![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессионально-прикладное значение альпинизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современный научно-технический прогресс в развитом социалистическом обществе предъявляет повышенные требования к физиологическим, психическим, двигательным качествам и профессиональным способностям человека. Освоение народнохозяйственных ресурсов нашей Родины связано с расширением сфер человеческой деятельности в горной местности. Сюда относятся строительство промышленных объектов и спортивных сооружений, прокладка трасс, дорог, магистралей и рекреационных маршрутов, трудовые процессы в полевых, экспедиционных условиях и научно-исследовательские изыскания. Мерилом эффективности трудовых процессов все в большей степени становятся отношения и взаимодействия человека и природы. “Труд...— по определению К. Маркса,—... есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой”. Потребность в квалифицированных специалистах, обладающих необходимыми знаниями, умениями, навыками, качествами для успешного освоения среднегорья и высокогорья, районов Крайнего Севера и Дальнего Востока, неуклонно возрастает. Но неоднократно планы и деятельность разбивались о неподготовленность человека к специфическим условиям горной местности. Трудно представить деятельность специалиста в горах, не умеющего ориентироваться, переправиться через горную реку, взять образец на сложном скальном обнажении, пройти снежно-ледовый перевал, организовать безопасную работу специалистов-скалолазов на строительстве ГЭС в горах и т. п. Для осуществления столь широкой деятельности только опыта жизни в горах явно недостаточно. Необходимо направленное воздействие форм, методов и средств физического и специального обучения при подготовке специалиста. Расширяется и конкретизируется сфера деятельности альпинистов при строительстве гидроэлектростанций в горах. Любое крупное строительство ГЭС не может обойтись без квалифицированных специалистов, обладающих умениями и навыками альпинистов-скалолазов. Обеспечение безопасности, изыскательские работы, подготовка рабочих мест, транспортировка грузов, оборудования, инструмента, монтаж, демонтаж различной аппаратуры и агрегатов — вот далеко не полный перечень работ, которые выполняют альпинисты на отвесах в теснинах рек.
Подготовленность специалиста к пребыванию и трудовой деятельности в горной местности складывается из двух направлений его обучения: обучения своей профессии и обучения основам альпинистского спорта, имеющего профессионально-прикладное значение, что предполагает: а) развитие качеств, необходимых специалисту для ускорения процессов акклиматизации и реакклиматизации; б) развитие приспособительных качеств, повышающих устойчивость организма человека к неблагоприятным воздействиям внешней среды; в) формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, способствующих освоению профессии. Все формы и виды обучения строятся на основе общефизической подготовленности, конкретизируются с учетом особенностей профессии в единстве воспитательных, оздоровительных и профессионально-образовательных задач и целей. Обучение специалистов профессионально-прикладным основам альпинизма приносит больший практический и экономический эффект, чем привлечение альпинистов-спортсменов к трудовым процессам в горной местности, так как при этом сокращаются сроки подготовки кадров для работы в горах, значительно повышается эффективность конкретных трудовых действий специалиста. Возможно подразделение видов деятельности в горных условиях по сложности трудовых процессов, условий их протекания, а также требованиям, предъявляемым к их исполнителям, на следующие три группы, условно обозначенные “А”, “Б”, “В”. Эти группы охватывают более 100 профессий для работы в горных условиях. Группа “А” — специалисты, пребывание и деятельность которых связана непосредственно с трудовыми процессами в высокогорье, а также военнослужащие, находящиеся в горах. Виды деятельности. Научные исследования и наблюдения; транспортировка, монтаж специальной аппаратуры, организация и проведение работ по разведке путей подходов, прокладке трасс, маршрутов на сложных формах горного рельефа; организация безопасности при проведении различных работ. Особенности и условия трудового процесса. Трудовые процессы проходят с использованием максимальных и околопредельных возможностей человека и сопряжены со значительными мышечными усилиями и постоянными нервно-эмоциональными напряжениями.
