Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таблицы Шульте (листы 5; 6).

Поиск

Методика применяется для исследования темповых характеристик сенсомо-торных реакций и особенностей (параметров) внимания у детей, начиная с

7-8-летнего возраста, инертности психических процессов в целом. Методи­ка достаточно описана во многих литературных источниках [3; 4; 9]. Ребенку предлагается показать по порядку^числа от одного до двадцати пяти, называя их вслух. Сравнивается время, затрачиваемое ребенком на поиск цифр от 1 до 12-ти и от 12-ти до 25-ти. Можно отмечать количество чисел, найденное за 30 секунд, и т.п. Также сравнивается время, затрачиваемое на выполнение каждой таблицы.

Анализируемые показатели:

— время, затрачиваемое на каждую таблицу;

— параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);

— количество цифр, найденных ребенком за определенный промежуток времени (15 сек, 30 сек);

— сравнительные характеристики времени, за которое ребенок находит каждые пять цифр (равномерность выполнения задания);

— ошибки узнавания и нахождения цифр, сходных по оптическому или про­странственному признаку (например, цифры 6 и 9, 12 и 21), ошибки по типу пропусков определенных цифр.

Счет по Е. Крепелину (модификация Р. Шульте), лист 7.

Методика была предложена для исследования работоспособности — упражняемости, выявления параметров утомляемости и «врабатываемости». Для детей наиболее удобно использовать эту методику в модификации Р. Шульте. Ребенку предлагают производить сложение (или вычитание — в зависи­мости от знака перед строкой) двух цифр. При этом его предупреждают, что специалист будет делать свои пометки на листе. Каждые 30 секунд (или каж­дую минуту) делается отметка на листе, в том месте, где в настоящий мо­мент остановился ребенок. Счет производится в уме, ребенок дает лишь устные ответы.

По результатам деятельности ребенка могут быть построены различные кри­вые, отражающие характеристики работоспособности, указывающие на нали­чие истощаемости или пресыщаемости, особенности внимания.

Анализируемые показатели:

— темп работы;

— наличие истощения или пресыщения деятельности (дифференциация процессов);

— «врабатываемость» в деятельность (по временным характеристикам деятельности);

— параметры внимания (устойчивость внимания, возможность его переклю­чения).

Примечание. В данном варианте методика может использоваться с момента овладения ребенком счетными операциями в пределах 20.

Запоминание двух групп слов (лист 1)

Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а так­же возможности удержания порядка предъявляемого материала

Для детей до 5-5,5 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3 слова - 3 слова), для детей более старшего возраста возможна подача большего количества слов в первой группе (5 слов - 3 слова).

Примечание. Для запоминания используются простые, частотные, не связан­ные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Процедура проведения

Перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно так­же вводить соревновательную и иные формы мотивации.

Инструкция А. «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их гово­рил. Тебе понятно, что такое «порядок»? Как у меня слова стояли друг за друж­кой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?» Далее исследователь с интервалом в чуть менее полсекунды четко произно­сит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни од­ного слова, исследователь ободряет его и повторяет инструкцию еще раз. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует делать за­мечание, а просто надо обратить его внимание на то, в каком порядке произ­носились слова.

Исследователь делает повторы до тех пор, пока ребенок не повторит все слова (неважно в правильном или в неправильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно

Регистрируется как порядок, так и' количество необходимых повторений для полного запоминания 1-й группы слов. Также регистрируются правильность повторения и все привнесенные слова.

Инструкция Б. «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъяв­ляется вторая группа слов в описанном выше порядке.

Вся процедура повторяется.

Инструкция В. «А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?»

Так же регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне зависимости от результата повтора слов.

Инструкция Г. «А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал». Так же регистрируются все слова, которые произносит ребенок.

Анализируемые показатели:

— количество необходимых для полного запоминания повторений;

— возможность удержания порядка слов;

— наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу (парафазии);

— наличие трудностей избирательности мнестических следов;

— наличие негативного влияния групп слов друг на друга (про- и ретроактивной интерференции).

Возрастные особенности выполнения

Ребенок 4,5-5,5 лет обычно хорошо понимает инструкцию и в состоянии про­извольно запоминать слова в данном объеме. Как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из 3-х слов в правильном порядке с 2-3-х предъяв­лений, а из 5-ти слов — с 3-4-х предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменен.

