Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность младшего школьника. Как объект и субъект педагогических воздействий.

Поиск

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания.

Личностью не рождаются, а становятся.

Для учителя в это время очень важно составить правильное представление о личности ученика и помочь ему полноценно включиться в новую жизнь. В основе развивающихся потребностей лежат те, которые принес ребенок из дошкольного детства. Сохраняется потребность в игре.

20.

Профессиональные знания и умения учителя начальной школы.

Главная функция учителя – управление процессом обучения, воспитания результатом формирования которое отобразится в педагогическом процессе.

умение осуществлять постановку целей усвоения учебного материала;

умение стимулировать положительную мотивацию в процессе усвоения;

умение организовать успешное восприятие учебного материала;

умение обеспечить осмысливание изучаемого;

умение организовать закрепление и применение знаний, выработку умений и навыков;

умение осуществлять контроль за ходом усвоения знаний;

умение выполнять корректировку процесса усвоения.

постановка цели;

организация восприятия и осмысливания нового материала;

организация закрепления и применения знаний на практике;

текущий контроль и регулирование, получение обратной связи.

Цель-это результат.

Учитель должен быть примером и обладать пед. Мастерством - уровень совершенного владения педагогической деятельностью.

 

важным компонентом педагогической культы, являются профессиональные знания.
Самообразование - приобретение ЗНАНИЙ путем самостоятельных занятий ВНЕ ШКОЛЫ, без помощи преподавателя. В современном самообразовании проступают такие векторы - развитие человеческих качеств (потребностей, способностей, мировоззрения); - глобализация образовательной среды (возросшая мобильность населения и Интернет раздвигают местные рамки жизнедеятельности и самообразования); - самообразование на протяжении жизни для непрерывной адаптация к меняющемуся миру; - самообразование "в объеме жизни" (профессиональное образование дополняется семейным, гражданским и другими); - самообразование в сетевых сообществах, которые учащийся находит (или создает) для развития в сотрудничестве с носителями полезных инноваций (неравнодушными соучащимися). Методическая работа часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Методическая работа - это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Когда мы говорим о высокой педагогической квалификации преподавателя, то предполагается высокое качество его труда. Категория качества в педагогике довольно спорная, трактуется неоднозначно не только в механизмах выявления, но и в предназначении. Не будем углубляться в теоретизирование, признаем очевидное — качество педагогического труда в результативности, т.е. индивидуальном результате для каждого студента (слушателя). Не количество слов, проговоренных в минуту, а качество усвоенной студентами (слушателями) информации, качество усвоенных методов характеризуют результативность.

 

К личностным свойствам педагога, означающим мастерство и профессионализм педагога, относятся общие и педагогические способности. Эти предпосылки проявляются в быстроте, глубине и прочности усвоения приемов и способов педагогической деятельности. В состав необходимых учителю навыков включаются общие для выполнения любого рода занятия и специальные, снабжающие только педагогическую деятельность. Специальные способности составляют большую часть одаренности. Однако способности не могут быть врожденным, они формируются из задатков в ходе определенной деятельности. Формирование нужных педагогу умений и навыков основывается на существующих у него способностях.

Общие способности обусловливаются прежде всего врожденными качествами личности: темпераментом, характером, интеллектом. Способности приобретать, перерабатывать и использовать информацию зависят от степени развития интеллектуальных способностей педагога.

Но интеллект – это не развитое мышление, а сложная многоступенчатая организация, обеспечивающая как постижение окружающего мира, так и принятие решений во всевозможных обстоятельствах и управление своим поведением. Психологи выделяют виды интеллекта, такие как: общий, обеспечивающий успешность в любом деятеле; профессиональный, основанный на решении специальных проблем; социальный, выражающийся в межличностном отношении. Высокий педагогический интеллект допустим лишь при едином развитии его эмоциональных и волевых качеств.

Выходит, что присутствие мыслительных способностей не обеспечивает высокого уровня мастерства.

Есть случаи, когда педагоги, выделяющиеся теоретическим складом ума, не могут решить практические педагогические задачи. В мышлении педагога выявляется внутренняя целостность умственных, эмоциональных и волевых качеств. В трудной ситуации с учеником педагогу нужно прежде всего понять логику мышления ученика, совершенно другую, чем у взрослого.

Креативность – способность человека к творчеству. Она обусловливается как степенью формирования творческого мышления, так и проявлением учителем своей внутренней индивидуальности.

Общие способности отображаются в педагогических способностях. Их связывают в несколько групп.

Конструктивные способности – прогнозирование и проектирование процессов в педагогике. В способности человека предсказывать свою деятельность находится союз мышления и воображения.

Педагогическое воображение – способность предугадать, каким может стать какой-либо ученик в будущем.

