Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Методы криминологии. Методика криминологических исследованийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Методы криминологии. 2. Общая характеристика методики криминологических исследований. 3. Социологические и психологические методы криминологических исследований. 4. Статистические и математические методы в криминологии. 5. Организация криминологических исследований. Литература: 128-157, 204, 214, 241, 244, 266, 267, 268, 283, 347, 352, 377, 428. Задания 2.1. Назовите и прокомментируйте формы официальной статистической отчетности по уголовным делам: органов внутренних дел; б) прокуратуры; в) судов. 2.2. Анализ уголовно-правовой статистики свидетельствует о том, что одной из групп населения, наиболее часто подвергающейся преступным посягательствам, являются предприниматели. Правлением краевого фонда «Правопорядок» принято решение о проведении криминологического исследования по проблемам обеспечения предпринимательской безопасности. Исполнительный директор фонда обратился в Центр социально-правовых исследований и предложил заключить договор о проведении исследования, предварительно предоставив программу и смету расходов на его проведение. Подготовьте и представьте к обсуждению на семинаре проект этой программы, сформулировав рабочую гипотезу, указав цели и задачи, объект, источники информации, методы исследования; необходимое ресурсное и организационное обеспечение. Подготовьте рабочий план и примерную смету расходов, указав сроки, фонд заработной платы, затраты на оборудование, командировочные и накладные расходы, налоги и пр.
Контрольные вопросы 1. Как соотносятся между собой понятия: «метод», «методология» и «методика»? 2. Назовите методы, которые используются в криминологии. Какие из них относятся к правовым, а какие - к социальным? 3. В чем особенности метода «включенного наблюдения» и что ограничивает пределы его применения в криминологических исследованиях? 4. В чем суть метода «экспертных оценок»? Для исследования каких криминологических проблем он используется? 5. Назовите преимущества и недостатки методов «интервью» и «анонимное анкетирование». 6. Дайте краткую характеристику метода моделирования. Укажите сферу его применения в криминологии. 7. Назовите основные этапы статистического наблюдения. 8. Назовите и охарактеризуйте основные виды статистического наблюдения. 9. Какие виды статистических группировок вы знаете? 10. Какие правила составления статистических таблиц вы знаете? 11. Для чего нужны графики в криминологии? Какие виды графиков вы знаете? Каковы правила их построения? 12. Назовите правила (способы) формирования выборочной совокупности? 13. Что такое «ошибка репрезентативности» и от чего она зависит? 14. Охарактеризуйте систему регистрации и учета преступности в России. Какие виды учета вы знаете? Тема 3. История и основные тенденции развития криминологии
1. Истоки криминологической мысли и основные направления ее исторического развития. 1.1. Классическая школа уголовного права. 1.2. Антропологическая школа. 1.3. Социологическая школа. 1.4. Школа "новой социальной защиты". 2. Становление и развитие отечественной криминологии. 3. Основные тенденции и проблемы развития современной криминологии. 3.1. Социально-экономические теории преступности (множественности факторов, социалистическая криминология и др.). 3.2. Уголовные и уголовно-социологические теории преступности (неоклассическая школа, теории аномии, социальной дезорганизации, субкультуры, конфликта и др.). 3.3. Социально-психологические теории преступности (обучения, дифференцированной (дифференциальной) ассоциации, фрустрации, стигматизации). 3.4. Биологические теории (опасного состояния, психических аномалий, генетическая (хромосомных аномалий), эндокринная. Литература: 128, 129, 130, 134, 135, 137, 152, 157, 170, 182, 235, 254, 258, 264, 334, 412, 433, 440, 451. Задания 3.1. У поэта Юрия Левитанского есть такое стихотворение: "Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе Щит и латы. Посох и заплаты. Меру окончательной расплаты Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже - как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя". Какой принцип исповедует поэт в этом стихотворении? Действительно ли "автор преступления" свободно выбирает преступный вариант поведения? Какая криминологическая школа базируется на принципе "свободной воли" и в чем уязвимость этой позиции? 