При воспроизведении второй группы слов обнаруживаются те же особенно­сти запоминания. Как правило, дети не выходят за границы групп, то есть слова в группе не интерферируют между собой. Порядок слов, в основном, сохраняется. При наличии в повторении слов, близких по смыслу, можно говорить о трудностях не столько запоминания, сколько актуализации нужного в данный момент слова.

Дети в возрасте 5,5-6 лет способны воспроизводить группы слов в количестве 5+3.

Характер воспроизведения в целом аналогичен описанному выше.

При повторном воспроизведении возможна «утеря» не более одного – двух слов или незначительные изменения (перестановка) порядка слов (одно-два слова).

Методика «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия), лист 1.

Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсро­ченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом.

Для запоминания используются простые (односложные или короткие двусложные), частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

В зависимости от целей исследования количество повторов ограничено (чаще всего 5 повторов) либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (9-10 слов).

Оценить возможность удержания порядка слов представляется достаточно трудным. По результатам исследования может быть построена кривая запоминания.

Анализируемые показатели:

— объем слухоречевого запоминания;

— скорость запоминания данного объема слов;.

— объем отсроченного воспроизведения;

— особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазии и т.п.);

— особенности слухового, в том числе фонематического, восприятия.

Возрастные особенности выполнения

Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.

Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).

Доска Сегена.

ЗАДАНИЕ. Вкладывание фигур.

Цель: исследование наглядно-действенных, наглядно-образных форм мышления, уровня сформированности действий идентификации и моделирования.

Материал: доски с углублениями-пазами, в которые вложены фигурки цельные или разрезанные на части, точно соответствующие пазам.

Инструкция: в действиях или словесная («Посмотри, у меня доска с фигурками. Я их высыплю, а ты положи обратно»).

Ход выполнении задания: ребенку показывается доска с вкладками, затем у пего на глазах доска опрокидывается гак, что вкладки падают на стол. Ребенку предлагается заполнить выемки.

Диапазон применения: детям от 3-х лет и старше.

Норма выполнения: до 3-х лет 6-ти мес. адекватным считается использование силовых приемов; у детей старше 3-х лет 6-ти мес., как правило, появляются целенаправленные пробы, дети старше 4-х лет переходят к примериванию, а после 5-ти лет - к зрительному соотнесению, однако, по мнению А.А.Венгер, Г.Л.Выготской и Э.И.Леонгардт, сохранение проб у детей 4-х лет и примеривание у детей 5-ти лет является допустимым. Дети старше 6-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением, а после 7-ми лет действовать на основе представлений.

Кубики Кооса.

Задание. Составление геометрических изображений по образцу.

Цепь: Исследование наглядно-образных форм мышления. Выявление уровня сформированности перцептивного моделирования.

Материал:

1) набор кубиков, стороны которых окрашены: 1 - красная, 1 - синяя, 1 - красно-белая (по диагонали), 1 - желтая, 1 - белая, 1 - сине-желтая (по диагонали);

2) набор чертежей;

3) прозрачная накладка (сетка) на чертежи, которая расчленяет целостный чертеж на части, соответствующие количеству кубиков.

Инструкция: «Посмотри, на карточке нарисован узор. Его можно сложить из кубиков. Попробуй».

Ход выполнения задания: ребенку показывают по одному чертежу с последовательно возрастающей сложностью и набор кубиков и предлагают сложить заданный узор.

Виды помощи:

- применение трафаретов и накладок, позволяющих зафиксировать количество и характер деталей изображения;

- обведение контура и частей фигуры указкой, что позво­ляет наметить детали изображения;

- разделение чертежа на части и анализ каждой из них отдельно;

- использование действий наложения деталей на а) образец или б) трафарет, с последующим выкладыванием фигур без опоры на образец (выкладка рядом с изображением);

- анализ направлений углов фигур с помощью графических схем;

- рисование фигур, предложенных для конструирования;

- выкладка экспериментатором t-2-x частей изображения с последующим продолжением работы испытуемым.

Диапазон применения: от 5-ти лет и выше.

Норма выполнения: дети 5-летнего возраста выполняют задание с 4-мя кубиками с помощью зрительного соотнесения, но допустимо и примеривание. С 6-ти лет дети выполняют те же задания при зрительном соотнесении, а с 7-ми лет - действуют на основе представлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.236.178 (0.009 с.)