Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Борьба арабских военачальников с «людьми в белых одеждах» Самаркандского Согда

Поиск

Покончив с повстанцами Наршаха, Джабраил двинулся на Самаркандский Согд, чтобы и там подавить движение «людей в белых одеждах». К тому времени повстанцы укрепились в Самаркандском Согде, в их руках был и сам Самарканд, а их ряды пополнились бежавшими к ним уцелевшими бухарскими «людьми в белых одеждах».

В этот поход Джабраил захватил отрубленные головы предводителей повстанцев, убитых в Наршахе, чтобы их вид устрашил самаркандских «людей в белых одеждах» и ускорил победу арабского войска.

Предводителем самаркандских повстанцев был согдиец Саад – один из накибов Муканны. Командуя «людьми в белых одеждах», он дал Джабраилу несколько жестоких сражений, в которых победителями чаще всего оставались повстанцы. После долгих и упорных боев в одной из схваток Саад был убит. «Люди в белых одеждах» рассеялись. Часть их ушла в Самарканд и там стала готовиться к продолжению войны с захватчиками.

Джабраил подступил к Самарканду, но как он ни старался, ему ничего не удалось сделать с этим городом. Между тем разбежавшиеся повстанцы снова соединились в Самаркандском Согде и завладели многими селениями. Связь Джабраила с Бухарой и Хорасаном была прервана, и он оказался чуть ли не в окружении. Ему приходилось с боями переходить от селения к селению, от крепости к крепости. В одной из сельских крепостей Самарканда был захвачен «людьми в белых одеждах» и убит его брат Язид ибн Яхья. Халиф Махди отправлял из Нишапура все новые и новые силы для борьбы с Муканной и его последователями. Часть этих сил задерживалась в селениях, вступая в бой с отдельными отрядами повстанцев, но часть все же добиралась до Джабраила.

Когда силы завоевателей в Мавераннахре стали возрастать, Муканна обратился за помощью к тюркам. Тюрки выделили большой отряд всадников, часть которого осталась, чтобы поддержать «людей в белых одеждах», а часть отправилась к Муканне в крепость на горе Сиям.

Махди в это время назначил своим наместником в Хорасане Мааза ибн Муслима и приказал ему выступить против Муканны и «людей в белых одеждах». Приехав в 778 году в Мерв и уладив там свои дела, Мааз выступил с большим войском в Бухару.

В Бухаре к нему присоединились пятьсот семьдесят дихканов. По приказу Мааза было изготовлено разнообразное оружие: мечи, палицы, секиры, катапульты. Все это погрузили на специальные арбы. Кроме того, Мааз распорядился, чтобы в войско включили три тысячи мастеров самых различных специальностей, которые могли понадобиться во время похода.

Закончив все приготовления, Мааз ибн Муслим выступил против Самаркандского Согда, где собралось много «людей в белых одеждах», получивших к тому же и помощь от тюрок. С собой в поход Мааз вызвал правителя Герата Саида, которому надлежало поддержать его во время боев. Саид прибыл со своим войском, пригнав при этом десять тысяч овец, которых он собирался выгодно продать в Самарканде. Мааз посоветовал ему оставить этих овец в Бухаре или продать их ему самому, чтобы овцы не стали добычей тюрок, но Саид не согласился и погнал стадо с собой в поход. В походе Саид ехал впереди, а за ним сто человек гнали овец. В пути на него напали тюрки. Они перебили многих его людей и угнали стадо. Мааз выслал в погоню отряд воинов, но отбить овец так и не удалось: потеряв часть воинов, отряд поспешно отступил к своей армии.

Придя в Самаркандский Согд, Мааз ибн Муслим вступил в жестокие, кровопролитные бои с повстанцами и тюрками, нанес им большие потери, но добиться окончательной победы не смог. Тогда он оставил часть своей армии в помощь Джабраилу ибн Яхье, а с оставшимся войском двинулся к крепости Муканны. Не доходя до крепости, он направил к Муканне посланца, чтобы уговорить его сдаться и принять ислам.

Возвратившись от Муканны, посланец рассказал: «Я добрался до крепости. Путь туда тяжелый. В крепости меня держали один день, потом пришел какой-то человек и повел меня с собой. Увидел я комнату, украшенную шелками и задрапированную, а в дверях ее стоял раб. Он спросил: «Господин говорит: зачем ты пришел?» Я ответил: «Буду призывать его к мусульманству». И сколько я ни поучал, он упорствовал все больше. Тогда я приготовился к смерти, решив, что он меня убьет. Потом, не дослушав до конца, он отвел меня к начальнику крепости и сказал: «Отправь его под конвоем, чтобы никто не причинил ему вреда».

Мааз ибн Муслим и Саид безуспешно атаковали крепость с двух сторон. Осада продолжалась до зимы, а когда наступила зима, арабские воины не вынесли холодов. Мааз приказал Саиду идти в Балх и там готовиться к боям, а весной снова выступить для продолжения войны. Сам же он возвратился в Самаркандский Согд.

В Самарканде упорные бои также не принесли успеха Маазу ибн Муслиму, и, устав от безрезультатной двухлетней войны, он попросил халифа освободить его от обязанностей наместника Хорасана и главнокомандующего. Вместо Мааза в Хорасан был назначен Мусайяб ибн Зухайр. Новый наместник, обеспечив в Мерве свое войско оружием и боевым снаряжением, выступил в Бухару и прибыл в этот город в 780 году (в месяце раджабе).

