Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Абсолютные и относительные величины.

Поиск

Цель: ознакомить студентов с абсолютными и относительными величинами.

Задача: Объяснить практическое применение абсолютных и относительных величин.

Содержание темы: Определение абсолютных величин. Определение относительных величин. Виды относительных величин и их взаимосвязь.

Методы: лекции, практические занятия.

Литература:

Основная: 1,2,3,4.

Дополнительная: 2,10.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое абсолютные статистические величины и каково их значение?

2. Что называется относительными величинами?

3. Какие виды относительных величин вы знаете?

Задания для самостоятельной работы.

1.Из статистических сборников выпишите абсолютные величины, характеризующие рынок труда в вашем регионе и в России в целом за несколько последних лет. Оформите данные в виде таблицы. Рассчитайте возможные показатели и напишите аналитическую записку о рынке труда в вашем регионе и в стране в целом, проведите сравнительный анализ.

2.Задача№2.

Производство молока в сельскохозяйственном предприятии по плану должно превысить уровень прошлого года 10%, или на 1550,0 т. План был перевыполнен на 5%. Определите фактическое производство молока в прошлом году, плановое задание и фактическое производство молока в текущем году.

3.Задача№3.

Планом предусмотрено снижение издержек производства на 5%, а фактически издержки производства товарной продукции по сравнению с прошлым периодом увеличились на 10%. Определите степень выполнения плана по снижению издержек производства.

4.Задача№4.

По плану валовой сбор картофеля должен был увеличиться на 15% по сравнению с прошлым годом, а сумма затрат на его производство 10%. Фактически в текущем году валовой сбор картофеля увеличился против прошлого года на 20%, а сумма затрат на 13%. Определите: отношение фактического валового сбора картофеля текущего года к плановому, отношение фактических затрат текущего года к плановым.

Тема 5. Средние величины.

Цель: раскрыть теорию средних величин.

Задача: познакомить студентов с практическим применением средних величин.

Содержание темы: Сущность и значение средних величин. Виды средних величин. Свойства средних арифметических величин. Структурные средние (мода и медиана).

Методы: лекции, практические занятия.

Литература:

Основная: 1,2,3,4.

Дополнительная: 2,4.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение средней?

2. Какие виды средних величин применяются в статистике?

3. Каковы основные свойства средней арифметической?

Задания для самостоятельной работы.

Задача№1.

По данным об урожайности двух фермерских хозяйств, представленным в таблице 1, рассчитать среднюю урожайность и сравнить эти хозяйства по урожайности.

Таблица 1. Данные об урожайности двух фермерских хозяйств

Зерновая культура Фермерское хозяйство №1 Фермерское хозяйство №2
Урожайность, ц/га Посевная площадь, га Урожайность, ц/га Валовый сбор, ц
Пшено        
Рожь        
Ячмень        
Просо        

 

Задача№2.

По условным данным табл. 2 рассчитать среднюю экспортную цену товара, применив при этом свойства средней арифметической.

Таблица 2. Распределение цены экспортируемого товара

Цена товара, долл./т. До 500 500 – 600 600 – 700 Более 700
Физический объем, т.        

Задача№3.

По данным о реализации товара по трем коммерческим магазинам представленным в таблице 3, рассчитать среднюю цену товара.

Таблица 3. Реализация товара по трем коммерческим магазинам

Номер магазина Цена товара, руб./кг Выручка от реализации, руб.
     
     
     

Задача№4.

В отделе заказов торговой фирмы заняты трое работников, имеющих 8-часовой рабочий день. Первый работник на оформление одного заказа в среднем затрачивает 14 мин., второй – 15 мин., третий – 19 мин. Определить средние затраты времени на 1 заказ в целом по отделу, а также после увеличения производительности третьего работника на 25%

Задача№5.

За два месяца по цехам завода имеются данные, представленным в таблице 4. Определить изменение средней месячной заработной платы на заводе.

Таблица 4. Данные о месячной заработной плате на заводе

№ цеха Сентябрь Октябрь
Средняя месячная заработная плата, руб./чел. Численность работников, чел. Средняя месячная заработная плата, руб./чел. Фонд заработной платы, тыс. руб.
         
         
         

 

Тема 6. Показатели вариации и другие характеристики рядов распределения.

Цель: ознакомить с характеристиками рядов распределения.

Задача: раскрыть теорию и показать практическое применение вариации и других характеристик распределения.

Содержание темы. Показатели вариации и способы их расчета. Основные свойства дисперсии, правило сложения дисперсий. Сущность дисперсионного анализа. Моменты распределения.

Методы: лекции, практические занятия.

Литература:

Основная: 1,2,3,4.

Дополнительная: 2,4,9.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое вариация и в чем состоят ее причины?

2. В чем сущность расчета дисперсии и среднего квадратического отклонения?

3. Что такое размах вариации. По какой формуле он исчисляется, в чем его недостаток как показателя вариации?

Задания для самостоятельной работы.

На основе условных ранжированных данных таблицы 1 провести анализ вариации величины налоговых сборов (тыс. руб.) с предприятий района, собранных налоговыми органами.

Таблица1. Распределение вариантов для выполнения контрольного задания

№ п/п Вариант   № п/п Вариант
                                         
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             
                                             

 

 

Тема 7. Ряды динамики.

Цель: дать понятие рядов динамики.

