Раздел 1. Введение. Рекреационная география как наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Введение. Рекреационная география как наука.



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине «Рекреационная география России»

для специальности «050103 - География»

по циклу ДПП.ДС. Дисциплины специализации

 

Очная форма обучения Курс –4 Семестр – 8 Объём в часах всего – 60 в т. ч.: лекции –16 лабораторные занятия –14 самостоятельная работа –30 Зачет – 8 семестр Заочная форма обучения Курс –5 Семестр – 9 Объём в часах всего –50 в т. ч.: лабораторные занятия – 10 самостоятельная работа – 40 Зачет – 9 семестр

Екатеринбург 2011

 

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Рекреационная география России»_

 

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2011. – 30 с.

 

Составители:

Гурьевских Ольга Юрьевна, доцент кафедры физической географии, к.г.н., УрГПУ

Янцер Оксана Васильевна, доцент кафедры физической географии, к.г.н., УрГПУ

 

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

физической географии УрГПУ

Протокол .№ 2 от ноября 2011г. Зав. кафедрой_________Янцер О.В.

 

 


Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «050103-География» специализация «Краеведение и туризм».

Целью курса «Рекреационная география России» является формирование у студентов научного систематизированного представления о пространственном аспекте размещения рекреационных ресурсов в России, на базе анализа природных, культурных, социально-экономических и геополитических факторов, влияющих на здоровье людей, а также познание закономерностей формирования, размещения, функционирования и развития территориальных рекреационных систем.

Курс базируется на знании отдельных отраслей физической, экономической и социальной географии. Для географов он не является узкоспециальным, но помогает освоению последующих социально-экономических курсов.

Курс имеет четкую профессиональную и личностную направленность, являясь составной частью подготовки специалистов по географии. Теоретические знания в области рекреационной географии России позволят будущим специалистам компетентно и эффективно развивать разные направления современной туристской индустрии.

Задачи курса:

· формирование у студентов общего представления о рекреационной географии как науке;

· ознакомление с методами исследования, теоретическим и практическим вкладом этой отрасли науки в улучшение состояния здоровья человека;

· формирование предметного знания о природных, историко-культурных, социально-экономических, геополитических и экологических особенностях основных рекреационных и туристских регионов России;

· углубление и расширение кругозора студентов в области физической, экономической и социальной географии России;

· анализ географического материала (визуального, картографического и т.п.) по вопросам развития туризма в различных регионах России;

· воспитание патриотизма через внедрение элементов рекреационной географии в содержание краеведческих исследований;

· экологическое воспитание через изучение основ рекреационного и туристского природопользования;

· накопление информационных данных для повышения профессиональной компетенции в сфере отечественного туризма и рекреации.

Цель и задачи определяют содержание курса, включающего шесть разделов. Первый раздел раскрывает вопросы эволюции рекреационного освоения территории, географического познания и развития рекреационной географии, как научной дисциплины. Здесь представлены методологические и теоретические основы рекреационной географии.

Второй раздел посвящен вопросам анализа ресурсного рекреационного потенциала и видов рекреационной деятельности. В нем изу­ча­ется методика рекреационной и экономической оценки природных ресурсов, критерии и параметры оценочных шкал и градаций.

В третьем разделе дается понятие о территориальных рекреационных системах: структуре, свойствах, классификации. В следующем разделе изуча­ются вопросы рекреационного и туристского природопользования, освещается функциональная модель и основные типы туристского природопользования, а также приводится методика определения рекреационных нагрузок на природные комплексы.

Пятый раздел посвящен вопросам рекреационного районирования. Здесь рас­крываются основные районообразующие признаки и характерные черты рекреационного района.

Завершает курс шестой раздел, в котором рассматривается рекреационный потенциал отдельных регионов России. Характеристика и оценка рекреационных особенностей дается по единому плану с учетом географической специфики регионов.

Каждый из разделов включает теоре­тические вопросы. Учебным планом предусмотрено 60 аудиторных часов. В конце 8 семестра предусмотрен за­чет.

