Политическая деятельность Муканны и его последователи – «люди в белых одеждах» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая деятельность Муканны и его последователи – «люди в белых одеждах»



В чем состояла политическая деятельность Муканны до начала подготовки Абумуслимом своего восстания, мы не знаем. Нам известно лишь, что Муканна установил связь с Абумуслимом. Об отношениях между Муканной и Абумуслимом Наршахи сообщает следующее: «...во времена главы проповеди Абумуслима Муканна был одним из его сархангов, и Абдуджаббар стал везиром благодаря ему». Сарханг– предводитель небольшого военного отряда. Каждое войско имело своего главного военачальника, в подчинении которого находилось несколько сархангов, в зависимости от численности войска. Из приведенного текста явствует кроме того, что некий Абдуджаббар был назначен везиром Абумуслима благодаря поддержке и помощи Муканны. Это свидетельствует о большом авторитете и доверии, которым пользовался Муканна у Абумуслима.

В другом месте тот же автор относит Муканну к накнбам Абумуслима. Это также говорит о его высоком авторитете. Согласно военной и гражданской терминологии феодального Востока, звание накиба носили наиболее влиятельные и мудрейшие люди племени. У Абумуслима было семьдесят накибов, с которыми он советовался по всем делам. По версии Наршахи, одним из них и был Мукапиа.

К сожалению, историки не приводят никаких подробностей относительно политической и военной деятельности Муканны в годы восстания Абумуслима. Вместе с тем упомянутый выше текст свидетельствует о том, что он, очевидно, совершил выдающиеся подвиги и играл в этом восстании значительную роль. Говоря о деятельности Муканны после убийства Абумуслима, Наршахи пишет: «Он объявил себя пророком и некоторое время упорствовал в этом. Абуджа’фар послал людей, перевез его из Мерва в Багдад и заключил в тюрьму. Несколько лет он пробыл в тюрьме, а когда освободился, снова вернулся в Мерв». Авторы хроник, в том числе и Наршахи, не указывают, когда и на какой срок был заключен Муканна, однако, сопоставляя данные истории, мы можем, хотя и приблизительно, определить и время и срок заключения Муканны в тюрьму.

Из истории нам известно, что строительство Багдада было начато в 736 году и завершено в 767 году. Поскольку в приведенном тексте говорится, что Муканна был заключен в багдадскую тюрьму, это событие не могло произойти раньше 762 года, то есть до завершения строительства Багдада. Годы заключения Муканны не указаны, однако тот же автор, описывая конец его восстания, говорит, что оно продолжалось четырнадцать лет и закончилось в 780 году. В таком случае он должен был выйти из тюрьмы уже в 767 году.

Здесь возникает другое недоумение: если строительство Багдада было закончено в 767 году, то как мог Муканна оказаться в багдадской тюрьме еще до завершения постройки города? Недоумение это устраняется чрезвычайно просто: во время строительства Багдада, разумеется, в первую очередь должен был быть сооружен халифский дворец, а вместе с ним – как необходимая его часть – и тюрьма. Можно полагать, что в течение первых двух лет были построены и здания государственных канцелярий, и военные казармы. В таком случае халиф мог переехать в Багдад уже в 764 году, не дожидаясь завершения строительства всего города, а вместе с ним должны были быть перевезены в багдадскую тюрьму и заключенные.

На основании этих соображений мы можем предположить, что Муканна был заключен в багдадскую тюрьму приблизительно в 764 году и вышел из нее спустя три года, в 767 году. По возвращении в Мерв он уже с 767 года начал готовиться к решительному наступлению.

Не освещен историками также и вопрос о том, каким образом вышел Муканна из тюрьмы: бежал или получил помилование?

Трудно поверить, что Аббасиды могли отпустить хорасанского мятежника, к тому же соратника Абумуслима, по доброй воле, тем более после истории с Сумбадом-магом, восстание которого до основания потрясло арабское владычество. Поэтому более логичным и близким к действительности представляется предположение, что Муканна бежал из багдадской тюрьмы и, вернувшись в Мерв, стал тайно, скрываясь под маской, готовиться к осуществлению своих политических замыслов.

Именно жестокостью Абуджа’фара ал-Мансура по отношению к населению Хорасана, его непримиримой враждой к последователям Абумуслима и постоянным преследованием непокорных ему людей объясняется и то, что Муканна в течение девяти лет вел пропаганду тайно, не имея возможности выступить в открытом восстании. Только в конце 775 года, когда умер Абуджа’фар и вместо него халифом стал его сын Махди, Муканне представился удобный случай для открытого выступления. По сравнению с отцом Махди был менее опытным правителем. Кроме того, после смерти одного халифа и вступления на престол другого в управлении государством возникли естественные осложнения. Поэтому через несколько месяцев после смерти Абуджа’фара ал-Мансура, в начале 776 года, Муканна призвал своих последователей начать восстание и сам выступил открыто.

О том, как Муканна пропагандировал свои идеи, авторы хроник приводят самые неправдоподобные сведения: по словам Наршахи, до заключения в тюрьму Муканна объявил себя, как уже отмечалось, пророком. Тот же автор описывает его деятельность по возвращении из тюрьмы: «...когда он освободился из тюрьмы, он вернулся в Мерв, собрал вокруг себя людей и сказал: «Знаете, кто я?» Они сказали: «Ты – Хашим ибн Хаким!» Он сказал: «Вы ошиблись, я – ваш бог и бог всего мира... Я тот, кто явился людям в облике Адама, и еще в облике Авраама, и еще в облике Моисея, и еще в облике Иисуса, и еще в том облике, в каком видите...»

