Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств



(Методика разработана А.И.Высоцким).

Признаки волевых качеств:

Признаки дисциплинированности:

· Сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований вожатых, воспитателей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте);

· Добровольное выполнение правил, установленных коллективом (отрядом, членами кружка);

· Недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка без уважительной причины);

· Соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки;

Признаки самостоятельности:

· Выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание);

· Умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (обслужить себя, найти способ отдохнуть);

· Умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

· Умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности;

Признаки настойчивости:

· Стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

· Умение продолжать деятельность при нежелании ей заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

· Умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда);

Признаки выдержки:

· Проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи);

· Умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении);

· Умение тормозить проявление чувств, при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке;

Признаки организованности:

· Соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений);

· Планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки; умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки;

Признаки решительности:

· Быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или поступка;

· Выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;

· Отсутствие растерянности при принятии решений в затруднительной обстановке и во время эмоциональных возбуждений;

· Проявление решительных действий в непривычной обстановке;

Признаки инициативности:

· Проявление субъектом выдержки, творчества, рационализации;

· Участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

· Активная поддержка коллектива в осуществлении намеченных планов;

· Стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

 

Тест «Насколько ты эмоционален?»

Инструкция. На каждый вопрос ответь «да» или «нет».

1. Стыдно ли тебе плакать при чужих людях?

2. Думаешь ли ты, что слезы – признак слабости?

3. Должны ли, по твоему мнению, мужчины и мальчики скрывать свои слезы?

4. Смущаешься ли ты, если плачешь во время демонстрации фильма или чтения книги?

5. Станешь ли ты сдерживать слезы на похоронах?

6. Считаешь ли ты, что слезы – это ненужное выражение эмоций?

7. Ты позволяешь себя утешать?

8. Смущаешься ли ты, если видишь взрослого мужчину плачущим?

9. Всегда ли ты стараешься скрыть свой гнев?

10. Стараешься ли ты скрывать свое разочарование?

11. Случается ли, что ты не в состоянии овладеть собой?

12. Возникали ли у тебя когда-нибудь проблемы из-за своего нрава?

13. Веришь ли ты, что мог бы стать лучше, если бы тебе удалось избавиться от своей гневливости?

14. Склонен ли ты размышлять о том, что тебя на сей раз рассердило?

15. Легко ли ты раздражаешься?

16. Стараешься ли ты прикоснуться к тому, кого любишь, хотя бы один раз в день?

17. Тебе нравится выражать свои чувства?

18. Нравится ли тебе массаж?

19. Было ли у тебя домашнее животное, которое ты очень любил?

20. Нравится ли тебе когда тебя целуют и обнимают?

21. Смеешься ли ты громко, когда смотришь комедии?

22. Когда слушаешь музыку, случалось ли тебе жестикулировать и притопывать в такт?

23. Тебе свойственно аплодировать во время концерта или спортивного соревнования?

24. Можешь ли ты вспомнить, когда в последний раз смеялся?

Обработка и интерпретация результатов.

В вопросах 1-6, 8-10, 14 один балл тебе дает отрицательный ответ, а в вопросах 7, 11-13, 15-24 – положительный.

От 13 до 24 баллов: у тебя здоровое отношение к эмоциям. Тебе не стыдно иногда показывать свои чувства.

От 4 до 12 баллов: ты знаешь, как показать свои эмоции. Но в силу каких-то причин стараешься скрывать их. Проявление чувств поможет укрепить твое здоровье.

3 балла или менее: ты слишком сдержанный человек. Не будет ничего плохого, если люди узнают, что ты чувствуешь. Чем больше ты будешь бороться, сдерживая свои естественные порывы, тем вероятнее, что эти порывы ухудшат твое здоровье.

 

Тест «Диагностика структуры способностей»

Тест позволяет выявить степень развития сигнальных систем, в частности способности к созданию метафор, к образной фантазии и воображению как основе творческого мышления, а также способности к словесному описанию действительности, абстрагированию и ручным навыкам.

Инструкция. Ответьте на вопросы двумя способами: «да», если ваш ответ утвердителен, и «нет», если вы отвечаете на вопрос отрицательно.

Протокол

1.   8.   15.   22.   29.   36.   43.   50.  
2.   9.   16.   23.   30.   37.   44.   51.  
3.   10.   17.   24.   31.   38.   45.   52.  
4.   11.   18.   25.   32.   39.   46.   53.  
5.   12.   19.   26.   33.   40.   47.   54.  
6.   13.   20.   27.   34.   41.   48.   55.  
7.   14.   21.   28.   35.   42.   49.   56.  

 

Вопросы

1.Чтобы понять что-либо, часто ли вы обращаетесь к образным представлениям?

2. У вас есть тяга к рисованию?

3. Вам вполне понятен язык знаков, формул, графиков?

4. Доставляет ли вам удовольствие пересказывать увиденное друзьям?

5. Стараетесь ли вы скорее обобщить имеющуюся информацию, перейти от конкретных фактов к обобщению?

