Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Борьба арабских военачальников с «людьми в белых одеждах» Самаркандского СогдаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Покончив с повстанцами Наршаха, Джабраил двинулся на Самаркандский Согд, чтобы и там подавить движение «людей в белых одеждах». К тому времени повстанцы укрепились в Самаркандском Согде, в их руках был и сам Самарканд, а их ряды пополнились бежавшими к ним уцелевшими бухарскими «людьми в белых одеждах». В этот поход Джабраил захватил отрубленные головы предводителей повстанцев, убитых в Наршахе, чтобы их вид устрашил самаркандских «людей в белых одеждах» и ускорил победу арабского войска. Предводителем самаркандских повстанцев был согдиец Саад – один из накибов Муканны. Командуя «людьми в белых одеждах», он дал Джабраилу несколько жестоких сражений, в которых победителями чаще всего оставались повстанцы. После долгих и упорных боев в одной из схваток Саад был убит. «Люди в белых одеждах» рассеялись. Часть их ушла в Самарканд и там стала готовиться к продолжению войны с захватчиками. Джабраил подступил к Самарканду, но как он ни старался, ему ничего не удалось сделать с этим городом. Между тем разбежавшиеся повстанцы снова соединились в Самаркандском Согде и завладели многими селениями. Связь Джабраила с Бухарой и Хорасаном была прервана, и он оказался чуть ли не в окружении. Ему приходилось с боями переходить от селения к селению, от крепости к крепости. В одной из сельских крепостей Самарканда был захвачен «людьми в белых одеждах» и убит его брат Язид ибн Яхья. Халиф Махди отправлял из Нишапура все новые и новые силы для борьбы с Муканной и его последователями. Часть этих сил задерживалась в селениях, вступая в бой с отдельными отрядами повстанцев, но часть все же добиралась до Джабраила. Когда силы завоевателей в Мавераннахре стали возрастать, Муканна обратился за помощью к тюркам. Тюрки выделили большой отряд всадников, часть которого осталась, чтобы поддержать «людей в белых одеждах», а часть отправилась к Муканне в крепость на горе Сиям. Махди в это время назначил своим наместником в Хорасане Мааза ибн Муслима и приказал ему выступить против Муканны и «людей в белых одеждах». Приехав в 778 году в Мерв и уладив там свои дела, Мааз выступил с большим войском в Бухару. В Бухаре к нему присоединились пятьсот семьдесят дихканов. По приказу Мааза было изготовлено разнообразное оружие: мечи, палицы, секиры, катапульты. Все это погрузили на специальные арбы. Кроме того, Мааз распорядился, чтобы в войско включили три тысячи мастеров самых различных специальностей, которые могли понадобиться во время похода. Закончив все приготовления, Мааз ибн Муслим выступил против Самаркандского Согда, где собралось много «людей в белых одеждах», получивших к тому же и помощь от тюрок. С собой в поход Мааз вызвал правителя Герата Саида, которому надлежало поддержать его во время боев. Саид прибыл со своим войском, пригнав при этом десять тысяч овец, которых он собирался выгодно продать в Самарканде. Мааз посоветовал ему оставить этих овец в Бухаре или продать их ему самому, чтобы овцы не стали добычей тюрок, но Саид не согласился и погнал стадо с собой в поход. В походе Саид ехал впереди, а за ним сто человек гнали овец. В пути на него напали тюрки. Они перебили многих его людей и угнали стадо. Мааз выслал в погоню отряд воинов, но отбить овец так и не удалось: потеряв часть воинов, отряд поспешно отступил к своей армии. Придя в Самаркандский Согд, Мааз ибн Муслим вступил в жестокие, кровопролитные бои с повстанцами и тюрками, нанес им большие потери, но добиться окончательной победы не смог. Тогда он оставил часть своей армии в помощь Джабраилу ибн Яхье, а с оставшимся войском двинулся к крепости Муканны. Не доходя до крепости, он направил к Муканне посланца, чтобы уговорить его сдаться и принять ислам. Возвратившись от Муканны, посланец рассказал: «Я добрался до крепости. Путь туда тяжелый. В крепости меня держали один день, потом пришел какой-то человек и повел меня с собой. Увидел я комнату, украшенную шелками и задрапированную, а в дверях ее стоял раб. Он спросил: «Господин говорит: зачем ты пришел?» Я ответил: «Буду призывать его к мусульманству». И сколько я ни поучал, он упорствовал все больше. Тогда я приготовился к смерти, решив, что он меня убьет. Потом, не дослушав до конца, он отвел меня к начальнику крепости и сказал: «Отправь его под конвоем, чтобы никто не причинил ему вреда». Мааз ибн Муслим и Саид безуспешно атаковали крепость с двух сторон. Осада продолжалась до зимы, а когда наступила зима, арабские воины не вынесли холодов. Мааз приказал Саиду идти в Балх и там готовиться к боям, а весной снова выступить для продолжения войны. Сам же он возвратился в Самаркандский Согд. В Самарканде упорные бои также не принесли успеха Маазу ибн Муслиму, и, устав от безрезультатной двухлетней войны, он попросил халифа освободить его от обязанностей наместника Хорасана и главнокомандующего. Вместо Мааза в Хорасан был назначен Мусайяб ибн Зухайр. Новый наместник, обеспечив в Мерве свое войско оружием и боевым снаряжением, выступил в Бухару и прибыл в этот город в 780 году (в месяце раджабе). Тем временем «люди в белых одеждах» появились в Хорезме. На борьбу с ними Мусайяб отправил наместника Бухары Джунайда ибн Халида. В эти дни в Бухаре находился один из сархангов Муканны Гардункин – (иначе – Кулартегин), тайно собиравший рассеявшихся «людей в белых одеждах». Когда наместник Бухары