Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование эмоционально-волевой сферы.

Поиск

Оценка эмоциональных состояний, уровень сформированности волевых усилий. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания). Доминирующие мотивы. Половозрастная идентификация

4. Обследование личностной сферы, межличностных отношений.

Уровень притязаний, самооценка (адекватная/неадекватная, способность личности к рефлексии, критичность, адекватность). Проблемные зоны в системе отношений личности.

 

С целью максимально полного описания психологического статуса ребенка рекомендуется обследование каждого параметра проводить не менее чем по двум диагностическим методикам. Отбор методик осуществляется психологом самостоятельно, исходя из возрастных и индивидуально-типологических особенностей ребенка. Полное описание диагностических методик, процедура проведения, инструкции и возрастные особенности выполнения находится в методических рекомендациях к указанным выше диагностическим комплектам. Некоторые из них приводятся в настоящих методических рекомендациях. Значком * обозначаются методики, используемые и для обследования детей младшего школьного возраста.

 

Рекомендуемый диагностический инструментарий

 

№ п/п Исследуемый параметр Диагностические методики
  Познавательная сфера
1. Восприятие 1. Узнавание реалистических, недорисованных, перечеркнутых («зашумленных») изображений (таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов; узнавание наложенных изображений - фигуры Поппельрейтора) 2. Методика Т.Н. Головиной (таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать). 3. Картинки для определения правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине» 4. Методика «Эталоны». 5. Буквенный гнозис* 6. Восприятие сенсорных эталонов: формы, цвета, величины (подбор по образцу и называние предметов разного цвета, формы, величины).
2. Внимание   1. Методики Пьерона-Рузера, Бурдона, «Корректурная проба» *, кодирование Векслера 2. Методика Рыбакова (таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга). 3. Методика Рыбакова (таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов). 4. Таблицы Шульте* (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25) * 5. «Недостающие детали» (таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера). 6. «Счет по Крепелину» * 7. Методика Мюнстерберга.  
  Память 1. Запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений т. д. (таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты))* 2. Запоминание 10 слов (по А.Р. Лурия). * 3. Методика А. Н. Леонтьева (опосредованное запоминание слов с изображением предметов)*. 4. Пиктограмма (методика А. Р. Лурия) *. 5. Воспроизведение текстов (бланки с текстами для воспроизведения) *.  
  Мышление    
  Наглядно-действенное мышление 1. Доска Сегена (с цельными геометрическими или предметными вкладками). 2. Почтовый ящик. 3. Включение в ряд (матрешки). 4.
  Наглядно-образное мышление 1. Кубики Кооса*. 2. Доска Сегена (с разрезными геометрическими или предметными вкладками). 3. Разрезные картинки. 4. Прогрессивные матрицы Равенна (стандартные и цветные) *. 5. Моделирование (конструирование).  
  Вербально-логическое (понятийное) мышление 1. Методика «Четвертый лишний» (таблица с изображениями предметов, один из которых не; подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории)). 2. Исключение понятий (таблицы с заданиями на исключение понятия, не подходящего остальным). * 3. Классификация предметов (набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации). 4. Методика «Выделение существенных признаков». 5. Методика «Поиск закономерностей» (таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей). * 6. Методики «Простые аналогии», «Сложные аналогии».* 7. Узнавание конфликтных изображений–нелепиц. 8. Понимание переносного смысла пословиц и поговорок*, метафор (таблицы с пословицами и поговорками). 9. Понимание смысла сюжетных картин (набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий)). 10. Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления (методика Выготского-Сахарова, модифицированная Н.Я. Семаго). 11. Понимание прочитанного (таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием)). * 12. Таблицы с загадками. 13. Исследование ассоциаций (бланки со словами, один из вариантов — подбор слов, противоположных по смыслу). 14. Составление рассказа по серии сюжетных картин. 15. Выделение двух существенных признаков. *  
  Эмоционально-волевая сфера
  Эмоции 1. Понимание эмоциональных состояний по мимике 2. Оценка ситуационных и личностных эмоциональных реакций; настроения; чувств. 3. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.
  Мотивация Методика Мотивация учения * (определение мотивов к учению).
  Личностная сфера
  Межличностные отношения 1. Методика «Незаконченные предложения». * 2. Социометрическое исследование. 3. Методика для исследования субъективных межличностных отношений ребенка (СОМОР).
  Самооценка 1. Методика «Лесенка». 2. Методика Дембо-Рубинштейн.

 

 

ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МАТЕРАЛА

(Методическим рекомендациям по использованию диагностического ком­плекта «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов». /Авт.-сост. Сема­го Н.Я., Семаго М.М. — М.: АРКТИ, 1999. — 32 с. (Библиотека психолога-практика)

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС)

Чрезвычайно важно до исследования непосредственно особенностей мышления ребенка выявить специфику его зрительного восприятия, в том числе и буквенного гнозиса. Подобная организация исследования позволяет дифференцировать ошибки идентификации изображений, букв, а также их отдельных частей от непосредственно трудностей мыслительных операций при работе с использованием различного рода рисуночных и.текстовых материалов. Практика диагностической деятельности показывает, что все методики для вы­явления особенностей зрительного гнозиса в норме доступны детям с 3,5 - 4-летнего возраста (за исключением буквенного гнозиса, который предъяв­ляется детям, овладевшим началами письма и чтения). Безусловно, необходимо учитывать нормативный для каждого возраста словарный запас.

При выявлении выраженных нарушений зрительного гнозиса анализ результатов выполнения всех дальнейших заданий, предлагаемых в Комплекте, проводится с обязательным учетом выявленных особенностей.

1. Узнавание перечеркнутых изображений (лист 10 комплекта).

Ребенку предлагают узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. Целесообразно не показывать ребенку, с какого изоб­ражения необходимо начинать узнавание, поскольку это позволяет обнару­жить особенности стратегии восприятия. На листе слева направо располо­жены: в верхнем ряду — бабочка, лампа, ландыш; в нижнем ряду — моло­ток, балалайка, расческа.

Анализируемые показатели:

— возможность узнавания перечеркнутых изображений;

— возможность адекватного выделения фигуры (устойчивость зрительного образа предмета);

— стратегия направления обзора (справа налево, слева направо, хаотично или последовательно).

 

2. Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора), лист 11.

Ребенку предлагают узнать все изображения наложенных друг на друга кон­туров реальных объектов и дать каждому из объектов свое название. На листе приводятся две наиболее известные классические «фигуры Поппельрейто­ра»: ведро, топор, ножницы, кисточка, грабли и чайник, вилка, бутылка, мис­ка, граненый стакан.

Анализируемые показатели:

— доступность выполнения задания;

— наличие фрагментарности восприятия;

— возможность выделения целостной фигуры;

— наличие парагнозий;

— стратегия выделения изображений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.193 (0.01 с.)