Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-эк-кая сущ-ть и функции финансов, их роль в развитии общ-ва↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Социально-эк-кая сущ-ть и функции финансов, их роль в развитии общ-ва Фин-сы - это ден-е отношения по поводу формир-я, движения, использ-я фондов ден-х ср-в. – это эк-кий инструмент распределения, перераспределения ВВП и НД. – это ср-во контроля за образованием и использ-ем фондов ден-х ср-в. Эк-кое содержание ф-сов, закономерности развития, а также сфера охватываемых ими товарно-ден-ых отношений определяется эк-м строем общества, природой и формами гос-ва. Как историческая категория фин-сы появились одновременно с гос-м. Ф-сы непосредственно связаны с эк-кими отнош-ми, происходящими в процессе перераспределения и использ-я централизованных и децентрал-х ф-ов п/п-ий и фондов ден. ср-в. Сов-ть ден-ых отношений, кот. возникают при движении этих фондов образ. фин-вые отношения складывающиеся м/у – п/п-ем и банками, - п/п-ем и страх. компаниями, - п/п-ем и работниками, - п/п-ем и орг-ми в процессе произв-й и комм. деят-ти. т.о финансы-это сис-ма эк-х отношений связанных с формированием и использованием фондов ден. ср-в в результате перераспределения НД. Признаки ф-в – эк-е отношения м/у хоз-ми субъектами с использованием денег. Сущность ф-сов проявл. в их функциях: Распределительная – проявляется в деят-ти п/п-ий ч/з м-м налогов. Контрольная – проявляется в контроле за распр. ВВП и НД по денежным фондам и их целевому использованию. Осущ-ся ч/з: ден. контроль, контроль осущ-й фин. органами, контроль рублём. Регулирующая – осущ-ся ч/з гос. расходы, налоги и гос-й кредит. Стабилизационная – выполняются в условиях рыночной эк-ки. Обеспеченье всех хоз-х субъектов нормальными условиями в эк-х и соц-х отношениях, ч/з обеспечивание стабильного фин-го законод-ва. В условиях административно-командной системы роль финансов была принижена и сводилась к роли надсмотрщика за сбором налогов: у п/п-ий изымалась вся прибыль, а в случае проявления потребности в денежных ср-х выделялись фин-е ресурсы из госбюджета. В условиях рыночной эк-ки роль ф-в существенно возросла: от ф-го положения п/п-я зависит его положение на рынке, конкурентоспособность. роль ф-в в эк-ке многообразна, но тем не менее её можно свести к 3-м основным направлениям: Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства; Финансовое регулирование эк-х и соц-х процессов; Финансовое стимулирование эффективного использ-я всех видов эк-ких ресурсов. 2.Финансовая политика и финансовый механизм: содержание и направления совершенствования Фин-ая политика означает совок-сть госуд-х мер-тий по использ-ю фин-х отн-ний при вып-нии гос-вом своих ф-ций, кот-е пост-но совершенств-ся и изменяются. Использование фин-ой пол-ки как инструмента исполнения ф-ций гос-ва приводит к конфликту интересов центр-х органов власти с регион-ми, с хоз-щими субъектами и нас-ем (о неправильном распределении налогов, насел. – повыш налоги). Поэтому гос-я фин-ая пол-ка д. выступать ср-вом реш-я соц-но-эк-ких задач общ-ва, а не быть только инструментом достиж-я целей органов власти. Эффект-я фин-я пол-ка д. учит-ть интересы всех участников обществ-х отнош-ий, всех субъектов эк-кой деятельности, а не только гос-ва. Фин-ю пол-ку иногда рассм-ют как часть эк-кой пол-ки, как совок-ть бюджетно-налог-х и др-х фин-х инструментов, облад-щих в соотв-и с законод-вом опред-ой властью. Фин-я пол-ка – часть соц-но-эк-кой пол-ки гос-ва по обеспеч-ю сбалансир-ти и роста фин-х рес-сов во всех звеньях фин-ой сис-мы страны. Главная цель фин-ой пол-ки – создание условий для соц-но-экон-го развития общ-ва, т.е. повыш-е уровня и кач-ва жизни нас-я. Фин-я пол-ка выраб-ся на п/п-ях и др звеньях фин-ой сис-мыв целях достиж-я конкр-х задач в деят-ти этих фин-х структур. В разраб-ке фин-ой пол-ки в РФ участвуют все ветви власти, озвучивается она ежегодно в Послании Президента народному собранию.