Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спортивная форма альпиниста и ее достижениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Принято считать, что спортсмен достигает спортивной формы при определенном уровне развития техники, тактики, физической, психологической и теоретической подготовки, т. е. компонентов, обусловливающих спортивное мастерство. Уровень спортивной формы легче определить в тех видах спорта, где достижения измеряются секундами, метрами, килограммами, т. е. точными величинами. В альпинизме главным показателем спортивной формы является физическая подготовка. Во-первых, она непосредственно влияет на уровень технической и психологической подготовки, во-вторых, показатели физической подготовки по отдельным упражнениям можно оценивать точными измерениями. Бег, скалолазание определяют по времени. Силовые упражнения — по количеству выполнения и т. п. Поэтому по степени физической подготовки, которой альпинист уделяет внимание во всех периодах, можно судить об уровне спортивной формы вообще. С медико-биологической точки зрения тренированность характеризуется уровнем развития функциональных возможностей организма, приобретенных систематическими упражнениями и определяющих степень готовности к тем или иным восхождениям. Высокий уровень функциональных возможностей создает условия для максимального проявления физических качеств (скоростно-силовой и силовой выносливости, ловкости и др.). О тренированности, прежде всего скорости процессов восстановления после нагрузок разного объема и интенсивности, судят по результатам функциональных проб. Под влиянием систематической физической тренировки у спортсменов происходят значительные морфологические изменения: уменьшается количество жировой ткани, возрастает объем мышечной массы, разрастается сосудистая сеть в мышцах, что способствует улучшению их питания, более эластичными становятся легкие. Расширяются функциональные возможности различных систем и органов, в частности, повышается работоспособность нервной системы, совершенствуются сократительные свойства мышц, углубляется дыхание, увеличивается количество выбрасываемой сердцем крови, повышается обмен веществ и т. п. Высокая координация деятельности органов и систем организма создает предпосылки к совершенствованию двигательных навыков, повышает точность и ритмичность движений, сокращает время их выполнения, действия автоматизируются. По мере приобретения физической спортивной формы совершенствуются и все психические процессы, связанные с альпинистской деятельностью. При высокой физической подготовленности наступает эмоциональный подъем, уверенность в своих действиях, повышаются творческие возможности тактических действий. Высокая физическая спортивная форма не может быть достигнута в короткий срок, она требует постоянной тренировки длительное время. При планировании больших физических нагрузок следует очень тщательно индивидуализировать процесс тренировки, учитывать способности и возможности альпиниста. Непосильное повышение физических нагрузок может привести к срыву всех остальных компонентов мастерства спортсмена, в особенности его технической и психологической подготовки. Спортивная форма приходит по-разному, в зависимости от уровня специальной подготовленности, от типа нервной системы, особенностей физических и других индивидуальных качеств спортсмена. Тренер и спортсмен должны строить тренировку таким образом, чтобы достичь пика физической нагрузки накануне выезда в горы и там уже поддерживать необходимый ее уровень, так как основная форма физической подготовки должна проявляться в процессе учебно-тренировочных и спортивных восхождений. Необходимый уровень физической подготовки, как спортивная форма вообще, не является постоянным. Наступление нового, более высокого, этапа в спортивном мастерстве неизбежно проходит через определенный спад и утрату прежней высокой тренированности. Каждый тренер и спортсмен должны правильно планировать тренировку в условиях периодизации, подбирать упражнения и регулировать нагрузку в недельных циклах тренировки с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. Умелое осуществление спортивной тренировки, в частности по физической подготовке, во многом зависит от правильного и своевременного контроля за состоянием тренированности альпиниста. Периодизация в специальной физической подготовке Подбор упражнений, объем и интенсивность их, количество занятий в неделю определяют в зависимости от спортивной квалификации альпиниста, уровня его физической подготовленности и периода подготовки. Если человек впервые собирается в горы, специальные занятия по физической подготовке следует планировать 3 раза в неделю по 1,5 ч. Подбирать упражнения надо в плане требований первого года обучения — в скалолазании, ледолазании, ходьбе по снегу, фирну, осыпям и травянистым склонам, соответственно развивать выносливость в длительной ходьбе по сильно пересеченной местности с рюкзаком массой 15—18 кг. Спортсмены, готовящиеся к