Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие и совершенствование специализированных психических качеств альпиниста

Поиск

Достижение высокого спортивного мастерства во многом зависит от уровня развития специализированных психических процессов и качеств, которые позволяют спортсмену реализовать свои физические и технико-тактические возможности. Каждый вид спорта имеет свои ведущие специализированные психические процессы и качества, уровень развития которых влияет на спортивный результат.

Анализируя спортивные результаты выдающихся альпинистов, таких как В. Абалаков, И. Кузьмин, А. Овчинников, М. Хергиани, В. Моногаров, С. Бершов, Б. Романов и др., можно установить характерные особенности психических процессов, высокий уровень которых позволил этим спортсменам добиться высоких спортивных результатов в альпинизме.

К наиболее важным психическим процессам, характерным для альпинистов, можно отнести: скорость реакции, чувство времени, ориентировка на местности (маршруте), чувство положения тела, чувство свободы движений, внимание, технико-тактическое мышление.

Скорость реакции. “Реакцией называется сознательное ответное действие, при котором спортсмен заранее знает о предстоящих действиях и заранее готовится ответить на них определенным образом” (П. А. Рудик). Так, быстрота реакции у альпинистов проявляется во внезапном скоростном и уверенном действии одного из партнеров при срыве другого или при уходе от полета сорвавшихся камней, при действиях во время начала схода лавины или при попадании в нее или действии при срыве на скалах, льду, снегу и др. От быстроты действий на внезапный внешний фактор зависит успех страховки товарища или самостраховки (самозадержания).

Реакция человека на внешний раздражитель может быть простой пли сложной. Простая — это реакция, вызванная заранее обусловленным и ожидаемым фактором. Например, спортсмен знает, что сверху сбрасывают к нему веревку или другой какой-либо предмет, от которого следует увернуться, но удержать его от дальнейшего падения. Внезапный срыв партнера требует сложной скоростной реакции, так как этот фактор может быть неожиданным. Для развития быстроты реакции используется ряд специальных упражнений по степени трудности, отвечающих специфике альпинизма.

 

Для развития скорости реакции следует:

— вырабатывать у альпинистов максимальное, быстрое и точное реагирование на предлагаемые различные раздражители — сигналы (зрительные и звуковые), восстановление равновесия при неожиданном его выведении действиями соупражняющегося, увертывание от летящих предметов (надувного, набивного или теннисного мяча);

— во время упражнений внезапно менять условия, на которые альпинист мгновенно должен реагировать быстрыми действиями, в том числе и силовыми;

— работать над ликвидацией скованности движений, напряженности, которые вызваны неправильной координацией движений или эмоциональным состоянием;

— учить альпинистов контролировать свои реакции по времени и управлять их быстротой; создавать у спортсменов четкое представление о длительности реакции. Одним из прикладных упражнений может служить “страховка” чурки, которую сбрасывают неожиданно.

Для развития скорости реакции на тот или иной раздражитель важно, чтобы альпинист ясно представлял сущность процесса реакции. Обычно спортсмены, выполняя мгновенные действия по типу реакции, не умеют расчленить эти действия (из-за их быстроты) на элементы, не представляют, из чего складывается структура реакции этого специализированного движения или действия, не могут выделить в сознании момент “ответа”. Упражнения для развития скорости реакции можно делать во время специализированных занятий, во время общей физической подготовки или утренней зарядки, но только после соответствующего разогревания с помощью упражнений на гибкость и растяжение, так как быстрые, резкие ответные движения и действия могут вызвать повреждение в неразогретых мышцах.

Восприятие. В спорте особенно важны пространственно-временные факторы, без которых немыслим анализ движений и специализированные мышечно-двигательные восприятия. Это — чувство времени, которое определяется особенностями протекания физиологических и психических процессов в организме. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения создает предпосылки для удержания от несвоевременного движения.

Альпинист должен обладать высоким чувством времени при пребывании в пространстве какое-то время без второй или третьей точки опоры, восстановлении равновесия при его потере и т. п.

Как правило, это может случиться при скалолазании, преодолении ледовых и снежных участков, при переправах через реки и др.

Основными упражнениями в развитии чувства времени в пространстве могут служить упражнения на гимнастических снарядах (скамейки, гимнастическая стенка, наклонная лестница), на учебных скальных участках. Хорошим средством служат подвижные и спортивные игры, бег с препятствиями и др.