В этих Посл-ях определ-ся основ-е направл-я и приоритеты соц-но-эк-го развития, а т-же ее составляющие части: бюджет-я пол-ка, налог-я, инвестиц-я, соц-я, тамож-я пол-ка и др. Фин-я пол-ка вкл-ет: фин-ю стратегию (долговременное крупномасштабное мер-тие, кот-е оказ-ет влияние на все общ-во в целом) и фин-ю тактику (мер-тия, напрвл-е на решение задач конкретного этапа развития). Для реализ-и фин-ой пол-ки ипольз-ся соотв-щий фин-ый мех-зм. Фин-й механизм. Фин-й механизм – инструмент реализации фин-вой политики, вкл сис-му установленных гос-вом форм и методов организации фин-вых отношений. В зависимости от степени участия гос-ва в воздействии на фин-е отнош-я. Фин-ый мех-зм м.б. директивным (связ-н непосредственно с влиянием гос-ва ч/з налоги, гос-ый кредит и бюдж процесс) и регулирующим (опрел-ет направл-я регулир-я отдельных звеньев фин-ой сис-мы, прямо не затрагивая интересы гос-ва). Для стабильного фун-я фин-го мех-зма треб-ся правовая регламент-я форм и норм фин-х отношений. Стр-ра фин-го мех-зма: 1)фин-е регул-е гос-вом воспроизводственного процесса; 2)фин стимул-е в целях сбалансированности сфер, отраслей; 3)фин-е рычаги (приемы и инструменты воздейтсвия – экон огранич-е монопол деят-ти, регулир ВЭД, инвестиц, инновац-х процессов). Субъектами фин-го регулир-я явл гос-е стр-ры; объектами – доходы, расходы и общественная сис-ма. Основной задачей фин регул-я явл поддерж-е пропорций распределения, потребления и накопления ден ср-в. Регулиторы фин мех-зма – налоги, фин льготы, дох и расх внебюджетных фондов, общие целевые субсидии и т.д. Соверш-е фин-го мех-зма: ФЗ «О нал-ом администрировании», воздействие ч/з гос-е фин-сы на инновацию; нал-е льготы, субсидирование нал-х ставок. Финансовая система РФ: структура и характеристика ее звеньев. Фин-ая сис-ма – совок-ть способов накопления фин-ых рес-сов, вкл-щая соответствующие учреждения (гос-ые фин-ые органы, соответ-щие службы п/п-ий и учреждений, банки, налоговые службы и т.п.). В структуре сис-мы различают 2 подсистемы фин-сов: централизованные (фин-е отнош-я, главным уч-ком кот-ых явл-ся гос-во, они созд-ся путем распределения и перераспределния НД) и децентрализованные (формируемые на уровне п/п-ий и орг-ций различных форм собств-ти, исп-ся для обеспеч-я воспроизводственного процесса ден-ми ср-вами). Фин-ая сис-ма РФ вкл в себя след звенья: госуд-ая бюджетная сис-ма – форма образования и использ-я централизованного фонда ден ср-в для обеспечения ф-ций органов гос-ой власти. Внебюджетные специальные фонды – это ср-ва фед-го правительства и местных властей, связ-е с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внеб фондов осущ-ся за счет обязат-ых целевых отчислений, кот-е вкл-ся в состав с/ст-ти и установлены в %-ах к фонду оплаты труда. Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации гос-вом временно свободных ден-ых ср-в п/п-ий, организаций и нас-я на началах возвратности для финансир-я гос-ных расходов. Фонды страхования обесп-ют возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению. Финансы предприятий различных форм собственности обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и НД. Каждое звено фин сис-мы опред-ым образом влияет на произв-во и выполняет свои ф-ции
Федеральный бюджет Фед-ый б-т составляет первый уровень бюдж-ой сис-мы РФ. ФБ – это основной финансовый план гос-ва, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно фед-ый б-т явл-ся основным орудием перераспределения НД и ВВП, через него мобилизуются фин-ые рес-сы, необходимые для регулир-я эк-кого развития стран и реализации соц-ной политики на всей территории России. В федеральный бюджет стекается основная масса налоговых поступлений и других доходов. Доходы фед-го б-та формир-ся за счет Н/б крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансир-ие неотложных расходов гос-ва. В РФ к таким доходам относятся: НДС, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от ВЭД; налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных фондов. Расходы фед-ых б-тов осущ-тся в соответствии с полномочиями, закрепленными за федер-ыми(центральными) правительствами. К таким расходам обычно