Управление финансами: органы и мех-зм фин-го управл-я 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление финансами: органы и мех-зм фин-го управл-я



Упр-е гос-ми фин-сами необх-мо д/соблюд-я баланса интересов гос-ва и общ-ва, стабильности бюджетной сис-мы, устойч-ти нац-ой валюты, как основного инструмента фин-ых отношений. Объектами управл-я явл различные виды фин-х отношений; суб-ты - спец-е гос-е и муницип-е службы. Упр. фин. в РФ прежде всего осущ-т высшие законодательные органы власти. Это Фед. Собрание (рассматривает з-ны о налогах и сборах, обяз-х платежах, устанавливает пред. размер гос. внутр. и внешнего долга) и его две палаты – Гос. дума и Совет Федерации. Важнейшим органом, явл. Министерство фин. РФ и его органы на местах. (обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ) Задачи: совершенст-е бюд. си-мы, разр-ка и реализация единой фин. бюдж. налоговой м вал. пол-ки, разработка проекта фед бюджета, концентрация фин. ресурсов на приорит-х напр-ях, составление отчёта об исполнении фед. и конс. бюдж., разработка программ гос. заимств-й. Ф-ции: участвует в разработке и осущ. мер по стр-й перестройке, защите Отеч. роизв., в подготовке осн. направлений кр.-ден. пол-ки, в инв. политике, в формир-ии, исполнении б-в и контроля за использ-м ср-в. Подразделения: департамент бюдж. пол-ки, департамент отр. фин-я, деп-т межбюдж. отношений, упр-е внешних и внутр. долгом, упр-е оборонного комплекса и правоохр. органов. Фед. Казначейство – осущ. и контроль за исп. бюдж., упр. доходами и расходами, фин. исполнение гос. внебюдж. фондов, упр. внутр. и внешн. долгом вместе с ЦБ. Мин. по налогам и сборам – его обяз-ть контроль за правильным исчислением, полнотой и своевр. взносов в б-т всех обяз-х платежей. Таможенный комитет – несёт от-тьза своевр. и полное поступление пошлин. В его ф-ии входит проведение проверок по налогам, проверять все документы Счётная палата – опр. эф-ть и целесообр-ть расходов, фин. экспертиза проектов фед. законов и норм актов, организация и контроль за своевр. исполнением доходов и расходов.

5.Финансовое регулирование социально-экономических процессов: методы и инструменты. Совр-ая сис-ма гос-го регул-ия соц-но-эк-ких процессов предст. собой сложный мех-зм, каждый из компонентов кот-го имеет конкретное действие, направленное на достижение гос-вом поставленных целей, и в то же время работающий как целостная сис-ма, служащая инструментом реализации гос-ной эк-кой и соц-ой пол-ки. Не последнее место в этом мех-зме занимают фин-во-кр-ные инструменты. В целях корректировки со стороны гос-ва развития обществ-го произв-ва в нужном направлении осущ-ся гос-ое фин-ое регул-ие. Гос-ное финансовое регул-ние эк-ки - это процесс целенаправленного и последовательного применения гос-вом форм и методов фин-го воздействия на субъекты хозяйствования для оказания влияния на макроэк-кое равновесие и поступательное развитие эк-ки на каждом конкретном этапе ее функц-ния. Т.е. финансовое регул-ие пр.собой организованную гос-вом деят-ть по использ-ю всех аспектов фин-ых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают гос-ые стр-ры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель фин-го регул-ия - установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне. Виды фин-го регул-ия охватывают: налоговое, бюджетное, гос-но-кредитное, таможенно-тарифное, валютно-фин-ое, внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.)Формы регул-я обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах: например, в бюджетном виде формами являются финанс-е (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное н/о, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг. Методы регул-я м.б. также как специфичными для отдельных форм (например, метод ставки в налогах, конверсия в займах) или применяться для использования в нескольких формах (например, метод сбалансирования в бюджетах и в финансовых планах хозяйствующих субъектов, образования резервов в этих формах, метод индексации для разных форм и видов и т.д.). Методы разграничиваются на самостоятельные способы, приемы и являются Н/б подвижными, изменяющимися элементами сис-мы регул-ия. При бюджетном финансировании - нормирование расходов, процентные отчисления средств, методы финанся дефицита бюджета, использ-е бюджетного излишка и т.д.