Ориентирование. Под этим термином следует понимать ориентирование в пространстве во время преодоления альпинистами участков пути разного характера и разной трудности. В этих условиях альпинист должен определить сложность пути, зрительно представить окружающие условия, при которых можно найти зацепы, точки упоров с использованием их во всех направлениях, рассчитать возможности их использования, мысленно определить, в каком положении может оказаться тело, возможности установления равновесия при его потере, представить дальнейший путь при условии перемещения, возможности неоднократного использования точек опоры, необходимость применения специального снаряжения, обеспечение страховки и т. п.

Ориентирование включает в себя целый ряд психических процессов, связанных с мышлением, чувством уверенности или страха, с активными действиями, предположениями, представлениями и др. Спортсмены, у которых недостаточно развито чувство ориентирования, как правило, часто ошибаются в выборе наиболее простого и безопасного пути. Может быть так, что, пройдя определенный участок пути без каких-либо трудностей, альпинисты наткнутся на очень сложный участок, который не был предусмотрен, в то время как совсем рядом путь значительно проще, безопасней, но добраться к нему весьма затруднительно.

В горных условиях при ненастной погоде, во время тумана, снегопада, сильного ветра и дождя ориентирование затрудняется, теряется чувство местонахождения, точность представления дальнейшего пути.

Чувство ориентирования в альпинизме является важным фактором безопасности и его следует систематически развивать, постоянно контролируя самонахождение по отношению того или иного направления, практически применяя варианты изменения маршрутов на скалах, льду, снегу, изучая принципы скалолазания. С чувством ориентировки связано чувство положения тела.

Чувство положения тела. В практике альпинизма встречаются участки, когда тело принимает необычное положение. Можно оказаться в положении лежа, сидя, в наклонах и даже вниз головой, в висах, упорах и др. Эти положения часто оказываются исходными для перемещения тела в разных направлениях с последующими активными действиями, при которых снова положение тела меняется. Чувство положения тела в разных сложных условиях с применением технико-тактических действий следует систематически тренировать. Для этого надо использовать прежде всего гимнастические снаряды с упражнениями на изменение положения тела, упражнения на брусьях, вертикальной и горизонтальной лестнице, на кольцах, прыжки через коня, стол и др. С успехом можно использовать сооружения на детских площадках, где есть места для пролазания, переползания, использовать “рейнские” колеса, лазание по деревьям и др. Все эти упражнения связаны с развитием целого ряда физических качеств, таких как сила, скорость, ловкость, гибкость и координация.

С уровнем развития чувства ориентировки и положения тела связано чувство свободы движений.

Чувство свободы движений. Одно из отличительных черт мастерства альпиниста — умение излишне не напрягаться, при длительных действиях в сложных условиях держаться свободно и непринужденно. Установлено, что чем выше класс альпиниста, тем у него больше свободы движений, тем более он ловок и вынослив. Свобода движений прежде всего зависит от умений спортсмена расслабляться после моментов напряжения, а следовательно, способность к быстрому восстановлению, способствующему сохранению работоспособности, силы и выносливости. Скованность всегда приводит к неточности движений, быстрой утомляемости и разрушению навыков. Основой для развития чувства свободы движений является овладение координацией и правильными техническими действиями, большой тренировкой. Каждому спортсмену следует научиться контролировать свои движения, чередовать расслабления и напряжения отдельных групп мышц. В обще-развивающих и специально-подготовительных упражнениях во время утренней зарядки чаще проводить смену упражнений, нагружая то одну, то другую группу мышц.

Внимание — это направленность и сосредоточенность на одном или нескольких объектах. Наиболее важные свойства внимания — интенсивность и устойчивость. Альпинист во время передвижения по любому рельефу должен быть предельно внимателен. Если в каком-либо другом виде спорта потеря внимательности и сосредоточенности может привести к потере результата, то в альпинизме потеря внимательности может привести к несчастному случаю.

Без обостренного внимания трудно правильно воспринимать и перерабатывать информацию, продуктивно мыслить, своевременно реагировать на перемену обстановки и контролировать свою деятельность. Поддержание высокого уровня внимания требует большого расхода физической и нервной энергии. При утомлении организма внимание снижается вследствие охранительного торможения.

Устойчивость внимания определяется тем, что направленность психической деятельности не переключается на объекты, отвлекающие от решения основной задачи. Альпинисту весьма трудно сосредоточить внимание на каком-нибудь одном факторе, так как если не множество, то хотя бы несколько факторов, связанных друг с другом, действуют одновременно и выделить для сосредоточения внимания только один — невозможно. Например, при одновременном движении с партнером надо очень внимательно следить за своими техническими действиями, проявлять осторожность, чтобы не сбрасывать камни на ниже идущего, предвидеть ситуацию, обеспечивать самостраховку и быть готовым страховать товарища.

