Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Криминологический механизм преступного поведенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Понятие и виды отклоняющегося поведения. 2. Общая характеристика преступного поведения. 3. Основные элементы криминологического механизма преступного поведения. 4. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступлений. 5. Социальная микросреда формирования криминогенной личности. 6. Криминологическое значение виктимного поведения потерпевших. Литература: 4, 128-157, 178, 179, 216, 231, 235, 250, 263, 276, 288, 297, 303, 310, 312, 314, 317, 335, 346, 347, 353, 382, 402, 403, 406, 417, 430, 467-469, 473-476, 478-480, 499. Задания 4.1. Возьмите в архиве факультета уголовное дело и изучите его. По материалам дела дайте характеристику криминологического механизма конкретного преступления. При этом обратите внимание, в частности, на следующие вопросы: каково соотношение значимости негативных особенностей личности и роли конкретной жизненной ситуации в механизме данного преступления? Какие обстоятельства могли повлиять на неблагополучное формирование личности преступника? Можно ли в данном случае выделить повод преступления? Какие условия способствовали наступлению общественно опасных результатов? Составьте представление или частное определение об устранении причин и условий преступления и представьте преподавателю на проверку. 4.2. Изучите Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью. Какие принципы, предусмотренные Декларацией, не реализованы в российском законодательстве? 4.3. Подготовьте перечень советов и рекомендаций "Как уберечься от (по вашему выбору)... квартирной кражи; изнасилования; уличного нападения; мошенничества; угона автомобиля". Контрольные вопросы 1. Как соотносятся между собой следующие разновидности поведения: отклоняющееся, деструктивное, антисоциальное, асоциальное, правонарушающее, девиантное, делинквентное, преступное? 2. Является ли подвиг видом отклоняющегося поведения? 3. Что такое деструктивное поведение? Дайте краткую характеристику аддиктивного, фанатического, аутистического, нарцисстического, конформистского поведения. 4. Что такое «преступное поведение» и чем оно отличается от «отклоняющегося поведения»? 5. Выделите основные элементы в механизме преступного поведения. 6. Дайте определение конкретной жизненной ситуации. Какие виды ситуаций вы знаете? 7. Назовите малые социальные группы, в которых формируется личность преступника. 8. Укажите основные типы криминогенной деформации родительской семьи. 9. Что включает в себя понятие "материально-вещная среда" и какова ее роль в механизме преступного поведения? 10. Влияют ли на преступное поведение: киновидеоиндустрия, художественная литература, искусство, средства массовой информации? 11. Что включает в себя понятие «информационная преступность»? 11. Что такое "виктимология"? 12. Какие виды преступлений следует отнести к наиболее виктимным? 13. Какие профессии обладают повышенной виктимностью?
Тема 5. Преступность, ее основные характеристики и методы измерения
1. Понятие и признаки преступности. 2. Криминологические показатели, характеризующие преступность и способы их расчета. 3. Латентность преступности и методы определения уровня. 4. Основные мировые и российские тенденции развития преступности. Литература: 11-126, 128-137, 164, 174, 204, 205, 223, 230, 265-267, 269, 283, 284, 301, 317, 321, 324, 328, 329, 336, 376, 455.
Задания 5.1. Герои фантастического романа Гарри Гаррисона «Специалист по этике» - Язон динАльт и Майк Сэймон – два жителя цивилизованных планет, волею обстоятельств оказались на планете, где жизнь была организована по законам рабовладельческого строя, и попали в рабство. Чтобы освободиться, Язон совершает убийства и сам становится рабовладельцем. Майк – непреклонный борец за нравственные принципы, постоянно упрекает и порицает Язона. Вот один из типичных диалогов: «- Убийца! Рабовладелец! – Майк отшатнулся от Язона, насколько позволяла цепь, и потряс указательным пальцем. – Еще два новых преступления вы добавили к своему и без того позорному списку. Я презираю себя за то, что в какой-то момент испытал к вам симпатию. И уж поверьте, я сделаю все… Да, я сделаю все, чтобы мы остались живы. Я найду способ доставить вас на Кассилию и предать суду. - Вы когда-нибудь слышали о презумпции невиновности, Майк? Нет? А ведь это основа основ юриспруденции. До тех пор, пока вина человека не доказана, он считается невиновным. И вообще, как можно судить меня на Кассилии за преступления, совершенные на этой планете, если там они не считаются преступлениями? Это все равно что извлечь каннибала из своего времени и судить его за людоедство. - Правильно. Каннибализм – это отвратительно! Я содрогаюсь при одной мысли… И естественно, что такой человек должен быть сурово наказан. - Если он съел кого-нибудь из ваших родственников, я бы вас понял, Майк. Но в том случае, когда он со своими развеселыми соплеменниками перекусил