Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Методы криминологии. Методика криминологических исследований

Поиск

 

1. Методы криминологии.

2. Общая характеристика методики криминологических исследований.

3. Социологические и психологические методы криминологических исследований.

4. Статистические и математические методы в криминологии.

5. Организация криминологических исследований.

Литература: 128-157, 204, 214, 241, 244, 266, 267, 268, 283, 347, 352, 377, 428.

Задания

2.1. Назовите и прокомментируйте формы официальной статистической отчетности по уголовным делам: органов внутренних дел; б) прокуратуры; в) судов.

2.2. Анализ уголовно-правовой статистики свидетельствует о том, что одной из групп населения, наиболее часто подвергающейся преступным посягательствам, являются предприниматели. Правлением краевого фонда «Правопорядок» принято решение о проведении криминологического исследования по проблемам обеспечения предпринимательской безопасности. Исполнительный директор фонда обратился в Центр социально-правовых исследований и предложил заключить договор о проведении исследования, предварительно предоставив программу и смету расходов на его проведение.

Подготовьте и представьте к обсуждению на семинаре проект этой программы, сформулировав рабочую гипотезу, указав цели и задачи, объект, источники информации, методы исследования; необходимое ресурсное и организационное обеспечение. Подготовьте рабочий план и примерную смету расходов, указав сроки, фонд заработной платы, затраты на оборудование, командировочные и накладные расходы, налоги и пр.

 

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся между собой понятия: «метод», «методология» и «методика»?

2. Назовите методы, которые используются в криминологии. Какие из них относятся к правовым, а какие - к социальным?

3. В чем особенности метода «включенного наблюдения» и что ограничивает пределы его применения в криминологических исследованиях?

4. В чем суть метода «экспертных оценок»? Для исследования каких криминологических проблем он используется?

5. Назовите преимущества и недостатки методов «интервью» и «анонимное анкетирование».

6. Дайте краткую характеристику метода моделирования. Укажите сферу его применения в криминологии.

7. Назовите основные этапы статистического наблюдения.

8. Назовите и охарактеризуйте основные виды статистического наблюдения.

9. Какие виды статистических группировок вы знаете?

10. Какие правила составления статистических таблиц вы знаете?

11. Для чего нужны графики в криминологии? Какие виды графиков вы знаете? Каковы правила их построения?

12. Назовите правила (способы) формирования выборочной совокупности?

13. Что такое «ошибка репрезентативности» и от чего она зависит?

14. Охарактеризуйте систему регистрации и учета преступности в России. Какие виды учета вы знаете?

Тема 3. История и основные тенденции развития криминологии

 

1. Истоки криминологической мысли и основные направления ее исторического развития.

1.1. Классическая школа уголовного права.

1.2. Антропологическая школа.

1.3. Социологическая школа.

1.4. Школа "новой социальной защиты".

2. Становление и развитие отечественной криминологии.

3. Основные тенденции и проблемы развития современной криминологии.

3.1. Социально-экономические теории преступности (множественности факторов, социалистическая криминология и др.).

3.2. Уголовные и уголовно-социологические теории преступности (неоклассическая школа, теории аномии, социальной дезорганизации, субкультуры, конфликта и др.).

3.3. Социально-психологические теории преступности (обучения, дифференцированной (дифференциальной) ассоциации, фрустрации, стигматизации).

3.4. Биологические теории (опасного состояния, психических аномалий, генетическая (хромосомных аномалий), эндокринная.

Литература: 128, 129, 130, 134, 135, 137, 152, 157, 170, 182, 235, 254, 258, 264, 334, 412, 433, 440, 451.

Задания

3.1. У поэта Юрия Левитанского есть такое стихотворение:

"Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

 

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя".

Какой принцип исповедует поэт в этом стихотворении? Действительно ли "автор преступления" свободно выбирает преступный вариант поведения? Какая криминологическая школа базируется на принципе "свободной воли" и в чем уязвимость этой позиции?

3.2. Один из персонажей Ч. Айтматова "И дольше века длится день", Сабитжан, убеждает своих собеседников в том, что якобы настанет такое время, когда незримые радиоволны - так называемые биотоки - будут постоянно воздействовать на сознание человека. Он "будет все делать по программе из центра. Ему кажется, что он живет и действует сам по себе, по своей вольной воле, а на самом деле по указанию свыше. И все по строгому распорядку. Надо, чтобы ты пел, - сигнал - будешь петь. Надо, чтобы ты танцевал, - сигнал - будешь танцевать. Надо, чтобы ты работал, - сигнал - будешь работать, да еще как! Воровство, хулиганство, преступность – все забудется, только в старых книгах читать об этом придется. Потому что все будет предусмотрено в поведении человека - все поступки, все мысли, все желания. Вот, скажем, в мире сейчас демографический взрыв, то есть людей очень много расплодилось, кормить нечем. Что надо делать? Сокращать рождаемость. С женой будешь иметь дело только тогда, когда сигнал на то дадут исходя из интересов общества... Или взять военное дело. Все по сигналу будет. Надо в огонь - в огонь прыгнет, надо с парашютом - глазом не мигнет, надо взорваться с атомной миной под танком - пожалуйста, одним моментом".

