Задачи ознакомительной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи ознакомительной практики



Общие задачи:

*развитие и укрепление интереса студентов к избранной профессии специального психолога;

*закрепление, углубление и обогащение специальных знаний в процессе их использования при решении конкретных учебно-психологических задач;

*формирование профессионально-значимых качеств личности психолога, потребности в психологическом самообразовании; уточнение представления о роли и месте психолога, его Я-концепции как в процессе профессиональной подготовки, так и в практической деятельности;

*формирование профессиональных знаний, умений и навыков;

*формирование социально-профессиональных компетенций;

*формирование творческого исследовательского подхода к профессиональной психологической деятельности;

*ознакомление с инструментарием, методами организации и проведения психологического исследования;

*ознакомление с этическим кодексом практического психолога.

Конкретные задачи:

*ознакомиться с работой специального психолога в диагностических и коррекционно-педагогических учреждениях;

*ознакомиться с функциональными обязанностями, планом работы специального психолога, документами, регламентирующими его профессиональную деятельность, условиями работы;

*ознакомить студентов с различными отклонениями в психическом развитии детей на практике;

*помочь овладеть студентам различными видами наблюдения как метода психологического изучения детей с разного рода нарушениями психического развития.

Этапы работы в ходе ознакомительной практики

I этап

1) ознакомление с общими задачами, решаемыми организацией, учреждением, местом и ролью специального психолога в данных условиях;

2) установление личного и делового контакта со штатным психологом;

3) изучение документов, регламентирующих деятельность психолога и условиями работы на данном месте.

II этап

1) наблюдение за детьми, имеющими различные отклонения в психическом развитии, обсуждение выявленных особенностей с психологом;

2) наблюдение за работой психолога, оказание ему практической помощи в изучении детей с отклонениями в развитии, анализе психических явлений;

3) участие в подведении итогов выполнения конкретной задачи и выработке предложений и рекомендаций совместно с психологом.

III этап

1) обработка и анализ материалов практики для отчета;

2) получение письменной характеристики от руководителя практики в учреждении, организации;

3) составление письменного отчета по практике и представление его в установленные сроки на кафедру специальной и клинической психологии;

4)подготовка к выступлению с отчетом на итоговой учебно-практической конференции.

Основные методы работы в процессе учебно-ознакомительной практики

Наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Способ работы, при котором психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение в ожидании, когда интересующее исследователя явление проявится так, что его можно будет зафиксировать прямо или косвенно и описать.

Беседа - выявление интересующих психолога связей на основе эмпирических данных, полученных в живом двустороннем общении с испытуемым. Выступает, как правило, в качестве вспомогательного метода.

Изучение документов - личных дел, биографии, автобиографии, характеристики, рекомендаций, результатов психологического исследования (тестирования, анкетирования и др.).

Задания на самостоятельную работу

· Изучение нормативно правовых актов регулирующих деятельность специального психолога в данном образовательном учреждении, а так же соответствующей учебной методической литературы, инструктивных и методических материалов;

· Уяснение структуры деятельности и основных направлений работы специального психолога в данном образовательном учреждении;

· Изучение вопрос организации деятельности специального психолога в данном образовательном учреждении;

· Исследование содержания деятельности специального психолога в данном образовательном учреждении;

· Участие в работе специального психолога путем выполнения заданий получаемых от руководителя практики;

· Знакомство, изучение, анализ архивных данных на детей прошедших обследование в данном образовательном учреждении;

· Знакомство, изучение, анализ планов-протоколов обследования и психологических заключений.

 

 

ПЕРВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРАКТИКА

Первая комплексная практика проводится с детьми с отклонениями в развитии дошкольного возраста, в процессе которой студенты овладевают базовыми навыками диагностической и коррекционной работы.

Шестинедельный выход позволяет студентам приобрести необходимые практические навыки работы специальными психологами с детьми 3-7 лет, наработать умения налаживать контакт, проводить диагностическое исследование, планировать последующую коррекционную работу. Студенты очного отделения выходят на практику 3 раза по две недели (в октябре, марте и июне), каждый выход позволяет произвести диагностическую и коррекционную деятельность с детьми разных категорий нарушений (с ЗПР, с умственной отсталостью, с нарушением слуха, с нарушением зрения и т.д.). План работы и документация идентичны для всех трех выходов, но категории детей (типы нарушений) изменяются.

Основными задачами первой комплексной практики являются:

1. Углубление и закрепление теоретических и практических знаний, полученных за время учебы по дисциплинам специальности.

2. Приобретение умений и навыков работы специальными психологами с детьми с отклонениями в развитии дошкольного возраста.

