Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка уровня физического развития↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Цель: 1. Ознакомиться и овладеть наиболее простыми, доступными методиками определения уровня физического развития детей и подростков. 2. Оценить уровень физического развития студентов группы. Оборудование: весы медицинские, ростомер, динамометр, сантиметровая лента.
Уровень физического развития – совокупность морфофункциональных признаков, характеризующих состояние организма.
Антропометрическое исследование всегда предшествует медосмотру и проводится медицинской сестрой воспитательно-образовательного учреждения, с помощью воспитателя группы, учителя, общественного санитарного актива из числа старшеклассников. В связи с тем,что оценка выраженности ростовых процессов в детском организме связана с возрастом ребёнка, при оценке физического развития необходима возрастная дифференцировка детей, т.е. отнесение их по фактическому возрасту в соответствующие возрастные группы. Возрастная дифференцировка проводится на основании периодичности медицинских осмотров детей в различные возрастные периоды: у детей до 3 лет – поквартально (1 г. 3 мес.; 1 г. 6 мес.; 1 г. 9 мес.; 2 года и т.д.), от 3 до 7 лет – по полугодиям (3 г. 6 мес.; 4 года; 4 г. 6 мес. и т.д.), свыше 7 лет – по году (7 лет, 8 лет, 9 лет и т.д.). От 1 года до 3 лет (поквартально): за 1 год 3 мес. считать от 1 г. 1 мес. 15 дней до 1 г. 4 мес. 14 дней за 1 год 6 мес. считать от 1 г. 4 мес. 15 дней до 1 г. 7 мес. 14 дней и т.д. От 3 до 7 лет (по полугодиям): за 3 г. 6 мес. считать от 3 лет 3 мес. до 3 лет 8 мес. 29 дней за 4 года считать от 3 лет 9 мес. до 4 лет 2 мес. 29 дней и т.д. Свыше 7 лет (по годовым интервалам): за 7 лет считать от 6 лет 6 мес. до 7 лет 5 мес. 29 дней за 8 лет считать от 7 лет 6 мес. до 8 лет 5 мес. 29 дней и т.д. Определение возрастной группы значительно облегчается при пользовании графиками - номограммами, принцип которых предложен И. А. Соколовой. Каждый из графиков представляет собой координатную сетку, связывающую дату рождения с датой обследования. На вертикальной оси слева в выбранном масштабе наносят месяцы рождения, а на горизонтальной оси сверху – месяцы обследования, с подекадной градуировкой тех и других. Возраст отмечают в месте пересечения горизонтальной линии, проходящей через точку, обозначающую на вертикальной шкале дату рождения, и вертикальной линии, проходящей через точку, обозначающую на горизонтальной линии дату обследования. Если точка пересечения этих проводимых линий лежит в белом (нештрихованном) поле графика, то возрастная группа равна разности между годом обследования и годом рождения. Если же точка пересечения оказывается на заштрихованных полях, то к разности между годом обследования и годом рождения, надо прибавить или отнять указанное на штриховке количество месяцев. Например: возраст ребёнка, родившегося 17 ноября 1998 года и обследованного 25 июня 2000 года, равен 2000 – 1998 = 2 г. – 6 мес. = 1 г. 6 мес., а при обследовании 20 ноября 2000 года – 2000 – 1998 = 2 г., поскольку точка пересечения лежит в незаштрихованном поле графика.
Соматоскопические критерии физического развития детей – это описание состояния кожи, костно-мышечной системы, осанки, формы грудной клетки, стоп. Некоторые из них необходимо знать и воспитателям детских учреждений, поскольку они отражают условия жизни и учёбы детей в виде возможных отклонений в развитии. 1. Состояние наружных покровов определяется путём осмотра кожи, слизистых и волос. Эластичность кожи устанавливается по скорости расправления кожной складки на тыльной стороне кисти. Для этого большим и указательным пальцами берут складку кожи на тыльной стороне кисти обследуемого, приподнимают её и опускают; 2. Под осанкой понимают непринуждённое привычное положение тела при стоянии или ходьбе. Осанка зависит от положения головы, плечевого пояса, формы грудной клетки, позвоночника, живота, таза, нижних конечностей, состояния мышечной и нервной системы. Осанка может быть правильной (или нормальной) и с функциональными нарушениями. Критерии нормальной осанки: Прямой позвоночник во фронтальной плоскости Наличие всех физиологических изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости Симметричное положение надплечий, лопаток, треугольников талии, ягодичных складок Одинаковая длина ног Правильная осанка – голова расположена прямо, плечи развёрнуты назад; грудная клетка конической или цилиндрической формы; показатели глубины шейного и поясничного изгибов близки по значению и колеблются в пределах 2-3 см; корпус удерживается прямо, голова поднята, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые; дыхательные движения ритмичны, достаточной глубины. Сутуловатаяосанка – углубляется шейный изгиб, но сглаживается пояcничный, голова наклонена вперёд, плечи опущены. При незначительном усилении кифоза в верхней части грудного отдела позвоночника с некоторым наклоном головы вперёд формируется сутуловатая осанка (сутулость). Дальнейшее усиление грудного кифоза приводит к формированию круглой спины. При круглой спине грудной кифоз усилен равномерно по всему грудному отделу позвоночника; голова значительно наклонена вперёд; грудная клетка впалая, живот выпячен. Отмечается общая слабость мышц грудной клетки и спины. При дальнейшем усилении грудного кифоза появляется деформация грудных позвонков и формируется горб, сопровождающийся не только деформацией позвоночника, но и грудной клетки со смещением её органов. Лордотическая осанка – увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный, живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад. При значительном усилении поясничного лордоза формируется седлообразная спина; талия укорочена и уплощена; ягодицы и живот выпячены; мышцы живота растянуты, внутренние органы живота несколько опущены; голова как бы выдвинута вперёд. Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов, спина круглая, плечи опущены, голова наклонена кпереди, живот выпячен. Выпрямленная осанка характеризуется сглаживанием обоих изгибов, а при значительном уменьшении физиологических изгибов позвоночника формируется плоская спина. При этом грудь уплощена, живот втянут, лопатки «крылом», таз несколько наклонён кпереди. Наблюдается снижение выносливости при статической нагрузке.