6. У вас обычно много времени занимает обдумывание того, что вы видели, слышали, что происходит вокруг?

7. Вам проще понять устройство вещи, повертев ее в своих руках, разобрав и вновь собрав?

8. Вы стараетесь обогатить свою речь метафорическими выражениями?

9. Является ли декоративно-прикладное искусство вашим любимым занятием?

10. При объяснении чего-либо вы часто прибегаете к языку знаков, символов, чертежей?

11. Вы обладаете литературными способностями?

12. Вам нравится абстрактная живопись?

13. Вы легко находите смысл в абстрактных изображениях?

14. Вам удавалось своими руками собрать или отремонтировать какое-нибудь техническое устройство?

15. Вы согласны, что речь без метафор, эпитетов и образных выражений суха и неинтересна?

16. Читая книгу, вы живо представляете себе происходящее, как будто являетесь непосредственным участником событий?

17. У вас хорошая память на знаки, символы, цифры?

18. Вас считают хорошим рассказчиком?

19. Вы легко придумываете для себя какое-нибудь новое словечко, чтобы заменить им большое словесное выражение?

20. Случается ли, что вы ловите себя на мысли, что каждый символ, знак в художественном произведении несет в себе большой смысл?

21. Вас часто тянет к рукоделию, ручной работе, поделкам?

22. Вас радует удачно употребленная метафора, иносказание или притча в речи говорящего?

23. Хочется ли вам собрать себе коллекцию репродукций живописи, библиотеку книг по искусству?

24. Вы свободно владеете языком знаков, формул?

25. Вы пишите стихи?

26. Ваши знакомые говорят вам, что вы слишком часто прибегаете к абстракциям?

27. Случается ли, что вы смотрите один и тот же фильм несколько раз, переосмысливая его по-иному?

28. Вас называют мастером золотые руки?

29. Вы любите поэзию за оригинальность высказываний, интересные ассоциации?

30. Язык наглядных образов вам более понятен, чем язык знаков и формул?

31. Используете ли вы при письме аббревиатуры, сокращение слов до начальных букв?

32. Вам нравится выступать перед аудиторией?

33. Ваша деятельность связана со знаковыми системами?

34. Ложась спать, вы часто перебираете в памяти прошедший день, стремясь привести в порядок впечатления?

35. Работа с техникой доставляет вам удовольствие?

36. Вы стараетесь чаще обращаться к художественным произведениям в поисках нужных вам образов, метафор, метких выражений, забавных высказываний?

37. Вы обладаете богатым воображением, бурной фантазией?

38. Могли бы вы стать программистом, создавать новые компьютерные программы?

39. Вы владеете иностранными языками?

40. Вас иногда подмывает сказать в разговоре непонятную и позаковырестей фразу?

41. Вы стремитесь тщательно обдумывать свои поступки, рассчитывая свои шаги заранее?

42. Вы обладаете способностью к техническому изобретательству?

43. Вам нравится придумывать образные метафоры?

44. Вас часто можно застать за рисованием?

45. Часто ли вы используете графики, формулы, чтобы упростить объяснение?

46. Вы много времени уделяете стихосложению?

47. Для запоминания чего-либо вы используете абстрактные знаки, символы, понятные только вам?

48. Ваши друзья считают вас глубокомысленным человеком?

49. Вам много приходится заниматься ручной работой, требующей терпения, аккуратности?

50. Вы хорошо владеете литературным языком?

51. Вам часто снятся яркие, интересные сны?

52. Вам не составляет труда придумать свою систему знаков?

53. Вам доставляет удовольствие рассказывать о чем-либо?

54. Вы часто используете в речи абстрактное понятие?

55. Вам удается найти в событиях свой неординарный смысл?

56. Вам легче делать что-то руками, чем решать теоретические задачи?

Обработка результатов.

Подсчитайте количество ответов «да» в горизонтальных строках протокола.

1. Сумма ответов «да» первого ряда: 1,8,15,22,29,36,43,50 – «метафоризация», способность замечать метафору в речи, образах, стихах, художественных произведениях. Использование метафоры в речи, умение самому придумывать метафорические выражения – признак творческой одаренности. Максимальная выраженность – 8 баллов, низкие значения – 2-3 балла.

2. Сумма ответов «да» второго ряда:2,9,16,23,30,37,44,51 – «образность представлений», способность к яркому, образному представлению, фантазии, образному мышлению, стремление выразить эти образы в рисунках, художественные способности.

3. Сумма ответов «да» третьего ряда: 3,10,17,24,31,38,45,52 – «символизация», способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками. Соответствует наличию способностей к точным наукам.

4. Сумма ответов «да» четвертого ряда: 4,11,18,25,32,39,46,53 – «вербализация», легкость речи, способность рассказчика, умение без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях.

5. Сумма ответов «да» пятого ряда: 5,12,19,26,33,40,47,54 – «абстрагирование», способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на образы в процессе мышления.