3. Формирование умения изучать личность ребенка с нарушениями в развитии с целью диагностики и составления программы развития.

4. Выработка умения составлять психологическую характеристику детей с нарушениями развития.

5. Формирование и развитие как профессиональных умений и навыков, так и значимые качества личности специального психолога.

Этапы работы в ходе первой комплексной практики

I этап

1) знакомство с местом прохождения практики.

2) беседа с воспитателями, психологами, дефектологами, логопедами.

3) изучение входящей информации на детей (сбор медицинского и психологического анамнеза, ознакомление с картами развития и характеристиками, анализ продуктов деятельности).

4) формирование диагностической гипотезы. Составление плана-протокола психологического обследования в соответствии с диагностической гипотезой

 

II этап

1) Знакомство с детьми путем наблюдения за игровой деятельностью и посещения выявляющего занятия психолога учреждения

2) Исследование психолого-педагогических особенностей детей в соответствии с планом диагностического обследования

3) Анализ полученных данных путем проведения психолого-педагогического консилиума

III этап

1) обработка и анализ материалов практики для отчета;

2) получение письменной характеристики от руководителя практики в учреждении, организации;

3) составление письменного отчета по практике и представление его в установленные сроки на кафедру специальной и клинической психологии;

4)подготовка к выступлению с отчетом на итоговой учебно-практической конференции

Обязательная документация

По итогам прохождения практики студенты предоставляют письменный отчетв форме документов: «Дневник практики» и «Отчет о проделанной работе»; в указанный срок сдают его на кафедру специальной и клинической психологии.

Документы должен быть выполнены в компьютерном варианте (шрифт Times New Roman, размер - 14, полуторный интервал, поля: верхнее нижнее и правое - 2 см, левое - 3 см). Нумерация листов (сверху страницы, от центра) сквозная, титульный лист учитывается, но не нумеруется. Объем отчета определяется каждым студентом индивидуально и не должен быть менее 10 страниц печатного текста.

Структура и содержание дневника практики

Место прохождение практики (полное название образовательного учреждения)

Адрес образовательного учреждения

Руководитель практики

Режим работы специалистов учреждения и индивидуальный график работы с детьми

Индивидуальный план работы составленный в соответствии с графиком работы учреждения. Каждый день работы в индивидуальном плане должен быть подписан психологом учреждения

Список обследуемых детей

Структура и содержание отчета

Отчет стоит из титульного листа (титульный лист отчета оформляется по образцу, указанному в при­ложении 1), оглавления, общей части, заключения, примечания списка использованной литературы.

В общей части отражается характеристика выполненной работы:

Где прошел практику

Цель и задачи практики

Характеристика деятельности образовательного учреждения (структура учреждения, состав специалистов, основные направления работы)

Основные этапы практики (планы-протоколы психологического обследования (см приложение №2,3), характеристики на каждого обследованного ребенка, рекомендации с учетом полученных данных в ходе обследования)

Впечатления, примечания, трудности

В заключении обобщаются результаты практики.

В примечание вкладывается, стимульный материал на основе которго поводилось психологическое обследование, продукты деятельности ребенка

 

ВТОРАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРАКТИКА

Вторая комплексная практика проводится с детьми с отклонениями в развитии школьного возраста, в процессе которой студенты овладевают базовыми навыками диагностической и коррекционной работы, продолжается формирование необходимых знаний, умений и навыков оказания специальной психологической помощи.

Также шестинедельный выход позволяет студентам приобрести необходимые практические навыки работы специальными психологами с учащимися с отклонениями в развитии (начального, среднего и старшего звена СКОУ), наработать умения налаживать контакт, проводить диагностическое исследование, планировать последующую коррекционную работу. Студенты очного отделения выходят на практику 2 раза по три недели (в феврале и в мае), каждый выход позволяет произвести диагностическую и коррекционную деятельность с учащимися разных категорий нарушений (с ЗПР, с умственной отсталостью, с нарушением слуха, с нарушением зрения и т.д.). План работы и документация идентичны для двух выходов, но категории детей (типы нарушений) изменяются.

Основными задачами первой комплексной практики являются:

1. Углубление и закрепление теоретических и практических знаний, полученных за время учебы по дисциплинам специальности.

2. Приобретение умений и навыков работы специальными психологами с учащимися СКОУ.

3. Формирование умения изучать личность учащихся начального, среднего и старшего звена с нарушениями в развитии с целью диагностики и составления программы развития.

4. Выработка умения составлять психологическую характеристику учащихся начального, среднего и старшего звена с нарушениями развития.

5. Формирование и развитие как профессиональных умений и навыков, так и значимые качества личности специального психолога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.027 с.)