Социальная политика в системе социального управления. Механизмы выработки и реализации социальной политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная политика в системе социального управления. Механизмы выработки и реализации социальной политики.



Сущность и содержание социальной политики. Социальная политика разрабатывается и реализуется на основе социальной доктрины. Она может быть охарактеризована как совокупность мер, направленных на решение социальных проблем, выделение приоритетов на этом пути, поиск ресурсов и эффективных путей достижения социальных целей.

В узком смысле социальная политика рассматривается в контексте социального администрирования и относится к комплексу мер, предоставляемых социальным государством населению в аспектах занятости и социальной защиты, здравоохранения, образования.

В широком смысле социальная политика может рассматриваться как интеграция механизмов и способов, посредством которых исполнительная власть, центральное и региональные правительства, а также органы местной власти влияют на жизнь населения, способствуют социальному равновесию и стабильности.

Цель социальной политики — создание благоприятного социального климата и подлинного социального согласия на основе сбалансированности разных социальных интересов с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и рост качества жизни всех граждан.

Социальная политика — это деятельность государства в социальной сфере, которая направлена на объединение усилий всех субъектов хозяйственных и управленческих структур, всего населения в целях решения социальных задач.

Она реализует права граждан через государственное регулирование (законодательное, программно-целевое, материально-финансовое и т.п.) на достойные условия жизни, на свободное участие в жизни общества, выявляя социальный аспект во всех действиях разных субъектов управления. Механизм выработки и реализации социальной политики включает в себя государственную идеологию, право, социальные стандарты, экономические средства, культуру, психологию, демографию, национально-этнические регуляторы (организационные, региональные, местные, территориальные).

На характер социальной политики оказывает влияние ее особое отношение к управлению. Успешность современного специалиста в любой отрасли обусловлена, в том числе, знаниями в области теории и методологии социального менеджмента и даже некоторыми практическими навыками по разрешению конкретных социальных проблем посредством принятия и освоения механизмов реализации управленческих решений. Административные знания, знания программ и проектов, управленческих концепций перестают быть прерогативой руководящего центра и становятся собственностью местных сообществ, совершенствуя муниципальный менеджмент.

Функции социального менеджмента - это социальное планирование, социальное стимулирование, социальный контроль, социальная организация. Новая культура управления, предпринимательства включает научное проектирование, социальные стратегии, математическое моделирование, направленные на более полное применение социальных ресурсов. Муниципальный менеджмент затронул местное самоуправление, муниципальные образования, где радикальным образом поменял качество отношений между жителями территорий, органами местного самоуправления, индустриальными и финансовыми группами.

Качественные преобразования произошли и в умах многих администраторов, которые в своей массе становятся профессионалами, способными оказывать эффективное воздействие на темпы социально-экономического развития территорий.

Социальная политика - это социальный менеджмент на макроуровне. Она имеет целый ряд направлений и реализуется комплексными структурами. Социальная политика была и продолжает оставаться аналитической и управленческой практикой, нацеленной на познание и улучшение социального мира. Власть экспертов, конструирование «социальных проблем», вмешательство в жизни людей ради их или общественного блага все чаще становятся объектом анализа и критики. Такие навыки тоже становятся частью компетенции социального менеджера.

Механизм выработки и реализации соц. политики вкл-т в себя: гос-ая идеология, право, соц-ые стандарты, эконом-ие средства, культуру, психологию, ДЕМОГРАФИЮ, национально-этические регуляторы.

*** Подходы к разработке и реализации социальной политики ***

Реализация социальной политики опирается на ряд принципов. Важнейший из них - 1. формирование системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей и социальных стандартов. Основу ее должны составлять солидарность общества, сокращение уровня обездоленности населения, преодоление эгоизма отдельных его слоев, оставивших за бортом жизни большинство своих сограждан. 2. Она строится на соблюдении критериев социальной безопасности общества: масштабов естественной убыли населения, продолжительности жизни, здоровья населения, детской смертности, масштабов поляризации доходов, доли безработных и т.п., 3. базируется на социальных гарантиях государства, обеспечивающих при любых условиях минимальные жизненные стандарты всем членам общества.

Разработка социальной политики может быть представлена в виде трех этапов.

К первому этапу относится определение принципов разработки социальной политики, к которым относятся:

≈ принятие социальной доктрины российского общества;

≈ определение социальных целей (долгосрочных, среднесрочных и сегодняшних);

≈ выявление на этой основе минимальных гарантий социальной безопасности (защиты генофонда, стабилизации жизненного уровня, стимулирования социальной активности и механизмов зарабатывания на социальные нужды, мер социальной защиты «групп риска», улучшения системы пенсионного обеспечения, системы образования и профессиональной подготовки, здравоохранения, жилищных вопросов, снижения криминогенной обстановки, искоренения алкоголизма и наркомании).