Все же в отдельных случаях допустимо сосредоточение внимания на двух или трех объектах. При страховке партнера, например, когда тот преодолевает сложный участок пути, при попеременном движении или забивании крючьев и т. д.

Чтобы с достаточной интенсивностью сосредоточить внимание на своих действиях во время учебно-тренировочных занятий или спортивных восхождений, альпинист должен выработать у себя постоянное стремление концентрировать восприятие и мышление на выполняемых упражнениях. Это стремление может быть основано только на интересе к упражнениям, к результатам своих действий, которые надо развивать. Следует отметить, что все упражнения для развития скорости реакции одновременно улучшают внимание альпиниста, так как требуют распределения внимания на двух, практически почти одновременных моментах: появлении раздражителя и действия на него.

В практике альпинизма приходится постоянно переключать внимание, чтобы реагировать на изменение обстановки.

Технико-тактическое мышление. В системе психологической подготовки альпиниста следует выделить технико-тактическое мышление, как специально направленный психологический фактор.

Мышление как процесс обобщенного отражения действительности протекает в сложной форме. Вместе с тем оно опирается на конкретные образы, отражающие предметы и реальные явления.

Мышление любого спортсмена во время его деятельности характеризуется тесной связью с восприятиями и представлениями. Необходимым условием успешного решения технических и тактических задач являются наблюдательность, зрительная память, воображение и другие психологические процессы. Тактическое и техническое мышление развивается у альпинистов главным образом в процессе учебно-тренировочных занятий и восхождений.

Волевая подготовка альпиниста

Важным фактором подготовки альпиниста является волевая подготовка. Высоких спортивных результатов можно добиться только при больших волевых напряжениях. И. М. Сеченов говорил: “Человек властен не только над своим телом, управляет не только своими поступками, по власть его распространяется даже на мысли, желания, страсти и пр.”. Альпинисту приходится все время преодолевать всевозможные трудности, в частности огромные длительные физические и психические нагрузки, утомление, в трудных условиях быстро оценивать обстановку и принимать решение. Деятельность альпиниста имеет сугубо волевую направленность, поэтому воспитание воли у альпиниста — одна из центральных проблем современной подготовки.

В советской психологии воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля личности проявляется не во всякой, а лишь в сознательно направленной активности, когда человек борется за достижение поставленной цели, соответствующей его нравственным принципам и убеждениям. Для всех волевых проявлений характерен один общий признак — сознательная борьба личности с трудностями, неизбежными при решении всякой более или менее сложной задачи, что выражается в целенаправленном регулировании поведения, деятельности. Следовательно, наличие воли у человека неразрывно связано с наличием значимых, важных для него целей и задач. Говоря о значении воли у альпинистов, следует отметить, что волевые усилия наиболее сильно проявляются тогда, когда альпинист обнаруживает дефицит энергии, необходимой для достижения цели, и сознательно мобилизует себя, чтобы привести свою активность в соответствие с теми препятствиями, которые надо преодолеть, чтобы добиться успеха.

Наблюдения и специальные эксперименты (А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, В. И. Селиванов, Ш. Н. Чхартишвили и др.) указывают на огромную эффективность волевых усилий в деятельности спортсмена.

Спортсмен, в частности альпинист, может и должен противостоять нежелательным последствиям, связанным с некоторыми видами психической напряженности, с эмоциональными перегрузками. Противостоять этому можно лишь воспитывая волю, научившись управлять эмоциями и разумно преодолевать так называемые “эмоциональные стрессы”, которые могут появляться у альпинистов в период больших напряжений, неудач и в особенности при сложных аварийных ситуациях, имея в виду, что стрессовое состояние возникает в результате острой эмоциональной напряженности, являющейся результатом воздействия на человека неблагоприятных факторов внешней или внутренней среды.

Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность ее свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной саморегуляции поведения.

Проявление волевых качеств у альпинистов находит свое выражение в компонентах, составляющих волевые свойства—это целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, организованность, смелость, деловитость, самообладание и др.

Целеустремленность — главное волевое свойство, определяющее направление и уровень развития всех других проявлений воли личности. Верность коммунистическим идеалам, высокое сознание долга перед Родиной, чувство коллективизма и желание внести свой вклад в общее дело — все это характерно для целеустремленности советских людей. Вокруг этого стержневого свойства личности, непосредственно связанного с направленностью, группируются другие свойства, характеризующие волевую активность.

