Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные особенности использованияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Данная последовательность картинок может предъявляться детям, начиная с 4,5-5-ти лет (с 4,5-летнего возраста при организующей помощи). Анализируемые показатели: — доступность задания, возможность установления причинно-следственных и временных связей, полнота понимания смысла; — особенности речевого развития (объем общей самостоятельной речевой продукции, количество продуктивных и непродуктивных слов в высказывании и т.п.); — стратегия зрительного восприятия; — общая стратегия деятельности; — объем необходимой помощи взрослого при анализе серии картинок. 21. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ( Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004.) Назначение. Определение мотивов к учению. Стимульный материал. Семь карт со схематическим изображением фигур. На одной стороне карты изображен вариант для мальчиков, на другой — для девочек. Карта 1. На улице женская фигура, несколько склоненная в сторону мальчика (девочки) с указывающим в направлении школы жестом. У ребенка ранец за спиной. Видно здание школы с вывеской «Школа» (внешний мотив). Рис. 10.1-а, 10.1-6. Карта 2. Мальчик (девочка) за партой, склонившись над раскрытой книгой (учебный мотив} (рис. 10.2-а, 10.2-6). Карта 3. На картинке двое мальчиков (девочек), играющих в мяч (игровой мотив) (рис. 10.3-а, 10.3-6). Карта 4. На улице две фигуры двигаются по направлению к школе. Взрослый мужчина изображен с портфелем. Рядом мальчик (девочка) с ранцем. Видна четко написанная вывеска «Школа» (мотив взрослости) (рис. 10.4-а, 10.4-6). Карта 5. На фоне школы группа детей, идущих по направлению к ней. Один мальчик (девочка) с ранцем за спиной идет в противоположную сторону (отрицание мотива учебы) (рис. 10.5-а, 10.5-6). Карта 6. Мальчик за столом собирает планер. Девочка в медицинской шапочке осматривает куклу (социальный мотив) (рис. 10.6-а, 10.6-6). Карта 7. В классе учительница стоит около парты с двумя мальчиками (девочками). У одного ребенка раскрыт дневник с пятеркой (пятерка должна быть видна), ребенок улыбается. У другого тетрадь (мотив успеха) (рис. 10.7-а, 10.7-6). Инструкция. Я тебе буду рассказывать о школе и показывать картинки. Будь внимателен. Затем я тебе задам вопросы. Процедура. Ребенку в указанной последовательности зачитываются рассказы и одновременно выкладываются в ряд карточки, иллюстрирующие их содержание. В зависимости от пола обследуемого выкладываются карточки со схематичным изображением фигур мальчика или девочки. Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». При этом на стол перед ребенком выкладывается карта 1. Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится узнавать новое, делать уроки, нравится учиться. Если бы не было школы, я все равно учился бы». Выкладывается карта 2. Третий мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе весело, там много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карта 3. Четвертый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть взрослым, таким, как папа, мама и брат с сестрой. До школы я был маленький (маленькая)». Выкладывается карта 4. Пятый мальчик (девочка) сказал: «Да я вообще не хочу ходить в школу, не хочу учиться». Выкладывается карта 5. Шестой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без знаний ничего не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем хочешь». Выкладывается карта 6. Седьмой мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу, потому что в школе хвалят, ставят хорошие, отличные отметки». Выкладывается карта 7. После прочтения всех рассказов, сопровождаемых показом соответствующих карточек, ребенку задается четыре вопроса: 1. Как, по-твоему, кто из них прав? Почему? 2. С кем из них ты хотел бы играть в школе? Почему? 3. С кем из них ты хотел бы учиться? Почему? 4. На какой картинке нарисован ты? Почему? Ответы ребенка записываются в протоколе. Обработка. Мотив определяется па основе выбора карты. 1 карта — внешний мотив 2 карта — учебный мотив 3 карта — игровой мотив 4 карта — мотив взрослости 5 карта — отрицание мотива учения 6 карта — социальный мотив 7 карта — мотив успеха Анализируются содержание и обоснование мотивов каждого выбора. Определяются осознанность мотивов и выделяется ведущий мотив. Устойчивость мотива определяется количеством его выборов. Устойчивым, считается мотив, выбранный 4(3) раза, неустойчивым 1(2) раз. Протокол обследования
Ведущий мотив___________ Устойчивость _____________ Неустойчивость ____________ Интерпретация результатов 1 уровень — отражает высокую мотивацию к школьному обучению. Ребенок положительно относится к обучению в школе, активно стремится как можно скорее пойти в школу, ориентируясь при этом на успех. Среди мотивов обучения преобладает познавательный: «хочу много знать», «хочу быть грамотным», «хочу знать все» т. п. Ребенок осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с отчетливым представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя, отводит учителю особое место в системе отношений с окружающими людьми. 2 уровень — отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Ребенок в основном положительно относится к обучению в школе. Среди мотивов обучения преобладает познавательный. Осознает специфику школьных форм обучения и их отличие от игры. Знание содержания учебных занятий сочетается с представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя. 3уровень — отражает достаточную мотивацию к школьному обучению. Ребенок положительно относится к посещению школы, хотя не всегда активно стремится начать обучение. Среди мотивов обучения преобладает мотив получения новых знаний. В то же время встречаются и игровые мотивы. Ребенок ориентируется в содержании школьной деятельности, осознает специфику обучения и его отличие от игры, знает содержания учебных занятий. Свой успех в обучении связывает как с необходимостью овладения знаниями и подчинения дисциплине, так и со случайными моментами. Дисциплинарные требования осознаются не в полной мере, авторитет учителя признает частично. 4уровень — отражает в основном положительное отношение к обучению. Однако степень осознания мотивов обучения низкая. Преобладают мотивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются далеко не в полной мере. Ориентация на успех в обучении связывается с необходимостью заниматься и соблюдать дисциплину. 5 уровень — отражает негативное отношение к обучению в школе или отсутствие сформированности какого-либо отношения. Ребенок может не выражать своего отношения. Не видит существенных различий между игрой и школьными занятиями, не осознает требований учителя, его особой роли.
22. НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ ( Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2004.) Назначение. Выявление проблемных зон в системе личностных отношений ребенка, в том числе к семье, к отцу, к матери, к самому себе, к друзьям. Стимульный материал. Бланк с незаконченными предложениями. Инструкция. Сейчас я назову тебе начало предложения, а ты придумай его окончание. Процедура. Ребенку называют последовательно предложения, напечатанные на бланке. Ребенок заканчивает предложения, что фиксируется в протоколе. Обработка. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой. Большинство знакомых мне семей....... 1. Несчастливы, не дружные, разошлись: «—2» 2. Не очень дружные, нервные: «— 1» 3. Все одинаковые: «О» 4. Нормальные: «+1» 5. Очень дружные, счастливы: «+2» Затем, в соответствии с ключом определяется суммарная оценка по каждой зоне отношений.
По итогам обследования составляется сводная таблица результатов, куда заносятся баллы, полученные по разным зонам отношений. Протокол обследования
Прилагается бланк с выполненным заданием Незаконченные предложения: 1. Думаю, что мой папа редко______________________________________ 2. Если все против меня, то_________________________________________ 3. Знаю, что глупо, но боюсь ______________________________________ 4. Думаю, что настоящий друг ____________________________________ 5. По сравнению с другими семьями моя семья________________________ 6. Моя мать и я___________________________________________________ 7. Если бы мой папа только захотел _________________________________ 8. Думаю, что я достаточно большой, чтобы__________________________ 9. Мои одноклассники не знают, что я боюсь _________________________ 10. Не люблю ребят, которые________________________________________ 11. Моя семья обращается со мной, как с______________________________ 12. Моя мама_____________________________________________________ 13. Я бы хотел, чтобы мой папа _____________________________________ 14. Мне не нравится в себе то___________________________________ 15. Хотелось бы мне перестать бояться _______________________________ 16. Больше всего люблю тех ребят, которые ___________________________ 17. Большинство знакомых мне семей ________________________________ 18. Считаю, что все мамы___________________________________________ 19. Думаю, что мой папа____________________________________________ 20. Когда мне не везет, я ___________________________________________ 21. Когда мне страшно, мне приходится_______________________________ 22. Когда меня нет, мои друзья______________________________________ 23. Когда я был маленький, моя семья________________________________ 24. Я люблю свою маму, но _________________________________________ Интерпретация результатов Проблемными зонами считаются те зоны отношений ребенка, которые получили отрицательные оценки.
ТРЕТЬЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРАКТИКА Третья комплексная практика направлена на формирование навыков психологического консультирования и психологической коррекции применительно к различным категориям детей с отклонениями в развитии и ближайшему социальному окружению. Данная практика проходит на пятом курсе и выполняется по теме выпускной квалификационной работы, под руководством научного руководителя. В течении 6-ти недель (с 30 марта – по 10 мая на очном отделении) студенты проводят психологическую коррекцию (консультирование). Цель третьей комплексной практики - проведение экспериментального психологического исследования по избранной теме выпускной квалификационной работы. Тема работы выбирается студентом самостоятельно, исходя из специфики предстоящей профессиональной деятельности, избранной специализации и научно-практических интересов. Соответственно избранной теме студент выбирает место прохождения практики и сообщает об этом на кафедру и, в частности, своему научному руководителю.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.39 (0.007 с.) |