относятся: национальная оборона; охрана правопорядка; содержание органов гос-ной власти; определенный круг соц-ых расходов; расходы на гос-ые закупки товаров и услуг, а также осущ-ние централизованных инвестиций (на поддержку отдельных отраслей эк-ки); расходы по бюджетному выравниванию (сокращение вертикального и горизонтального фин-го дисбалансов); осущ-ие внешнеэк-кой и внешнеполитич-ой деят-ти гос-ва и пр. В Бюджетном кодексе РФ содержится особый перечень расходов, финансируемых исключительно за счет ср-в фед-го б-та, к кот-му относятся расходы: на обеспечение деят-ти высших органов законодат-ной и исполнит-ой власти; функционирование фед-ной судебной сис-мы; осущ-ие м/н-ой деят-ти в общефедеральных интересах (например фин-ое обеспечение межгосударственных соглашений и соглашений с международными фин-ми организациями); 10. Налоговые доходы бюджетов, их характеристики. Налоги – обязательные и безвозмездные платежи в пользу гос-ва. Через налоги происходит принудительное формирование фондов ден-ых ср-в за счет товарной стоимости, созданной в процессе производительным трудом, капиталом. Осн-ым источником доходов являются налоги Налоги формирующие федеральный бюджет: НДС, налоги на прибыль, НДС на ввозимые товары, акцизы, ЕСН, налоги на добычу полезных ископаемых, гос. пошлины, сборы за выдачу лицензии и ден. взысканий. Налоги, участвуя в перераспределении новой ст-ти –НД – выступают частью единого процесса воспроизв-ва, специфической формой произвосдвтенных отношений, кот-е формируют их общественное содерж-е. Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т.е. пр собой реальную сумму ден-х ср-в общ-ва, мобилизуемую гос-вом. При перераспределении НД налоги обеспечивают органы гос власти частью новой ст-ти в денежной форме. Эта чисть НД, присвоенная принудительно в форме налогов со всего насел-я страны, превращ-ся в централизованный фонд фин-ых рес-сов гос-ва. Налог-е доходы исп-ся для военно-политических и соц-но-эк-ких мероприятий. Федеральное Казначейство: его место и роль в бюджетном процессе. Казн-тво состоит из Главного управления федерального казначейства Мин-тва финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федер-го казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и С-Пб-гу, городам, районам и районам в городах. Органы казначейства несут установленную законодат-вом ответственность за выполнение возложенных на них задач. Главное управление фед-го казн-ва является структурным подразделением центрального аппарата Мин-ва фин-сов РФ и подчиняется Министру фин-сов РФ. Гл. задачами органов казначейства являются: организация, осущ-ние и к-ль за исполнением бю-та РФ, управление дох-ми и расх-ми этого бю-та на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; регул-ие финансовых отношений между республиканским бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, фин-вое исполнение этих фондов, к-ль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) ср-в; осущ-е кр.срочного прогнозирования объемов гос-ных фин-ых рес-сов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период гос-ных расходов; сбор, обработка и анализ инф-ции о состоянии гос-ных фин-сов, представление высшим законодательным исполнительным органам гос-ной власти и управления РФ отчетности о фин-ых операциях Совета Министров - Правительства РФ по республиканскому бюджету РФ, о гос-ных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бю-ной сис-мы РФ; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками гос-ного внутреннего и внешнего долга РФ разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казн-ва, обязательных для органов гос-ной власти и управления, п/п-тий, учреждений и орг-ций, включая орг-ции, распоряжающиеся ср-вами гос-ных (федеральных) внебюджетных фондов, подготовка проекта бюджетной класс-ции, ведение операций по учету гос-ной казны РФ 14. Внебюджетные фонды гос-ва: содержание, мех-зм функц-я и проблемы совершенствования. Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использованияфин-ых рес-сов, привлекаемых гос-вом д/фин-янекоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самост-ти. Они выступают одним из звеньев общегос-ых фин-сов. В нашей стране к таковым относится: Фонд гос-го соц-го страх-я, Пенсионный фонд. Гос-е внебюдж-е фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в кот-ых регламентируется их деят-ть, указ-ся источники формир-я, определ-ся порядок и направления использ-я ден-ых фондов. В завис-ти от целевого назнач-я внебюдж-е фонды делятся на эк-кие и социальные; в соотв-вии с уровнем управления – на общегосуд-ые и региональные. Организ-я функционирования внебюдж-ых фондов нах-ся в ведении гос-ых органов. Пенсионный фонд РФ -внебюджетный гос-ый фонд, ср-ва кот-го склад-ся из законодат-но установленных отчислений от деятельности ФЛ и ЮЛ, целевым образом расходующий эти ср-ва на выплату пенсий. Фонд социального страхования РФ явл-ся целевым и предназначен для финанс-ия выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, а т-же д/др-х аналогичных целей, в том числе для участия в разработке и рационализации гос-ных программ охраны здоровья работников и мер по совершенств-ю соц-го страх-я. Ср-ва Фонда соц-го страх-я образуются за счет: 1)страх-х взносов п/п-тий, учреждений и организаций; 2)доходов от инвестирования части временно свободных ден-ых ср-в фонда в различные коммерческие стр-ры; 3)добровольных взносов ФЛ и ЮЛ и на др. Фонд обяз-го мед-го страх-я Ср-ва фонда использ-ся д/оплаты мед-ких услуг, предоставляемых гражданам, на развитие мед-кой науки, осущ-е мед-ких программ и другие аналогичные цели. Ср-ва Фонда обяз-го мед-го страх-я формир-ся за счет: 1)страх-х взносов п/п-тий, учреждений и организаций; 2)взносов органов исполнительной власти, осущ-щих платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов, пенсионеров и других категорий); 3)бюджетных ассигнований. Другие внебюдж фонды: Фонды здравоохранения, Дорожные фонды, фонд инвестирования жилищного строительства, гос-ый фонд занятости нас-я, регион-ые фонды развития.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ. Переход от бумажной формы ценной бумаги к безбумажной связан с нарастанием количества обращающихся ценных бумаг, прежде всего таких известных их видов, как акций и облигаций. По другим ценным бумагам, число которых сравнительно невелико, документарная форма преобладает. Основные ценные бумаги - это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на • Долевые ценные бумаги - закрепляют права владельца на часть имущества предприятия при еголиквидации, подтверждают участие владельца в формировании уставного капитала, дают право наполучение части прибыли и на участие в управлении предприятием. • Долговые - отражают отношения займа между их владельцем и эмитентом, который обязуетсявыкупить ценную бумагу в установленный срок и выплатить по ней определённый процент. 6. В зависимости от порядка владения и распоряжения выделяют: • Именные ценные бумаги - содержащие имя их владельца. Переход прав на эти ценные бумаги иосуществление закреплённых такими бумагами прав требуют идентификации лица, имеющегоправо собственности на эти ценные бумаги. • Предъявительские - ценные бумаги «на предъявителя». Не содержат имени владельца. Переход прав на такие ценные бумаги производится путём простой передачи от одного лица другому. • Ордерные - содержат имя владельца. Переход прав осуществляется путём совершения на них передаточной надписи - индоссамента. 7. По возможности свободного обращения выделяют: • Свободно обращающиеся ценные бумаги. • Необращающиеся ценные бумаги. • Ценные бумаги с ограниченным обращением. Законом «О рынке ценных бумаг» введено понятие эмиссионной ценной бумаги - это ценные бумаги, которые выпускаются обычно крупными сериями, размещаются выпусками, и внутри каждоговыпуска имеют равные объёмы и сроки реализации прав, вне зависимости от времени приобретения такой ценной бумаги. Это, обычно - акции и облигации. Неэмиссионные ценные бумаги выпускаются по- АКЦИЯ - единичный вклад в уставный капитал акционерного общества с вытекающими из этого правами; ОБЛИГАЦИЯ - единичное долговое обязательство на возврат вложенной денежной суммы через установленный срок с уплатой или без уплаты определенного дохода; БАНКОВСКИЙ СЕРТИФИКАТ - свободно обращающееся свидетельство о депозитном (сберегательном) вкладе в банк с обязательством последнего выплаты этого вклада и процентов по нему через ВЕКСЕЛЬ - письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулируются специальным законодательством - вексельным правом; ЧЕК - письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в нем сумму денег; КОНОСАМЕНТ - документ (контракт) стандартной (международной) формы на перевозку груза,удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение; ВАРРАНТ - а) документ, выдаваемый складом и подтверждающий право собственности на товар,находящийся на складе; б) документ, дающий его владельцу преимущественное право на покупку акций ОПЦИОН - договор, в соответствии с которым одна из сторон имеет право, но не обязательство, в течениеопределенного срока продать (купить) у другой стороны соответствующий актив по цене, установленной при заключении договора, с уплатой за это право определенной суммы денег, называемой премией; ФЬЮЧЕРСНЫЙ КОНТРАКТ - стандартный биржевой договор купли-продажи биржевого актива через определенный срок в будущем по цене, установленной в момент заключения сделки. Производные ценные бумаги Производные ценные бумаги представляют собой финансовые контракты на совершение сделок с ценными бумагами в договорные сроки. Они появились в результате развития фондового рынка, расширения и усложнения операций с ценными бумагами для формализации торговых сделок. Производная ценная бумага — это бездокументарная форма выражения имущественного права(обязательства), возникающего в связи с изменением цены, лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. Производные ценные бумаги — это класс ценных бумаг, целью обращения которых является из- Обратная, или офсетная, сделка в торговле фьючерсными контрактами - это сделка с тем же видом фьючерсного контракта, с тем же количеством фьючерсных контрактов, с тем же сроком исполнения фьючерсного контракта (фьючерсных контрактов), но противоположная ранее заключенной сделке.Первоначальная покупка или продажа фьючерсного контракта называется открытием позиции. При этом покупка контракта называется открытием длинной позиции, а продажа контракта - открытием короткой позиции. Любой фьючерсный контракт имеет ограниченный срок существования. Обычно - три месяца. В соответствии с этим по фьючерсному контракту заранее известно, когда наступает последний день торговли этим контрактом и до какого времени в течение этого дня ведется торговля. Вслед за последним торговым днем наступает день (дни) исполнения этого контракта, т.е. поставка актива по нему и окончательные денежные расчеты по нему. Виды фьючерсов:1.Краткосрочный процентный фьючерс — это стандартный биржевой договор, имеющий форму купли-продажи краткосрочного процента в конкретный день в будущем по цене, установленной в момент заключения сделки. 2.Долгосрочный процентный фьючерсный контракт — это стандартный биржевой договор купли-продажи стандартного количества и качества облигаций на фиксированную дату в будущем по цене,согласованной в момент заключения сделки. 3.Фьючерсные контракты на индексы фондового рынка, или краткосрочный фьючерс на индекс - это стандартный биржевой договор, имеющий форму купли-продажи фондового индекса в конкретный день в будущем, по цене, установленной в момент заключения сделки. 4.Валютный фьючерс: Первичным рынком для фьючерсных контрактов на валютный курс, или кратко - валютных фьючерсов, является банковский биржевой или внебиржевой рынок иностранных валют, которые имеют свободное обращение на мировом рынке. II. Биржевой опцион (свободнообращающийся опционный контракт) - это стандартный биржевой договор на право купить или продать биржевой актив или фьючерсный контракт по цене исполнения до (или на) установленной (ую) даты (у) с уплатой за это право определенной суммы денег, называемой премией. По срокам исполнения опцион может быть двух типов: американский тип, который может быть