2. Учебно-тематическое планирование

2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела Всего тру­доем- кость Аудиторные часы Са­мо­стоя­тель­ная ра­бота
Все го лек­ции ла­бора- тор­ные
1. Введение. Рекреационная география как наука          
2. Ресурсный рекреационный потенциал и виды рекреационной деятельно­сти          
3. Территориальные рекреаци­онные системы (ТРС)          
4. Рекреационное и туристское природопользование          
5. Рекреационное и туристское районирование России          
6. Рекреационный потенциал регионов России          
  ИТОГО          

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела Всего тру­доем- кость Аудиторные часы Са­мо­стоя­тель­ная ра­бота
Все го лек­ции ла­бора- тор­ные
1. Введение. Рекреационная география как наука          
2. Ресурсный рекреационный потенциал и виды рекреа­ционной деятельности          
3. Территориальные рекреаци­онные системы (ТРС)          
4. Рекреационное и туристское природопользование          
5. Рекреационное и туристское районирование России          
6. Рекреационный потенциал регионов России          
  ИТОГО          

3. Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение. Рекреационная география как наука.

1.1.Введение. Развитие рекреационной географии, как научной дисциплины, в ходе социально-культурного освоения территории и эволюции географического познания. Этапы становления рекреационной географии. Научный вклад ученых Института географии РАН, географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, других вузов и организаций в развитие рекреационной географии. Исследования Комиссии рекреационной географии Русского Географического общества.

1.2. Рекреационная география - направление современной географической науки, изучающее закономерности формирования, размещения и развития территориальных рекреационных систем. Связь рекреационной географии с экономической, социальной, физической географией и медициной.

1.3. Теоретические и методологические основы рекреационной географии.Объект, предмет и место рекреационной географии в системе наук. Основные термины и понятия рекреационной географии: территориальная рекреационная система (ТРС), социо-культурная система (СКС), рекреационный потенциал, рекреационные ресурсы, рекреационная освоенность, рекреант. Исследование пространственно-временной динамики рекреационного поведения людей. Методы исследования в рекреационной географии.

1.4. Рекреация как социо-культурный феномен современности. Социально-экономическая сущность и основные функции рекреации. Соотношение понятий «отдых» и «рекреация». Роль отдыха в жизни человека. Различные виды отдыха и их значение для восстановления сил и здоровья людей. Природа, как среда для отдыха населения. Значение отдыха для развития личности и повышения культурного уровня людей.

1.5. Организация обслуживания отдыхающих и анализ экономических предпосылок: условия для строительства инженерных сооружений и учреждений отдыха, наличие трудовых ресурсов, транспортная доступность, возможность обеспечения отдыхающих продовольствием, товарами и услугами. Соотношение рекреационного использования территории с другими видами хозяйственной деятельности в ее пределах.

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Рекреационная география как наука. Методологиче­ские и теоретические основы рекреационной географии. Темы лабораторных занятий (ОЗО) Занятие 1. Рекреационная география как наука.Ресурсный рекреационный потенциал и виды рекреа­ционной деятельности.
 

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Что является объектом и предметом изучения рекреационной географии? Каково ее место в системе наук?

2. В чем заключается роль ученых нашей страны в развитии рекреационной географии?

3. Соотношение понятий «отдых» и «рекреация». Что такое социо-культурная система?

4. Как связаны между собой рекреационный потенциал и рекреационные ресурсы территории?

5. Приведите примеры территориальных рекреационных систем, указав характерные признаки.

6. Какие методы исследования используются в рекреационной географии.

7. Каковы социально-экономическая сущность и основные функции рекреации?

 

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Ресурсный рекреационный потенциал России и виды рекреационной дея­тельности.
Темы лабораторных занятий Занятие 1. Рекреационные ресурсы России.

Вопросы для контроля и самоконтроля

1.Приведите примеры природ­ных рекреационных ресурсов.

2.Назовите требования к природным комплексам, необходимые для организации и осуществления различных видов отдыха.

3.Методы и критерии рекреационной оценки природных ресурсов.

