Восстание Рафи ибн Лайса в Самарканде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восстание Рафи ибн Лайса в Самарканде



Было время, когда Рафи и не помышлял о восстании. Все началось с обычной вражды из-за женщины, возникшей между ним и некоторыми придворными халифа.

Рафи завоевал благосклонность жены одного из придворных. В конце концов эта женщина была по приказу халифа разлучена с Рафи, а он сам брошен в самаркандскую тюрьму. Рафи бежал из тюрьмы и отправился в Балх к Али ибн Исе, бывшему в то время наместником Хорасана и Мавераннахра. Там он прибег к заступничеству Али и получил от него охранную грамоту.

Получив охранную грамоту, Рафи дважды ездил в Самарканд и свободно возвращался оттуда. Он по-прежнему стремился соединиться со своей возлюбленной, и она также мечтала о встрече с ним. Но, сохраняя покорность халифу, Рафи не мог осуществить свое желание. Он знал, что население Самарканда доведено до отчаяния чужеземными правителями. Пользуясь этим, Рафи собрал группу отважных людей и напал с ними на дворец наместника. Одним решительным ударом он овладел дворцом, убил Джунайда ибн Азди, правившего Самаркандом от имени Али ибн Исы, и захватил власть в свои руки. Все население Самарканда признало власть Рафи и объединилось вокруг него.

Автор «Та’рихи Табари» так описывает этот эпизод: «Рафи пришел в Самарканд... воззвал к самаркандским головорезам, захватил город... и все самаркандцы объединились с Рафи, потому что они были выведены из терпения притеснениями Али ибн Исы и его правителей».

Узнав о случившемся, Али ибн Иса отправил в Самарканд для подавления мятежа Рафи своего сына с войском. Жители Самарканда под предводительством Рафи оказали врагам упорное сопротивление и разбили их. Сын Али бежал. Тогда Али ибн Иса сам выступил против Самарканда во главе многочисленной армии. Но и на этот раз самаркандцы вышли из боя победителями, наголову разбив вражеское войско и заставив его в беспорядке отступить, неся большие потери.

Али ибн Иса бежал из Самарканда и прибыл в Мерв. Когда жители Балха узнали о его поражении и бегстве, они тоже взбунтовались. Убив наместника, которого оставил вместо себя Али, они завладели городом, разграбили дома Али ибн Исы и его сына. При этом восставшим досталась богатейшая добыча: только денег, найденных ими в тайнике Али ибн Исы, оказалось тридцать миллионов тенег.

Когда халиф Харун ар-Рашид узнал о восстании жителей Самарканда и Балха, он понял, что причиной этого восстания послужил необузданный гнет со стороны Али ибн Исы. Халиф назначил наместником Хорасана Хузайму ибн А’юна И приказал ему сместить Али ибн Ису, заковать его в цепи, каждый день приводить в соборную мечеть и объявлять во всеуслышание, что все отнятое им у людей будет возвращено владельцам по предъявлении обоснованных претензий. Об этом же гласили и официальные обращения к населению Хорасана и Мавераннахра. Одновременно сам халиф с многочисленным поиском дошел до Туса.

Прибыв в Мерв, Хузайма исполнил приказ халифа. Ежедневно в пятничную мечеть приводили закованного в тяжелые кандалы Али ибн Ису, разбирали там претензии сотен пострадавших и выплачивали им возмещение из личных средств Али.

После выплаты огромных возмещений и расходов на те бесчисленные дорогие подарки, которые Али ибн Иса в бытность свою наместником отсылал или сам отвозил халифу, в его казне еще оставались значительные богатства. Как свидетельствует автор «Та’рихи Табари», кроме изделий из золота и серебра, из казны Али было конфисковано восемьдесят миллионов тенег, а изъятые у него и отправленные халифу шелковые ткани и одежды составили поклажу у полутора тысяч верблюдов.

Все эти деньги и имущество представляют яркое свидетельство того, какой степени достигло угнетение народа, какие беззакония чинил Али ибн Иса.

Если меры, принятые халифом по отношению к Али ибн Исе, успокоили население Хорасана и привели к прекращению мятежа в Балхе, то в Мавераннахре мятеж продолжался, расширяясь день ото дня. Вскоре вся провинция, включая и Бухару, оказалась в руках повстанцев. Рафи ибн Лайс назначил правителем Бухары своего брата Бушра ибн Лайса.

После наступления затишья в Хорасане халиф направил Хузайму с большим войском в Мавераннахр. В Бухаре Хузайма захватил в плен Бушра, но мятеж по-прежнему не утихал.

Бушр был отправлен к халифу в Туc. Халиф вызвал мясника и велел ему в своем присутствии разрубить Бушра на четырнадцать частей. После этого он объявил, что такой же казни будет подвергнут каждый несдавшийся мятежник, который попадет в плен. Однако и эти угрозы халифа не подействовали на повстанцев Мавераннахра: мятеж продолжался, и карательные отряды халифских воинов не могли продвинуться вперед. Тем временем Харун ар-Рашид скончался. Вместо него халифский престол в Багдаде занял его сын Мухаммад Амин. Перед смертью Харун ар-Рашид назначил другого своего сына, Мамуна, наместником Хорасана. Мамун хотя и отправил войска в Мавераннахр для подавления восстания, но проявил одновременно склонность к правосудию. Руководил им Фазл ибн Сахл – в прошлом маг-зороастриец, бывший раб Мамуна, принявший под его покровительством ислам, затем служивший у него же секретарем, а в конечном счете ставший его везиром.

По совету Фазла, Мамун каждый день приходил в соборную мечеть. Там же по его приказу собирались ученые и мудрецы из простого народа. В мечети Мамун принимал заявления, выслушивал жалобы населения и выносил приговоры, советуясь при этом с учеными и мудрецами.

Так Мамуну удалось окончательно успокоить население Хорасана; поверили в его справедливость и жители Мавераннахра. В армии, отправленной Мамуном в Мавераннахр для подавления восстания Рафи ибн Лайса, служили рядовыми воинами Асад ибн Саман (прадед Саманидов) и его сыновья – Нух, Ахмад, Яхья и Ильяс. Асад со своими сыновьями выступил в качестве посредников и склонил самаркандцев и Рафи к заключению мира. Таким образом, прекратился, и мятеж в Мавераннахре...

Мамун считал это успокоение населения Хорасана и Мавераннахра временным, он понимал, что в результате любого несправедливого поступка какого-нибудь арабского чиновника народ снова может восстать. Поэтому он решил назначить в Хорасан и Мавераннахр наместниками и правителями, подчиненными его власти, представителей местного населения. К этому мнению он пришел на основании опыта правления в Хорасане и Мавераннахре Бармакида Фазла ибн Яхьи.

Тем временем между двумя братьями – халифом Мухаммадом Амином и Мамуном – вспыхнула вражда. Опираясь на поддержку преданных ему дихканов и войск Хорасана и Мавераннахра, Мамун сверг своего брата и сам стал халифом. После победы он не переезжал в Багдад и оставался в Мерве, опасаясь, что в его отсутствие в Мавераннахре и Хорасане может вновь вспыхнуть восстание, и тогда эти богатейшие провинции, являвшиеся сокровищницей и лучшим украшением халифата, будут им безвозвратно утрачены.

Однако волнения, начавшиеся в Арабистане, вынудили его все же переехать в Багдад, а для сохранения Хорасана и Мавераннахра в своих руках он осуществил обдуманный ранее план и передал власть в этих провинциях местным правителям.

Наместником Хорасана он назначил двоюродного брата своего везира Фазла ибн Сахла – зороастрийца Гассана ибн Ибада. Поскольку Мамун знал сыновей Самана как опытных и способных людей, а в уважении и авторитете, которыми они пользовались среди местного населения, он убедился, когда они успешно справились с посредничеством между ним и жителями Маверанпахра, он поручил Гассану ибн Ибаду назначить каждого из них правителем какой-нибудь области.

Гассан ибн Ибад назначил Нуха ибн Асада правителем Самарканда, Ахмада ибн Асада направил в Фергану, Шаш (Ташкент) и Усрушану (Ура-Тюбе) передал Яхье ибн Асаду, а управление Гератом поручил Ильясу ибн Асаду.

Хотя эти правители и были подчинены халифу и наместнику Хорасана, местное население отныне имело дело только с ними и не видело больше над собой никаких иноземных повелителей.

За короткое время сыновья Асада иби Самана и их наследники, благодаря умелому правлению, сочувственному отношению к народу и его культуре, снискали себе высокое уважение и доверие населения Хорасана и Мавераннахра. Они способствовали распространению местной культуры и языка и в конце концов основали в Мавераннахре, Хорасане и Иране независимое государство Саманидов с центром в Бухаре.

Таков был последний и наиболее значительный исторический результат восстания Муканны. Достижение независимости от иноземных угнетателей было главной целью и хорасанца Абумуслима.

1...перед арабским завоеванием. – Речь идет о завоевании воинами арабского халифата в VII–VIII вв. земель Средней Азии (Хорасана и Мавераинахра), подробно описываемом в последующем изложении.

