Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты проведенной методики с детьмиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ой смены По результатам проведенной методики «Отношение подростка с классом Е.И.Рогова» было обнаружено, что из 29 детей 9 обладают индивидуалистическим типом восприятия группы: индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим». В результате была проведена индивидуальная работа с этими детьми, имеющими проблемы межличностного общения. У остальных детей преобладают коллективистический: индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы и прагматический: индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается, предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. План работы по оптимизации межличностного взаимодействия детей со сверстниками Целью является оптимизация межличностного взаимодействия подростков со сверстниками, развитие коммуникативных навыков у отдельных членов группы, сглаживание барьеров в межличностном взаимодействии детей со сверстниками. В связи с этим важными задачами работы являются: 1. формирование навыков эффективных способов взаимодействия; 2. развитие умения слушать и понимать собеседника; 3. развитие рефлексивных способностей; Занятие 1. Цель занятия: дать каждому участнику занятий возможность предъявить себя группе, выразить свою индивидуальность в максимально защищенной, шутливо-ироничной ситуации. Занятие направлено на то, чтобы дать почувствовать детям атмосферу групповой работы, расшевелить одних, несколько поубавить пыл других, поднять общий тонус всей группы. Форма проведения: социально-психологический тренинг. Время проведения: 1 час. Упражнение 1. «Круг знакомств». Все становятся в широкий круг, и ведущий одновременно показывает и рассказывает правила игры, которая состоит из пяти шагов. 1. Один из игроков делает шаг к центру круга. 2. Называет свое имя или псевдоним, которым он (она) хотел (хотела) называться в этой группе. 3. Демонстрируются какие-то движения и жесты приветствия остальным. 4. Назвав и показав себя, игрок делает шаг назад, возвращаясь на прежнее место в круг. 5. Все остальные игроки по возможности точно повторяют названное имя, стараясь имитировать и интонацию, и показанное движение. После этого всю процедуру повторяет следующий стоящий рядом игрок, за ним следующий и так до конца круга. При анализе мысли детей направляются в сторону расшифровки невербального сообщения лишь в том случае, если ведущий даст такую установку. Правда, обязательно следует оговорить, что некоторые жесты вообще ничего не выражают, а просто приятны, забавны, необычны. Упражнение 2. «Здравствуйте». Группа садится в круг. Используется мяч для большого тенниса или аналогичный. При отсутствии мяча приемлемы яблоко или апельсин. Тренер ловит взгляд одного из подростков и кидает ему мяч со словами: «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, поймай его взгляд, перекинь ему мячик, поздоровайся». В какой-то момент перекидывания мяча тренер уточняет инструкцию: «Старайтесь перекинуть мяч тому, кто еще не ловил его». Упражнение 3. «Ловля моли». Ведущий указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку», которая пригласила нас в гости. У нее дома развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли. Далее ведущий предлагает всем участникам группы «убить по 10 штук моли», и первый демонстрирует убивание моли хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам участников, по вещам в помещении. Он побуждает всех участников игры принять участие в этом действии. Ведущий прекращает упражнение с учетом меры вовлеченности всех участников в игру. Занятие 2. Цель занятия: развитие навыков эффективного взаимодействия. Форма проведения: социально-психологический тренинг. Время проведения: 1 час. Упражнение 1. «Фотография» Возьмите в руки фотографию незнакомого человека, например, в журнале или газете. Вглядитесь в его лицо. Обратите внимание на его позу, одежду. Постарайтесь определить его характер, настроение, род занятий, стиль жизни. Придумайте биографию этого человека. Как Вы полагаете, могли бы вы быть с ним в дружеских отношениях? Если нет, то, какие бы отношения могли сложиться между вами? Что еще вы можете сказать об этом человека? Упражнение 2. «Телевизор». Для проведения упражнения в группе необходим телевизор или видеомагнитофон, кассета с отрывками из спектакля или фильма. Выключите звук, а изображения оставьте на экране. Попробуйте определить, о чем говорят люди. Какие у них цели и мотивы, кто из них «атакует», а кто «защищается», кто лидирует, а кто подчиняется. Вглядитесь в лица говорящих, обратите внимание на их жесты и позы. Не включая звука, каждый участник произносит вслух то, что говорит первый собеседник и что отвечает уму второй. Воспроизведите предлагаемый текст разговора. Через 5-7 минут включите звук: правильно ли вы определили предмет беседы? Если вы ошиблись, то в чем и