Волнения, происходившие в Хорасане и Мавераннахре до восстания Муканны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Волнения, происходившие в Хорасане и Мавераннахре до восстания Муканны



В этих провинциях произошло несколько народных восстаний, бунтов и волнений; о некоторых из них мы не можем не упомянуть.

Одним из антиарабских выступлений был описанный нами выше бунт Язака в Тохаристане, окончившийся коварным пленением и казнью руководителя бунта.

После подавления бунта Язака, во время правления того же хорасанского наместника Кутейбы ибн Муслима, восстало население Чаганиана, Нахшаба и Кеша, возглавленное правителем Шумана. В ходе этого восстания завоеватели долгое время испытывали серьезные трудности, было убито много арабских воинов и обращено в бегство несколько военачальников. Усмирив наконец порознь Нахшаб и Кеш, Кутейба все свои силы бросил против Шумана и осадил его. Договорившись о мирной сдаче города и войдя в него, он уничтожил не только участников восстания, но и всех остальных жителей. Город был разграблен и сожжен дотла.

Согдийский властитель Самарканда Тархунхудат заключил мир с Кутейбой, выплатил ему контрибуцию и согласился на уплату джизьи. Но как только арабские войска оставили город, население, возмущенное позорным миром, свергло Тархуна, возвело на престол Гурака и под его предводительством подняло восстание против арабских захватчиков. Это восстание также было подавлено с беспощадной жестокостью. Еще до прихода карательного арабского отряда Тархун знал, что, если враги победят, первым убьют его. Он был стар и не имел достаточно сил для того, чтобы выйти в поле и погибнуть в бою. Поэтому, не желая быть постыдно казненным врагами, он зарыл рукоять своего меча в землю и, бросившись на острие, вспорол себе живот.

Как мы уже отмечали, завоеватели установили, что с тех, кто принял ислам, не будет взиматься джизья. Об этом же гласил и шариат. Но когда вновь обращенных мусульман стало много и из-за этого начали уменьшаться поступавшие от джизьи доходы, захватчики нарушили и установление шариата, и свои обещания, они обложили джизьей принявших ислам наравне со всем местным населением. Это произошло в 729 году, когда Хорасаном правил Асраш ибн Абдаллах, а его наместником в Бухаре и Самарканде был Хани.

Хани не только обложил джизьей самаркандцев и бухарцев, принявших ислам, он вообще жестоко притеснял местное население. Все это привело к народному возмущению. Новообращенные мусульмане отреклись от ислама, жители Бухары, Самарканда и Ферганы восстали и выступили против своих поработителей с оружием в руках. Когда на борьбу с восставшими начали прибывать все новые и новые арабские отряды, упорно сопротивлявшиеся повстанцы обратились за помощью к тюркам. Им удалось одержать победу и оттеснить врагов от Пайкента. Здесь арабские завоеватели получили новое подкрепление, а тюрки ушли с поля боя, и в результате повстанческие отряды были разбиты. Восстание закончилось многочисленными казнями местного населения и грабежами в городах и селениях. Однако иноземные властители прекратили после этого взимание джизьи с жителей, принявших ислам.

В 737 году против завоевателей поднялось население Хатлана (современные Куляб, Бальджуан и Вахш). Восставшие перебили сборщиков налогов, и арабский наместник был вынужден бежать. Асад ибн Абдаллах, бывший в то время наместником в Хорасане, выступил в Хатлан во главе большого войска для расправы с местным населением. Но после упорных боев он также был разбит и вернулся с позором.

Когда бежавший с поля Асад ибн Абдаллах прибы! в 1)ягх, жители города издеваясь над ним, пели по-таджикски:

Из Хатлана (шах) пришел!

С изуродованным лицом пришел!

Изнуренный, тощий пришел!

Изможденный, худой пришел!

Постепенно все местные властители, выступавшие против чужеземных завоевателей и возглавлявшие восстание, были уничтожены, а те, которые душой и телом предались врагу, были оставлены «правителями» своих владений.

Одним из сохранившихся местных властителей был бухархудат Тахшада, который верой и правдой служил иноземцам, несмотря на то что сам оставался немусульманином. Его заискивание перед захватчиками дошло до того, что своего сына, родившегося в годы наместничества Кутейбы, он также назвал Кутейбой. Со своей стороны, и арабы закрывали глаза на «неверие» Тахшады и относились к нему с уважением. Он считался властителем Бухары, хотя право взимания налогов принадлежало особому чиновнику, назначенному завоевателями. Бухархудат помогал этому чиновнику, пополняя таким образом за счет местного населения и свой кошелек.