4.Как оценивается историко-культурный потенциал?

5.По каким критериям и типам производится рекреационная оценка природных ресурсов?

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Территориальные рекреационные системы (ТРС): свойства и классификации.
 

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Характеристика структуры одной из ТРС (по выбору студента).

2. Охарактеризуйте взаимосвязи в подсистемах территориальных рекреационных систем. Приведите конкретные примеры.

3. Какие условия влияют на эффективность территориальных рекреационных систем?

4. Какова роль ландшафтного подхода при оценке влияния компонентов природы на степень благоприятности территории для рекреации?

5. Какие социально-экономические показатели развития инфраструктуры учитываются при оценке территориальных рекреационных систем? Являются ли они необходимыми при комплексной оценке ТРС?

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Рекреационное и туристское природопользование. Основные типы туристского природопользования.
Темы лабораторных занятий Занятие 1. Методика расчетов рекреационных нагрузок в ландшафтных геокомплексах.

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Перечислите основные типы туристского природопользования.

2. Какие природоохранные меры необходимо принимать в пределах ТРС для обеспечения их функционирования в будущем?

3. Охарактеризуйте роль различных видов рекреационной деятельности в нарушении состояния природных территориальных комплексов.

4. От каких факторов зависит предельная емкость территорий, предназначенных для размещения ТРС?

5. Какие категории ООПТ выполняют рекреационную функцию?

6. В какой форме может реализовываться экологический туризм в перечисленных ООПТ?

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Рекреационное и туристское районообразование и районирование.
Темы лабораторных занятий (ОЗО) Занятие 1. Основные рекреационные районы России: их размещение, общая характеристика.

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Перечислите районообразующие признаки. Каковы характерные черты рекреационного района?

2. Что является основой для проведения рекреационного районирования?

3. Охарактеризуйтеизменения в географии отдыха и туризма, произошедшие в связи с политическими и экономическими преобразованиями после распада СССР.

4. Перечислите наиболее благоприятные для организации отдыха регионы России. Какова рекреационная специализация их хозяйства?

5. Приведите примеры туристских районов узкой и широкой специализации.

6. В чем состоят отличия между туристским центром и центром туризма? Приведите конкретные примеры.

7. Какова методика количественной оценки рекреационного потенциала туристских центров России?

8. Какие меры необходимо принять по улучшению рекреационных свойств территории в окрестностях г. Екатеринбурга?

9. Назовите и подтвердите примерами формы краеведческой работы рекреационно-географического направления, которые можно реализовать в работе со школьниками?

Темы лекционных занятий

Лекция 1. Рекреационные ресурсы Северного рекреационного района.
Лекция 2. Рекреационный потенциал Уральского рекреационного района
Темы лабораторных занятий
Занятие 1. Сравнительная характеристика Центрального и Волжского рекреационных районов
Занятие 2. Сравнительная характеристика Кавказско-Черноморского, Северо-Кавказского и Каспийского районов
Занятие 3. Енисейский и Прибайкальский рекреационные районы. Проблемы и перспективы развития
Занятие 4. Рекреационные ресурсы и рекреационно-туристский потенциал Свердловской области
Темы лабораторных занятий (ОЗО) Занятие 1. Основные рекреационные районы России: их размещение, общая характеристика.

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Сравните рекреационный потенциал Урала и Прибайкалья. Выявите сходства и различия в туристско-рекреационных ресурсах, уровне развития материально-технической базы рекреации и туризма. Объясните причины различий.

2. Составьте социально-экономический и политический прогноз развития Кавказско-Черноморского и Северо-Кавказского районов. Какой из районов в настоящее время является более перспективным для развития рекреации и туризма? Почему?

3. Существуют ли проблемы в развитии рекреации и туризма в Уральском регионе? С чем они связаны? Оцените перспективы развития рекреации и туризма в данном регионе.

 

Знание номенклатуры:

Моря, омывающие территорию страны: Баренцево, Белое,Печорское,Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское, Каспийское, Балтийское.