Коммуникативные способности – способности межличностного и делового общения в воспитательном процессе и в обучении.

Перцептивные способности – умение определить эмоциональное состояние ученика по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям.

Экспрессивные способности – передача в ходе общения своего эмоционального состояния.

Организаторские способности – способность эффективно организовать урочную и внеурочную деятельность учеников.

Общие и педагогические способности едины в личности учителя, поэтому формирование каждой из них зависит от развития других.

Профессиограмма педагога.

Профессиограмма – научно-обоснованные нормы и требования профессии к видам деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт, и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

Профессиограмма включает два основных компонента: “трудограмму” (характеристики объективных сторон данной профессии) и психограмму (требования, которые данная профессия предъявляет к личности специалиста).

“Трудограмма” представляет собой описание труда в профессии. Ее основными компонентами являются:

- описание предназначения профессии, ее роли в обществе;

- распространенность профессии;

- описание предмета труда в данной профессии;

- перечень необходимых профессиональных знаний;

- описание деятельности, действий, приемов, умений, способов работы, технологий и техник, применяемых для успешного достижения результата;

- описание средств труда, т.е. сторон окружающей действительности, которые человек использует для воздействия на предмет своего труда;

- описание условий труда;

- организацию и кооперацию труда, что включает описание форм совместной и групповой деятельности, преобладающих в данной профессии;

- характеристику продукта труда (или его результата);

- перечень возможных уровней профессионализма и квалификационных разрядов в данной профессии, категорий и их оплаты;

- права и обязанности представителя данной профессии;

- характеристику позитивного влияния данной профессии на человека, включающее прежде всего описание возможностей личностного роста специалиста в данной профессии;

- характеристику негативных сторон профессии, как психологических (профессиональная деформация личности, возможные нравственные потери, стрессовые ситуации), так и физические (относящиеся к условиям работы).

Профессиограмма (структура):

1. Точный адрес (на какую специальность составлена профессиограмма). Педагогическая профессия включает в себя широкий класс специальностей, которые существенно различаются как по объекту воздействия, так и по средствам обучения, которые зависят от специфики преподаваемого предмета. К особенностям объекта воздействия относятся прежде всего возрастные особенности обучаемых, также имеет значение их социальный статус и специфика образовательного учреждения.

2. Объем знаний, умений и навыков учителя. В этой части профессиограммы задаются требования к специальной и методической подготовке педагога, включающей не только определенный набор знаний, но и навыки самостоятельной работы, способность к приобретению новых знаний и повышению своего профессионального уровня. Содержательная сторона профессиограммы педагога включает:

- Свойства и характеристики, отражающие нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность личности учителя.

- Требования к психолого-педагогической подготовке учителя.

- Объем и состав специальной подготовки.

- Содержание методической подготовки по специальности.

3. Психофизиологические требования и противопоказания к профессии. Профессиональная деятельность педагога требует повышенной ответственности. Многими исследователями педагогическая деятельность рассматривается как деятельность в особых условиях, предполагающих постоянное напряжение, мобилизацию психических функций и личностных ресурсов. Поэтому в профессиограмме педагога отражаются личностные и психофизиологические особенности, затрудняющие выполнение его профессиональной деятельности.

4. Профессиональные вредности. Наиболее частыми причинами профессиональных деформаций педагога являются постоянная напряженность, конфликты с коллегами и родителями, однообразие деятельности. Профессиограмма педагога должна включать полное описание профессиональных вредностей и описание индивидуальных особенностей, делающих специалиста устойчивым к влиянию профессиональных вредностей и профессиональным деформациям.

5. Возможность повышения квалификации. Профессиональное развитие личности предполагает постоянное повышение уровня профессионального мастерства, и требования профессии необходимо согласовывать с реальными возможностями человека, учитывая его профессиональные нагрузки, мотивы профессиональной деятельности и многие другие факторы. Иногда возникает необходимость переквалификации специалиста, поэтому профессиограмма должна включать и описание смежных специальностей, которые может приобрести педагог.

6. Перечень моральных стимулов педагогического труда. У многих педагогов по мере роста педагогического стажа появляется чувство бессилия, безнадежности, отсутствия перспектив. Таким образом, у педагога не остается моральных стимулов труда, а, учитывая низкую оплату труда большинства педагогов, можно сказать, что у педагога не остается вообще никаких стимулов к осуществлению его профессиональной деятельности. Именно поэтому необходимо изучение факторов, которые могут оказать мотивирующее влияние на специалиста.

7. Учебные заведения, готовящие по этой специальности. При выборе профессии немалое значение имеют возможности профессионального обучения, поэтому представляется целесообразным включать в профессиограмму педагога перечень учебных заведений, которые готовят специалистов в данной области.

 

25.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 901; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.011 с.)