почему? Упражнение 3. «Телепатия» Группа участников разбивается на пары. В каждой паре участники садятся лицом друг к другу и договариваются, кто из них будет ведущим, а кто – ведомым. Ведущий начинает «передавать» какой-либо образ или мысль: сосредотачивается и в течение 4-5 минут внушает их своему партнеру, принимающему. Задача последнего – понять или почувствовать то, о чем думает ведущий. Игра имеет несколько ограничений. Во-первых, внушение образа ведущим, должно производиться без помощи слов, только через глаза и выражения лица. Во-вторых, запрещается использовать какие-либо вспомогательные средства, такие, например, как рисунок, жесты. После того, как передача образа состоялась, принимающий рассказывает ведущему, что он понял или почувствовал. После обсуждения в парах организуется общегрупповое обсуждение. По желанию игроков несколько пар рассказывают группе о своих впечатлениях. Занятие 3. Цель занятия: научиться чувствовать и понимать других людей, чувствовать и понимать себя, преодолевать и раскрывать себя, осознание своих собственных способов межличностного взаимодействия, своей позиции среди других. Форма проведения: социально-психологический тренинг. Условия проведения тренинга: доброжелательность и доверие друг к другу; при оценке выполнения игровых заданий участниками оценивается не личность, а ее деятельность и способы взаимодействия; впечатления о степени удовлетворенности игрой участники должны сообщать руководителю; Время проведения: 1 час. Упражнение 1. «Интервью». У каждого человека по очереди все желающие берут интервью. Могут быть заданы вопросы такого характера: - Любишь ли ты стихи? - Твое любимое изречение? - Есть ли у тебя хобби? Каждому задается не больше 6-7 вопросов. Необходимо дать участникам установку, что они могут выбирать степень откровенности. Можно с полной откровенностью, можно частично, а можно вообще «в маске», отвечать, будто не за себя, а за другого. Это обязательное условие, которое поможет снять психологический барьер у ряда подростков. Упражнение 2. «Стратегия в диалоге» Двое называются ведущим. Каждый из них получает в тайне от аудитории и друг друга задание: первый – поддерживать диалог в своей обычной манере, второй – во что бы то ни стало удержать лидерство во время диалога. Тема диалога выбирается ведущим, предлагается аудиторией, или выбирается самими действующими лицами. Стратегия диалога затем обсуждается всеми. Упражнение 3. «Ролевое обсуждение» Руководитель раздает участникам листочки с обозначением той роли, в которой должен выступать данный человек в обсуждениях, например, «философ», «поэт», «скептик». Школьникам объясняется, что речь идет не о профессиях, а лишь о той внутренней позиции, о том внутреннем отношении к окружающему, которое им следует прочувствовать и продемонстрировать во время дискуссии. Каждый знает только о своей роли и ничего не знает о других. Затем договариваются о предмете рассуждения. После 10-15 минут дискуссии окружающие должны определить, кто в какой роли выступал. Тот, чья роль осталась неузнанной, считается не выполнившим задачу. Занятие 4. Цель занятия: Развитие навыков группового и межличностного взаимодействия. Форма проведения: игра. Время проведения: 2 часа. Игра «Необитаемый остров». Ведущий. Представьте себе, что вся наша группа оказалась на большом океанском корабле, совершающий рейс через Атлантику. Путешествие было приятным и интересным. Однако в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было усугублено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему судну. К счастью, со шлюпками проблем на корабле не было, но волею судьбы половина членов нашей группы оказалось в одной, а половина – в другой шлюпке. Поделить группу можно разными способами. Например, так. Ведущий быстро командует: «Встаньте те, кто сразу начнет спасательные работы!». Первые двоя, кто вскочил со своего места, объявляются руководителями спасательных работ. Каждому из них предлагается выбрать одного участника, которого он возьмет в свою шлюпку. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников не четное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. (Эта процедура имеет социометрический характер.) «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Почему ведущий должен обратить ситуацию в позитивную, например, предложить лидером двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких – то достоинств этот человек необходим именно в его шлюпке. После этого участник сам выбирает для себя команду. Участники обеих команд образуют два отдельных круга. Ведущий. Штормовые волны разметали шлюпки и унесли их в разные стороны от места кораблекрушения. Еще сутки не прекращался ураган, а когда он на конец утих, измученные люди на обеих шлюпках увидели на горизонте землю. Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед ними не материк, а острова, и, во-вторых, о скрытых под водой рифах. Обе шлюпки разлетелись в щепки от удара о каменные рифы, но до берега уже можно было добраться вплавь. Через некоторое время и та и другая команда ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных! Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Вам дается пятнадцать минут, чтобы решить, что делать в такой ситуации и как вы проведете на этих островах ближайшие сутки. размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами. Участники начинают обсуждать ситуацию. Ведущему следует обратить внимание на то, как организуется дискуссия, кто ею руководит, слушают ли люди друг друга. Через пятнадцать минут представители каждой команды сообщают о результатах обсуждения. На этом этапе, как правило, сообщения не отличаются разнообразием: острова покрыты тропическими лесами, климат мягкий, опасных хищников нет, зато имеются козы, есть вода и полно фруктов. «Робинзоны» активно изучают свои острова и старательно подают сигналы спасателям. Ведущий. Ну, что же, ваши острова оказались комфортными. Однако день проходит за днем, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. И вы начинаете догадываться, что острова оказались удаленными от оживленных морских и воздушных путей и, может статься, спасателями уже прекратили поиски пассажиров корабля, посчитав их погибшими. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове, может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем вы предполагали. Надо как – то обустраиваться. Итак, что вы предпринимаете? Обсуждение! После сообщений каждой группы о своем житье-бытье на острове ведущий может задать следующие вопросы: Как вы строите отношения друг с другом? Есть ли у вас вожак, лидер? Кто он? Каким образом вы решаете наиболее сложные вопросы вашей жизни? Как происходит разделение труда, обязанностей? Кто за что отвечает? И т.д. Фактически участники групп начинают проектировать новое устройство мира, создавать его по тем законам, которые они считают правильными и необходимыми. Ведущий. Итак, вы вполне обжились на острове. наладили свой быт. а между тем прошло два года. И, однажды волны прибоя вынесли на берег остров небольшой яхты. Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась, разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Однако в ней чудом сохранился отсек, где лежали плотницкие инструменты – топоры, пилы, гвозди и прочие, а кроме того, вы обнаружили на яхте пустую бутылку. Последняя находка, разумеется, породила у вас идею отправить письмо, доверив его волнам, и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы. Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в эту бутылку. Напоминаю на всякий случай, что координат своего острова вы не знаете. Участники дружно сочиняют письма, часто проявляя изобретательство в способах описания местоположения своего острова и с юмором рассказывая о своей жизни. Письма зачитываются в слух. Ведущий. Письмо отправлено. Но ведь теперь у вас появились плотницкие инструменты. Что вы с ними будете делать? Воспользуетесь ли этим подарком судьбы? Посовещавшись, команды, как правило, решают строить плот и на нем попытаться добраться до материка. С этого момента сценарий событий на двух островах могут существенно различаться. Например, часть какой – то команды может решиться отправиться в рискованное плавание на плоту, а часть может воспротивиться этой идее. Ведущий предлагает участникам каким-то образом решить эту проблему. Если «мореплаватели» все-таки настаивают и готовы уйти от основной массы, ведущий просит их отсесть в стороны от круга («вы в пути»). В другой команде, возможно, такого раскола не происходит, и они едины в своем решении – плыть или не плыть. Если на островах кто-то остался, ведущий дает новую вводную: Через некоторое время очень далеко на горизонте вы увидели силуэт большого корабля. Но он прошел мимо и люди с него не заметили подаваемых вами отчаянных сигналов. Через сутки к берегу прибило маленький одноместный катер. Он был абсолютно новенький, с полным баком бензина. По – видимому, его случайно обронили с борта проходившего ранее корабля, а может быть, его смыло волной. Так или иначе, у вас появился еще один шанс. Воспользуетесь ли вы им и как? Один из самых интересных моментов в игре. Участники быстро приходят к мысли, что отправиться на поиски земли на маленьком одноместном катере – занятие очень рискованное. Ведь если бензин закончится раньше, чем встретится земля, храбрец – одиночка вынужден будет дрейфовать по бескрайнему океану, пока не умрет от голода и жажды. Кто решится на это? С этого момента практически всегда возникает необходимость разных инструкций для жителей каждого из островов. Опытный ведущий может придумать собственные ходы. Несколько возможных вариантов (при любом из них участники обязательно должны принять какое –то определенное решение).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 12425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.163 (0.01 с.) |