Второй этап. В рамках каждого из указанных направлений выделяются приоритеты. Например, в области сохранения генофонда нации определяются критерии улучшения качества питания, медицинского обслуживания и т.п. На этой основе разрабатываются комплексные целевые программы на федеральном и региональном уровнях, в рамках которых устанавливаются сроки решения проблем, изыскиваются необходимые ресурсы.

Третий этап. Все целевые программы по направлениям составлены государством и общественными институтами, осуществляется их системный анализ, вновь уточняются приоритеты с учетом реально имеющихся материально-финансовых возможностей. Через юридические нормы, бюджетный процесс, налоговые и кредитные механизмы всем направлениям государственной политики задаются социальные ориентиры, устанавливаются сроки, выделяются ресурсы, определяются ответственность и пути реализации уточненных программ.

Субъекты социальной политики государства: законодательные, исполнительные, судебные органы власти, формирующие цели, задачи, приоритеты социального, опираясь на созданную нормативно-правовую базу с участием всех общественных институтов, граждан, отчитываются перед обществом по временным периодам об эффективности решения социальных проблем.

В выработке и реализации социальной политики принимают участие органы власти (законодательной, исполнительной, судебной), все гражданские институты общества (политические институты, социально-профессиональные объединения граждан, отдельные люди), главным из которых является народ как суверен власти, перед которым власть отчитывается по результатам социальной деятельности. Контроль за реализацией мер социальной политики осуществляет все общество и его общественные институты как непосредственно, так и путем урегулирования отдельных функций законодательной и судебной властями. Формами такого контроля являются конституционное право, референдумы, выборы, отчеты депутатов, общественное мнение, письма граждан и т.п.

Эффективная социальная политика без активного участия всего населения, различных регионов и местных сообществ невозможна. Это означает, что функции социального менеджмента дифференцируются по трем уровням.

Первый уровень. Государство разрабатывает социальные стандарты и нормативы, которые гарантируются населению: минимальный прожиточный уровень, доступ к образованию, медицинское обслуживание, обеспеченность продуктами питания, — что закрепляется в определенных правовых нормах.

Сегодня учеными разработана и успешно осуществляется целая система мер в этой сфере в рамках Программы социально-экономической поддержки интересов населения (СЭПИН), которая одобрена Федеральным собранием Российской Федерации и рекомендована региональным и муниципальным образованиям для внедрения.

Второй уровень. Регионам делегируются ресурсы и властные полномочия для гарантирования населению социальных благ (потре­бительская корзина, душевой и семейный доход и т.п.), которые они используют в соответствии с имеющимися социально-экономическими возможностями, постепенно наращивают средства на социальные нужды, улучшают качество жизни своих членов, предоставляя им возможности для зарабатывания средств на удовлетворение социальных потребностей.

Это делает необходимой разработку социальной политики на региональном уровне.

Органически объединить деятельность федеральных органов с самодеятельностью мест таким образом, чтобы последние принимали разработки первых и включались в осуществление программ центра, можно следующим образом.

Во-первых, общие принципы федеральной политики должны разрабатываться при прямом и непосредственном участии самих регионов. Во-вторых, на основе общих принципов и углубленных научных исследований в каждом регионе обосновывается собственная социальная концепция развития и возрождения территории. В-третьих, две ветви политики (региональная и федеральная) имеют механизм согласования, взаимодействия.

В связи с этим в федеральном проекте, например, научно-технического возрождения регионов, полезно обеспечить не только основные направления его развертывания, но и механизм реализации:

а) местные органы власти как субъекты политики активно участвуют в обсуждении и разработке проекта, сами планируют строительство научно-хозяйственных комплексов, развивают местную промышленность, инфраструктуру, привлекают коммерческие структуры, иностранные инвестиции наряду с федеральными органами;

б) акцент делается на самофинансировании и самоуправлении, что позволяет местным органам вступать в прямой контакт с большой наукой, новым техническим пространством и постепенно избавляться от комплекса провинциальности, формировать современную управленческую культуру и конструктивный стиль мышления, что загружает регион реальной и перспективной работой, уменьшает недоверие к центру;

в) особенности реализации политики в регионах — направленность на ликвидацию монополизма, на развитие средних и мелких предприятий с высокой специализацией наукоемких отраслей, контактных производственных единиц, не требующих больших территорий, площадей, крупных энергоресурсов, меньше загрязняющих окружающую среду и наиболее отвечающих встревоженному сегодня в экологическом отношении общественному мнению;