Аналогичные истории рассказывает о Муканне и автор «Равзат ус-сафа», также приписывающий ему притязания на божественную сущность.

Из всего этого можно заключить, что Муканна, отрицая мусульманскую религию, выступал против ислама и иноземных завоевателей и призывал народ к вооруженному восстанию. Народные же массы, доведенные до отчаяния иноземным гнетом и теми несправедливостями, которые совершались под прикрытием ислама, быстро откликнулись на его призыв.

Вполне возможно, что, отрицая бога и всех пророков, Муканна обращался к народу с такими речами: «Мусульмане, вы считаете бога своим спасителем от страданий и мучений, а пророков – руководителями на пути к этому спасению, но ведь от этих же самых представителей мусульманской веры вы терпите мучения. Если же вы послушаетесь меня, я освобожу вас от этих страданий и мучений. И если есть бог-спаситель, то бог этот – я, и если есть пророк-руководитель, то пророк этот – я. Абумуслим хотел привести вас к спасению, но его убили, и вместо него к спасению приведу вас я».

Народные массы Хорасана и Мавераннахра любили Абумуслима и считали его своим освободителем от иноземного ига. Будучи одним из воспитанников Абумуслима, Муканна тоже любил его. По словам автора «Равзат ус-сафа», он почитал Абумуслима выше пророка Мухаммада. Муканна считал себя продолжателем дела Абумуслима и ставил ту же цель, что и он: создание в Хорасане, Мавераннахре и других областях независимого иранского государства.

Однако Муканна не считал нужным прибегать к намеченному Абумуслимом промежуточному этапу (смене правящей арабской династии) и к избранным его предшественником окольным путям. Он сразу же открыто выступил против иноземных захватчиков и религии ислама.

По той же причине не стал Муканна и на путь Шарика ибн Шейха, который, принимая ислам, стремился лишь передать халифский престол от Аббасидов Алидам, а себя объявлял мессией. Если Шарику ибн Шейху и удалось привлечь при помощи этого призыва какую-то часть народа, то широкие массы за ним не пошли, и поэтому он не сумел развить свой мятеж.

Путь Сумбада-мага, говорившего мусульманам одно, а гебрам – другое, или, иными словами, прибегавшего к хитростям и обману, Муканна также не счел для себя пригодным. Он открыто выступил против ислама и призвал людей, обращенных в мусульманство, отречься от этой религии, чтобы таким образом поднять на борьбу с захватчиками, все население Хорасана.

В введении мы показали, как местные властители, сохранившие за собой свои владения (подобно бухар-худату Тахшаде), помогали завоевателям грабить местное население и сами участвовали в этом ограблении. Приводились также примеры, показывающие, как местные богачи и крупные землевладельцы во время восстаний выступали против своего народа, поддерживая захватчиков. Вспомним хотя бы отказ семисот бухарских дихканов предоставить повстанцам продовольствие и фураж, которыми они в то же время снабжали арабское войско.

Поднимая восстание, Муканна учел и этот момент.

Он разрешил своим последователям грабить имущество подобных людей и безжалостно уничтожать всех сопротивляющихся.

Возвратись из тюрьмы в Мерв, Муканна успешно развил там пропаганду своих идей, и многие жители этого города тайно перешли на его сторону. Отобрав верных людей, он разослал их во все концы страны в качестве своих «дай» и с их помощью повсюду привлекал народ на свою сторону.

В Мерве жил некий человек по имени Абдаллах ибн Омар. Он примкнул к Муканне и отдал ему в жены свою дочь. Муканна направил его своим эмиссаром в Мавераннахр. В Мавераннахре Абдаллах ибн Омар с большим успехом распространял идеи Муканны. После того, как ему удалось привлечь на свою сторону многих жителей Кеша (ныне Шахрисябза), он захватил расположенное поблизости селение Шевандж. Жители этого селения единодушно отреклись от ислама, убили назначенного арабами управителя и избрали своим правителем Абдаллаха ибн Омара.

За короткое время Абдаллах заручился поддержкой всего населения Кеша и Нахшаба, отобрал наиболее влиятельных людей и, назначив их своими эмиссарами, отправил в сельские округи Бухары и Самаркандского Согда 22. В результате деятельности этих эмиссаров жители многих селений Бухары и Самарканда, отойдя от ислама, приняли программу восстания. Таким образом, еще до открытого вступления на политическую арену самого Муканны его многочисленные последователи захватили власть в селениях и некоторых городах, расположенных вдали от арабских военных центров, наводя страх на захватчиков и серьезно угрожая устоям ислама,

Мы уже упоминали, что в начале восстания Абумуслим облачился в черные одежды и приказал надеть такие же одежды всем своим последователям. В результате черный цвет стал официальным цветом одежды Аббасидов, их чиновников, воинов и всех сторонников этой династии. Свое официальное значение этот цвет сохранил и после убийства Абумуслима. Муканна, который окончательно отрекся от Аббасидов, после того, как они предательски убили Абумуслима, противопоставил этому символу их власти белый цвет. Он приказал своим сторонникам облачаться в белые одежды, ставшие с тех пор признаком принадлежности к движению Муканны. Поэтому в историю сторонники Муканны вошли под прозвищем «люди в белых одеждах» («сафедджамагон»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.007 с.)