Заливы: Таганрогский, Мезенская губа, Печорская губа, Куршский, Калининградский, Финский, Чешская губа, Байдарацкая губа, Онежская губа, Двинская губа, Кандалакшский, Обская губа, Тазовская губа, Енисейский, Оленекский, Янский, Анадырский, Шелихова, Пенжинская губа, Олюторский, Карагинский, Сахалинский, Кроноцкий, Камчатский, Петра Великого.

Проливы: Карские Ворота,Поморский,Югорский Шар, Маточкин Шар, Дм. Лаптева, Санникова, Лонга, Берингов, Первый Курильский, Кунаширский, Лаперуза, Татарский, Керченский.

Крупнейшие острова (более 1000 кв. км): о-ва Новая Земля, о. Сахалин, Новосибирские о-ва, арх. Северная Земля, арх. Земля Франца-Иосифа, Курильские о-ва, о. Врангеля, о. Колгуев, о. Вайгач, Шантарские о-ва, о. Карагинский, о. Айон, о. Белый, Командорские о-ва.

Крупнейшие полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Чукотский, Кольский, Канин, Гыданский, Куршская коса.

Крупнейшие горные системы: Уральские горы, Алтай, Западный и Восточный Саян, Верхоянский хр., Становое нагорье, Алданское нагорье, Становой хр., хр. Черского, хр. Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье, Срединный хр., горы Бырранга, хр. Большой Кавказ,.Яблоновый хр., Плато Путорана, Колымское нагорье, Хибины.

Высочайшие горные вершины: Эльбрус, Дыхтау, Казбек, Белуха, Ирбисту, Мунку-Сардык, Победа, Кызыл-Тайга, Мус-Хая, Ледяная, Пик Абориген, Верхний Зуб, Тардоки Яни, Народная, Топко, Голец Трехголовый, Камень, Ямантау, Тельпосис, Лопатина, Конжаковский Камень.

Вулканы: Ключевская Сопка,Толбачинский, Ичинская Сопка, Кроноцкая Сопка, Корякская Сопка, Шивелуч, Алаид, Тятя, Чикурачки.

Возвышенности: Приволжская, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Смоленско-Московская, Донская гряда, Среднерусская, Общий Сырт, Ставропольская, Ергени, Сибирские Увалы, Салаирский кряж,

Равнины: Западно-Сибирская, Васюганская, Ишимская, Кулундинская, Приамурская, Анадырская, Кубанская, Восточно-Европейская, Центрально-Якутская, Большеземельская тундра.

Низменности: Прикаспийская, Северо-Сибирская, Яно-Индигирская, Барабинская, Колымская.

Крупнейшие реки (более 1000 км): Обь (с Иртышом), Амур (с Аргунью), Лена, Иртыш, Енисей (с Большим Енисеем), Волга, Урал, Оленек, Днепр, Колыма, Дон, Печора, Индигирка, Хатанга (с Котуем), Таз, Северная Двина (с Сухоной), Анадырь, Селенга.

Крупнейшие озера (более 100 кв. км): Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское с Псковским, Белое, Топозеро, Ильмень, Имандра, Хантайское, Сегозеро, Кулундинское, Телецкое.

Крупнейшие водохранилища: Рыбинское, Волгоградское, Камское, Братское, Усть-Илимское, Саратовское, Куйбышевское, Чебоксарское, Цимлянское, Горьковское, Воткинское, Зейское, Новосибирское, Нижнекамское, Красноярское, Саяно-Шушенское, Хантайское, Вилюйское.

Важнейшие курорты: Сочи и его район, Анапа, Геленджик, Туапсе, Красная Поляна, Нальчик, Архыз, Теберда, Домбай, Цей, Ессентуки, Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Горячий Ключ, Карачи, Кашин, Красноусольск, Липецк, Марциальные Воды, Паратунка, Сергиевские Минеральные Воды, Солигалич, Сольвычегодск, Старая Русса, Усолье, Усть-Кут, Учум, Хилово, Шира, Аршан, Дарасун, Дорохово, Кисегач, Ямаровка, Шмаковка, Ейск, Серноводск, Белокуриха, Увильды, Горячинск, Кульдур, Шиванда, Ангара, Ленинградская курортная зона, Варзи-Ятчи, Вешенский, Аксаково, Лебяжье, Маныч, Шафраново, Юматово, Троицкий климатокумысолечебный район, Калининградская курортная зона, Садгород, Тинаки, Эльтон.