Какой принцип положен в основу данной концепции поведения? Какие криминологические теории строятся на подобном принципе? Как вы относитесь к предложенному методу регулирования человеческого поведения, в том числе и преступного? В чем состоит опасность воплощения такого рода теорий? Не касаясь технической стороны вопроса, проанализируйте рассуждения Сабитжана. Может ли человек, несвободный в выборе варианта своего поведения, нести за него ответственность?

3.3. В известной пьесе Евгения Шварца "Обыкновенное чудо" есть такой диалог:

" Король. Я страшный человек! Я тиран! Деспот. А кроме того, я коварен, капризен, злопамятен. И самое обидное, я в этом не виноват...

Хозяин. А кто же?

Король. Предки. Праотцы, прабабки, внучатые дяди, тети разные, праотцы, праматери. Они вели себя при жизни как свиньи, а мне приходится отвечать. Паразиты они, вот что я вам скажу, простите невольную резкость выражения. Я по натуре добряк, умница, люблю музыку, рыбную ловлю, кошек. И вдруг чего натворю, что хоть плачь.

Хозяин. А удержаться никак невозможно?

Король. Куда там! Я вместе с фамильными драгоценностями унаследовал все подлые фамильные черты. Представляете удовольствие? Сделаешь гадость - все ворчат, и никто не хочет понять, что это тетя виновата".

Прав ли Король? Дайте криминологическую оценку его высказываниям.

3.4. Один из персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - Разумихин изложил воззрения социалистов на природу преступления следующим образом:

«… Преступление есть протест против ненормальности социального устройства - и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается, - и ничего!..

Я тебе и книжки ихние покажу: все у них потому, что «среда заела», - и ничего больше! Любимая фраза! Отсюда прямо, что если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными. Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается! У них не человечество, развившись историческим, живым путем до конца, само собою обратится, наконец, в нормальное общество, а, напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математической головы, тотчас же устроит все человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным, раньше всякого живого процесса, без всякого исторического и живого пути. Оттого-то они так инстинктивно и не любят историю: «безобразия одни в ней и глупости» - и все одной только глупостью объясняется! Оттого так и не любят живого процесса жизни: не надо живой души! Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна! А тут хоть и мертвечинкой попахивает, из каучука сделать можно, - зато без воли, зато рабская, не взбунтуется! И выходит в результате, что всё на одну кладку кирпичиков да на расположение коридоров и комнат в фаланстере свели! фаланстера-то и готова, да натура-то у вас для фаланстеры еще не готова, жизни хочет, жизненного процесса еще не завершила, рано на кладбище! С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион! Отрезать весь миллион и все на один вопрос о комфорте свести! Самое легкое решение задачи!

… сорокалетний бесчестит десятилетнюю девочку, среда, что ль его на это понудила?».

Правильно ли Разумихин изложил суть криминологической теории социалистов? Согласны ли вы с «социалистической» трактовкой преступного поведения? Приведите аргументы за и против.

3.5. К какому направлению криминологии можно отнести следующие

теории:

Н а п р а в л е н и я Т е о р и и
    Социологическое Биологическое Аномии Множественности факторов Опасного состояния Конституционного предрасположения Антропологическая Генетическая Эксплуатации и частной собственности Социальной дезорганизации Дифференцированных связей Эндокринная теория

3.6. Укажите время создания кабинетов и клиник по изучению преступности и преступников, назовите города, в которых они работали. Охарактеризуйте их деятельность. Следует ли, по вашему мнению, использовать этот опыт в настоящее время?

3.7. К представителям какого направления в криминологии можно отнести названных ученых:

Н а п р а в л е н и я У ч е н ы е
  Социологическое Биологическое Классическое Беккариа Дриль Фойницкий Кетле Ломброзо Тард Дюркгейм Монтескье Граматика Ансель

 

Контрольные вопросы

1. Где и когда возникла криминология?

2. Перечислите известные вам криминологические школы и дайте им краткую характеристику.

3. Назовите основные положения классической школы. Кто был ее основателем?

4. Назовите объективные и субъективные предпосылки возникновения классической школы уголовного права.

5. Дайте краткую характеристику антропологической школы и назовите имя ее основоположника.

6. Дайте краткую характеристику социологической школы. Кто из ученых стоял у ее истоков?

7. Входят ли классическая, антропологическая и социологическая школы в позитивистское направление криминологии? Каковы отличительные признаки позитивизма в криминологии?

8. В чем существо марксистского подхода к объяснению причин преступности?

9. Какие криминологические школы были представлены в отечественной криминологии дореволюционного периода?

10. Назовите и дайте краткую характеристику основных этапов развития криминологии советского периода.

11. Что, на ваш взгляд, мешает развитию российской криминологии в настоящее время?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.162 (0.01 с.)