6. Сумма ответов «да» шестого ряда: 6,13,20,27,34,41,48,55 –«рефлексивность», способность долго удерживать в памяти одну и ту же информацию, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное продумывание своих действий.

7. Сумма ответов «да» седьмого ряда: 7,14,21,28,35,42,49,56 – «ручные навыки», способность мастерить, ремонтировать, осуществлять тонкие ручные манипуляции с предметами, технические навыки.

 

Тест «Формула темперамента»

Инструкция. Этот тест позволит вам определить тип своего темперамента. Отметьте, пожалуйста, в каждом из четырех блоков знаком «+» только те качества, которые характерны для вас. Затем по каждому из блоков подсчитайте сумму плюсов и выведите формулу вашего темперамента.

Итак, если вы:

I блок:

1. неусидчивы, суетливы;

2. невыдержанны и вспыльчивы;

3. нетерпеливы;

4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми;

5. решительны и инициативны;

6. упрямы;

7. находчивы в споре;

8. работаете рывками;

9. склонны к риску;

10. незлопамятны и необидчивы;

11. обладаете быстрой, со сбивчивой интонацией речью;

12. неуравновешенны и склонны к горячности;

13. агрессивны, «забияки»;

14. нетерпимы к недостаткам других;

15. обладаете выразительной мимикой;

16. способны быстро действовать и решать;

17. неустанно стремитесь к новому;

18. обладаете резкими порывистыми движениями;

19. настойчивы в достижении поставленной цели;

20. склонны к резким сменам настроения.

II блок:

1. веселы и жизнерадостны;

2. энергичны и деловиты;

3. часто не доводите начатое дело до конца;

4. склонны переоценивать себя;

5. способны быстро схватывать новое;

6. неустойчивы в интересах и склонностях;

7. легко переживаете неудачи и неприятности;

8. легко приспосабливаетесь к новым обстоятельствам;

9. с увлечением беретесь за любое новое дело;

10. быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;

11. быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной деятельности на другую;

12. тяготитесь однообразием, будничной кропотливой работой;

13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;

14. выносливы и работоспособны;

15. обладаете громкой, быстрой речью, сопровождаемой живыми жестами;

16. сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;

17. обладаете всегда бодрым настроением;

18. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

19. инертны, вялы;

20. обладаете выдержкой.

III блок:

1. спокойны и хладнокровны;

2. последовательны и обстоятельны в делах;

3. осторожны и рассудительны;

4. умеете ждать;

5. молчаливы и не любите попусту болтать;

6. обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций и мимики;

7. сдержанны и терпеливы;

8. доводите начатое дело до конца;

9. не растрачиваете попусту сил;

10. строго придерживаетесь распорядка в жизни, системы в учебе;

11. легко сдерживаете порывы;

12. мало восприимчивы к одобрению и порицанию;

13. незлобивы, снисходительны к колкостям в свой адрес;

14. постоянны в своих интересах и отношениях;

15. медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела не другое;

16. ровны в отношениях со всеми;

17. любите аккуратность и порядок во всем;

18. быстро засыпаете и просыпаетесь;

19. часто несобранны, проявляете поспешность в решениях;

20. склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

IV блок:

1. стеснительны и застенчивы;

2. теряетесь в новой обстановке;

3. затрудняетесь установить контакт с новыми людьми;

4. не верите в свои силы;

5. легко переносите одиночество;

6. чувствуете подавленность и растерянность при неудаче;

7. склонны «уходить в себя»;

8. быстро утомляетесь;

9. обладаете спокойной тихой речью, иногда нисходящей до шепота;

10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

11. впечатлительны;

12. чрезвычайно чувствительны к одобрению и порицанию;

13. предъявляете высокие требования к себе и собеседнику;

14. склонны к подозрительности, мнимости;

15. болезненно чувствительны и легкоранимы;

16. чрезмерно обидчивы;

17. скрытны и необщительны, не делитесь не с кем своими мыслями;

18. малоактивны и скромны;

19. безропотно покорны;

20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих.

Обработка результатов.

Положительные ответы на вопросы первого блока соответствуют первому типу – холерик (Х), второго – сангвиник (С), третьего – флегматик (Ф), четвертого – меланхолик (М). Тип темперамента можно считать выраженным, если количество «+» по какой-либо из четырех групп превышает 11-15 баллов.

Однако часто у человека может быть выражен не один тип темперамента, а несколько. Для того чтобы определить формулу темперамента, подсчитанное по каждому разделу количество «+» пересчитывается в проценты:

Фт=Х(Ах х 100)+С(Ас х 100)+Ф(Аф х 100)+М(Ам х 100) %

А А А А

где А – общее число «+» по всем типам темперамента; Ах,с,ф,м – количество «+»соответственно в каждой из четырех групп вопросов.

Если относительный результат положительных ответов, по какому – то типу темперамента составляет 40% и выше, то данный вид темперамента у вас доминирует.

От 30 до 39 % - черты данного темперамента выражены ярко;

От 20 до 29 % - средне;

От 10 до 19 % - слабо:

От 0 до 9 – черты не присущи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.092 с.)