г) посредством средних и мелких предприятий опора на современную организационно-управленческую структуру, достижение большей мобильности в управлении ресурсами, следовательно, оздоровление в перспективе консервативной системы управления в регионах, наращивание ее наукоемких источников, вызывающих существенные сдвиги в инновационном режиме управления;

д) центр тяжести переносится на научные исследования, развитие информационных систем, подготовку кадров, воплощение в социальной инфраструктуре современных идей градостроительства, сочетание архитектурных проектов с окружающей природной средой, с местными традициями, бытовыми и национальными особенностями;

е) возникающие “технополисы”, поддерживая в первое время непосредственную связь с фундаментальной наукой, преимущественно ориентируются на прикладные исследования, добиваясь быстрого внедрения новых технологий в производство.

Правительственные и общественные структуры разрабатывают и предлагают регионам пути реализации региональной социальной политики в виде:

а) создания базы стабильных налоговых поступлений;

б) выдвижения перспективных и привлекательных идей для местного населения;

в) обоснования конкурсных условий выдвижения регионов, желающих участвовать в реализации проекта;

г) разработки принципов отбора кандидатов для участия в проекте ускорения регионального развития. С этой целью министерствами, ведомствами совместно с органами самоуправления в регионах вырабатывается конкретный механизм реализации принципов отбора, производится конкурс кандидатов, утверждаются представляемые в местные органы планы развития “технополисов”.

Федеральное правительство осуществляет косвенное финансирование ускорения научно-технического развития и в регионах посредством разработки научно-технического проекта, осуществления налоговых, кредитных льгот и приоритетов, поощрения предпринимательской деятельности, более полного использования внутренних ресурсов территорий.

Специальная финансовая помощь оказывается средним и мелким фирмам, участвующим в реализации проекта. Центральным банком по специальной программе предоставляются льготные кредиты предприятиям, центрам, содействующим развитию “технополиса”.

Правительство осуществляет прямое субсидирование местных органов самоуправления, активно наращивающих интеллектуальный потенциал регионов, развивающих научно-технические и гуманитарные центры региональных исследований и прогрессивные разработки.

Федеральному финансированию подлежит вся интеллектуальная программа и организационная работа по созданию “технополисов”. Кроме этого, создается специальный координационный центр, куда входят представители местных властей, правительственных органов, бизнеса и науки. Возможны его подкомитеты в органах местного самоуправления, которые стимулируют и координируют развитие различного рода местных движений по возрождению территорий, созданию ассоциаций, обществ содействия техническому прогрессу, местных бизнесменов, ученых, политиков и журналистов.

При таком подходе возможна реальная оценка управленческой ситуации как на региональном, так и на федеральном уровнях: какие процессы являются управляемыми и в какой мере, каковы новые функции их регулирования, новые структуры управления. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать всю систему, структуру администрации Президента в том числе, принять механизмы взаимодействия органов управления (представительных и исполнительных), оценить степень эффективности и наметить направления совершенствования.

Третий уровень — муниципальные сообщества, органы местного самоуправления, которым центр и субъекты Федерации делегируют ресурсы и властные полномочия для решения местных вопросов под их ответственность. Необходима инновационная стратегия развития местных сообществ, которая позволяет максимально использовать самодеятельность населения в сфере более правильного использования местных ресурсов. Существуют различные способы в этой области развития муниципальной собственности и местного хозяйства, получения иностранных и государственных кредитов.

В современных условиях многие из недостатков социальной политики усугубились: механизма зарабатывания средств на социальные нужды пока не сложилось, наблюдается тенденция полного отказа от соблюдения минимальных социальных гарантий и прав населения. Отсутствуют какие-либо стратегические или тактические инициативы центральной власти по оздоровлению социокультурной сферы. Регионы практически не используют имеющиеся местные ресурсы на социальные нужды.

С учетом изложенного условиями улучшения социального положения людей являются:

1. Государство должно обеспечивать меры социальной защиты населения, выделять социальные приоритеты. Создание рыночного хозяйства — средство обеспечения достойной жизни каждому гражданину.

2. Социальное оздоровление общества возможно лишь с изменением систем и принципов социальной защиты населения, ее осуществление должно находиться под гласным контролем общества, включающим все социально-политические институты.

4. Экономика должна обслуживать социальные нужды граждан, а не крупного бизнеса.

5. Социальные приоритеты должны быть заложены в основе бюджетной, налоговой, инвестиционной политики.

6. Одним из направлений в региональной политике должны быть создание системы занятости населения и переквалификации работников, формирование новых рабочих мест.