поверженным врагом, к его поведению, простите, не придраться. Поймите, человека невозможно судить без учета конкретной ситуации. Нормы поведения относительны. Каннибал в своем обществе так же нравственен, как прихожанин в нашем. - Богохульник! Преступление всегда и везде преступление! Существуют моральные законы, обязательные для любого общества. - Таких законов нет. И в этом пункте ваше мировоззрение осталось средневековым. Любые нравственные законы историчны и относительны. И ни в коем случае не абсолютны. Они связаны со временем и местом и теряют всякий смысл, будучи вырванными оттуда. В здешнем примитивном грязном обществе убить своего хозяина – единственная возможность для какого-нибудь честолюбивого парня выдвинуться.» Рассудите спорщиков. Кто, по вашему мнению, прав: Язон или Майк? 5.2. Что есть преступность: норма или патология в состоянии общества? Обоснуйте свой ответ. 5.3. Чезаре Беккариа в своей знаменитой книге "О преступлениях и наказаниях", вышедшей в свет в 1764 г., исходил из того, что окончательное искоренение преступлений невозможно, ибо они порождаются "всеобщей борьбой человеческих страстей", а эта борьба вечна, как в конечном счете вечны и неизменны чувства людей. Что вы думаете по поводу приведенного высказывания? Основоположником какой школы являлся Ч. Беккариа? 5.4. Комиссия, занимавшаяся сравнительным анализом преступности в Кедровском (население 220 тыс. чел.) и Озерном (население 224 тыс. чел.) районах за 1996-2000 гг., пришла к выводу: криминологическая обстановка в первом из них была более неблагоприятной, что требует укрепления аппарата правоохранительных органов этого района и активизации предупредительной работы среди его населения. В числе обстоятельств, вызывающих особую тревогу в Кедровском районе, назван высокий уровень преступности несовершеннолетних, а также большое число корыстных преступлений, совершаемых на предприятиях. Сведения, на которых базировались выводы комиссии, отражены в табл.1. Вычислите показатели, характеризующие преступность, расчет которых возможен на основе имеющихся данных. Укажите, какие еще показатели используются при анализе преступности, и какая дополнительная информация нужна для их расчета. Проанализируйте указанные в таблице категории преступлений в названных районах на предмет уровня латентности. Какие предложения можно высказать об уровне латентной преступности в названных районах? Дайте характеристику методов выявления латентных преступлений. Проанализируйте обоснованность выводов комиссии, занимавшейся изучением преступности. Некоторые сведения о преступности в Кедровском И Озерном районах за 2002 г. Таблица 1
5.5. Используя статистические сборники, охарактеризуйте тенденции: относительно преступности в стране, умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, неосторожных преступлений, несовершеннолетних, женщин. Укажите закономерности сезонных колебаний числа изнасилований и покушений на изнасилование. Сравните количество умышленных убийств и количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. 5.6. Используя статистический сборник «Преступность стран мира», сопоставьте показатели преступности в России и других зарубежных странах. Как и почему, на ваш взгляд, различаются показатели? 5.7. Сравните коэффициенты преступности в Сибирском федеральном округе с общероссийскими. Какие выводы можно сделать из этого сравнения? Контрольные вопросы 1. Как соотносятся между собой понятия «преступление» и «преступность»? 2. Какие признаки характеризуют преступность? 3. Какие показатели характеризуют ее качественную сторону, а какие количественную? 4. Назовите основные криминологические показатели преступности и укажите, как они рассчитываются. 5. Что такое уровень преступности и какие показатели его характеризуют? 6. Как рассчитывается коэффициент преступности и какие преимущества по сравнению с другими относительными величинами он имеет? 7. Что такое динамика преступности и какие показатели ее характеризуют? 8. Что такое структура преступности и какие показатели ее характеризуют? 9. Что такое латентная преступность и какие ее виды вы знаете? 10. Приведите несколько примеров низколатентных и высоколатентных видов преступлений. 11. Что такое «естественная латентность» преступности и от чего она зависит? 12. Что такое «пограничная латентность» преступности и от чего она зависит? 13. Что такое «искусственная латентность» преступности и от чего она зависит? 14. Какие методы определения уровня латентности вы знаете? 15. Как рассчитываются показатели сезонности? И какое криминологическое значение они имеют? 16. Что такое «география», «топология» и «топография» преступности? Что дает анализ территориальной распространенности преступности? 17. Является ли ущерб обязательным криминологическим показателем? Что такое «прямой» и что такое «косвенный» ущерб от преступности? 18. Назовите основные мировые и российские тенденции преступности.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.2 (0.009 с.) |