Тем временем «люди в белых одеждах» появились в Хорезме. На борьбу с ними Мусайяб отправил наместника Бухары Джунайда ибн Халида. В эти дни в Бухаре находился один из сархангов Муканны Гардункин – (иначе – Кулартегин), тайно собиравший рассеявшихся «людей в белых одеждах». Когда наместник Бухары ушел в Хорезм, он выступил открыто и захватил несколько селений. Тогда Мусайяб начал в Бухаре военные действия против Гардункина. После тяжелых боев ему удалось разгромить повстанцев, и он выступил на Самарканд, чтобы продолжить борьбу против местных «людей в белых одеждах» и пришедших им па подмогу тюрок.

В Самарканде Джабраил все еще продолжал вести бои, по-прежнему приносившие ему то поражение, то успех. После прихода Мусайяба объединившиеся под его командованием арабские отряды значительно окрепли и смогли рассеять повстанцев.

Предводителя тюркского войска, прибывшего на помощь Муканне и самаркандским повстанцам, по свидетельству Табари, звали Фаллух-хаканом 24. Поскольку он был убит в одном из боев, тюрки рассеялись и вернулись к себе на родину, после чего Самарканд и Самаркандский Согд, казалось, полностью перешли в руки чужеземных завоевателей.

IV ЖИЗНЬ МУКАННЫ В КРЕПОСТИ СИЯМ И КОНЕЦ ЕГО ВОССТАНИЯ

Легенды о жизни Муканны

Авторы исторических хроник приводят сказочное описание жизни Муканны в крепости Сиям. Согласно версии, которую автор «Равзат ус-сафа» пересказывает по хронике Хафиза Абру25. Муканна якобы «в крепости Кеша при помощи какой-то премудрости сделал так, что на протяжении шестидесяти суток с начала мая в небе каждую ночь появлялась луна, заметная на расстоянии трех дней пути». Уже не ссылаясь на источник, тот же автор сообщает: «Муканна в совершенстве овладел искусством магии и волшебства. Так, он при помощи талисмана каждую ночь поднимал из колодца в Нахшабе какое-то сияющее круглое тело, свет которого распространялся на площади в два фарсаха на два фарсаха».

По сути дела, обе эти версии сообщают об одном и том же явлении. Разница лишь в том, что, согласно первой, Муканна якобы поднимал из своей крепости в Кеше луну, светившую в течение двух летних месяцев заметную на расстоянии трехдневного пути (то есть та сорока километров), а согласно второй версии, он поднимал нечто похожее на луну из колодца в Нахшабе26, причем свет этого тела распространялся в радиусе шестнадцати километров.

Насколько безосновательны и легендарны эти версии, можно судить хотя бы по тому, что обе они с их противоречивыми деталями и расхождениями - в определении силы света «лунообразного тела» приводятся одним и тем же автором, на одной и той же странице его книги.

Наиболее достоверным источником для выяснения истории Муканны является арабский подлинник «Та’рихи Наршахи» – труда, составленного Мухаммадом ибн Джа’фаром Наршахи в 944 году. Книга эта была написана на несколько веков раньше «Равзат ус-сафа» и «Та’рихи Хафиза Абру», а автор ее происходил из селения, с которым связана часть важнейших событий движения «людей в белых одеждах».

Мухаммад ибн Джа’фар рассказывает одну легенду, которая, вполне возможно, легла в основу легенды о луне из Нахшаба. Содержание легенды таково: «Пятьдесят тысяч воинов Муканны – жители Мавераннахра и тюрки – собрались у ворот его крепости, пали ниц и изъявили желание увидеть своего вождя. Он отверг их просьбы и приказал стражнику: «Скажи моим рабам, что они не в состоянии лицезреть меня. Каждый, кто увидит меня, сразу же умрет».

Они стали молить и плакать: «Мы хотим видеть его, даже если нам угрожает смерть». Муканна сказал: «Пусть приходят в такой-то день, я покажусь им».

Когда наступил назначенный день, Муканна приказал ста женщинам, жившим у него в крепости: «Пусть каждая из вас возьмет зеркало, и когда взойдет солнце, да будут все зеркала направлены друг на друга». Солнце взошло, и сто зеркал одновременно бросили блики на землю. Когда люди, жаждавшие увидеть Муканну и терпеливо смотревшие на крепость, увидели этот блеск зеркал, они испугались, пали ниц и сказали: «С нас достаточно того могущества и величия, которое мы увидели».

По всей вероятности, вначале, в более близкие к Муканне времена, появилась легенда о ста женщинах с зеркалами. Разумеется, в том, что зеркала бросают на землю солнечные блики, нет ничего противоестественного. Однако годы шли, все дальше уходило в прошлое время Муканны, больше возможностей становилось для различных вымыслов, и тогда была придумана сказка о луне из нахшабского колодца или о появлении на небе лунообразного тела.

На основании всех этих легенд и сказок можно вымазать следующее предположение: занимаясь многими науками по книгам древних авторов, Муканна мог построить в своей крепости на горе Сиям давно известный и странах Востока прожектор, для действия которого применялись сера и другие вещества. Не исключено, что для усиления этого прожектора Муканна окружил его с трех сторон зеркалами, в результате чего получившийся свет, как в люстре, стал в несколько раз сильнее и отбрасывался в разные стороны. Поскольку внутренняя крепость Муканны находилась на вершине горы, вполне вероятно, что свет этого прожектора был виден на большом расстоянии.

Если в действительности все было так, как мы предполагаем, враги Муканны, конечно, не преминули использовать этот факт и изобразить его как проявления черной магии и волшебства, а мусульманские авторы без каких-либо оговорок включили эти россказни в свои сочинения. Что же касается рядовых последователей Муканны, считавших его своим освободителем и предводителем на пути в рай свободы и мира, то они, приписывая ему сверхъестественные средства и не видя его лица, приняли этот прожектор за одно из сотворенных им чудес, за признак присущего ему могущества и сияние его «божественного лика».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.69 (0.009 с.)