Педагогический такт. Педагогическая этика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический такт. Педагогическая этика.



Этика – есть теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина – мораль и нравственность – синонимы. Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики. Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя. Основными элементами педагогического такта являются:

– требовательность и уважительность к воспитаннику;

– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

– деловой тон общения;

– внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

– во внешнем облике педагога;

– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

– в самокритичной оценке своего труда.

 

27.

Профессиональное саморазвитие и самообразование педагога.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании. Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и опредёляют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждения, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – сопоставить их с мнениями окружающих.

Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность. Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога. Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и не учебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие компоненты:культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, классификация и сравнения, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности и иные условия;устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога - его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.

 

28.

Пед. карьера

Когда начинается карьера? Однозначного ответа не существует. Одни считают, что карьера начинается с окончанием специализированного образовательного заведения, другие — что с началом реальной трудовой деятельности, третьи — с возникновением взаимоотношений с работодателем или получением первой трудовой книжки.

В широком смысле карьера определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой). При этом карьера представляется динамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности. Сущностной составляющей понятия «карьеры» является продвижение, т. е. движение вперед. И чем стремительнее общее движение, тем опаснее замедление и тем необходимее человеку готовить себя к встрече с будущими событиями. Отсюда понимание карьеры как активного продвижения человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни.

В нашей стране совсем недавно слово «карьера» употреблялось с негативным оттенком, «карьеристами» были в нашей литературе отрицательные герои, в то время как на Западе это понятие общеупотребительно (профориентация в США часто называется психологией карьеры).

Успешная карьера во многом зависит от того, насколько правильно сделал человек свой профессиональный выбор, а вернее, насколько удачным было его профессиональное самоопределение.

Следует различать понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональный выбор». Профессиональный выбор затрагивает лишь ближайшую перспективу, он может быть осуществлён как с учетом, так и без учета определенных последствий принятого решения (Е. И. Головаха). Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов, т. е. сама карьера — это «чередующиеся выборы».

виды карьеры:

Линейная карьера. Человек с самого начала своей трудовой деятельности выбирает понравившуюся ему область и упорно шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице.

Стабильная карьера. Лицо, которое имеет стабильную конфигурацию карьеры, также еще в молодости выбирает область своей деятельности и до конца остается в ней. И хотя такой человек со временем повышает уровень мастерства и имеет более высокий доход, он не стремится продвигаться по иерархической лестнице своего ведомства. Это довольно распространенный вид карьеры.

Спиральная карьера. Такая карьера для беспокойных людей, мятущихся натур. Они с энтузиазмом погружаются в работу, трудятся напряженно и делают свое дело хорошо, продвигаются в своем статусе и ранге. Однако лет через 5—7 их интерес затухает, причём настолько, что они уходят на другую работу, и все повторяется заново..

Кратковременная карьера. Человек часто переходит с одной работы на другую. Он особо не выбирает область деятельности и лишь случайно и временно получает незначительное повышение. Таких людей нередко называют «летунами». Как правило, это неквалифицированные и нередко недисциплинированные работники.

Платообразная карьера. Если человек успешно справляется со своими обязанностями, его считают подходящей кандидатурой для выдвижения. После ряда выдвижений он достигает уровня, где обнаруживается предел его компетентности. Больше его не повышают, и он остается на этом месте до ухода на пенсию. О таких работниках говорят, что они попали в «мертвую зону», на плато, где им присваивается нулевой коэффициент продвижения.

Снижающаяся карьера. Такая конфигурация карьеры трагична. Человек неплохо начинает свою карьеру и добивается неоднократного повышения. Однако в его жизни происходит нечто непредвиденное (болезнь, злоупотребление алкоголем и т. п.), что перманентно снижает качественный уровень его работоспособности. В силу этого он начинает не соответствовать требованиям занимаемых должностей и постепенно опускается до самого низкого уровня.

 

Педагогическое общение

Педагогическое общение - взаимодействие 2-х или более людей, заключающееся в обмене познавательной и эмоционально-оценочной информацией. Существует дидактическое и коммуникативное общ.

Дидактическое общение - содержательная подсистема, в основе кот. лежит передача ЗУН от учителя ученику. Коммуникативное общение - формообразующая подсистема, кот. обслуживает дидактическое, но её главная цель - воспитательная. Пед. общение имеет внутренние и внешние стороны (реальное поведение и педагогические поступки).

Функции педагогического общения: информационно-коммуникативная (требует: ориентировать высказывания на собеседника; выбора речевых средств и ситуаций; предвидения реакции партнеров; способность конкретизировать информацию по ходу высказывания; Познавательная (социальная перпепция восприятия: непосредственное отражение объективной действительности органами чувств. функция взаимовлияния людей друг на друга в процессе общения; функция непосредственного общения. Умение приспосабливаться и оценивать псих и эмоц сост учеников, их возрастные особ, половые различия школьников).

3 аспекта познания ребёнка:

1. Научный (основан на психолого-педагогич. эрудиции взрослого);

2. Художественный (осн-ся на умении возвращаться в мир детства);

3. Практический (через продукты детского творчества).

Этапы пед. общения:

1. Моделирование предстоящей беседы с классом: Задача: коммуникативное прогнозирование. 2.Перевод пед. задач в сферу коммуникации.(Коммуникативная атака) Планируется вероятностное восприятие беседы. Непосредственная организация общения с классом. 3.Управление процессом пед. общения.

Элементы управления: - конкретизация спланированных ранее моделей;- управление инициативой начавшегося общения; - оперативность в достижении с классом единого «мы»;- умение демонстрировать свою предрасположенность к доброте.

Стили общения: 1. общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, идеальный стиль. 2. общение на основе дружеского расположения; 3. общение-дистанция; 4. общение-устрашение; (дистанция в крайней степени ее проявления) 5. общение-заигрывание. (свойственно молодыми учителям)

30.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 615; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.025 с.)