Туристские центры:

Центральный район: Москва, Сергиев Посад, Рязань, Владимир, Тула, Калуга, Смоленск, Брянск,

Западный район: Калининград, Псков, Новгород, Старая Русса, Валдай, Изборск, Печоры, Пушкинские Горы, Светлогорск.

Верхневолжский район: Тверь, Ярославль, Иваново, Кострома, Нижний Новгород, Киров, Большое Болдино, Дивеево, Углич, Осташков, Кашин, Рыбинск, Тутаев, Торжок, Торопец, Ростов, Вышний Волочек.

Уральский район: Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Уфа, Невьянск, Нижний Тагил.

Карельско-Кольский район: Петрозаводск, Мурманск.

Район «Русский Север»: Санкт-Петербург и пригороды (Павловск, Петергоф, Гатчина, Царское Село, Ораниенбаум и др.), Выборг, Каргополь, Тотьма, Сольвычегодск, Великий Устюг, Архангельск, Малые Корелы, Соловецкие острова. Валаам, Кижи, Вологда.

Кавказско-Черноморский район: Красная Поляна, Новороссийск, Анапа, Сочи и его поселки (Адлер, Аше, Лоо, Лазаревское, Макопсе, Шепси, Вардане, Мацеста, Кудепста, Хоста, Дагомыс, Головинка и др.), Геленджик, Туапсе,

Северо-Кавказский район: Ессентуки, Нальчик, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск, Минеральные Воды, Ставрополь, Владикавказ, Майкоп.

Горно-Кавказский район: Джамбалайская поляна, Архыз, Теберда, Эльбрус, Домбай, Цей, Чегем, Чегет и др.

Азовский район: Ростов-на-Дону, Таганрог, Ейск.

Каспийский район: Махачкала, Талги, Дербент, Каякент.

Поволжский район: Пенза, Сызрань, Самара, Саратов, Волгоград, Вольск, Ульяновск, Казань, Астрахань, Оренбург.

Южно-Российский район: Орел, Курск, Ейск, Липецк, Белгород, Воронеж, Тамбов.

Обско-Алтайский район: Тюмень, Тобольск, Томск, Омск, Новосибирск, Кемерово, Барнаул, Бийск, Курган, Белокуриха.

Енисейский район: Красноярск, Канск, Ачинск, Абакан.

Прибайкальский район: Иркутск, Чита, Усть-Кут, Усолье-Сибирское, Улан-Удэ, Братск.

Дальневосточный район: Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Находка, Южно-Сахалинск,

Район «Азиатский Север России»: Якутск, Магадан, Анадырь, Петропавловск-Камчатский.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

Очное и заочное отделение

1. Научный вклад российских ученых в рекреационные

2. исследования.

3. Методы исследования в рекреационной географии.

4. Рекреационное районирование В. С. Преображенского.

5. Особые условия, необходимые для альпинизма, зимнего и водного спорта, восстановления здоровья больных людей.

6. Туризм как особый вид активного отдыха. Требования

к среде для организации различных видов туризма.

7. Наличие экскурсионных объектов как одно из важных

условий для организации туризма.

8. Свойства природной среды, определяющие степень ее

рекреационной благоприятности.

9. Нарушение естественного состояния природы в процессе формирования и функционирования ТРС.

10. Создание культурных ландшафтов, их рациональное

использование в рекреационных целях.

11. Создание зон отдыха межобластного и областного значения в густонаселенных районах, их рациональное размещение.

12. Определение некоторых рекреационных свойств территорий в окрестностях г. Екатеринбурга (своего населенного пункта).

13. Выявление объектов для экскурсий, организация природоохранных мероприятий, разработка экологических троп в районе проживания студента.

