Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые особенности формирования направленности моральных качествСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Воспитание советского спортсмена в духе коммунистической морали предусматривает формирование его мировоззрения, потребностей, интересов, а также настойчивости, целеустремленности, смелости. решительности, силы воли, самообладания, активности и других качеств. Целенаправленное воспитание альпиниста должно осуществляться в процессе многолетней подготовки и опыта горовосхождений на всех уровнях спортивной подготовленности. В спортивной психологии комплекс средств, методов и мероприятий, которые способствуют формированию общих и специальных психических качеств личности спортсмена той или иной спортивной деятельности, принято называть психологическими основами воспитания и тренировки. Систему средств психолого-педагогических воздействий, направленную на выработку психической готовности к преодолению трудностей во время восхождений, а следовательно, воспитание специальных психических качеств, необходимых для успешного прохождения маршрутов, называют системой психической подготовки к соревнованиям, в частности к восхождениям. Система психолого-педагогических воздействий на спортсмена предусматривает: — формирование направленности личности советского альпиниста: — развитие и совершенствование волевых качеств; — воспитание способности к саморегуляции психического состояния. Необходимым условием правильного и эффективного формирования личности спортсмена, развития его воли и других психических качеств является правильная организация педагогического процесса. Основную роль при этом играют спортивный коллектив, его тренер (воспитатель), который направляет работу коллектива, налаживает взаимоотношения спортсменов всего коллектива, что особенно важно в коллективе альпинистов, делающих совместные восхождения, индивидуально работает с каждым во время и вне тренировочной работы, на сборах, во время спортивных мероприятий, создает правильную мотивацию их учебно-тренировочных занятий, развивает стремление к самовоспитанию, использует для этого влияние коллектива, личное общение во время учебно-тренировочных занятий и восхождений со своими учениками, используют свой авторитет. В хорошо организованном коллективе каждый спортсмен — и начинающий, и альпинист, имеющий опыт восхождений,—вправе рассчитывать на товарищескую помощь, психологическую поддержку во время учебно-тренировочных занятий или на восхождениях. Взаимное доверие позволяет альпинистам быстрее овладеть спортивным мастерством. Большое воспитательное значение имеет отношение к взаимной требовательности. Требовательность к точности выполнения страховки товарища, соблюдению распорядка дня и режима, Дисциплины, гигиены, в четком выполнении заданий тренера должна проявляться постоянно. Воспитанию чувства советского патриотизма способствуют рассказы о выдающихся отечественных альпинистах, о проявлении ими мужества в экспедициях, на восхождениях, об их участии в Великой Отечественной войне, трудовых подвигах и т. п. Действенным в воспитании являются показы патриотических и тематических кинофильмов, встречи и беседы с ветеранами альпинизма и др. Необходимо интересоваться мотивами занятий альпинизмом каждого члена коллектива. Под мотивами понимают мысли, стремления и чувства, связанные с осознанием тех или иных потребностей и побуждающие к деятельности. Такими побуждениями могут быть спортивная слава, романтика, стремление к развитию физических и волевых качеств, укрепление состояния здоровья и др. Знание мотивов занимающихся альпинизмом дает тренеру возможность использовать эти мотивы для повышения активности спортсмена во время обучения и тренировок, для совершенствования моральных и волевых качеств, создания настройки к предстоящему восхождению, определения и развития способностей. Поэтому очень важно формировать те мотивы, которые вызывают наибольшую активность спортсмена в тренировках, максимально мобилизуют силы на определенные трудности, создают положительные эмоции, уверенность и хорошее настроение. Одновременно с этим тренер и коллектив должны воздействовать на спортсменов, которые руководствуются мотивами, имеющими узколичную направленность (болезненное самолюбие, чрезмерное честолюбие, материальные выгоды и т. п.). Для того чтобы способствовать развитию у альпиниста положительных интересов, тренер-инструктор должен: — постоянно вести разъяснительную работу среди спортсменов о сущности советского альпинизма, его традициях в воспитании морально-волевых качеств, раскрывать сущность эстетики альпинизма, влияние его на организм, сущность спортивного мастерства, взаимосвязь его компонентов во время больших физических и волевых напряжений, значение взаимоответственности и взаимодействий во время восхождений, о сохранении психологической совместимости в коллективе и др.; — творчески проводить практические и теоретические занятия, ставя каждый раз разные задачи, чтобы избежать стандарта и однообразия, соблюдая педагогические принципы: сознательность, активность, постепенность, последовательность, доступность, прочность, наглядность и индивидуальность; — добиваться самостоятельного и творческого поведения в тренировках и на восхождениях, в совершенствовании техники, тактики, развитии физических качеств; — систематически совершенствовать способы страховки и самостраховки, технику использования современного снаряжения; — представлять альпиниста к тому или иному восхождению по степени трудности с учетом его способностей и возможностей; — способствовать правильному пониманию и реальной оценке альпинистом многочисленных опасностей, в условиях которых происходит спортивное восхождение; — добиваться от спортсмена самостоятельной круглогодичной тренировки в развитии физических и волевых качеств, сохраняя режим