6. Финансовый контроль: сущность, виды, формы, субъекты и проблемы совершенствования.

ФК – регламентированная нормами права деят-ть муниц-ых, общественных субъектов по проверке своевременности, точности фин-го планир-я, обоснованности и полноты поступления дох-в в соотв-ющие фонды ден-ых средств, а также правильное и эфф-ное их использ-е. ФК рассматривает в 2х аспектах: 1) контроль за соблюдением фин-го законод-тва и фин-вой дисциплины 2) как элемент управления фин-выми и денежными потоками на макро и микро уровнях. Этот подход обеспечивает целесообразность и эфф-ть фин-ых опер-й и анализирует эту сферу. В ПРС ФК делится на 2 сферы: госуд-ый и негосуд-ный к-ль. ГФК (гос-ый фин-ый к-ль) – это комплексная и целенаправленная сис-ма экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, она основана на положениях законодат-ва страны. В ФК определенную роль играет Конституция страны. В целом правовой регламент зависит от типа гос-ва, социально-экономической ориентации, уровня эк-го развития, соотношения форм собственности и т.д. Гос-ый к-ль отслеживает стоимостные пропорции распределяет ВНП. Он распространяется на все каналы движения ден-ых рес-сов, кот-е связаны с формир-ем и использ-ем ден ср-в Гос-ые контролеры имеют право осущ-ть ревизии в гос-ом секторе, в частном и корпоративном бизнесе, если они определяются общенациональными интересами. Цель гос-го контроля – обеспечивать максимальное поступление средств в казну и снизить издержки управления. Негос-ый к-ль ставит перед собой цель уменьшить отчисления в пользу гос-ва и др. издержки с целью повышение нормы прибыли. Оба контроля действуют в рамках существующего закон-ва. В РФ сис-ма ФК регламентирована указом Президента от 25 мая 1996г. и постановлением Государственного Правительства от октября 2004г. в связи с проведением реформы. В соответствии с указом Президента от марта 2004г. создана специальная служба фин-го бюджетного надзора. Предметом (сферой) к-ля явл-ся фин-ые пок-ли (дох, расх, налоговые платежи, с/ст-сть, прибыль). Органы ФК: 1.Ведомство главного ревизора - аудитора (Сч. Палата) с подчинением парламенту или Президенту страны. Цель этого ведомства – к-ль за расходованием гос-ых ср-в и гос-го имущ-ва. 2.Налоговое ведомство с подчинением Президенту, Парламенту, либо Минфину, контролирующему поступление налоговых доходов в гос. казну. 3.Контролирующие стр-ры в составе гос. ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений. 4. Аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверки и подтверждают достоверность отчетной информации и законности финансовых операций. 5. Службы внутреннего к-ля (внутренний аудит), осн. задача – снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли. К основным методам ФК отн-ся: комплексные ревизии и тематические проверки. Выбор определяется задачами, кот-е ставятся перед контролерами. Формы к-ля в РФ классиф-ся 1. по регламенту проведения (т.е. обязательные внешние и внутренние); 2. по времени провед-я (предварительный, текущий или последующий); 3. По субъектам контроля: президентский к-ль, законодательных органов власти и местного самоуправления, к-ль исполненых органов власти и местного самоуправления, контроль фин-ых кредитных органов, внутриведомственный и аудиторский контроль. 4. По объектам контроль: бюджетный, контроль внебюджетных фондов, налоговый контроль, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, к-ль за денежной массой.

