Вторжение арабских войск в Хорасан и Мавераннахр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторжение арабских войск в Хорасан и Мавераннахр



В годы правления халифа Омара ибн Хаттаба (634–644 гг.) арабские войска вторглись в Хорасан и дошли до берегов Джейхуна (Аму-Дарьи). Однако во время правления следующего халифа, Османа ибн Аффана (644–656 гг.), население Хорасана несколько раз поднимало восстания и изгоняло арабские отряды. Окончательно подчинить эту область арабскому халифату удалось лишь при халифе Муавии (662–680 гг.).

Завоевание Мавераннахра началось в 673 году, и первым арабским полководцем, переправившимся через Аму-Дарью и атаковавшим Бухару, был Убайдуллах ибн Зияд – убийца Хусейна, сына Али 6. Войска Убайдуллаха захватили и разграбили Пайкент, а оставшихся в живых горожан угнали в рабство. О числе пленников, захваченных в Пайкенте, можно судить хотя бы по тому, что сам Убайдуллах отобрал из них четыре тысячи человек в качестве своих личных рабов.

Захватив Пайкент, Убайдуллах напал на Бухару. Бухарское войско, поддержанное согдийцами из Самарканда и тюрками, оказало захватчикам упорное сопротивление, однако в конечном счете оно было разбито, а властительница Бухары укрылась за стенами Арка – городской цитадели. Захватчики разграбили город и взяли огромную добычу и множество пленников, О ценности награбленного имущества наглядно свидетельствует пример с попавшими в руки арабских воинов сапожками бухарской царицы, которые, как упоминалось выше, были оценены в двести тысяч дирхемов. По приказу Убайдуллаха были разрушены селения, уничтожены посевы, вырублены сады и деревья, всему городу угрожали пожары и полное уничтожение. Однако властительница Бухары, уплатив один миллион дирхемов, заключила мир и спасла свой город от гибели. Убайдуллах, получив контрибуцию, вернулся в Хорасан.

В 676 году в Мавераннахр вторгся Саид ибн Осман. Заключив мир с бухархудатом и взяв восемьдесят заложников, он направился к Самарканду. В то время в Самарканде не было правителя, и сам народ выступил на защиту своего города, оказав врагу упорное сопротивление. Победителями в конце концов оказались арабские войска, заставившие горожан согласиться на предложенные им условия мира и уплатить большую контрибуцию, но самый город самаркандцы сумели отстоять, так и не пропустив врага за городские ворота. Помимо денег и имущества, уплаченных в счет контрибуции, Саид захватил в Самарканде множество пленников. С Бухары он также получил дань в размере одного миллиона дирхемов и, не вернув взятых ранее восемьдесят заложников, ушел за Аму-Дарью.

После этого в период правления халифа Язида ибн Муавии (680–683 гг.), Муслим ибн Зияд, Асад ибн Абдаллах и многие другие совершали непрерывные набеги на Мавераннахр. Каждый новый наместник Хорасана переправлялся через Аму-Дарью и нападал на города Мавераннахра, в особенности на Бухару и Самарканд. Разграбив города и селения, собрав дань и захватив пленников, он возвращался в Хорасан.

При халифе Валиде ибн Абдулмалике (705–715 гг.) Кутейба ибн Муслим, которого известный своими жестокостями Хаджджадж 7 назначил правителем Хорасана, окончательно завоевал Мавераннахр и, пройдя через Фергану, достиг даже Восточного Туркестана. Захватив Тохаристан, центром которого был город Балх, Кутейба ибн Муслим переправился в 707 году через Аму-Дарью и завоевал Чаганиан с его столицей Шуманом. Затем он покорил Нахшаб, Кеш, Пайкент, Бухару, Варданзех и Самарканд.

Четыре раза Кутейба вторгался в пределы Мавераннахра и во время своего последнего, четвертого похода в 713 году построил в Бухаре, Самарканде и других городах и больших селениях мечети, закрепив тем самым включение этого края в число мусульманских, стран. Разумеется, каждый новый поход арабских завоевателей наталкивался на упорное сопротивление местного населения, вступавшего в жестокие, кровопролитные бои с захватчиком. Уже будучи побежденными, жители Бухары вновь и вновь поднимали бунты и восстания каждый раз, когда их пытались обратить в ислам или загнать в мечети. Так, однажды, когда Кутейба собрал в мечети вновь обращенных мусульман, народ, вооруженный палками и камнями, напал на мечеть и перебил многих из новообращенных.

Богатство Мавераннахра было столь велико, что, несмотря на многочисленные грабежи, которым подвергали этот край арабские войска еще до Кутейбы, я взимавшиеся ими неоднократно огромные контрибуции, Кутейба сумел награбить здесь еще больше денег и имущества, чем его предшественники. В качестве примера достаточно привести описание добычи, захваченной Кутейбой в Пайкенте. Автор «Та’рихи Табари» 8 сообщает, что, когда Кутейба захватил Пайкент, «он нашел столько женских золотых и серебряных украшений, что их невозможно было сосчитать... Их переплавили, и получилось сто пятьдесят мискалей золота. В Пайкенте они нашли бесчисленное имущество. Его было так много, что (равного количества) они не получали и со всего Хорасана».

В большей части области и городов Мавераннахра Кутейба ибн Муслим сохранял бывших там местных правителей (худатов) независимо от того, принимали они ислам или нет. Но при этом назначал к ним своих арабских наместников. Вся полнота власти и право взимания налогов были сосредоточены в руках наместников, а худаты полностью им подчинялись и лишь помогали управлять страной. Плату же за свою службу завоевателям худаты получали с простого народа. Если «порядки», установленные Кутейбой, определить народным таджикским выражением, то можно сказать, что все было направлено на то, чтобы «сожрать мясо местного населения, изжаренное в собственном соку».