Осанка а — нормальная; б — выпрямленная; в — кифотическая; г — лордотическая; д — сутуловатая; е — сколиотическая Сколиотическая осанка характеризуется боковым искривлением позвоночника. В положении стоя отмечается искривлении линии остистых отростков позвонков, асимметрия надплечий, лопаток. В положении лёжа боковое искривление позвоночника исчезает. При дальнейшем искривлении позвоночника развивается сколиоз, при котором наблюдается деформация позвонков и межпозвоночных дисков. Асимметрия частей корпуса (надплечий, лопаток) усиливается. На выпуклой стороне искривления позвоночника появляется мышечный валик. В положении лёжа боковое искривление позвоночника не исчезает.
Состояние осанки может быть оценено и количественно через индекс состояния осанки – ИСО). Величина дуги спины измеряется сзади между выступающими костными точками над плечевыми суставами над верхней частью лопаток. Ширина плеч измеряется спереди между выступающими костными точками над плечевыми суставами по ключицам. Ширина плеч (см) ИСО = --------------------------------------- Величина дуги спины (см) Оценка: · в норме ИСО должен быть в пределах 100-110%; · показатель 90% свидетельствует о серьезном нарушении осанки (необходимо выполнять упражнения для улучшения состояния осанки); · при снижении его до 85-90% или увеличении до 125-130% необходимо обратиться к врачу-ортопеду. 3. Форма грудной клетки – плоская, цилиндрическая, коническая и переходы между ними (цилиндро-уплощённая, цилиндро-коническая). Форма грудной клетки определяется при рассмотрении спереди и сбоку. А б в Форма грудной клетки а - цилиндрическая; б – плоская; в – коническая
Коническая грудная клетка бывает у людей с развитой мускулатурой, особенно плечевого пояса, и хорошо развитыми лёгкими. Рёбра расположены горизонтально, надчревный угол тупой. Такая грудная клетка находится как бы в положении вдоха. Плоская грудная клетка бывает у людей со слабо развитой мускулатурой. Она сильно уплощена в переднезаднем диаметре, узкая и длинная. Рёбра сильно наклонены, надчревный угол острый. Такая грудная клетка находится как бы в положении выдоха. Цилиндрическая грудная клетка занимает промежуточное положение между конической и плоской. Рёбра расположены горизонтально, надчревный угол прямой. Особо отмечаются деформации и асимметрия («куриная», «воронкообразная грудь» или «грудь сапожника»). 4. Форма ног. К наиболее устойчивым костным признакам перенесенного рахита относится деформация ног: Х-образные или 0-образные.
А б в Форма ног а – нормальная; б – Х-образная; в – О-образная
В норме в положении стойки «смирно» происходит касание бёдер, коленей, голеней и пяток. При 0-образной форме при сомкнутых пятках колени не сходятся. При Х-образной форме при сомкнутых коленях пятки не сходятся. 5. Форма стопы – нормальная, уплощённая и плоская. Для получения отпечатка стопы обследуемый ставит одну или обе ноги на полиэтиленовую плёнку плантографа, окрашенная ткань прогибается и оставляет на бумаге отпечаток стопы. На полученном отпечатке проводят линии от середины пятки ко второму межпальцевому промежутку и к середине основания первого пальца. Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает линии, стопа нормальная, если перекрывает первую линию – уплощённая, если вторую – плоскостопие.