Теории денег Металлическая теория денег. Представители У.Стэффорд,К. КнисБогатство общества отождествлялис драгоценными металлами, которым приписывалось монопольное выполнение всех функций денег.Недостатками этой теории были следующие положения:1. они не предусматривали необходимости и закономерности замены полноценных денег бумажными.2. представления ее сторонников о богатстве общества были ограничены, так как они не поняли, что богатство общества заключается не в золоте, а в совокупности материальных и духовных благ, созданных трудом. К.Книс в качестве денег рассматривал не только металл, но и банкноты центрального банка, поскольку к этому времени кредит стал играть значительную роль в хозяйстве, что в свою очередь послужило основой для эмиссии банкнот. Признавая банкноты, одновременно выступал против бумажных денег, не разменных на металл. Номиналистическая теория денег. представители Дж. Беркли,Дж. Стюарт.В основе их теории лежали два следующих положения:деньги создаются государством и стоимость денег определяется их номиналом. основной ошибкой номиналистов является положение теории о том, что стоимость денег определяется государством. А это означает отрицание теории трудовой стоимости и товарной природы денег.Г. Кнапп:Деньги имеют покупательную способность, которую придает им государство. Он основывал свою теорию не на полноценных монетах, а на бумажных деньгах. При этом при анализе денежной массы он учитывал лишь государственные казначейские билеты (бумажные деньги) и разменные монеты. Кредитные деньги (векселя, банкноты, чеки) он исключал из своего исследования, что обусловило несостоятельность его концепции по мере распространения кредитных денег.Основные ошибки номиналистов:1. игнорирование товарного происхождения денег: они наделяли их «стоимостью», «покупательной силой» путем акта государственного законодательства.2. не рассматривали кредитные деньги, а только бумажные (казначейские билеты) Количественная теория денег. Монетаризм. Представители:Д. Юм,Дж. Миль Ш. Монтескье.Положения теории:1. покупательная способность денег как и цена товара определяется на рынке, а не устанавливается государством2. вся денежная масса находится в обращении (это их ошибка, т.к. в действительности существует экономический закон, определяющий необходимое количество денег в обращении: уравнение Фишера MV=PQ). две разновидности этой теории:) «трансакционный вариант» Фишера и монетаристов во главе с М. Фридманом(Фишер вывел «уравнение обмена»: MV=PQ. Концепция М. Фридмана выражается формулой, которая лишь внешне отличается от формулы И. Фишера, но по существу призвана обосновать ту же одностороннюю причинную связь между денежной массой и ценами: М=КРУ(М — количество денег,К — отношение денежного запаса к доходу, Р — индекс цен,У - национальный доход в неизменных ценах (или его физический объем).изменение денежной массы (М) может сопровождаться соответствующим изменением в любой из трех величин правой части уравнения, т.е. рост денежной массы может привести либо к повышению цен (Р), либо к увеличению реального национального дохода (У), либо к изменению коэффициента, отражающего отношение денежного запаса к доходу2) концепция «кассовых остатков» английской кембриджской школы во главе с А. Пигу. 1. Пигу придавал особое значение и функции накопления, А по Фишеру деньги выступают только в функциях средства обращения и средства платежа. При этом оба варианта количественной теории денег игнорируют функцию денег как меры стоимости и их роль как всеобщего стоимостного эквивалента.2. количественная теория денег И. Фишера исходила из анализа предложения денег, а кембриджская школа во главу изучения поставила спрос на деньги. 3. для И. Фишера определяющим является нахождение денег в обращении, а для кембриджской школы главное заключается в том, что деньги остаются вне обращения у отдельных лиц и предприятий в виде «кассовых остатков». 