14. Характеристика рекреационных условий Обско-Путоранского района.

15. Оценка рекреационного потенциала Якутского района

16. Оценка рекреационного потенциала туристского района, граничащего с районом проживания студента.

Примерные темы рефератов

1. Терминологический аппарат рекреационной географии.

2. Основные источники рекреационно-географической информации.

3. Становление рекреационной географии в России.

4. Территориальные рекреационные системы: понятие, структура, особенности развития в СССР и России.

5. Основные рекреационные районы России: их размещение, характеристика.

6. Туризм как особый вид активного отдыха.

7. Значение природной среды в укреплении здоровья. Ландшафтотерапия. Рекреационные ресурсы.

8. География туризма как важный раздел рекреационной географии.

9. Факторы и условия пространственной организации рекреационной и туристской деятельности.

10. Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования территориальных рекреационных систем.

11. Туристские районы Северного Кавказа.

12. Уральский туристско-рекреационный район России.

13. Лечебный туризм: география курортов и курортных местностей России (Урала, Свердловской области).

14. Курортные районы и курорты Большого Сочи.

Темы курсовых работ

1. Факторы и условия пространственной организации рекреационной и туристской деятельности в Свердловской области.

2. Экологические проблемы Свердловской области, возникающие в процессе рекреационной и туристской деятельности.

3. Черноморское побережье Кавказа как основная рекреационная зона России.

4. География курортов и курортных местностей Урала.

5. Культурные ландшафты Урала и Свердловской области.

6. Туристские центры Свердловской области: типология, оценка, особенности функционирования.

7. Сравнительная характеристика двух рекреационных районов России (по выбору студента).

8. Культурно-исторические рекреационные ресурсы Свердловской области: сущность, классификация, оценка.

9. Функциональное зонирование природного парка Свердловской области (по выбору студента).

 

Примерные вопросы для курсового зачета

1. Объект и предмет исследования в рекреационной географии. Место рекреационной географии в системе наук.

2. Методологические основы рекреационной географии.

3. Развитие рекреационной географии. Соотношение понятий «отдых» и «рекреация».

4. Рекреационная деятельность: понятие, виды и эволюция.

5. Рекреационные и туристские ресурсы.

6. Рекреационная оценка природных ресурсов. Климатические и гидрологические условия организации отдыха.

7. Отдых как основа особой отрасли экономики.

8. Культурно-исторические рекреационные ресурсы: сущность, классификация, этапы оценивания.

9. Историко-культурный потенциал и методика его оценки.

10. Природное и культурное наследие в туризме. Объекты всемирного наследия в России и развитие туризма.

11. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия: современные представления и подходы к типологии.

12. Территориальные рекреационные системы. Подсистемы ТРС. Их основные свойства.

13. Классификация территориальных рекреационных систем.

14. Методы изучения территориальных рекреационных систем.

15. Туризм и окружающая среда: пространство взаимодействия.

16. Экологические проблемы, возникающие в процессе формирования и функционирования территориальных рекреационных систем.

17. Возможности для улучшения рекреационных свойств среды.

18. Рекреационное районообразование и районирование: признаки, характерные черты рекреационных районов.

19. Особенности рекреационной оценки территории как основа для проведения рекреационного районирования.

20. Туристские районы: иерархия и типология. Районы узкой и широкой специализации.

21. Основные рекреационные районы России. Общая характеристика.

22. Туристские районы Северного Кавказа. Кавказские Минеральные Воды.

23. Черноморское побережье Кавказа как основная рекреационная зона России.

24. Туристские районы Центральной России. Подмосковье. «Золотое кольцо» России.

25. Туристские районы Северо-Запада и Европейского Севера России. «Серебряное кольцо» России.

26. Волжский и Уральский туристско-рекреационные районы России.

27. Рекреационные возможности Амурско-Дальневосточного района.

28. Обско-Путоранский район.

29. Рекреационный потенциал Уральского и Прибайкальского районов.

