Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V результаты восстания Муканны

Поиск

Прежде чем говорить о результатах восстания Муканны, мы должны еще раз напомнить читателю о тех особенностях, которые отличали это восстание от выступлений Абумуслима и Шарика ибн Шейха.

Хотя конечной целью Абумуслима было создание независимого, так сказать, национального государства, цель эта оставалась неизвестной широким народным массам. Народ видел только одну сторону деятельности Абумуслима: его вооруженную борьбу против арабской династии Мерванитов (Омейядов) ради интересов другой, тоже арабской династии – Аббасидов.

Поскольку гнет Омейядов вообще и последних представителей этой династии – Мерванитов – в особенности превзошел всякие границы, массы населения Хорасана и Мавераннахра живо откликнулись на призыв Абумуслима и сплотились вокруг него. Хотя народ и не питал особых надежд на милосердие новой арабской династии Аббасидов, он верил Абумуслнму как своему соотечественнику, таджику, и ждал от него облегчения от тяжкого бремени иноземного господства. Однако действительность не оправдала этих надежд народа. Приход Аббасидов к власти не только не принес облегчения населению Хорасана и Мавераннахра, но ничего хорошего не принес и самому Абумуслиму, убитому в конце концов наемниками халифа.

Шарик ибн Шейх сражался с Аббасидами во имя потомков Али. Угнетенное население Бухары и Самарканда объединилось вокруг Шарика и в течение нескольких дней вело кровопролитные бои под его знаменем не из любви к Алидам, а из мести своим притеснителям – чужеземным захватчикам. И что же? Результатом такого мятежа оказалось лишь поголовное истребление повстанцев и разорение их городов.

Восстание же Муканны имело совершенно иной характер и по своей сути отличалось от предшествующих выступлений. Муканна открыто выступил против иноземных завоевателей (к какому бы племени и к какой бы династии они ни принадлежали) и против религии ислама, которая была принесена захватчиками и служила для них средством закабаления народа. Народные массы, не желавшие дальше терпеть невыносимый чужеземный экономический, политический и духовный гнет со стороны арабских завоевателей, сразу же и от всего сердца поддержали Муканну. А поскольку ислам был навязан им насильно и не успел еще достаточно овладеть их умами и чувствами, они легко отбросили его и охотно подхватили выдвинутые Муканной антиисламские призывы.

Если в Хорасане Муканне и не удалось добиться существенных успехов из-за наличия в этой области крупных сил завоевателей и близости ее к центру халифата, то в Мавераннахре его движение распространилось исключительно широко. В течение пяти лет местное население, в значительной своей части примкнувшее к «людям в белых одеждах», само определяло свою судьбу и, распространив почти на все города и селения свою власть, называвшуюся «властью людей в белых одеждах» или «властью Муканны», вкусило пусть немногочисленные, но все же плоды свободы.

Таким образом, первым результатом восстания Муканны явилось то, что восстание это посеяло в сердцах жителей Хорасана и Мавераннахра семена надежды на достижение независимости и научило их, пользуясь каждым удобным случаем, под любым предлогом подниматься против чужеземных завоевателей и активно бороться за свою свободу от иноземного ига.

После разгрома восстания Муканны завоеватели безжалостно уничтожили всех известных им сторонников народного движении. Даже бухархудат Буньят 29 ибн Кутейба ибн Тахшада, который открыто не участвовал в восстании и лишь подозревался в сочувствии ему, был убит в споем замке внезапно ворвавшимися туда вражескими помпами. На плечи народных масс захватчики взвалили столь тяжелое бремя, что, казалось, им никогда уже не удастся подняться. И все же народ восставал, используя каждый удобный момент.

Так, к концу правления халифа Махди (душителя движения «людей в белых одеждах») на окраинах Мавераннахра стали вспыхивать бунты против завоевателей. Один из этих мятежей, поднятый жителями Усрушаны (Ура-Тюбе), продолжался в течение трех-четырех лет, вплоть до вступления на престол Харуна ар-Рашида, ставшего халифом в 786 году. Все эти бунты и мятежи также были результатом восстания Муканны.

В начале своего правления Харун ар-Рашид отнесся к населению в Хорасане и Мавераннахре более внимательно, чем его предшественники. Он решил провести в этих провинциях некоторые реформы и осуществление их поручил Бармакиду Фазлу ибн Яхья 30.

Происходившие из Балха Бармакиды были известны по всему Хорасану и Мавераннахру, и народ относился к ним с большим уважением. Фазл ездил по этим провинциям из города в город, от селения к селению. Повсюду он уверял народ в милости халифа и обещал блага от своего имени и от имени своего отца.