2 Арабский халифат – феодально-теократическое государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний VII–VIII вв. в Передней Азии и Северной Африке; с 661 по 749 г. халифат управлялся династией Омейядов-Мерванитов, свергнутой Аббасидами – с 74Э по 1258 г., до разрушения Багдада войсками Чингисхана.

3 Наршахи – Имеется в виду Абубакр Мухаммал Нapшахи (899–959) – автор исторической летописи «Та’рихи Наршахи» («История Наршахи»), написанной по-арабски в 843 г. и дважды переведенной на фарси.

4 Карбас – В старину «карбасом» называли любую ткань для одежды; впоследствии это название сохранилось только за особого рода белой материей (авт.).

5 «Равзат ус-сафа» – историческое сочинение, написанное известным автором XV в. Мухаммадом ибн Ховандшахом, обычно именуемым Мирхондом (1433–1498). Изложение событий сильно беллетризировано.

6...убийца Хусейна, сына Али. – В борьбе за халифатский престол Омейяды-Мервашлы убили последнего из четырех «халифов правого пути» – Али (656–661), зятя пророка Мухаммеда, и его сыновей Хусейна и Хасана. Мусульмаие-шииты признают Али единственным преемником пророка Мухаммеда, считая трех первых халифов узурпаторами, в отличие от ортодоксальных мусульман-суннитов, признающих всех четырех «халифов правого пути».

7 Хаджджадж. – Хаджджадж ибн Юсуф, правитель Ирака, известный своей жестокостью наместник омейядского халифа, фактически захвативший верховную власть в арабском халифате. Умер в 714 г. Его имя стало синонимом «тирана», «душегуба».

8 «Та’рихи Табари». – Имеется в виду «История пророков и царей» Абуджа’фара Мухаммада ибн Джарира Табари, написанная по-арабски. Подлинник отличается большой полнотой. Однако таджикский текст этой истории (перевод автора X в. Бал’ами), имеющийся в нашем распоряжении (особенно индийское литографическое издание, Бомбей, 1874), сильно сокращен, не полон, содержит много ошибок и искажений (авт.).

9...рана также оказалась смертельной...– Этот эпизод пересказан нами по «Та’рихи Наршахи» (авт.).

10 Даи –звание верховного проповедника религиозной системы.

11 Кунья – метонимическое название, например, абу–отец, ибн – сын; либо качество, например – абу-ль-фатх–отец победы.

12 Мерваниты. – Так по имени последнего омейядского халифа Мервана II называли в то время Омейядов и их сторонников (авт.).

13 В месяце ромазан – девятый месяц мусульманского календаря, приходившийся в 748 г. на май месяц.

14...в месяце раби уль-аваль (749 г.) – третий месяц мусульманского календаря, приходившийся в 749 г. на октябрь месяц.

15 Имам Махди. – Махди мессия. По некоторым мусульманским верованиям (в частности, шиитов – сторонников культа халифа Али) двенадцатый преемник (преемник халифа Али), Махди, якобы таинственно исчез, но в Судный день воскреснет и станет главою мусульман.

16 Сасаниды – прославленная иранская династия, правившая в III–VII вв. и свергнутая арабским халифатом в результате завоевания иранских земель.

17 Ибн Мукаффа (Абдаллах ибн ул-Мукаффа; 724 – 759) – имя принявшего ислам иранского ученого-патриота, переводчика произведений пехлевийской литературы (в том числе «Калилы и Димны») на арабский язык. Был казнен по обвинению в ереси.

18 «Камус ул-алам» («Словарь ученых») – пятитомный энциклопедический труд турецкого ученого-просветителя XIX в. Сами.

19 Бухархудат Кутейба ибн Тахшада – автор или переводчик «Таърихи Наршахи», а может быть, переписчики этой книги, называют здесь бухархудата Тахшада. Однако, по общему мнению историков (в том числе и самого Наршахи), Тахшада был убит в период правления Омейядов, когда наместником Хорасана был назначен Наср ибн Сайяр; убийство это описано выше. Восстание Шарика произошло в период аббасидского халифата. После смерти Тахшады бухархудатом стал его сын – Кутейба; бухархудатом, оказавшим помощь Зияду ибн Салиху, был, конечно, сын Тахшады Кутейба ибн Тахшада, как мною внесено в текст с целью исправления первоисточника (авт.).

20...и вернулся в Хорасан. – Описание восстания Шарика ибн Шейха дано в сокращенном пересказе по «Та’рихи Наршахи» (авт.).

