Обследование эмоционально-волевой сферы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование эмоционально-волевой сферы.



Оценка эмоциональных состояний, уровень сформированности волевых усилий. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания). Доминирующие мотивы. Половозрастная идентификация

4. Обследование личностной сферы, межличностных отношений.

Уровень притязаний, самооценка (адекватная/неадекватная, способность личности к рефлексии, критичность, адекватность). Проблемные зоны в системе отношений личности.

 

С целью максимально полного описания психологического статуса ребенка рекомендуется обследование каждого параметра проводить не менее чем по двум диагностическим методикам. Отбор методик осуществляется психологом самостоятельно, исходя из возрастных и индивидуально-типологических особенностей ребенка. Полное описание диагностических методик, процедура проведения, инструкции и возрастные особенности выполнения находится в методических рекомендациях к указанным выше диагностическим комплектам. Некоторые из них приводятся в настоящих методических рекомендациях. Значком * обозначаются методики, используемые и для обследования детей младшего школьного возраста.

 

Рекомендуемый диагностический инструментарий

 

№ п/п Исследуемый параметр Диагностические методики
  Познавательная сфера
1. Восприятие 1. Узнавание реалистических, недорисованных, перечеркнутых («зашумленных») изображений (таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов; узнавание наложенных изображений - фигуры Поппельрейтора) 2. Методика Т.Н. Головиной (таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать). 3. Картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине» 4. Методика «Эталоны». 5. Буквенный гнозис* 6. Восприятие сенсорных эталонов: формы, цвета, величины (подбор по образцу и называние предметов разного цвета, формы, величины).
2. Внимание   1. Методики Пьерона-Рузера, Бурдона, «Корректурная проба» *, кодирование Векслера 2. Методика Рыбакова (таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга). 3. Методика Рыбакова (таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов). 4. Таблицы Шульте* (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25) * 5. «Недостающие детали» (таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера). 6. «Счет по Крепелину» * 7. Методика Мюнстерберга.  
  Память 1. Запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений т. д. (таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты))* 2. Запоминание 10 слов (по А.Р. Лурия). * 3. Методика А. Н. Леонтьева (опосредованное запоминание слов с изображением предметов)*. 4. Пиктограмма (методика А. Р. Лурия) *. 5. Воспроизведение текстов (бланки с текстами для воспроизведения) *.  
  Мышление    
  Наглядно-действенное мышление 1. Доска Сегена (с цельными геометрическими или предметными вкладками). 2. Почтовый ящик. 3. Включение в ряд (матрешки). 4.
  Наглядно-образное мышление 1. Кубики Кооса*. 2. Доска Сегена (с разрезными геометрическими или предметными вкладками). 3. Разрезные картинки. 4. Прогрессивные матрицы Равенна (стандартные и цветные) *. 5. Моделирование (конструирование).  
  Вербально-логическое (понятийное) мышление 1. Методика «Четвертый лишний» (таблица с изображениями предметов, один из которых не; подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории)). 2. Исключение понятий (таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным). * 3. Классификация предметов (набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации). 4. Методика «Выделение существенных признаков». 5. Методика «Поиск закономерностей» (таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей). * 6. Методики «Простые аналогии», «Сложные аналогии».* 7. Узнавание конфликтных изображений–нелепиц. 8. Понимание переносного смысла пословиц и поговорок*, метафор (таблицы с пословицами и поговорками). 9. Понимание смысла сюжетных картин (набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий)). 10. Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления (методика Выготского-Сахарова, модифицированная Н.Я. Семаго). 11. Понимание прочитанного (таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием)). * 12. Таблицы с загадками. 13. Исследование ассоциаций (бланки со словами, один из вариантов — подбор слов, противоположных по смыслу). 14. Составление рассказа по серии сюжетных картин. 15. Выделение двух существенных признаков. *  
  Эмоционально-волевая сфера
  Эмоции 1. Понимание эмоциональных состояний по мимике 2. Оценка ситуационных и личностных эмоциональных реакций; настроения; чувств. 3. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.
  Мотивация Методика Мотивация учения * (определение мотивов к учению).
  Личностная сфера
  Межличностные отношения 1. Методика «Незаконченные предложения». * 2. Социометрическое исследование. 3. Методика для исследования субъективных межличностных отношений ребенка (СОМОР).
  Самооценка 1. Методика «Лесенка». 2. Методика Дембо-Рубинштейн.

 

 

ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МАТЕРАЛА

(Методическим рекомендациям по использованию диагностического ком­плекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов». /Авт.-сост. Сема­го Н.Я., Семаго М.М. — М.: АРКТИ, 1999. — 32 с. (Библиотека психолога-практика)

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС)

Чрезвычайно важно до исследования непосредственно особенностей мышления ребенка выявить специфику его зрительного восприятия, в том числе и буквенного гнозиса. Подобная организация исследования позволяет дифференцировать ошибки идентификации изображений, букв, а также их отдельных частей от непосредственно трудностей мыслительных операций при работе с использованием различного рода рисуночных и.текстовых материалов. Практика диагностической деятельности показывает, что все методики для вы­явления особенностей зрительного гнозиса в норме доступны детям с 3,5 - 4-летнего возраста (за исключением буквенного гнозиса, который предъяв­ляется детям, овладевшим началами письма и чтения). Безусловно, необходимо учитывать нормативный для каждого возраста словарный запас.

При выявлении выраженных нарушений зрительного гнозиса анализ результатов выполнения всех дальнейших заданий, предлагаемых в Комплекте, проводится с обязательным учетом выявленных особенностей.

1. Узнавание перечеркнутых изображений (лист 10 комплекта).

Ребенку предлагают узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. Целесообразно не показывать ребенку, с какого изоб­ражения необходимо начинать узнавание, поскольку это позволяет обнару­жить особенности стратегии восприятия. На листе слева направо располо­жены: в верхнем ряду — бабочка, лампа, ландыш; в нижнем ряду — моло­ток, балалайка, расческа.

Анализируемые показатели:

— возможность узнавания перечеркнутых изображений;

— возможность адекватного выделения фигуры (устойчивость зрительного образа предмета);

— стратегия направления обзора (справа налево, слева направо, хаотично или последовательно).

 

2. Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора), лист 11.

Ребенку предлагают узнать все изображения наложенных друг на друга кон­туров реальных объектов и дать каждому из объектов свое название. На листе приводятся две наиболее известные классические «фигуры Поппельрейто­ра»: ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли и чайник, вилка, бутылка, мис­ка, граненый стакан.

Анализируемые показатели:

— доступность выполнения задания;

— наличие фрагментарности восприятия;

— возможность выделения целостной фигуры;

— наличие парагнозий;

— стратегия выделения изображений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.007 с.)