Складывание разрезных картинок (листы 38-40). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Складывание разрезных картинок (листы 38-40).



Методика складывания разрезных картинок используется для исследования перцептивного моделирования, основанного на анализе и синтезе пространственного взаиморасположения частей целого изображения, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть синтез на предметном уровне (конструктивный праксис).

Методика представляет собой четыре комплекта рисунков, каждый из которых состоит из трех одинаковых изображений. В качестве изображений взяты апробированные в долголетней работе цветные изображения: мяч, кастрюля, варежка, пальто. В этих изображениях дополнительным ориентиром является цвет фона.

Каждое из эталонных изображений в комплекте не предназначено для разрезания, в то время как остальные должны быть разрезаны по указанным линиям. При этом изображения каждого комплекта разрезаются по-разному и представляют тем самым задания различной сложности. Задания усложняются не только числом «деталей», но и конфигурацией разреза, а также характером самого изображения.

Перед ребенком на стол кладут эталонное изображение и рядом, в случайном порядке, раскладывают детали такого же изображения, но разрезанного. Инструкция подается, как правило, в словесной форме. Ребенка просят сложить из кусочков, находящихся перед ним, точно такую же картинку, как эталонная. Вне зависимости от возраста целесообразно первой предъявлять картинку, разрезанную таким образом, чтобы ребенок мог сложить её без затруднений.

После этого необходимо предъявить ребенку другую картинку, разрезанную точно таким же образом, чтобы убедиться в доступности задания для выпол­нения.

Наличие четырех комплектов позволяет выявить не только актуальный уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, но и оценить обучаемость ребенка, дозируя помощь или обучая новым для него видам деятельности.

Анализируется не только успешность выполнения, но, в первую очередь, стратегия деятельности ребенка.

Анализируемые виды стратегии деятельности:

хаотическая, то есть не имеющая цели, манипулятивная деятельность ребенка (без учета результативности своих собственных попыток);

метод «проб и ошибок» — действия в наглядно-действенном плане, с учетом проведенных проб и полученных ошибок;

целенаправленное выполнение задания без предварительной програм­мы или хотя бы зрительно-пространственной оценки;

— выполнение в наглядно-образном плане с предварительным зритель­ным «примериванием», соотнесением результата и образца.

Возрастные показатели выполнения задания

Дети 3-3,5-летнего возраста обычно справляются с заданием на складыва­ние картинок, разрезанных пополам.

Дети 4-4,5-летнего возраста обычно справляются с заданием на складыва­ние картинок, разрезанных на три равные части (вдоль рисунка или поперек него), на четыре равные части (имеются в виду прямые разрезы под углом 90°).

Дети 5-5,5-летнего возраста обычно справляются с заданием на складыва­ние картинок, разрезанных на три-пять неравных частей (вдоль рисунка и поперек него), на четыре равные диагональные части (имеются в виду пря­мые разрезы под углом 90°).

Дети старше 5,5-6,5-летнего возраста обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на пять и более неравных частей раз­личной конфигурации.

Прогрессивные матрицы Равена.

Задание. Заполнение пробела в матрице. Матрицы Равена предназначены для определения уровня интеллектуального развития. Они могут применяться при обследовании лиц с любым языковым и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития, что создает преимущества их использования при обследовании детей с речевыми нарушениями первичного характера.

По утверждению Равена, при исследовании по этому методу можно выявить способности к систематизации в мышлении, способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями. Для изучения общего интеллекта, по мнению автора, необходимо дополнительное использование вербальных шкал.

Цветной вариант матриц, предназначен для обследования детей от 5-ти до 11-ти лет. Он состоит из трех серий А, Ав, В по 12 заданий в каждой серии. В процессе выполнения составляющих тест заданий проявляются три основных психических процесса: внимание, восприятие и мышление. В результате анализа ответов испытуемых можно судить об уровне развития у них наглядных форм мышления. Тест можно применять для индивидуального и группового обследования детей. При индивидуальном тестировании детей от 5-ти до 8-ми лет результаты решения заданий записывает специалист, проводящий обследование. Дети старше 8-ми лет могут фиксировать свои ответы в протоколе самостоятельно. Инструкция сообщается испытуемому доступными для него средствами и должна содержать указание на наличие «пробела» в матрице («коврике») и необходимость его заполнения подходящим вкладышем («кусочком») из шести предложенных вариантов Работа начинается с задания А1. Инструкция: «Посмотри сюда (показываем картинку). Здесь в рамке рисунок коврика, у которого недостает одной части. Ее отсюда вырезали. Каждый из этих кусочков (показываем все по очереди) имеют одинаковый вид, по которому они проходят для пустого промежутка, но только один из них правильный полностью. Посмотри: N1 - форма правильная, но образец неверный, N 2 - вообще нет образца, N 6 - почти верный, но тоже плохой (показываем на белое место) и т.д. Только один из них верен. Покажи тот кусочек, который полностью подходит» После нахождения правильного ответа ребенку предлагается следующее задание. В случаях неудач рекомендуется возвращение к демонстрации решения задания А1. В случаях неудач, Равен рекомендует также применять «задвижную» форму теста. По мнению автора, нет необходимости приводить инструкцию полностью к каждому заданию. Ее можно сократить, упростить. Оценка решений. За каждое правильное решение начисляется 1 балл. Суммарное количество баллов, полученных при решении 35 заданий, является основным показателем, который интерпретируется путем сравнения с нормами для данного возраста. Для каждой суммы баллов существует определенное распределение правильных результатов по отдельным сериям. Если но результатам обследования оно отличается от стандартов, обследование нельзя считать полностью валидным.