ушел в Хорезм, он выступил открыто и захватил несколько селений. Тогда Мусайяб начал в Бухаре военные действия против Гардункина. После тяжелых боев ему удалось разгромить повстанцев, и он выступил на Самарканд, чтобы продолжить борьбу против местных «людей в белых одеждах» и пришедших им па подмогу тюрок. В Самарканде Джабраил все еще продолжал вести бои, по-прежнему приносившие ему то поражение, то успех. После прихода Мусайяба объединившиеся под его командованием арабские отряды значительно окрепли и смогли рассеять повстанцев. Предводителя тюркского войска, прибывшего на помощь Муканне и самаркандским повстанцам, по свидетельству Табари, звали Фаллух-хаканом 24. Поскольку он был убит в одном из боев, тюрки рассеялись и вернулись к себе на родину, после чего Самарканд и Самаркандский Согд, казалось, полностью перешли в руки чужеземных завоевателей. IV ЖИЗНЬ МУКАННЫ В КРЕПОСТИ СИЯМ И КОНЕЦ ЕГО ВОССТАНИЯ Легенды о жизни Муканны Авторы исторических хроник приводят сказочное описание жизни Муканны в крепости Сиям. Согласно версии, которую автор «Равзат ус-сафа» пересказывает по хронике Хафиза Абру25. Муканна якобы «в крепости Кеша при помощи какой-то премудрости сделал так, что на протяжении шестидесяти суток с начала мая в небе каждую ночь появлялась луна, заметная на расстоянии трех дней пути». Уже не ссылаясь на источник, тот же автор сообщает: «Муканна в совершенстве овладел искусством магии и волшебства. Так, он при помощи талисмана каждую ночь поднимал из колодца в Нахшабе какое-то сияющее круглое тело, свет которого распространялся на площади в два фарсаха на два фарсаха». По сути дела, обе эти версии сообщают об одном и том же явлении. Разница лишь в том, что, согласно первой, Муканна якобы поднимал из своей крепости в Кеше луну, светившую в течение двух летних месяцев заметную на расстоянии трехдневного пути (то есть та сорока километров), а согласно второй версии, он поднимал нечто похожее на луну из колодца в Нахшабе26, причем свет этого тела распространялся в радиусе шестнадцати километров. Насколько безосновательны и легендарны эти версии, можно судить хотя бы по тому, что обе они с их противоречивыми деталями и расхождениями - в определении силы света «лунообразного тела» приводятся одним и тем же автором, на одной и той же странице его книги. Наиболее достоверным источником для выяснения истории Муканны является арабский подлинник «Та’рихи Наршахи» – труда, составленного Мухаммадом ибн Джа’фаром Наршахи в 944 году. Книга эта была написана на несколько веков раньше «Равзат ус-сафа» и «Та’рихи Хафиза Абру», а автор ее происходил из селения, с которым связана часть важнейших событий движения «людей в белых одеждах». Мухаммад ибн Джа’фар рассказывает одну легенду, которая, вполне возможно, легла в основу легенды о луне из Нахшаба. Содержание легенды таково: «Пятьдесят тысяч воинов Муканны – жители Мавераннахра и тюрки – собрались у ворот его крепости, пали ниц и изъявили желание увидеть своего вождя. Он отверг их просьбы и приказал стражнику: «Скажи моим рабам, что они не в состоянии лицезреть меня. Каждый, кто увидит меня, сразу же умрет». Они стали молить и плакать: «Мы хотим видеть его, даже если нам угрожает смерть». Муканна сказал: «Пусть приходят в такой-то день, я покажусь им». Когда наступил назначенный день, Муканна приказал ста женщинам, жившим у него в крепости: «Пусть каждая из вас возьмет зеркало, и когда взойдет солнце, да будут все зеркала направлены друг на друга». Солнце взошло, и сто зеркал одновременно бросили блики на землю. Когда люди, жаждавшие увидеть Муканну и терпеливо смотревшие на крепость, увидели этот блеск зеркал, они испугались, пали ниц и сказали: «С нас достаточно того могущества и величия, которое мы увидели». По всей вероятности, вначале, в более близкие к Муканне времена, появилась легенда о ста женщинах с зеркалами. Разумеется, в том, что зеркала бросают на землю солнечные блики, нет ничего противоестественного. Однако годы шли, все дальше уходило в прошлое время Муканны, больше возможностей становилось для различных вымыслов, и тогда была придумана сказка о луне из нахшабского колодца или о появлении на небе лунообразного тела. На основании всех этих легенд и сказок можно вымазать следующее предположение: занимаясь многими науками по книгам древних авторов, Муканна мог построить в своей крепости на горе Сиям давно известный и странах Востока прожектор, для действия которого применялись сера и другие вещества. Не исключено, что для усиления этого прожектора Муканна окружил его с трех сторон зеркалами, в результате чего получившийся свет, как в люстре, стал в несколько раз сильнее и отбрасывался в разные стороны. Поскольку внутренняя крепость Муканны находилась на вершине горы, вполне вероятно, что свет этого прожектора был виден на большом расстоянии. Если в действительности все было так, как мы предполагаем, враги Муканны, конечно, не преминули использовать этот факт и изобразить его как проявления черной магии и волшебства, а мусульманские авторы без каких-либо оговорок включили эти россказни в свои сочинения. Что же касается рядовых последователей Муканны, считавших его своим освободителем и предводителем на пути в рай свободы и мира, то они, приписывая ему сверхъестественные средства и не видя его лица, приняли этот прожектор за одно из сотворенных им чудес, за признак присущего ему могущества и сияние его «божественного лика».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.69 (0.009 с.) |