Влияние кислородной недостаточности, неблагоприятных атмосферных факторов и солнечной радиации. Необходимость принимать оптимальные решения в нестандартных ситуациях при остром дефиците времени. Отдых в условиях полной акомфортабельности не компенсирует полностью затрат организма. Объем необходимых качеств, знаний, умений и навыков. Овладение в полной мере технической подготовкой, психофизиологическими, коммуникабельными качествами, присущими альпинизму как виду спорта на уровне спортивных требований, а также узконаправленными знаниями, умениями и навыками, продиктованными спецификой трудового процесса. Группа “Б” — участники экспедиций и работники полевых профессий. Виды деятельности. Научные наблюдения и исследования, анализ и синтез явлений и обстоятельств. Транспортировка, налаживание и работа с приборами, аппаратурой и агрегатами. Организация и проведение работ по прокладке трасс и маршрутов по различным формам горного рельефа и водным препятствиям. Организация безопасности при преодолении естественных препятствий. Особенности и условия трудового процесса. Длительное пребывание на местности. Трудовые действия сопряжены со значительными мышечными усилиями. Временные нервно-мышечные и нервно-эмоциональные напряжения. Значительные периоды влияния кислородной недостаточности. Влияние неблагоприятных атмосферных факторов. Необходимость принимать оптимальные решения в сложных, часто нестандартных ситуациях при дефиците времени. Необходимость тщательной организации отдыха и элементарного быта в полевых условиях для компенсации затрат организма. Объем необходимых качеств, знаний", умений и навыков. Владение физическими и психофизиологическими качествами, адекватными учебным программам по альпинизму на уровне начальной и средней подготовки, а также специальными знаниями, умениями и навыками, определяемыми экспедиционными и полевыми условиями трудового процесса. Группа “В” — скалолазы-бурильщики, взрывники, бетонщики, монтажники-высотники и др. Виды деятельности. Трудовые процессы, связанные с быстрыми, точными макро- и микродвижениями. Транспортировка, монтаж, демонтаж, установка инструментов, приборов, аппаратуры, агрегатов, элементов сооружений и т. п. Прокладка трасс, строительство защитных сооружений, профилактические и очистные работы на камне-, селе-, лавиноопасных участках. Особенности и условия трудового процесса. Длительное пребывание в условиях элементарного быта и сменная работа. Трудовые навыки сопряжены со значительными и максимальными мышечными усилиями. Длительные нервно-эмоциональные напряжения. Значительное влияние атмосферных факторов. Необходимость принимать оптимальные решения в сложных обстоятельствах при дефиците времени. Отдых и компенсация затрат организма проходят в условиях элементарного быта. Объем необходимых качеств, знаний, умений и навыков. Владение основами альпинизма в пределах начальной подготовки. Физическая и специальная — скальная — подготовленность на уровне разрядных требований по альпинизму и скалолазанию. Профессиональные знания, умения и навыки — согласно общепринятой градации (классы, разряды и т. д.). Качество разнообразных действий трудового процесса зависит не только от профессиональной квалификации специалиста, но и квалификации его как спортсмена. Уровень требований, предъявляемых к специалистам группы “А” и “Б”, адекватен как минимум четырех-пятилетнему сроку обучения. Наиболее рациональным и эффективным следует считать обучение в вузе на отделении спортивного совершенствования по альпинизму.
Выпускнику, подготовленному таким образом, может быть доверено как руководство, так и непосредственное участие практически в любом трудовом процессе в горной местности. Профессионально-прикладные основы альпинизма в этом случае рассматриваются как существенная часть единого воспитательного, общеобразовательного и профессионального процесса обучения в вузе и среднем учебном заведении. Актуальность внедрения в учебный процесс специальных тренажеров, разработка новых видов инвентаря и оборудования для спортивных залов очевидна. Профилирование процесса физического воспитания с учетом профессионально-прикладного значения альпинизма как существенной части учебного процесса сокращает в целом затраты на подготовку кадров, повышается функциональная надежность специалистов, растет производительность труда. Профессионально-прикладное значение альпинизма в вопросах безопасности при организации и проведении как самих трудовых действий в горах, так и в широкой профилактической работе по подготовке к этим трудовым действиям огромно, так как предполагает развитие приспособительных особенностей организма, а также основных двигательных умений, имеющих профессиональную направленность. Подготовка специалистов группы “В” может осуществляться в профессионально-технических училищах, готовящих квалифицированные рабочих-строителей, монтажников-высотников, рабочих-скалолазов. участвующих в выполнении обширного фронта работ на строительствах ГЭС в горах и т. п. Однако подготовка таких кадров может происходить и непосредственно на местах трудовой деятельности в форме обучения на 12—20-дневных сборах с отрывом от производства или семинарах (3—4 месяца) без отрыва от производства с обучением 2—3 раза в неделю и использованием выходных дней для практических занятий на местности. Такие формы вполне приемлемы и имеют определенные преимущества перед подготовкой кадров с отрывом от производства — конкретизируются умения и навыки альпинизма и скалолазания, исходя из условий данной местности и трудовых процессов. Несколько специфична роль вспомогательного состава в разноцелевых экспедициях, в отрядах изыскателей, а также бригад полевых профессий и т. д. Им необходимо дополнительно овладеть техникой преодоления естественных препятствий, организации бивуаков, ориентирования, уметь обращаться с вьючными животными, пользоваться автомототранспортом, специальным снаряжением, организовать переправу и т. д.
При подготовке кадров на сборах и краткосрочных семинарах особое внимание следует уделить проверке усвоенности предлагаемого материала, сознательному отношению занимающихся к занятиям, дисциплине, значению получаемых знаний для личной безопасности— элементов обучения, поверхностное отношение к которым — потенциальная возможность срыва производственного плана, травм и летальных исходов. Нужно дифференцированно подходить к объему профессионально-прикладных основ альпинизма при составлении учебных планов, про грамм и графиков учебного процесса для специалистов разных групп профессий. В качестве примера приводим учебный план профессионально-прикладной подготовки альпинизма для группы “В” (табл. 7). Таблица 7 Примерный учебный план профессионально-прикладной подготовки специалистов, трудовые действия которых проходят в горной местности
Примечание. Темы 11-в, 11-г проводятся при наличии соответствующих форм рельефа, в противном случае занимаются занятиями, которые диктуются особенностями местности и трудовой деятельности.
1 Проверка теоретических и практических знаний, умений и навыков проводится из расчета 15—20 мин на одного аттестуемого.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.245.237 (0.011 с.) |