4. Фишер анализировал глобальные величины всего общественного капитала и общий уровень цен, а Питу акцентировал внимание на индивидуальных капиталах и поведении их владельцев, на «относительных» ценах, а не на «абсолютном» их уровне. К «кассовым остаткам» А. Пигу относит наличные деньги и остатки на текущих счетах, т.е. он определяет количество денег как сумму кассовой наличности населения и предприятий. формула А. Пигу: M=RPQ(М — денежная масса,Р уровень цен,Q товарная масса (или физический объем товарооборота,К — доля годовых доходов лиц и фирм, которую они готовы держать в денежной форме. Д.Патинкин связывает при этом использование доходов на три цели (потребление, инвестиции и «кассовые резервы») как с установлением «относительных» цен, так и с общим уровнем цен Типы денежных систем. Денежная система — это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Тип денежной системы зависит от того, в какой форме функционируют деньги: как товар — всеобщий эквивалент или как знаки стоимости. В связи с этим выделяют следующие типы денежныхсистем: 1. система металлического обращения, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги разменны на металл;2. система обращения кредитных и бумажных денег, при которой полноценные деньги вытеснены из обращения.(1) В зависимости от металла, который в данной стране был принят в качестве всеобщего эквивалента, и базы денежного обращения различаются биметаллизм и монометаллизм. Биметаллизм — денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закрепляется за двумя металлами (обычно за золотом и серебром), предусматриваются свободная чеканка из них монет и их неограниченное обращение.разновидности биметаллизма.1)Система параллельной валюты, при которой соотношение между золотыми и серебряными монетами устанавливалось стихийно на рынке.2)Система двойной валюты, при которой государство фиксировало соотношение между металлами, а чеканка золотых и серебряных монет и прием их населением производились поэтому соотношению.3)Система «хромающей» валюты, при которой золотые и серебряные монеты являлись законным платежным средством, но не на равных основаниях. Монометаллизм — денежная система, при которой один металл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения, а функционирующие монеты и знаки стоимости разменны на золото или серебро. В зависимости от характера размена знаков стоимости на золото различаются три разновидности золотого монометаллизма: 1. Золотомонетньй стандарт характеризуется следующими основными чертами:во внутреннем обращении страны находятся золотые монеты, золото выполняет все функции денег;разрешается свободная чеканка золотых монет для частных лиц (обычно на монетном дворе страны);находящиеся в обращении кредитные деньги (банкноты, металлическая разменная монета) свободно и неограниченно размениваются на золотые монеты по номиналу;допускаются свободный вывоз и ввоз золота и иностранной валюты и функционирование свободных рынков золота.2. При золотослитковом стандарте в обращении отсутствуют золотые монеты и свободная их чеканка, обмен банкнот производится на золотые слитки при предъявлении определённой их суммы. 3. золотодевизный(золотовалютный) стандарт отсутствуют обращение золотых монет и свободная чеканка, обмен банкнот производится на девизы (платежные средства в иностранной валюте), разменные на валюту иностранных стран с золотослитковым стандартом. 2) Система бумажно-кредитных денег. Бумажные деньги-ден знаки,выпускаемые казначейством,не разменные на метал,наделенные принудительным курсом. Современная денежная система стран включает следующие основные элементы: обращения.основные элементы: 1. денежную единицу(установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров)2. масштаб цен(весовое кол-во золота, закреплённое за денежной единицей; В результате Ямайской валютной реформы официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц были отменены.3. виды денег(законные платежные. средства —кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монет
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.13 (0.012 с.) |