тренировки и отдыха, ведения журнала самоконтроля, исключить употребление спиртных напитков и курение; — интересоваться условиями жизни альпиниста, его трудовой деятельностью, учебой и др. Одним из важных факторов психологической подготовки является собеседование группы с выпускающим на восхождение. Выпускающий интересуется отношениями в группе между каждым участником в отдельности, есть ли схоженность в группе, на каком уровне в группе были совместные тренировки или восхождения и др. Выпускающий знакомится со знаниями маршрута участниками, правильностью изображения кроков маршрута, материальным обеспечением группы, наличием необходимого снаряжения, где и в каких случаях оно может быть использовано, какая будет применена техника и тактика на наиболее сложных местах маршрута, режим и регламент движения. При помощи опроса и данных предварительных оценок и характеристик выпускающий получает представление об альпинисте, его подготовке и возможностях. Выпускающий, как опытный альпинист, возможно ходивший по этому маршруту, дает ряд советов по технико-тактическим вопросам в преодолении отдельных, наиболее трудных участков, дает участникам задачи на решение сложных ситуаций, которые могут встретиться на данном маршруте. Весь этот комплекс вопросов, связанных не только с техникой и тактикой преодоления маршрута, применением снаряжения, но и с характеристикой личности, его знаниями, опытом и способностями в альпинизме, склонностью к постоянной совместимости в группе, оказывает положительное влияние на коллектив, заставляет участников готовиться к встрече с выпускающим. Поэтому весь процесс выпуска является сильным фактором психологической подготовки непосредственно к спортивному мероприятию. От опыта, знаний и требовательности выпускающего зависит и качество психологической настройки группы. То, что было не учтено, недооценено участниками во время подготовки — в этой беседе находит свое отражение. Заблаговременное знакомство спортсмена со всеми условиями восхождения вселяет в пего уверенность. Фактором психологического воспитания в этом плане являются также разборы восхождений. Во время разборов отмечаются не только положительные стороны в деятельности группы и каждого ее члена, но и недостатки в технике, тактике, организации и проведении всего мероприятия. Главным направлением в разборе является критическая оценка проведения мероприятия, в частности критическая оценка поведения товарищей и самокритичность. Здесь откровенно выясняются отношения друг к другу, обсуждается поведение каждого участника во время преодоления особенно сложных и опасных участков пути, дается коллективная оценка способностей каждого, его технико-тактической, физической и теоретической подготовленности, проявления им психологических качеств — воли, активности, дисциплинированности, решительности, коллективизма и др. После подобных разборов наиболее четко выясняются схоженность группы, отношения в ней и психологические качества каждого в отдельности. Беседа группы с выпускающим и разбор проведенных учебно-тренировочных и спортивных мероприятий являются одним из основных методов психологического воздействия. Действенным средством психологической подготовки к восхождению является разминка и врабатываемость. Известно, что перед стартом у каждого спортсмена наступает предстартовое состояние. Этот психологический фактор сопровождается рядом эмоций как положительных, так и отрицательных. У одних спортсменов превалируют положительные эмоции, у других — отрицательные. Такое состояние наступает и у альпинистов перед выходом на маршрут, хотя внешне оно может и не проявляться в силу занятости спортсмена подготовкой к выходу. К положительным эмоциям можно отнести — хорошее настроение, бодрое состояние, уверенность, надежду, оптимизм. К отрицательным — плохое настроение, подавленность, недоверие к товарищу, пассивность в действиях, неуверенность, раздражительность. Для создания положительных эмоций и снятия отрицательных проводят физическую разминку, которая служит средством “врабатываемости”. Научными исследованиями и практикой доказано, что “врабатываемость” перед какой-либо деятельностью дает положительный эффект не только со стороны физической подготовки, по и психологической стороны. Известно, что качество и количество работы в самом ее начале ниже, чем спустя некоторое время. Это наблюдается как при физической, так и при умственной работе, в быту, на производстве, при спортивной деятельности и пр. В связи с этим часто говорят: “надо втянуться в работу”, “размяться”, “разогреться”, “вработаться”, “приспособиться”, “наладиться” и т. п. Период времени, необходимый для того, чтобы “вработаться”, зависит от характера работы и индивидуальных особенностей человека. Поэтому альпинистам после ночлега на бивуаке, перед выходом на маршрут, на рассвете, при низкой температуре, часто после неудобного положения и беспокойного сна необходимо разогреть организм упражнениями на растягивание мышц, координацию движения и др. Разминка перед выходом на маршрут служит врабатываемостью, не только готовит мышцы к выполнению сложной работы, но и снимает некоторую психическую напряженность, собирает и мобилизует весь организм, создает хорошее деловое настроение, придает бодрость. Психологические качества альпиниста воспитываются, главным образом, во время спортивной деятельности и чем больше у него практики горовосхождений, опыта борьбы с трудностями, технико-тактического мастерства, волевых качеств, тем выше его психологическая подготовка. Воспитание личности через спорт, в частности через альпинизм — сложный и многогранный процесс, который может быть оптимально решен только совместными усилиями коллектива, тренера и самого альпиниста на базе общности цели, постоянного контакта и товарищеской помощи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.69 (0.007 с.) |