Тема 4. Криминологический механизм преступного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Криминологический механизм преступного поведения



 

1. Понятие и виды отклоняющегося поведения.

2. Общая характеристика преступного поведения.

3. Основные элементы криминологического механизма преступного поведения.

4. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступлений.

5. Социальная микросреда формирования криминогенной личности.

6. Криминологическое значение виктимного поведения потерпевших.

Литература: 4, 128-157, 178, 179, 216, 231, 235, 250, 263, 276, 288, 297, 303, 310, 312, 314, 317, 335, 346, 347, 353, 382, 402, 403, 406, 417, 430, 467-469, 473-476, 478-480, 499.

Задания

4.1. Возьмите в архиве факультета уголовное дело и изучите его. По материалам дела дайте характеристику криминологического механизма конкретного преступления. При этом обратите внимание, в частности, на следующие вопросы: каково соотношение значимости негативных особенностей личности и роли конкретной жизненной ситуации в механизме данного преступления? Какие обстоятельства могли повлиять на неблагополучное формирование личности преступника? Можно ли в данном случае выделить повод преступления? Какие условия способствовали наступлению общественно опасных результатов? Составьте представление или частное определение об устранении причин и условий преступления и представьте преподавателю на проверку.

4.2. Изучите Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью. Какие принципы, предусмотренные Декларацией, не реализованы в российском законодательстве?

4.3. Подготовьте перечень советов и рекомендаций "Как уберечься от (по вашему выбору)... квартирной кражи; изнасилования; уличного нападения; мошенничества; угона автомобиля".

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся между собой следующие разновидности поведения: отклоняющееся, деструктивное, антисоциальное, асоциальное, правонарушающее, девиантное, делинквентное, преступное?

2. Является ли подвиг видом отклоняющегося поведения?

3. Что такое деструктивное поведение? Дайте краткую характеристику аддиктивного, фанатического, аутистического, нарцисстического, конформистского поведения.

4. Что такое «преступное поведение» и чем оно отличается от «отклоняющегося поведения»?

5. Выделите основные элементы в механизме преступного поведения.

6. Дайте определение конкретной жизненной ситуации. Какие виды ситуаций вы знаете?

7. Назовите малые социальные группы, в которых формируется личность преступника.

8. Укажите основные типы криминогенной деформации родительской семьи.

9. Что включает в себя понятие "материально-вещная среда" и какова ее роль в механизме преступного поведения?

10. Влияют ли на преступное поведение: киновидеоиндустрия, художественная литература, искусство, средства массовой информации?

11. Что включает в себя понятие «информационная преступность»?

11. Что такое "виктимология"?

12. Какие виды преступлений следует отнести к наиболее виктимным?

13. Какие профессии обладают повышенной виктимностью?

 

Тема 5. Преступность, ее основные характеристики

и методы измерения

 

1. Понятие и признаки преступности.

2. Криминологические показатели, характеризующие преступность и способы их расчета.

3. Латентность преступности и методы определения уровня.

4. Основные мировые и российские тенденции развития преступности.

Литература: 11-126, 128-137, 164, 174, 204, 205, 223, 230, 265-267, 269, 283, 284, 301, 317, 321, 324, 328, 329, 336, 376, 455.

 

Задания

5.1. Герои фантастического романа Гарри Гаррисона «Специалист по этике» - Язон динАльт и Майк Сэймон – два жителя цивилизованных планет, волею обстоятельств оказались на планете, где жизнь была организована по законам рабовладельческого строя, и попали в рабство. Чтобы освободиться, Язон совершает убийства и сам становится рабовладельцем. Майк – непреклонный борец за нравственные принципы, постоянно упрекает и порицает Язона. Вот один из типичных диалогов:

«- Убийца! Рабовладелец! – Майк отшатнулся от Язона, насколько позволяла цепь, и потряс указательным пальцем. – Еще два новых преступления вы добавили к своему и без того позорному списку. Я презираю себя за то, что в какой-то момент испытал к вам симпатию. И уж поверьте, я сделаю все… Да, я сделаю все, чтобы мы остались живы. Я найду способ доставить вас на Кассилию и предать суду.

- Вы когда-нибудь слышали о презумпции невиновности, Майк? Нет? А ведь это основа основ юриспруденции. До тех пор, пока вина человека не доказана, он считается невиновным. И вообще, как можно судить меня на Кассилии за преступления, совершенные на этой планете, если там они не считаются преступлениями? Это все равно что извлечь каннибала из своего времени и судить его за людоедство.

- Правильно. Каннибализм – это отвратительно! Я содрогаюсь при одной мысли… И естественно, что такой человек должен быть сурово наказан.

- Если он съел кого-нибудь из ваших родственников, я бы вас понял, Майк. Но в том случае, когда он со своими развеселыми соплеменниками перекусил поверженным врагом, к его поведению, простите, не придраться. Поймите, человека невозможно судить без учета конкретной ситуации. Нормы поведения относительны. Каннибал в своем обществе так же нравственен, как прихожанин в нашем.