7. Важной задачей в управлении социальными процессами является разработка критериев бедности с целью обеспечения существования всех групп населения и предотвращения резкой поляризации в регионах и в обществе в целом.

8. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест в регионах и на местах с помощью налоговых и иных экономических рычагов и др.

Решение указанных задач социальной политики, будет способствовать созданию демократического социального и правового государства, представляющего и обеспечивающего интересы граждан.

Предпосылкой формирования научно обоснованной и отражающей интересы населения социальной политики является состояние балансов между центральными государственными и региональными органами власти и органами местного самоуправления в сфере экономики, финансовой, налоговой, пенсионной, экономической политики.

Благополучие членов общества является фактором, зависящим от качества формирования социальной политики и отношений центральных органов власти, региональных институтов управления и местного самоуправления.

Состояние социальной сферы складывается из многих факторов, игнорирование хотя бы одного из них разрывает формирующуюся систему благополучия в обществе.

Основными факторами (условиями), обеспечивающими социальное равновесие между слоями общества, являются:

♦ природно-климатические условия территории;

♦ государственное устройство и отношения субъектов в системе государственного управления;

♦ степень и характер (в системе законодательных отношений) экономической свободы субъектов регионального управления;

♦ степень развития внутреннего рынка и внешнеэкономических связей;

♦ состояние межрегиональных экономических и этнокультурных связей;

♦ степень выражения интересов регионов в представительных и исполнительных центральных и региональных органах власти;

♦ наличие научных основ (моделирование, прогнозирование, альтернативность решений) социального управления в масштабах государства;

♦ наличие самостоятельной региональной социальной политики;

♦ степень развитости регионального маркетинга потребностей и возможностей их удовлетворения с помощью всех источников социального обеспечения в регионе и в государстве.

Сегодня стабилизировать общество, увести его от взрывоопасной черты и деградации можно, разработав и предложив обществу целенаправленную и сбалансированную социальную политику, как на федеральном, так и на региональном уровнях, включив адекватный им механизм реализации, изыскав для этого в ходе реформирования в приоритетном порядке материально-финансовые и интеллектуальные ресурсы.

Выводы

1. Только реализуя в жизнь перечисленные приоритеты социальной политики, можно создать демократическое государство, представляющее и адекватно выражающее коренные интересы граждан, а также социально ориентированный и надежно контролируемый государством рынок. Должны быть четкие границы (главная из них — социальное самочувствие людей), несоблюдение которых обусловливает правительственный кризис и уход всего кабинета в отставку. Неспособность государственных структур разработать и реализовать курс на социальное обустройство общества должна быть сигналом не к конфронтации, усилению гражданского противостояния, а к смене всей государственной команды, которая работает непрофессионально, не выполняет своих главных обязанностей перед обществом.

2. Другой решающей предпосылкой формирования научно обоснованной социальной политики, в достаточной степени отражающей интересы всех слоев населения, является состояние балансов между центральными государственными и региональными органами власти и органами местного самоуправления, прежде всего в сфере экономики, финансовой, налоговой, пенсионной, экономической политики.

Следовательно, само благополучие членов общества является третичным фактором, зависящим от качества формирования социальной политики и отношений центральных органов власти, региональных и местного самоуправления. В связи с этим все попытки суверенизации (обособления) отдельных территорий в рамках одного государства — это социально опасная политика, прежде всего для граждан, проживающих на данных территориях.

Состояние социальной сферы складывается из многих факторов, игнорирование хотя бы одного из них разрывает формирующуюся систему благополучия в обществе.

Так, сведение социальной политики лишь к какой-либо одной социальной функции (пенсионному обеспечению, заботе о малоимущих и т. п.) без учета всех остальных, определяющих в целом жизненный уровень граждан, свидетельствует о слабости самой государственной социальной политики.

3. Учет вышеуказанных и других факторов при разработке и реализации общегосударственной и региональной социальной политики — решающее условие обеспечения интересов всех слоев населения с учетом их отношения к различным формам собственности. При этом государственные органы власти должны создавать максимальные условия развития для всех форм собственности, прежде всего для федеральной, как главного источника общенационального богатства. Представляется, что главной причиной ухода с политической арены не только того или иного правительства, парламента, президента, но и общественно-политического строя является, прежде всего, отсутствие или слабый учет факторов социальной сферы общественного развития. Руководители государств должны действовать не во имя своих личных и клановых интересов, ущемляющих права большинства членов общества, а в интересах большинства граждан. Тогда в обществе царит социальная справедливость, которая ведет к гражданскому миру и подлинному согласию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.045 с.)