Задача: раскрыть сущность рядов динамики и практическое их применение.

Содержание темы: Динамические ряды и их виды. Основные показатели анализа динамических рядов. Прогнозирование на основе экстраполяции тренда и колебленности.

Методы: лекции, практические занятия.

Литература:

Основная: 1,2,3,4.

Дополнительная: 2,4,9.

Вопросы для самопроверки:

1. Для чего нужно изучать динамику явлений?

2. Какие существуют виды рядов динамики?

3. Что представляет собой темп роста? Как он исчисляется?

Задания для самостоятельной работы.

 

Задача№1.

Имеются данные о реализации телевизоров в городе за последние 11 лет:

Реализация телевизоров Номера лет
                     
Тыс. штук                      

· рассчитайте показатели, характеризующие динамический ряд: его средний уровень, абсолютные приросты (цепные и базисные), темпы роста и прироста (цепные и базисные), ускорение и значение одного процента прироста (по цепному методу), среднегодовой темп роста;

· выявите основную тенденцию реализации телевизоров в городе: методом укрепления интервалов, методом средних скользящих;

· сформулируйте соответствующие выводы.

Задача№2.

На основе данных об объеме отгруженной продукции предприятия за девять месяцев с начала года построено уравнение тренда: y=8,19 +1,11t, где t=1,2,3…Методом экстраполяции определите прогнозное значение объема отгруженной продукции на декабрь текущего года.

Задача№3.

Возрастная структура женщин в Санкт-Петербурге.

Год Женщины, тыс. чел.
всего В трудоспособном возрасте
  2720,4 1468,9
  2691,3 1435,5
  2654,4 1407,7
  2631,8 1391,9
  2613,6 1388,1
  2601,9 1391,6
  2586,1 1404,9
  2576,3 1425,8
  2559,1 1439,2
  2544,0 1443,6
  2529,1 1436,1
  2513,9 1427,8

 

Вычислите обобщающие показатели динамики и характеристики тренда. Постройте график динамики общей численности женщин и численности женщин в трудоспособном возрасте. Сделайте вывод о характере динамики возрастной структуры женщин в городе.

Задача№4.

Имеются данные о стоимости оборотных средств предприятия на начало года в сопоставимых ценах, млн.руб.

 

 

Годы Стоимость оборотных средств. Годы Стоимость оборотных средств.
       
       
       
       
       
       
       

 

Рассчитайте показатели, характеризующие динамический ряд:

· средний уровень;

· абсолютные приросты;

· темпы роста и прироста;

· среднегодовой темп роста.

· Сформулируйте соответствующие выводы.

 

Задача№5.

На основание данных задачи №4 выявите основную тенденцию методом аналитического выравнивания. Дайте экономическую интерпретацию полученного уравнения. Произведите прогноз на основе экстраполяции тренда на 2008 год, гарантируя результат с вероятностью 0,95.

Тема 8. Индексы.

Цель: раскрытие темы индексы.

Задача: объяснить теорию и практическое применение индексов.

Содержание темы: Определение индексов. Индивидуальные и общие индексы. Система взаимосвязанных индексов. Факторный анализ. Индексы средних величин.

Методы: лекции, практические занятия.

Литература:

Основная: 1,2,3,4.

Дополнительная: 2,4,10.

Вопросы для самопроверки:

1. Что называется индексом в статистике?

2. Какие задачи решают при помощи индексов?

3. В чем сущность общих индексов?

 

Задания для самостоятельной работы.

 

Задача №1.

Определите, на сколько процентов изменилась стоимость продукции в отчетном году по сравнению с базисным годом, если известно, что количество продукции уменьшилось на 5 %, а цены возросли на 10 %.

Задача № 2.

Проанализируйте изменение валового сбора зерновых культур, если общий размер посевной площади под зерновыми культурами в отчетном году по сравнению с базисным увеличился на 20%, а средняя урожайность на 10%.

Задача №3.

Плановый и фактический уровень урожайности и зерновых культур в хозяйстве составили:

Культура Площадь, га Валовой сбор, т
план Факт план Факт
Пшеница        
Лен        
Картофель        

· определите общий индекс урожайности и разнородных культур целом в хозяйстве;

· рассчитайте экономию (перерасход) посевной площади вследствие изменения урожайности по отдельным культурам по сравнению с планом;

· сформулируйте соответствующие выводы.

Задача №4.

Отработанное время и оплата труда работников на предприятии:

Категория работников Отработано чел.-дн. одного работника Оплата 1 чел.-дн., руб. (условно)
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
Руководители        
Специалисты        
Рабочие        

· используя индексный метод, проанализируйте влияние отдельных факторов на изменение общего фонда оплаты труда работников на предприятии в относительном выражении;

· определите изменения общего фонда заработной платы предприятия в абсолютном выражении за счет изменения отработанного времени и оплата труда;

· сформулируйте соответствующие выводы.

Задача №5.

Данные о численности работников и общих фондах заработной платы предприятий города:

  Предприятия Численность работников, чел. Фонд заработной платы, ден. ед.
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
      20000,0 4000,0
      2000,0 6000,0

· определите изменение средней заработной платы и факторов, влияющих на ее изменение (в относительном и абсолютном выражении);

· произведите проверку расчетов на основе составленной системы индексов и сформулируйте соответствующие выводы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.199 (0.01 с.)