7.Бюджетное утройство и бюджетная система: стр-ра и совешенств-е межбюджетных отношений. Бюдж. устр-во пр собой организационные принципы построения бюджетной сис-мы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюдж. сис-ма – это совок-ть всех бюджетов, действующих на территории страны. В унитарных гос-вах бюджетная система включает 2 звена: гос-ый бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных гос-вах бюдж сис-ма состоит из 3 звеньев: 1)Гос-ый или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства; 2)бюджеты членов федерации (штатов, земель – ФРГ, провинций в Канаде, субъектов федерации – в России); 3)местные бюджеты. Гос-ая бюджетная система РФ состоит из 3 звеньев и включает в себя: 1)федеральный бюджет; 2) 21 республиканский бюджет в составе РФ 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и С.-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области; 3)около 2 тысяч местных бюджетов. Все эти бюджеты функц-ют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет. Принципы построения бюджетной сист-мы: 1)единства – единство правовой базы, единая система бюджетного учета, единая денежная сис-ма; 2)самост-ть бюджетов, входящих в сис-му РФ; 3)разграничение доходов и арсходов между уровнями бюджетной системы; 4)полноты отражения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; 5)достоверности бюджета; 6)гласности; 7)сбалансированности бюджета; 8)эффективности и экономности бюджетных средств; 9)самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации; 10)адресности и целевого характера бюджетных средств; 11)общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. В настоящее время в активную фазу вступает комплексное реформирование бюджетной сис-мы, инициированное Президентом и Правительством РФ на период 2004 — 2008 гг. Главной целью реформы является повышение эффект-ти управления бюджетными ср-вами в соответствии с приоритетами гос-ной пол-ки. Основными направлениями реформирования являются следующие: 1)Реформа бюджетного процесса, одобрена постановлением Правительства РФ №249 от 22.05.2004 г. 2)Реформа бюджетного сектора, план мероприятий по реформированию утвержден Постановлением Правительства №1688Р от 21.11.2003 г. 3)Реформа межбюджетных отношений, поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы проходят второе чтение в Государственной Думе РФ. 4)Совершенствование процедур исполнения бюджетов, поправки в Бюджетный кодекс, в частности Статья 215-1 «Кассовое обслуживание исполнения бюджетов», проходят второе чтение в Государственной Думе РФ. Параллельно с реформой бюджетной сис-мы на федеральном уровне реализуется административная реформа в соответствии с указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 и реформа местного самоуправления в соответствии с ФЗ №131 от 06.10.2003 г., которые так же оказывают влияние на будущую конфигурацию бюджетной сис-мы РФ. Все составляющие реформы бюджетной сис-мы являются взаимосвязанными, и достижение максимально положительного результата возможно только при одновременной и успешной их реализации. Сложность и масштабность процесса реформирования как правило, требуют формирования комплексной целевой Программы для внедрения новых механизмов государственного (муниципального) управления и формирования эффективной бюджетной сис-мы. Данная программа позволит компенсировать возможные проблемы переходного периода и синхронизировать ход различных направлений реформирования в муниципальном образовании с целью достижения максимального эффекта в соответствии с требованиями фед-го закон-ва.

8. Бюджетная реформа РФ 2001-2008 годы: содержание и цели.

В2001-2008 гг. происходит и будет происходить процесс изменения сис-мы управл-я общественными фин-ми. Реализация этой реформы осущ-ся по 5 направлениям: 1)реформа бюджетной классификации и бюджетного учета; 2)переход к ср.сроч-му фин-му планированиию; 3)оценка и планир-е результативности бюджетных расходов; 4) эксперимент по внедрению СБОРа; 5)изменение порядка рассотрения бюджетов. Предпосылкой бюджетной реформы явилась необходимость перхода к новой модели управл-я гос-ми фин-сами, т.е. переход от управл-я затратами к упр-ю результ-ми. Начало реформы хар-ся сбалансир-тью бюжета, денежным исполнением через казначейскую сис-му, целевое использ-е ср-в в соотв-вии с планом и осуществление методики распредел-я фин-ой помощи дотац-ым суб-там федерации. В ходе реф-мы поставлена задача: не снижая достигнутых пок-лей осущ-ть децентр-цию упр-ния гос-ми фин-сами, т.е. четко разделитьуровни бюджетной сис-мы (4 ур-ня); перейти к ср.срочному планир-ю; осущ-ть бюджетир-е по целям и результ-ам (СБОР – ср.сроч-е бюджетирование,ориентированное на результат); реорганиз-я бюджетных учреждений; учет и отчетность по м/н-ым стандартам. В ходе децентрализ-го управл-я фин-сами осущ-но разгранич-е бюджетных полномочий м-у ур-нями бюджетной сис-мы, т.е. проведена реформа межбюджетных отношений; проведено разграничение полномочий на каждом уровне бюджетной сис-мы м-у органами исполнит-ой власти, т.е реформа бюджетного процесса; проводится разграничение бюджетных полномочий внутри каждого органа исполнительной власти, т.е. реформа бюджетной сети. Основные новации новой сис-мы сост-ят в след-щем: 1)В соотв-и с реформой местного самоуправл-я вводится 2 ур-ня местных бюджетов – бюджетная сис-ма РФ станов-ся 4х уровневой; 2)устанавливаются четкие правила разграничения расходных обязательств. Уровень власти, устанавливающий расходные обязательства, должен их финансово обеспечивать; 3)Существенно расширяется финанс-ая самост-ть субнациональных властей. За субъектами ФР закрепляются 3 крупных региональных налога (транспортный, на имущ-во орг-ций и на игорный бизнес). 4)Законодательно закрепляются новые формы и принципы распределения межбюджетных трансфертов.