Во время наместничества в Хорасане Асада ибн Абдаллаха, о походе которого в Хатлан мы уже рассказывали, группа жителей Бухары, надеясь освободиться от уплаты джизьи, приняла мусульманство. Надежды этих людей основывались на том, что после восстания 729 года, как было уже упомянуто выше, взимание джизьи с мусульман было прекращено.

Бухархудат Тахшада написал Асаду, что некоторые люди формально приняли ислам, чтобы избавиться от джизьи, и по-прежнему остаются немусульманами, цель их – уменьшить доходы государства и вызвать волнения. Асад ибн Абдаллах направил своему чиновнику приказ передать этих вновь обращенных мусульман в руки Тахшады. Чиновник не смог тут же выполнить приказ, поскольку люди, о которых в нем говорилось, укрылись в городской соборной мечети. Тогда Тахшада со своими телохранителями напал на мечеть, перебил четыреста человек из числа скрывавшихся там беглецов, а остальных отправил в Хорасан к Асаду в качестве рабов.

В конце концов местные жители, возмущенные подобными злодеяниями Тахшады, убили его. Это произошло так: после смерти Асада ибн Абдаллаха наместником Хорасана стал Наср ибн Сайяр. В то время в Фергане вспыхнуло восстание против завоевателей. Наср направился с войском в Мавераннахр, дошел до Ферганы и, уничтожив повстанцев, направился в Самарканд. Бухархудат Тахшада и арабский наместник в Бухаре Васил ибн Омар вышли навстречу Насру. Когда они беседовали с Насром, сидя перед его шатром, к ним приблизились два бухарца. Обращаясь к Насру ибн Сайяру, эти люди стали жаловаться на бухархудата, обвиняя его в насильной конфискации их земель. Васил же, по их словам, во всем поддерживает бухархудата: «Оба они объединились и притесняют народ, отнимая у него имущество».

За поясами у пришедших с жалобой были заткнуты кинжалы, и бухархудат, желая восстановить против них Насра, шепнул ему на ухо: «Ведь они при тебе стали мусульманами. Если их вера искренняя, почему же они пришли к тебе вооруженными?». Наср спросил бухарцев, зачем они вооружились. Те ответили: «При бухархудате мы не чувствуем себя в безопасности и поэтому всегда ходим вооруженными». Наср приказал, чтобы у них отобрали кинжалы, а сам вместе с Василом поднялся для совершения вечернего намаза, время которого уже наступило. Бухархудат, который не был мусульманином, остался сидеть на прежнем месте.

Бухарцы, отдав свои кинжалы, отошли в сторону. Под халатами у них были припрятаны ножи, так как они условились здесь же убить бухархудата и Васила. Им было известно, что и их убьют, но смерть после отмщения врагу они считали почетной. Стоя неподалеку от шатра наместника, они дожидались удобного момента.

Закончив намаз, Наср вошел в шатер и позвал к себе бухархудата. Васил еще продолжал молиться. Бухархудат поднялся и направился к шатру, но один из бухарцев уларом ножа в спину свалил его на самом пороге. Другой бухарец подбежал к Василу и вспорол ему живот, однако Васил успел нанести своему убийце удар мечом. Оба они упали рядом и одновременно испустили дух. Для бухархудата полученная им рана также оказалась смертельной 9.

В результате насилий и грабежей, совершавшихся как арабскими наместниками, так и местными правителями, страна была разорена, народ обнищал и лишился работы, ремесленное производство пришло в упадок.

О бухарской мастерской «Байт-ут-тираз», которую мы уже описывали выше, Наршахи пишет: «...случилось так, что работы в этой мастерской приостановились, а те люди, которые занимались ремеслом, рассеялись». Причиной тому, разумеется, были страшное угнетение народа и бесчисленные, непосильные налоги.

Хотя народные восстания, поднимавшиеся местным населением, жестоко подавлялись завоевателями, безжалостно убивавшими тысячи людей, пламя гневного протеста все ярче разгоралось в сердцах народа. Произошло новое, огромное по своим масштабам восстание, которое повлекло за собой исторические изменения в мусульманском мире и еще больше укрепило мятежный дух населения Хорасана и Мавераннахра. Это было восстание хорасанца Абумуслима. Активное участие принимал в нем и Муканна. Учитывая историческое значение этого восстания, мы расскажем о нем в отдельной главе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.005 с.)