восхождениям на вершины второй и третьей категории трудности, соответственно подбирают более сложные координационно-силовые упражнения с отягощениями и на снарядах, с соупражняющимся. Занятия по общей и специальной физической подготовке проводят 4—5 раз в неделю по 1,5—2 ч. Альпинисты, готовящиеся к восхождениям на вершины высокой категории трудности, усложняют занятия по физической подготовке, упражнения более специализируют, увеличивают их объем и интенсивность. Занятия проводят не менее 5 раз в неделю по 2—3 ч. Весь процесс спортивной деятельности в течение года обычно разделяют на три периода. В первом, подготовительном, периоде развивают и совершенствуют физические качества. Этот период длится 4—6 мес. Степень сложности упражнений, их объем и интенсивность постепенно увеличивают. Увеличивают также количество занятий в неделю. По мере приближения к основному периоду, выезду в горы (предсезонный этап), увеличивают специальную физическую подготовку, подбирают упражнения для развития качеств, сугубо необходимых для альпинистской деятельности. Подготовка и участие альпинистов в соревнованиях по скалолазанию должны входить в общий план подготовки к основному периоду. Основной период — это активная деятельность в горах (в практике Других видов спорта этот период называется соревновательным). Он длится от 20 до 60 дней. Срок основного периода по длительный, при восхождениях альпинисты подвергаются большим физическим и психическим нагрузкам, а промежутки между восхождениями довольно короткие и не всегда наступает полная реабилитация организма, следовательно, нагрузка по физической подготовке должна быть небольшой по интенсивности и объему. По утрам нужно делать специальную гимнастику в виде зарядки и если есть свободное время и самочувствие хорошее — проводить спецгимнастику: лазание по канату, подтягивание на перекладине, упражнения в упорах, равновесии, с соупражняющимся и др. Для быстрейшей реабилитации организма следует плавать в бассейне, участвовать в спортивных играх и пользоваться парной. Главным на занятиях по физической подготовке в этом периоде является сохранение и поддержание уровня физической подготовки, приобретенной в подготовительный период, для обеспечения главной задачи — применения физических качеств и навыков в прикладных условиях. Следующий после основного — переходный период, когда у спортсмена заканчиваются запланированные им спортивные мероприятия я он возвращается в обычные условия быта и трудовой деятельности. Переходный период длится 3—4 мес. Нагрузка по физической подготовке снижается, и спортсмен переходит к активному отдыху. Физические упражнения должны обеспечить сохранение уровня общей физической подготовки. Для этого используют средства физического развития преимущественно общего характера: ходьбу, бег, смешанное передвижение, спортивные и подвижные игры, гимнастические упражнения без предметов и с предметами, плавание, греблю, ходьбу на лыжах и др. Специальные упражнения служат лишь для поддержания специальных навыков. После переходного периода опять наступает подготовительный период. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА АЛЬПИНИСТА При современных требованиях к спортсменам, стремящимся к высоким спортивным результатам, а следовательно, испытывающим большие физические и нервные напряжения на тренировках и соревнованиях, в частности, при восхождениях на труднодоступные вершины, изучение психики и методов психологической подготовки является очень важным звеном в подготовке спортсменов, в особенности высокого класса. Без ясного понимания всей психологической сложности спортивной деятельности, многообразия обусловливающих ее связей невозможно создать рациональную методику тренировки, отвечающую современным научным и педагогическим требованиям. Известно, что мастерство каждого спортсмена определяется уровнем его технико-тактической, физической, психологической и теоретической подготовленности. Все эти компоненты взаимодействуют между собой. От уровня развития одного компонента зависит развитие другого. Как правило, уровень подготовленности спортсменов неодинаков, это же наблюдается и у альпинистов. Если в отдельных видах спорта слабости отдельных компонентов могут быть компенсированы за счет других, более сильных в своем развитии, так называемых направляющих, допустим, у бегунов на длинные дистанции — специальная выносливость или у слаломистов и фигуристов на льду — техника, то в альпинизме компенсировать выносливостью недостатки в технике или недостаточную выносливость техническим мастерством значительно труднее. Поэтому все компоненты мастерства альпинистов должны иметь определенный уровень, отвечающий соответствующим требованиям. Все же на первый план среди всех компонентов мастерства в альпинизме выходит психологическая подготовка. Не о всяком альпинисте можно сказать, что он “боец”, даже если оп обладает высокой техникой, тактической и физической подготовкой. Недостаточное проявление альпинистом волевых