21...скрывал свое лицо под покрывалом. – Покрывало которым женщины закрывали свое лицо, по-арабски называлось «микна». От этого же корня происходит и слово «муканна», означающее «носитель микны», «скрытый покрывалом» (авт.).

22 Самаркандский Согд. – Соответственно административному делению того времени, от нынешнего Чалака до Хатырчи простиралась территория Самаркандского Согда, а район, расположенный за Хатырчи, вплоть до селения Согд, лежащего между Вабкентом и Шафиркамом, в 32 километрах от Бухары, считался «Бухарским Согдом» (авт.).

23...в месяце раджаб. – Раджаб – седьмой месяц мусульманского календаря, в 776 г. приходился на апрель месяц.

24 Фаллух-хакан. – Как сообщает средневековый словарь «Бурхани кате», Фаллух – город в Туркестане, из которого вывозили хороший мускус. На основании этого свидетельства можно заключить, что Фаллух находился в Синьцзяне («Китайском Туркестане») – в Хотане, поскольку в литературе мускус неизменно связывают с Китаем и Хотаном. По-видимому, Фаллух-хакан был правителем этой области, а тюрки, оказавшие помощь Мукаине и вернувшиеся на родину после гибели их хакана, были, очевидно, предками современных уйгуров, ныне населяющих эту область (авт.).

25 Хафиз Абру – придворный хронист Тимура и его сына Шахруха, проживавший в Герате и умерший в 1430 г.

26... из колодца в Нахшабе. – На этой легенде основаны выражения «колодец Нахшаба» и «луна Нахшаба», употребляемые многими восточными поэтами при описании женской красоты (авт.).

27 Сипахсалар. – Сипахсаларом, согласно старинной военной терминологии, называли главнокомандующего, в руках которого было сосредоточено все управление войском. Имя этого сипахсалара нам неизвестно. В переводе «Та’рихи Табари» он ошибочно назван Харидж. Словом харидж, хариджа (множественное – хаваридж), «хариджит» арабские ортодоксальные авторы называли каждого «отступника» и врага ислама. Переводчик или же переписчик принял это слово за имя сипахсалара (авт.).

28 «Равзат ус-сафаи Насири»– сочинение известного иранского просветителя XIX в. Мирзы Ризакулихана Хидаята (1803–1871), содержащее исторические данные, относящиеся преимущество к периоду царствования в Иране Насириддиншаха (1848–1896), которому (как отмечено в самом названии) посвящена книга.

29 Даже бухархудат Буньят... – Дед Буньята – Тахшада– ради сохранения своего престола полностью перешел на сторону арабских завоевателей; верным сторонником захватчиков был и его отец Кутейба, который во время восстания Шарика ибн Шейха оказал большую помощь врагам. То, что Буньят, будучи бухархудатом, с сочувствием относился к восстанию Муканны, лишний раз свидетельствует о патриотическом характере этого восстания (авт.).

30 Бармакид Фазл ибн Яхья. – Родоначальник династии везиров Бармакидов – Бармак – был зороастрийцем, жрецом храма огнепоклонников в Балхе. Его сын Халид примкнул к восстанию Абу-Муслима. Халиф Абулаббас Саффах (748–754) обратил внимание на способности Халида и сделал его своим везиром. Эту должность за ним сохранил и Абуджа’фар ал-Мансур (754–775). После убийства Абумуслима Халид по-прежнему оставался везиром. Высоких чинов достигли и его сын, Яхья ибн Халид, и внуки, Фазл и Джа’фар. Яхья был бессменным везиром, а когда он состарился, эту должность занимали его сыновья. Все Бармакиды с сочувствием относились к родному народу, были просвещенными людьми и покровительствовали наукам и искусству. Особенно большую поддержку они оказывали населению Хорасана и Мавераннахра. В период расцвета и могущества этой династии везиров управление халифатом, в том числе Хорасаном и Мавераннахром, было значительно упорядочено. Однако впоследствии отношения между Бармакидами и Харуном ар-Рашидом (786–809) ухудшились. Как бы ни стремились авторы исторических хроник объяснить вражду, возникшую между халифом и везирами, причинами семейного характера, подлинной причиной этой вражды было недовольство арабских правителей влиянием, которым пользовались эти везиры-иранцы, и тем, что они удерживали халифа от бессмысленных и чрезмерных трат. В 803 г Харун ар-Рашид уничтожил всех Бармакидов, мир и процветание в стране были нарушены, и в Хорасане и Мавераннахре начались новые мятежи (авт.). Бармакиды воспеты Гете в его «Западно-восточном диване».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.018 с.)