Обзор инновационных отечественных предприятий в производственно-промышленном секторе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор инновационных отечественных предприятий в производственно-промышленном секторе



 

В конце 2013 года институт социально - экономической модернизации (ИСЭМ) подготовил рейтинг наиболее инновационных отечественных компаний [11].

Список состоит из пятидесяти компаний. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом был сформирован список компаний, претендующих на вхождение в число ведущих в сфере инноваций. В итоге было выявлено 73 позиции. На втором этапе проводилось интернет-голосование среди экспертов рынка, на основании которого была сформирована итоговая таблица рейтинга. В исследовании приняли участие 67 экспертов рынка – представителей венчурных, инвестиционных компаний, журналистов, академических, научных и других профессиональных организаций, ведущих свою деятельность на рынке инноваций.

Основной целью рейтинга было определение текущего состояния сферы инноваций в России, а также компаний, активно ведущих разработки и внедрение инновационных решений на российском рынке.

Лидирующие места заняли компании из сферы информационных технологий (ИТ). В первой десятке оказались три предприятия оборонного комплекса: ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом» и ОПК «Оборонпром». Во второй же десятке расположились авиапроизводители: ОАО «Компания „Сухой“», ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина», ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А.С.Яковлева.

Единственным представителем пищевой промышленности оказалась ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».

Наибольшее число позиций заняли добывающие и обрабатывающие предприятия.

В Приложении 1 представлен полный рейтинг инновационных компаний России.

Анализ проблемной области оценки оригинальности новшества

 

Стандарт ГОСТ Р 52113-2003 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества» [13] устанавливает порядок выбора номенклатуры показателей качества услуг в соответствии с целями управления качеством, номенклатуру, классификацию методов контроля и оценки показателей качества услуг. Положения данного стандарта распространяются на услуги, представляемые предприятиями различных организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно данному стандарту услуги бывают двух типов: материальные и социально-культурные. К материальным услугам относятся: бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т. д. Социально-культурные услуги: медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т. д.

На основании данного стандарта могут разрабатываться нормативные документы по выбору номенклатуры показателей качества услуг однородных групп и конкретных видов.

В соответствии со стандартом:

- номенклатура показателей качества – перечень качественных или количественных характеристик, обеспечивающих возможность оценки уровня качества услуг;

- социально-культурная услуга – услуга по удовлетворению социально-культурных потребностей потребителя услуги;

- результат услуги – результат деятельности предприятия или индивидуального предпринимателя, занимающихся удовлетворением соответствующей потребности потребителя услуги;

- процесс оказания услуги (процесс обслуживания) – совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуги при реализации результата услуги или организации досуга.

Показатели качества услуг должны обеспечивать:

- повышение качества услуги и соответствие требованиям потребителей;

- соответствие качества услуги передовому зарубежному опыту;

- учет современных достижений науки и техники и основных направлений научно-технического прогресса и развития сферы услуг;

- характеристику свойств услуги на стадиях ее жизненного цикла, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением.

В соответствии со стандартом к объекту возможно применение показателей качества представленных в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Классификация показателей качества услуг

Номенклатура групп показателей Группы показателей Подгруппы показателей
Показатели назначения Показатели применения  
Показатели совместимости функциональная
программная
технологическая
информационная
Показатели предприятия материально-техническая база
санитарно-гигиенические и эргономические условия обслуживания
этика общения и возможность получения дополнительных услуг
Показатели безопасности Показатели безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан электробезопасность
пожарная безопасность
безопасность от воздействия акустических, тепловых, световых излучений
безопасность результата материальной услуги при обращении с ним, неисправности и утилизации
специфические виды безопасности для отдельных услуг
Показатели безопасности для окружающей среды допустимые (по уровню и времени) химические, механические, радиационные, электромагнитные, термические, биологические воздействия на окружающую среду
устойчивость загрязняющих, ядовитых, опасных веществ, попадающих в окружающую среду
специфические показатели для отдельных групп (видов) услуг

 

Продолжение таблицы 1.2

  Показатели сохранности имущества и информации сохранность имущества в процессе предоставления услуги
сохранность информации от несанкционированного доступа;
сохранность информации от воздействия вирусов
Показатели надежности Показатели надежности результата услуги сохраняемость
комплексные показатели
Показатели стойкости результата услуги к внешним воздействиям стойкость к механическим воздействиям
стойкость к климатическим воздействиям
стойкость к специальным видам воздействий
Показатели помехозащищенности помехозащищенность результата оказания услуги
помехозащищенность процесса оказания услуги
Показатели надежности предоставления услуги   своевременность и точность выполнения заказа по срокам, объемам, номенклатуре
своевременность и точность выполнения заказа по позициям договора (контракта)
Показатели профессионального уровня персонала Показатели уровня профессиональной подготовки и квалификации уровень учебного заведения
общая и профилирующая подготовка персонала
общие навыки
знание и соблюдение требований руководящих документов
Показатели способности к руководящей деятельности значение и соблюдение трудового законодательства
умение организовать работу персонала;
знание и соблюдение законодательства экономической, финансовой, бухгалтерской сфер деятельности
умение обеспечить доброжелательную атмосферу и правильные действия в экстремальных ситуациях
Показатели знания и соблюдения профессиональной этики поведения:   индивидуальные свойства
внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями
умение создавать бесконфликтную атмосферу

 


ВЫВОДЫ по главе 1

 

В ходе первой главы были рассмотрены основные этапы развития НТП, проанализированы основные составляющие: наука, сфера адаптации достижений науки применительно к решению прикладных задач, материальное производство.

Проведено исследование влияния научно-технического прогресса на отечественные предприятия. Для поддержания конкурентоспособности предприятия необходимо следить за темпами НТП. Для этого необходимо систематическое прогнозирование и планирование НТП. В целом прогнозирование представляет собой научно обоснованное предвидение развития социально-экономических и научно-технических тенденций.

На основании исследования приоритетных направлений государства в прошлом выявлены направления современного НТП: новые технологии, механизация и автоматизация производственных процессов в связи с явным отставанием по производительности труда. Но важнейшим направлением является электрификация, потому что без неё невозможны другие направления НТП.

Поскольку результатом НТП являются инновации, проведён анализ терминологического ряда: изобретение, инновация, улучшение (изменение).

Проведён краткий обзор инновационных предприятий России.

Сделан анализ структуры жизненного цикла новшества, что позволило выявить четыре этапа преобразования научно-технического знания в новшество:

- сбор данных, структурирование проблемной области, генерация и поиск возможных решений;

- проведение научно-исследовательских работ, разработка рацпредложений, техническое творчество;

- получение и анализ результатов научно-технических исследований, классификация;

- экспансия реализованной продукции, дифференциация продукции.

Проведена предварительная оценка проблемной области и выявлены показатели качества на основании национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52113-2003 "Услуги населению. Номенклатура показателей качества".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.011 с.)