качеств, решительности, уверенности, стойкости и смелости, в особенности при отрицательно действующих факторах, ведет к снижению технико-тактических возможностей и снижению физических сил. Следовательно, в альпинизме вопросы психологической подготовки являются основными и уровень ее должен соответствовать спортивной квалификации альпиниста. Говоря о психологической подготовке спортсменов, следует иметь в виду особенности этой подготовки в альпинизме. К таким особенностям можно отнести: — коллективность этого вида спорта, где каждый спортсмен несет ответственность не только за личную подготовку физических, психических и теоретических качеств, уровень технико-тактического умения, но и за проявление всех этих качеств у своих товарищей, с которыми решаются одни задачи, где от действия одного зависят действия другого партнера и, более того, даже его жизнь. Этот фактор находит свое выражение в психологических отношениях в коллективе, где действия одного влияют на действия другого; — длительные нервно-физические напряжения, при которых не хватает времени для восстановления сил организма; — высокие требования к схоженности коллектива; — психологическая совместимость в группе, продолжающаяся длительное время при больших нервно-физических напряжениях;
— взаимная ответственность, готовность к риску и самопожертвованию; — большое количество сильных сбивающих факторов и сложных ситуаций, влияющих на ход восхождений; — отсутствие зрителей, дающих оценку действиям спортсменов в сложных естественных условиях. При оценке способностей и возможностей альпиниста основным показателем является его психологическая подготовка. Как известно, предметом психологии являются: а) психические процессы; б) психологические черты личности; в) психологические особенности человеческой деятельности. К психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, воображение, мышление, память, внимание, эмоции, желания и др. К психологическим чертам личности следует отнести направленность личности, темперамент, характер, интересы и способности. К психологическим особенностям деятельности относятся особенности восприятия, мышления, других психических процессов, связанных с определенным родом работы (например, творчества). Психические процессы и психологические особенности личности человека в их совокупности принято называть сознанием или, в более широком смысле, психикой. Психологические особенности, психические процессы и черты личности наиболее полно проявляются при сильных умственных и физических напряжениях, при постоянно меняющихся условиях окружающей среды, появлении отрицательных факторов, стрессов, что явно находит свое выражение в спорте, особенно в альпинизме. Уровень психологической подготовленности играет особую роль, часто является решающим в спортивной деятельности альпинистов. Известны случаи, когда даже опытные альпинисты во время восхождений при создавшихся трудных ситуациях, где необходимо было проявить волю, смелость, решительность, сделать этого не могли, что приводило к несчастным случаям. И наоборот, проявление высокого уровня психологических качеств, в особенности, руководителем группы, который умеет правильно оцепить обстановку, учесть возможности, успешно решать технико-тактические задачи, своим личным поведением положительно влиять на коллектив — всегда кончается успешным проведением мероприятия. Тренер по альпинизму должен иметь достаточные знания в области педагогики, психологии, физиологии и врачебного контроля для того, чтобы индивидуализировать подготовку спортсмена с учетом его способностей и возможности их развития. Принято делить психологическую подготовку спортсмена на два этапа — этап общей психологической подготовки и психологическую подготовку к восхождению. Оба эти этапа взаимосвязаны, вместе с тем каждый имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в методике спортивной тренировки. Общая психологическая подготовка направлена на формирование необходимых свойств личности: коммунистического мировоззрения, разнообразия интересов, волевых черт характера; должна стимулировать развитие психических процессов, способствующих успешному выполнению поставленных задач в альпинизме. Психологическая подготовка непосредственно к восхождению в каждом конкретном случае включает в себя: — твердые представления о поставленных задачах восхождения; — знание маршрута; — формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для решения поставленных задач; — преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящим спортивным мероприятием, и создание состояния психологической готовности к нему, к максимальным волевым и физическим напряжениям, умение проявить их в условиях трудных восхождений; — полный психологический контакт с группой, с которой будет осуществляться восхождение (схоженность, знание характера и индивидуальных физических, технических особенностей товарищей по группе, уровень их теоретических знаний и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.19 (0.008 с.) |