации для различных заинтересованных пользователей. Пробный баланс строится путем выведения сальдопо каждому бухгалтерскому счету. По сути, пробный баланс мало, чем отличается от окончательного, разве что упрощенными требованиями по оформлению, а главное целями составления.

Отчетный баланс составляется за отчетный период. Источниками для составления отчетного баланса являются исключительно данные бухгалтерского учета.

Перспективный(прогнозный) баланс составляется для анализа перспектив развития предприятия. Такой анализ предназначен для целей прогнозирования и планирования.

Составить перспективный баланс достаточно сложно, так как для этого необходимо спрогнозировать деятельность предприятия и результаты этой деятельности на перспективу.

Его составляют, например, в рамках бизнес-плана.

По форме собственности

По формам собственности различают балансы:

а) государственных организаций,

б) кооперативных организаций,

в) частных предприятий,

г) смешанных организаций,

д) совместных организаций,

е) общественных организаций.

Основное различие между указанными балансами будет в источниках образования средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 2784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.127 (0.009 с.)