 

Федеральный бюджет

Фед-ый б-т составляет первый уровень бюдж-ой сис-мы РФ. ФБ – это основной финансовый план гос-ва, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно фед-ый б-т явл-ся основным орудием перераспределения НД и ВВП, через него мобилизуются фин-ые рес-сы, необходимые для регулир-я эк-кого развития стран и реализации соц-ной политики на всей территории России. В федеральный бюджет стекается основная масса налоговых поступлений и других доходов. Доходы фед-го б-та формир-ся за счет Н/б крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансир-ие неотложных расходов гос-ва. В РФ к таким доходам относятся: НДС, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от ВЭД; налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных фондов. Расходы фед-ых б-тов осущ-тся в соответствии с полномочиями, закрепленными за федер-ыми(центральными) правительствами. К таким расходам обычно относятся: национальная оборона; охрана правопорядка; содержание органов гос-ной власти; определенный круг соц-ых расходов; расходы на гос-ые закупки товаров и услуг, а также осущ-ние централизованных инвестиций (на поддержку отдельных отраслей эк-ки); расходы по бюджетному выравниванию (сокращение вертикального и горизонтального фин-го дисбалансов); осущ-ие внешнеэк-кой и внешнеполитич-ой деят-ти гос-ва и пр. В Бюджетном кодексе РФ содержится особый перечень расходов, финансируемых исключительно за счет ср-в фед-го б-та, к кот-му относятся расходы: на обеспечение деят-ти высших органов законодат-ной и исполнит-ой власти; функционирование фед-ной судебной сис-мы; осущ-ие м/н-ой деят-ти в общефедеральных интересах (например фин-ое обеспечение межгосударственных соглашений и соглашений с международными фин-ми организациями);

10. Налоговые доходы бюджетов, их характеристики.

Налоги – обязательные и безвозмездные платежи в пользу гос-ва. Через налоги происходит принудительное формирование фондов ден-ых ср-в за счет товарной стоимости, созданной в процессе производительным трудом, капиталом. Осн-ым источником доходов являются налоги Налоги формирующие федеральный бюджет: НДС, налоги на прибыль, НДС на ввозимые товары, акцизы, ЕСН, налоги на добычу полезных ископаемых, гос. пошлины, сборы за выдачу лицензии и ден. взысканий. Налоги, участвуя в перераспределении новой ст-ти –НД – выступают частью единого процесса воспроизв-ва, специфической формой произвосдвтенных отношений, кот-е формируют их общественное содерж-е. Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т.е. пр собой реальную сумму ден-х ср-в общ-ва, мобилизуемую гос-вом. При перераспределении НД налоги обеспечивают органы гос власти частью новой ст-ти в денежной форме. Эта чисть НД, присвоенная принудительно в форме налогов со всего насел-я страны, превращ-ся в централизованный фонд фин-ых рес-сов гос-ва. Налог-е доходы исп-ся для военно-политических и соц-но-эк-ких мероприятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.012 с.)