Инициативность — умение по собственному почину предпринимать необходимые действия во время учебно-тренировочных и спортивных мероприятий, не надеяться только на других.

Решительность — умение принимать обдуманные решения и последовательно проводить их в жизнь. Это свойство должно быть присуще прежде всего руководителю группы.

Настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая темпа в борьбе с трудностями, возникающими во время восхождений.

Выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения, не поддаваться влиянию лиц, проявляющих неуверенность, малодушие, трусость и т. п.

Организованность — умение планировать свои действия и поступки, а главное — руководствоваться планом при исполнении — это чаще всего относится к тактическому выполнению планов восхождений.

Смелость — умение противостоять страху и идти на оправданный риск во имя поставленной цели, хотя этот риск должен быть обеспечен продуманным действием и надежностью в безопасности.

Деловитость — умение доводить продуманное дело до конца, невзирая на помехи и трудности.

Самостоятельность — умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегать без нужды к помощи других, но всегда рассчитывать на поддержку товарища, взаимодействовать с ним и, прежде всего, рассчитывать на его страховку. В поведении альпинистов в группе проявляются и другие, не менее важные, волевые свойства: дисциплинированность, исполнительность и самообладание.

Умение преодолевать трудности исполнения — основной критерий для оценки волевого развития личности. Воспитанная воля — единство слова и дела. Бесспорно, что исполнение действия у воспитанного человека — не автоматическая “разрядка” намерения в действиях, а глубоко осмысленный, творческий процесс, предполагающий не только мобилизацию волевой активности для преодоления встретившихся на практике трудностей, но и корректировку первоначального плана в соответствии с ситуацией.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА АЛЬПИНИСТА

Теоретическая подготовка по альпинизму, в отличие от других видов спорта, занимает большой объем и имеет гораздо большее практическое значение в силу ее прямой связи с непосредственными действиями альпиниста в горах и вопросами безопасности. С повышением уровня мастерства повышается и уровень самостоятельности альпиниста.

Конкретные знания основ ряда наук позволяют выработать правильную тактику восхождения, применить те или иные технические приемы преодоления различных преград на пути к вершине.

Для получения и передачи теоретической информации рекомендуется следующее:

— самостоятельная работа со специальной литературой, включая отдельные публикации;

— сообщения на научно-практических конференциях и семинарах по итогам обобщения практического опыта;

— тоги обобщения собственного опыта;

— лекции и беседы по темам и перед началом учебных циклов;

— вводные беседы перед практическими занятиями;

— замечания по ходу проведения практических занятий для разъяснения и исправления недостатков при обучении альпинистов.

Частные данные, взятые из ряда наук, сгруппированы в своеобразные подсистемы, объединенные общей тематикой.

Темы, касающиеся вопросов воспитания, советской системы физического воспитания, коммунистической морали, освещены в соответствующих разделах педагогики, теории и методики физического воспитания.

Анатомия, физиология, биохимия, биомеханика, психология, медицина — подсистема, раскрывающая сущность вопросов строения и развития человека, его функциональных возможностей, адаптации, акклиматизации и реакклиматизации; биохимических процессов, протекающих при различных воздействиях внешней среды; реабилитации организма и эффективности отдыха; строения и развития двигательного аппарата, пребывания альпинистов в экстремальных условиях гор, отношений в коллективе, малых группах, психологических особенностей человеческой деятельности; гигиены и санитарии, оказания первой доврачебной помощи.

Необходимые знания и понятия климата, погоды в горах, общих и местных закономерностей изменения погодных условий; съемки местности, ориентирования в условиях гор раскрыты в дисциплинах подсистемы — в климатологии, метеорологии и топографии.

Следующая подсистема, объединяющая науки о твердой оболочке Земли,— география, геология, геоморфология, гляциология — дает ответ на вопросы, связанные с происхождением гор, тектоникой, особенностями горных систем СССР и районов восхождений; изучением форм и видов горного, ледникового, снежно-фирнового рельефов.

Основы экологии и этнографии условно объединены в подсистему. Знание экологии предполагает правильное природопользование в районах восхождений, знание этнографии районов восхождения — контакты с местным населением.

Специальная теоретическая подготовка, являющаяся частью общей, отражает научные обоснования, анализ и обобщение практического опыта соответствующих аспектов подготовки — технической, тактической, физической и психологической.

Таким образом, кажущиеся большими объем и разнообразие системы знаний, требующие творческого подхода и конкретных теоретических разработок, в действительности отражают только необходимые в практической деятельности альпиниста теоретические познания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.236 (0.012 с.)