30. Перспективы развития рекреации и туризма в Уральском регионе.

Примерные темы выпускных квалификационных работ

1. Природно-ресурсный потенциал Свердловской области.

2. Рекреационное районирование Свердловской области (Урала).

3. Культурно-исторические рекреационные ресурсы Урала.

4. Экологические проблемы Уральского района, возникающие в процессе рекреационной и туристской деятельности.

5. Создание зон отдыха областного значения в пределах Екатеринбургской городской агломерации.

6. SWOT-анализ факторов и условий развития рекреационной и туристской деятельности в Свердловской области.

V. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты должны знать:

· Основные теоретические положения, базовые понятия и термины курса;

· Основы рекреационного и туристского природопользования;

· Особенности современной организации рекреационной и туристской деятельности;

· Основы индустрии туризма и отдыха для организации рекреационной деятельности, специфику внутреннего туризма в России;

· Особенности развития, географии и территориальной организации туризма в Российской Федерации.

Студенты должны уметь:

· Критически анализировать основные концепции и понятия науки;

· Определять и оценивать факторы, влияющие на размещение туристских центров России;

· Применять геоинформационные технологии для моделирования в туристском бизнесе;

· Давать характеристику рекреационных ресурсов отдельных регионов (районов) России;

· Анализировать и давать оценку рекреационных ресурсов, туристской освоенности и перспектив развития туризма в различных регионах России.

Критерии оценки качества знаний студентов

 

При оценке знаний студента итоговой аттестации по дисциплине «Рекреационная география России» применяются следующие критерии:

«Зачет» – при ответе на вопрос студент должен:

P показать глубокие, прочные знания.

Pустанавливать рекреационные причинно-следственные связи, применять знания в новой ситуации.

Pпродемонстрировать умение излагать материал с учетом принципов объективности и научности,

P уметь осуществлять анализ рекреационных факторов и явлений,

Pделать аргументированные выводы.

«Незачет» – с тудент:

P не знает содержания вопроса, основных понятий, терминов.

Pне умеет устанавливать причинно-следственные связи,

Pне умеет излагать материал с учетом принципов научности и объективности, анализировать указанные источники.

Pответ студента не соответствует вопросу, ответ отсутствует, либо при отказе от ответа на вопрос.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература

Основная

1. Кусков, А.С. Рекреационная география. Учебно-методический комплекс / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. – М. Изд-во «Флинта», МПГИ, 2005. – 496 с. – электронный вариант.

2. Николаенко, Д.В. Рекреационная география:. Учеб.пособие для студентов вузов / Д.В. Николаенко. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 288с.:ил. -(Рекомендовано МО РФ) – 57.

3. Сапожникова, Е.Н. Страноведение: Теория и методика туристского изучения стран: Учеб.пособие для студентов вузов по спец.230500 - Социал.-культур. сервис и туризм/ Е.Н.Сапожникова. – М.:Академия, 2004.-240с.-(Высшее профессиональное образование)-Рек.Учеб.-метод.об-нием. - 10

Дополнительная

1. Веденин, Ю.А. География и здоровье населения/ Ю.А. Веденин // География в школе. – 1991. -№6. с. 17-22.

2. Веденин Ю. А., Новые подходы к сохранению и использованию культурного и природного наследия в России // Ведениин Ю.А., Шульгин П. М. Изв. АН СССР., Сер. геогр. 1992. № 3. С. 90-99.

3. Веденин, Ю.А. Рекреационная деятельность и экология человека/ Ю.А. Веденин. – М., 1988. – 95 с.

4. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие./ В.Г. Гуляев.- М.: Нолидж, 1996. - 312 с.

5. Даринский, А.В. География туризма в Российской Федерации: Учебное пособие./ А.В.Даринский. - С-Пб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 1993. - 75 с.

6. Исаченко, А.Г. Оптимизация природной среды /А.Г. Исаченко. – М., 1980. – 154 с.

7. Колотова, Е.В. Рекреационное ресурсоведение. Учебное пособие/ Е.В. Колотова. М., Советский спорт, 1998, - 126 с.