Таблица № 1

Нормальное распределение результатов в отдельных сериях

Общая сумма А Ав В Общая сумма А Ав В
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

В соответствии с суммой правильных решений уровень развития интеллекта можно выразить с помощью так называемой процентной шкалы.

Таблица № 2

Оценка результатов по тесту Равенна (процентная шкала)

Степень Оценка результатов Условия
I Очень высокий Если результат 95 % и выше
II Высокий Если результат 75 % и выше
III средний Если результат в границах выше 25 % - ниже 75 %
+ Выше среднего Если результат выше среднего арифметического для данного возраста
- Ниже среднего Если результат ниже среднего арифметического для данного возраста
IV Низкий Если результат 25 % и ниже
V Очень низкий Если результат 5 % и ниже

Таблица № 3

Процентные стандарты для детей в возрасте 5,6 -11 лет

Сумма правильных решений, проценты Возраст
5,6   6,6   7,6   8,6   9,6   10,6  
95 %                        
90 %                        
75 %                        
50 %                        
25 %                        
10 % -                      
5 % - - -                  

Таблица № 4

Таблица нормального распределения результатов в отдельных сериях

Общая сумма А Ав В
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Т.В.Розановой предложено при работе с тестом Равена использовать и оценивать различные виды помощи ребенку («Развитие памяти и мышления глухих детей». М.: Педагогика, 1978).

Работа с матрицами ведется в стандартной последовательности. В качестве обучающего примера используется задание А 1, причем рассматриваются все шесть вариантов решения и выясняется, почему пять из них не подходят, а 4-й вариант правильный При выполнении последующих 35-ти заданий в случаях затруднений детям оказываются различные виды помощи: стимулирующая («Неправильно, подумай еще!»). Эта же помощь повторяется после второй ошибки. После третьей неудавшейся попытки решения ребенку оказывается помощь в виде наглядного анализа условия задачи (обращается внимание ребенка на расположение частей фигур, направление линий и т.д.). В случае очередной неудачи задание переводится на наглядно-действенный уровень, при котором вкладыши делаются подвижными с тем, чтобы ребенок мог их приложить к вырезу матрицы и таким образом найти подходящую вставку. В заданиях А11, А12, Ав12, В8, В12 вводится объяснение принципа решения.

Оценка результатов проводится следующим образом: за каждый правильный ответ первой попытки испытуемый получает 1 балл, со второй - 0,5 балла, с третьей - 0,25 балла. За нахождение правильного ответа после объяснений или в результате манипулирования со вкладками баллы не начисляются. Суммарное количество баллов, полученное при решении 35-ти заданий, является основным показателем психического развития, который интерпретируется путем сравнения с возрастными нормами. Учитывается также количество баллов, полученных после стимулирующей помощи и количество использованной помощи.

Анализ распределения индивидуальных данных позволил выделить четыре уровня успешности решения матричных задач: IY - высший уровень успешности - 28 и более баллов (80-100% верных решений), III - 27,9-23 балла (79,9-65%), II-22,9-17 баллов (64,9-50%), 1-16,9 и менее баллов (Т.В.Егорова в кн. «Дети с задержкой психического развития». М.: Педагогика, 1984).

Для нормально развивающихся учащихся 1-2-х классов в 90% случаев отмечается IY и III уровни успешности. II и особенно I уровень успешности решения матричных задач встречается у детей с отклонением в развитии. Суммарное количество баллов, равное 13 и менее, было обнаружено лишь у детей с умственной отсталостью (Т.В.Розанова, 1978, Л. И. Перес лени, 1989).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.75.78 (0.026 с.)