Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вытеснение языческих имен христианскими

Поиск

 

Кроме того, Зализняк А.А. указывает на то, что берестяные грамоты дают исключительно интересную возможность проследить на протяжении XI-XV вв. постепенную смену языческих имен христианскими, т.е. документировано отследить процесс христианизации страны.

Скорость христианизации имен была явно различной в разных слоях древнерусского общества. Если бы можно было определить социальный статус каждого персонажа берестяных грамот, разумеется, все подсчеты следовало бы производить раздельно для разных социальных категорий.

Поскольку, в подавляющем большинстве случаев, информацией о социальном статусе каждого персонажа берестяных грамот археологи не располагают, то пришлось ограничиться ниже следующим весьма упрощенным разделением: 1) непосредственные участники переписки на бересте, т. е. авторы и адресаты берестяных писем; 2) лица, фигурирующие в различного рода списках — долговых, податных, свидетельских и др.; 3) все прочие лица, упоминаемые в грамотах.

Таблица 1 иллюстрирует процесс христианизации основного массива имен в берестяных грамотах. В левой части таблицы даны подсчеты количества лиц в каждой из трех названных выше групп (по периодам). В правой указан процент лиц с христианскими именами от общего числа лиц данной группы в данный период. Левая часть таблицы показывает просто объем материала, который имеется; информацию о ходе изучаемого процесса дает только правая часть.

Подсчитаны раздельно:

а) основные наименования людей (в двойных наименованиях — только первые члены); такие наименования в принципе могут быть как личными именами, так и прозвищами;

б) отчества (часть которых позднее превращается в фамилии).

Таблица 1 отражает только имена категории «а»; о категории «б» см. ниже.

 

Таблица 1. Процесс христианизации основного массива древнерусских имен

(имена категории «а»)

 

 

Как хорошо видно из таблицы 1, в группе авторов и адресатов процесс христианизации имен идет намного быстрее, чем в группе должников и т.п, фигурирующих в различных реестрах. Совершенно ясно, что в первой группе гораздо шире, чем во второй, представлены лица с относительно высоким социальным статусом. В первую группу входят грамотные люди, в основном горожане, причем часто хозяева усадеб и члены их семей. Между тем во второй группе во многих случаях фигурируют крестьяне, зависимые от домовладельцев горожане и т. п.; часть людей этой группы могла быть и неграмотной. Что касается группы «Прочие», то это просто разнородный остаток, своего рода усредненный фон для выявления особенностей первых двух групп. Материал берестяных грамот свидетельствует, таким образом, о том, что верхние социальные слои переходили к новым именам существенно быстрее, чем нижние.

Но нас, главным образом, интересует развитие процесса христианизации во времени. Как видно из таблицы в XI в. (время Великого раскола церквей) христиане встречались только в высших слоях общества, в нижних – сначала полностью отсутствовали, а впоследствии достигли показателей высшего общества, но только через сотню с лишним лет. Также видим, что в XV в. процесс христианизации не был завершённым, хотя доля нехристианских имён составляла уже всего порядка 10%.

Обратимся теперь к антропонимам категории «б» — отчествам (или фамилиям) и вторым именам (прозвищам). Следует отметить прежде всего то, что в берестяных письмах доля этой категории в основном массиве имен заметно изменяется во времени, а именно, она растет: в XI-XIII вв. всего 6% (46 из 746), в XIV в. — 16% (69 из 440), в XV в. — 21% (46 из 218).

Процесс христианизации идет в этой категории антропонимов гораздо медленнее, чем в категории «а», причем это верно как для берестяных грамот, так и для Новгородской Первой летописи (НПЛ). Тут стоит заметить, что в летописи удельный вес категории «б» больше, чем в берестяных грамотах, поскольку здесь имена персонажей гораздо чаще сопровождаются отчеством. Соответствующие цифровые данные (для обоих этих источников) приводятся ниже в таблице 2. Все данные выражены в процентах, показывающих долю христианских антропонимов в соответствующей рубрике. Подсчеты для НПЛ проведены по той же методике, которая использована выше для берестяных грамот. В таблице отражены суммарные данные (без подразделения лиц на группы), поскольку материал здесь недостаточно велик для того, чтобы имели статистический смысл раздельные показания по мелким рубрикам. По этой же причине там, где мало материала, объединены рубрики соседних хронологических интервалов.

 

Таблица 2. Различие в темпах христианизации имен и отчеств

 

Итак, мы видим, что в рассматриваемый период т.н. «монголо-татарского ига» происходили такие глобальные трансформации как изменение языка и процесс христианизации населения, причём даже на тех территориях, которые не были затронуты «монгольским нашествием».

Причинно-следственные связи произошедшего сейчас вывернуты наизнанку, переставлены местами: «нашествие» выдается в качестве причины произошедших изменений, а кардинальная смена духовной жизни страны – как следствие. А ведь всё было наоборот.

Итак, мы можем сделать вывод, что история XIII–XV веков в двух словах сводится к тому, что Латинская церковь в ходе 4-го Крестового похода напала на Византийскую, побила ее, была остановлена «монголами», а затем и вовсе изгнана с Востока мусульманами-турками. Начавшись одновременно с Крестовыми походами, одновременно с ними и окончилось пресловутое «иго».

К слову сказать, хотя турки отняли у греков Царьград и основали в Европе свою Оттоманскую (по-русски Турецкую) империю, они все же оставили восточное православие неприкосновенным в своей стране, как религию политически союзную с магометанством в его борьбе с католичеством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.183.34 (0.009 с.)