8. Котляров, Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов [Текст]/ Е.А. Котляров. - М.: Мысль, 1978. - 38 с.

9. Винокурова, Н.Ф. Методическое пособие по курсу «Природопользование»: Кн. для учителя/ Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др. - М.: Просвещение, 1996. - 207 с.

10. Мазуров Ю. Л. Ландшафтно-экологическое обоснование территориального проектирования: принципы и практика // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 1995. № 1. С. 55-61.

11. Максаковский В. П. Географическая культура. - М., 1998., - 416 с.

12. Мироненко, Н.С. Рекреационная география [Текст] / Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов. - М., 1981., - 115с.

13. Мухина Л. И. Исследование природно-антропогенных геосистем. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. 99 с.

14. Пашканг К.В. Рекреационная география /К.В. Пашканг, Т.Ю. Притула // География в школе. - №3. – 1978. – с. 23-27.

15. Теория рекреалогии и рекреационной географии / Отв. ред. В.С. Преображенский д.г.н., профессор, И.В. Зорин, к.г.н., доцент. - М.: Ин-т географии Российской академии наук, Российский международный ин-т туризма, 1992. - 178 с.

16. Притула, Т.Ю. Программа профильного курса “Рекреационная география” для IX-XI классов [Текст]/ Т.Ю. Притула // География в школе. - №5. - 1995. - С. 45-47.

17. Рекреационное использование территории и охрана лесов /В.Б. Нефедова, В.Д. Смирнова, В.П. Чижова, Л.Г. Жвидченко. - М.: Лесн. пром-сть, 1980. - 184 с.

18. Основы конструктивной географии / Под ред. И.П. Герасимова, В.С. Преображенского. – М., 1986.

19. Райх, Е.Л. Окружающая среда и здоровье (Основы конструктивной географии) / Е.Л. Райх. – М., 1986. – 120 с.

20. Рекреационные системы/ Под ред. Н.С. Мироненко, М.М. Бочарова. – М., 1986. – 87 с.

21. Царфис, П.Г. Рекреационная география СССР (курортологические аспекты)/ П.Г. Царфис. - М.: Мысль, 1986. - 237 с.

22. Энциклопедия туриста/ Редкол.: Е.И. Тамм (гл. ред.), А.Х. Абуков, Ю.Н. Александров и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 607 с.

 

6.2. Информационное обеспечение дисциплины

Электронные сайты

1. www.nikolaenko.ru

2. www.itrevel.ru

3.http://www.portal-urfo.ru/about/resourses

4. http://geoworks.chat.ru/recr1.htm

5. http://tourlib.net/aref_tourism/ilina.htm

6. http://uraledu.ru

Учебно-наглядные пособия

  1. Настенная физическая и политическая карты мира
  2. Настенная общегеографическая и административно-политическая карта России и стран СНГ
  3. Видеофильмы по туристским регионам
  4. Слайды по туристическим регионам

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

 

по дисциплине «Рекреационная география России»

для специальности «050103 География»

по циклу ДПП.ДС. Дисциплины специализации

 

Подписано в печать_____. Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л._____

Тираж_____экз. Заказ ________

Уральский государственный

педагогический университет.

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине «Рекреационная география России»

для специальности «050103 - География»

по циклу ДПП.ДС. Дисциплины специализации

 

Очная форма обучения Курс –4 Семестр – 8 Объём в часах всего – 60 в т. ч.: лекции –16 лабораторные занятия –14 самостоятельная работа –30 Зачет – 8 семестр Заочная форма обучения Курс –5 Семестр – 9 Объём в часах всего –50 в т. ч.: лабораторные занятия – 10 самостоятельная работа – 40 Зачет – 9 семестр

Екатеринбург 2011

 

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Рекреационная география России»_

 

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2011. – 30 с.

 

Составители:

Гурьевских Ольга Юрьевна, доцент кафедры физической географии, к.г.н., УрГПУ

Янцер Оксана Васильевна, доцент кафедры физической географии, к.г.н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.198 с.)