- Богохульник! Преступление всегда и везде преступление! Существуют моральные законы, обязательные для любого общества.

- Таких законов нет. И в этом пункте ваше мировоззрение осталось средневековым. Любые нравственные законы историчны и относительны. И ни в коем случае не абсолютны. Они связаны со временем и местом и теряют всякий смысл, будучи вырванными оттуда. В здешнем примитивном грязном обществе убить своего хозяина – единственная возможность для какого-нибудь честолюбивого парня выдвинуться.»

Рассудите спорщиков. Кто, по вашему мнению, прав: Язон или Майк?

5.2. Что есть преступность: норма или патология в состоянии общества? Обоснуйте свой ответ.

5.3. Чезаре Беккариа в своей знаменитой книге "О преступлениях и наказаниях", вышедшей в свет в 1764 г., исходил из того, что окончательное искоренение преступлений невозможно, ибо они порождаются "всеобщей борьбой человеческих страстей", а эта борьба вечна, как в конечном счете вечны и неизменны чувства людей. Что вы думаете по поводу приведенного высказывания? Основоположником какой школы являлся Ч. Беккариа?

5.4. Комиссия, занимавшаяся сравнительным анализом преступности в Кедровском (население 220 тыс. чел.) и Озерном (население 224 тыс. чел.) районах за 1996-2000 гг., пришла к выводу: криминологическая обстановка в первом из них была более неблагоприятной, что требует укрепления аппарата правоохранительных органов этого района и активизации предупредительной работы среди его населения. В числе обстоятельств, вызывающих особую тревогу в Кедровском районе, назван высокий уровень преступности несовершеннолетних, а также большое число корыстных преступлений, совершаемых на предприятиях. Сведения, на которых базировались выводы комиссии, отражены в табл.1.

Вычислите показатели, характеризующие преступность, расчет которых возможен на основе имеющихся данных. Укажите, какие еще показатели используются при анализе преступности, и какая дополнительная информация нужна для их расчета. Проанализируйте указанные в таблице категории преступлений в названных районах на предмет уровня латентности. Какие предложения можно высказать об уровне латентной преступности в названных районах? Дайте характеристику методов выявления латентных преступлений. Проанализируйте обоснованность выводов комиссии, занимавшейся изучением преступности.

Некоторые сведения о преступности в Кедровском

И Озерном районах за 2002 г. Таблица 1

В и д ы п р е с т у п л е н и й   Количество преступлений в районе (в абс.)
Кедровский Озерный
Умышленное убийство Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью Изнасилование Грабеж Разбой Кража Вымогательство Мошенничество Обман потребителей Хулиганство Вандализм Автотранспортные преступления Прочие    
Всего преступлений, в т.ч. рецидивных    

 

5.5. Используя статистические сборники, охарактеризуйте тенденции: относительно преступности в стране, умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, неосторожных преступлений, несовершеннолетних, женщин. Укажите закономерности сезонных колебаний числа изнасилований и покушений на изнасилование. Сравните количество умышленных убийств и количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом.

5.6. Используя статистический сборник «Преступность стран мира», сопоставьте показатели преступности в России и других зарубежных странах. Как и почему, на ваш взгляд, различаются показатели?

5.7. Сравните коэффициенты преступности в Сибирском федеральном округе с общероссийскими. Какие выводы можно сделать из этого сравнения?

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся между собой понятия «преступление» и «преступность»?

2. Какие признаки характеризуют преступность?

3. Какие показатели характеризуют ее качественную сторону, а какие количественную?

4. Назовите основные криминологические показатели преступности и укажите, как они рассчитываются.

5. Что такое уровень преступности и какие показатели его характеризуют?

6. Как рассчитывается коэффициент преступности и какие преимущества по сравнению с другими относительными величинами он имеет?

7. Что такое динамика преступности и какие показатели ее характеризуют?

8. Что такое структура преступности и какие показатели ее характеризуют?

9. Что такое латентная преступность и какие ее виды вы знаете?

10. Приведите несколько примеров низколатентных и высоколатентных видов преступлений.

11. Что такое «естественная латентность» преступности и от чего она зависит?

12. Что такое «пограничная латентность» преступности и от чего она зависит?

13. Что такое «искусственная латентность» преступности и от чего она зависит?

14. Какие методы определения уровня латентности вы знаете?

15. Как рассчитываются показатели сезонности? И какое криминологическое значение они имеют?

16. Что такое «география», «топология» и «топография» преступности? Что дает анализ территориальной распространенности преступности?

17. Является ли ущерб обязательным криминологическим показателем? Что такое «прямой» и что такое «косвенный» ущерб от преступности?

18. Назовите основные мировые и российские тенденции преступности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.016 с.)