Рост стоя – рост сидя Пропорциональность сложения = ---------------------------------- * 100%, Рост стоя Нормальная пропорциональность составляет 48-52%, ниже 48% – низкое расположение центра тяжести (коренастое телосложение), более 52% - высокое расположение центра тяжести (длинноногий тип телосложения)
Индекс Бругша Индекс Бругша (Леви-Бругша) характеризует степень развития грудной клетки и пропорциональность сложения. Его вычисляют по формуле:
Индекс Бругша= окружность грудной клетки*100:рост стоя
В норме данный показатель находится в пределах 50-55% ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Цель: 1. Ознакомиться и овладеть наиболее простыми, доступными методиками определения уровня физического развития детей и подростков. 2. Оценить уровень физического развития студентов группы. Оборудование: весы медицинские, ростомер, динамометр, сантиметровая лента.
Уровень физического развития – совокупность морфофункциональных признаков, характеризующих состояние организма.
Антропометрическое исследование всегда предшествует медосмотру и проводится медицинской сестрой воспитательно-образовательного учреждения, с помощью воспитателя группы, учителя, общественного санитарного актива из числа старшеклассников. В связи с тем,что оценка выраженности ростовых процессов в детском организме связана с возрастом ребёнка, при оценке физического развития необходима возрастная дифференцировка детей, т.е. отнесение их по фактическому возрасту в соответствующие возрастные группы. Возрастная дифференцировка проводится на основании периодичности медицинских осмотров детей в различные возрастные периоды: у детей до 3 лет – поквартально (1 г. 3 мес.; 1 г. 6 мес.; 1 г. 9 мес.; 2 года и т.д.), от 3 до 7 лет – по полугодиям (3 г. 6 мес.; 4 года; 4 г. 6 мес. и т.д.), свыше 7 лет – по году (7 лет, 8 лет, 9 лет и т.д.). От 1 года до 3 лет (поквартально): за 1 год 3 мес. считать от 1 г. 1 мес. 15 дней до 1 г. 4 мес. 14 дней за 1 год 6 мес. считать от 1 г. 4 мес. 15 дней до 1 г. 7 мес. 14 дней и т.д. От 3 до 7 лет (по полугодиям): за 3 г. 6 мес. считать от 3 лет 3 мес. до 3 лет 8 мес. 29 дней за 4 года считать от 3 лет 9 мес. до 4 лет 2 мес. 29 дней и т.д. Свыше 7 лет (по годовым интервалам): за 7 лет считать от 6 лет 6 мес. до 7 лет 5 мес. 29 дней за 8 лет считать от 7 лет 6 мес. до 8 лет 5 мес. 29 дней и т.д. Определение возрастной группы значительно облегчается при пользовании графиками - номограммами, принцип которых предложен И. А. Соколовой. Каждый из графиков представляет собой координатную сетку, связывающую дату рождения с датой обследования. На вертикальной оси слева в выбранном масштабе наносят месяцы рождения, а на горизонтальной оси сверху – месяцы обследования, с подекадной градуировкой тех и других. Возраст отмечают в месте пересечения горизонтальной линии, проходящей через точку, обозначающую на вертикальной шкале дату рождения, и вертикальной линии, проходящей через точку, обозначающую на горизонтальной линии дату обследования. Если точка пересечения этих проводимых линий лежит в белом (нештрихованном) поле графика, то возрастная группа равна разности между годом обследования и годом рождения. Если же точка пересечения оказывается на заштрихованных полях, то к разности между годом обследования и годом рождения, надо прибавить или отнять указанное на штриховке количество месяцев. Например: возраст ребёнка, родившегося 17 ноября 1998 года и обследованного 25 июня 2000 года, равен 2000 – 1998 = 2 г. – 6 мес. = 1 г. 6 мес., а при обследовании 20 ноября 2000 года – 2000 – 1998 = 2 г., поскольку точка пересечения лежит в незаштрихованном поле графика.
Соматоскопические критерии физического развития детей – это описание состояния кожи, костно-мышечной системы, осанки, формы грудной клетки, стоп. Некоторые из них необходимо знать и воспитателям детских учреждений, поскольку они отражают условия жизни и учёбы детей в виде возможных отклонений в развитии. 1. Состояние наружных покровов определяется путём осмотра кожи, слизистых и волос. Эластичность кожи устанавливается по скорости расправления кожной складки на тыльной стороне кисти. Для этого большим и указательным пальцами берут складку кожи на тыльной стороне кисти обследуемого, приподнимают её и опускают; 2. Под осанкой понимают непринуждённое привычное положение тела при стоянии или ходьбе. Осанка зависит от положения головы, плечевого пояса, формы грудной клетки, позвоночника, живота, таза, нижних конечностей, состояния мышечной и нервной системы. Осанка может быть правильной (или нормальной) и с функциональными нарушениями. Критерии нормальной осанки:
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.116.27 (0.01 с.) |