Местные властители на оставшихся у них полях и садах по-прежнему широко использовали труд крестьян.

Тем, кто примет ислам, Кутейба обещал предоставить льготы. Так, он освободил мусульман от подушной подати, джизьи, которой облагались все немусульмане. Однако во всем остальном обещание льгот имело чисто демагогический характер и было сделано с единственной целью облегчить распространение ислама. На деле все местное население, принимало ли оно новую религию или нет, подвергалось жестокому гнету чужеземцев и постоянным безжалостным грабежам. Так, по свидетельству автора «Та’рихи Наршахи», Кутейба, захватив в четвертый раз Бухару, приказал горожанам освободить для арабских воинов половину каждого дома с тем, чтобы воины, живя вместе с горожанами, могли следить за ними. Тот же автор сообщает, что завоеватели действительно использовали этот метод надзора над местным населением и жестоко наказывали каждого, кто так или иначе выказывал непочтение к мусульманской религии.

В Бухаре существовала община, называвшаяся «Оли Кахкаша». Люди из этой общины не пожелали жить в одних домах со своими врагами и, оставив им свои дома и имущество, ушли из города. Для каждой из семисот семей, входивших в общину, они построили за городом новый дом и попытались жить свободной независимой жизнью (селение, выстроенное общиной «Оли Кахкаша», расположено в четырех километрах к северу от Бухары и сейчас называется Кахкашон). Однако «Оли Кахкаша» не удалось избавиться от гнета завоевателей. Как сообщает Наршахи в главе, посвященной описанию налогов и разделению Бухары между арабами и местным населением, Кутейба распорядился, чтобы жители Бухары выплачивали ежегодную дань халифу в двести тысяч дирхемов и такую же сумму – наместнику Хорасана. Сельским жителям полагалось отдавать завоевателям половину своих земель, сельскохозяйственных орудий и другого имущества, а сверх того снабжать живущих в городе арабских воинов сеном, соломой, топливом и другими продуктами, которые могли им понадобиться (не считая, конечно, обязательного для всех подушного и поземельного налогов).

Никто, естественно, не хотел мириться с таким жестоким материальным «духовным угнетением. Местное население, независимо от того, принимало оно ислам или нет, смотрело на захватчиков как на своих заклятых врагов. Оно не верило ни одному обещанию арабских правителей и при всяком удобном случае мстило им, восставая против их владычества, даже если это влекло за собой неминуемую гибель.

Приведем два эпизода, весьма характерных для обстановки, сложившейся в то время в Мавераннахре. Выше уже упоминалось, что Саид ибн Осман, готовясь к походу на Самарканд, заключил мир с властительницей Бухары и потребовал от нее восемьдесят заложников из числа близких к ней людей с тем, чтобы она не восстала против него во время его похода. По возвращении он обещал освободить всех заложников. Однако, вернувшись из Самарканда в Бухару, Саид заложников не освободил, сказав, что сделает это, когда подойдет к берегам Аму-Дарьи. Когда Саид вышел к указанному месту, властительница Бухары потребовала, чтобы он вернул заложников, но тот ответил, что отправит их из Мерва. В Мерве он обещал вернуть их из Нишапура, в Нишапуре – из Куфы и так и увез их всех в Медину. Там он приказал отобрать у заложников деньги, коней, одежду, оружие и все личные вещи, одеть их в грубую одежду рабов и отправить работать на его полях.

Заложники, поняв, что их ожидает смерть от непосильного труда в позорном рабстве, посоветовались друг с другом и решили отомстить тирану, и уж если погибнуть, то с честью. Придя во дворец к Саиду, они заперли двери изнутри и убили вероломного врага. Затем, не желая доставаться врагу живыми и подвергаться унизительной казни, они там же, во дворце Сайда, покончили с собой.

Второй эпизод – история Язака (иначе – Низака), сына одного из правителей Тохаристана. Он перешел в мусульманство и стал правителем Балха, подчиненным арабскому наместнику в Тохаристане. Участвуя в военных походах Кутейбы на Мавераннахр, он хорошо изучил нравы завоевателей, а также положение, создавшееся в завоеванных им провинциях. Поэтому, несмотря на то, что он стал мусульманином и находился на службе у Кутейбы, Язак, зная о коварстве наместника Хорасана, не мог считать себя в безопасности. Как сообщает автор «Та’рихи Табари», однажды он сказал о Кутейбе одному из своих приближенных: «Я не верю ему, этому арабу, ведь он подобен собаке: прибьешь его – он завоет, а дашь ему что-нибудь – завиляет хвостом...» Жизнь подтвердила эти слова Язака о Кутейбе. Когда после завершения похода в Мавераннахр Язак отправился в Балх с разрешения Кутейбы, последний, пожалев о данном разрешении, вновь потребовал его к себе, чтобы покончить с ним. Язак понял, что Кутейба хочет его убить и ушел со своими людьми в горные области Талкана и Баглана. Кутейба послал за ним в погоню отряд, но арабские воины не нашли дорогу в горах и не сумели захватить непокорного правителя. Тогда Кутейба пошел на обман: он послал к Язаку некоего Салима Насеха, которому Язак доверял, с сообщением о помиловании и с предложением прибыть к Кутейбе. Приняв это предложение, Язак приехал к Кутейбе. Кутейба тут же заключил его в тюрьму вместе с его племянниками Саидом и Османом и ближайшими слугами и телохранителями. Всего было захвачено семьсот человек. На следующий день все они, по приказу Кутейбы, были казнены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1001; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.169 (0.008 с.)