Не ограничиваясь одними обещаниями, он приступил и к практическому осуществлению некоторых мер, направленных на успокоение народа. Фазл сам приехал в Усрушану и, по словам автора «Равзат ус-сафа», «владетель Усрушаны, который не надевал на себя ярма покорности кому бы то ни было, пришел к нему» (то есть подчинился Фазлу. – С. А.).

Этот владелец Усрушаны, упомянутый автором «Равзат ус-сафа», был предводителем мятежников, возглавлявшим их восстание с самого начала, то есть с последних лет правления Махди и до его прекращения после приезда Фазла. К сожалению, никто из авторов хроник не указывает имени этого человека.

Хотя Фазла ибн Яхья и отзывали несколько раз в Багдад, его неизменно вновь направляли оттуда в Хорасан. В период его правления Хорасан и Мавераннахр процветали, население этих провинций жило спокойно и не ощущало национального гнета со стороны завоевателей. Облегчено было и налоговое бремя.

Все это также явилось результатом восстания Муканны. Только страх перед возможностью нового восстания мог заставить Харуна ар-Рашида пойти на проведение в Хорасане и Мавераннахре некоторых реформ, осуществление которых он и поручил Фазлу, происходившему из местного населения.

Однако наступило время, когда Фазл был окончательно отозван в Багдад, и управление Хорасаном перешло в руки других людей. С новой силой начался прежний иноземный гнет и бесчисленные поборы, пока один из наместников Хорасана, Али ибн Иса, окончательно не разорил местное население. В то время Бармакиды уже только внешне пользовались авторитетом при дворе Харуна ар-Рашида, на самом же деле между ними и халифом установились натянутые отношения. Поэтому даже они не могли помешать гнету и несправедливости Али ибн Исы.

Введенные Али ибн Исой налоги и поборы превышали всякую меру; кроме того, он насильно отбирал у людей земли, сады, лошадей, ткани и т. п. Население пожаловалось халифу на притеснения Али ибн Исы, и Харун ар-Рашид вызвал его для объяснений в Багдад. Прибыв в столицу с богатыми подарками, Али ибн Иса завоевал расположение халифа. Харун ар-Рашид прекратил следствие и со скрытым упреком сказал своему везиру Яхье ибн Халиду, сын которого, Фазл, пробыл несколько лет наместником Хорасана: «Али ибн Иса привез из Хорасана столько денег и дорогих вещей, что можно только удивляться этому». Яхья не оставил без ответа эти слова халифа и заявил: «Все эти вещи Али ибн Иса насильно отобрал у людей. Если и я захочу собирать средства бесчестным путем, я за один час получу еще больше и еще лучше». Однако и этот ответ бармакида Яхьи не подействовал на Харуна ар-Рашида, и Али ибн Иса был вновь послан в Хорасан.

Возвратясь в Хорасан после того, как завоевал доверие и расположение калифа, Алн во много раз усилил прежний гнет и притеснения. Чтобы более удобно было грабить обе провинции, расположенные по Аму-Дарье, – Хорасан и Мавераннахр, он перенес свою столицу из Мерва в Балх. В Балхе на награбленные деньги он выстроил несколько дворцов, отобрал у городского населения почт все земли и сады, за городом основал новое селение, назвав его в свою честь Алиабад. Назначавшиеся Али чиновники творили беззакония по всему Мавераннахру – в Бухаре, Самарканде и других городах этой провинции.

Народ вновь направил халифу жалобу на Али ибн Ису, и снова тот умилостивил ар-Рашнда, послав ему еще более богатые дары. К тому времени Бармакиды были уже убиты, и управление халифатом перешло к другим людям. Али и им направил подарки и подношения, расположив всех в свою пользу. Его восторженными почитателями и заступниками стали теперь все придворные халифа. Харун ар-Ращид снова утвердил Али наместником Хорасана.

Население Хорасана и Мавераннахра окончательно разуверилось в милосердии халифа. Не было уже и Бармакидов, на помощь которых можно было бы уповать. Теперь у возмущенного притеснениями народа не оставалось иного пути к освобождению, кроме восстания. Вновь стало разгораться пламя, искры которого заронил в сердца людей Муканна, и для того, чтобы пламя это переросло в пожар, нужно было одно лишь дуновение, один какой-нибудь предлог. В этот момент в Самарканде началось восстание Рафи ибн Лайса: восстание это сыграло роль ветра, раздувшего пламя возмущения, пылавшее в сердцах народа; это восстание следует считать одним из результатов восстания Муканны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1025; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.221 (0.009 с.)