3.2. Один из персонажей Ч. Айтматова "И дольше века длится день", Сабитжан, убеждает своих собеседников в том, что якобы настанет такое время, когда незримые радиоволны - так называемые биотоки - будут постоянно воздействовать на сознание человека. Он "будет все делать по программе из центра. Ему кажется, что он живет и действует сам по себе, по своей вольной воле, а на самом деле по указанию свыше. И все по строгому распорядку. Надо, чтобы ты пел, - сигнал - будешь петь. Надо, чтобы ты танцевал, - сигнал - будешь танцевать. Надо, чтобы ты работал, - сигнал - будешь работать, да еще как! Воровство, хулиганство, преступность – все забудется, только в старых книгах читать об этом придется. Потому что все будет предусмотрено в поведении человека - все поступки, все мысли, все желания. Вот, скажем, в мире сейчас демографический взрыв, то есть людей очень много расплодилось, кормить нечем. Что надо делать? Сокращать рождаемость. С женой будешь иметь дело только тогда, когда сигнал на то дадут исходя из интересов общества... Или взять военное дело. Все по сигналу будет. Надо в огонь - в огонь прыгнет, надо с парашютом - глазом не мигнет, надо взорваться с атомной миной под танком - пожалуйста, одним моментом". Какой принцип положен в основу данной концепции поведения? Какие криминологические теории строятся на подобном принципе? Как вы относитесь к предложенному методу регулирования человеческого поведения, в том числе и преступного? В чем состоит опасность воплощения такого рода теорий? Не касаясь технической стороны вопроса, проанализируйте рассуждения Сабитжана. Может ли человек, несвободный в выборе варианта своего поведения, нести за него ответственность? 3.3. В известной пьесе Евгения Шварца "Обыкновенное чудо" есть такой диалог: " Король. Я страшный человек! Я тиран! Деспот. А кроме того, я коварен, капризен, злопамятен. И самое обидное, я в этом не виноват... Хозяин. А кто же? Король. Предки. Праотцы, прабабки, внучатые дяди, тети разные, праотцы, праматери. Они вели себя при жизни как свиньи, а мне приходится отвечать. Паразиты они, вот что я вам скажу, простите невольную резкость выражения. Я по натуре добряк, умница, люблю музыку, рыбную ловлю, кошек. И вдруг чего натворю, что хоть плачь. Хозяин. А удержаться никак невозможно? Король. Куда там! Я вместе с фамильными драгоценностями унаследовал все подлые фамильные черты. Представляете удовольствие? Сделаешь гадость - все ворчат, и никто не хочет понять, что это тетя виновата". Прав ли Король? Дайте криминологическую оценку его высказываниям. 3.4. Один из персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - Разумихин изложил воззрения социалистов на природу преступления следующим образом: «… Преступление есть протест против ненормальности социального устройства - и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается, - и ничего!.. Я тебе и книжки ихние покажу: все у них потому, что «среда заела», - и ничего больше! Любимая фраза! Отсюда прямо, что если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными. Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается! У них не человечество, развившись историческим, живым путем до конца, само собою обратится, наконец, в нормальное общество, а, напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математической головы, тотчас же устроит все человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным, раньше всякого живого процесса, без всякого исторического и живого пути. Оттого-то они так инстинктивно и не любят историю: «безобразия одни в ней и глупости» - и все одной только глупостью объясняется! Оттого так и не любят живого процесса жизни: не надо живой души! Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна! А тут хоть и мертвечинкой попахивает, из каучука сделать можно, - зато без воли, зато рабская, не взбунтуется! И выходит в результате, что всё на одну кладку кирпичиков да на расположение коридоров и комнат в фаланстере свели! фаланстера-то и готова, да натура-то у вас для фаланстеры еще не готова, жизни хочет, жизненного процесса еще не завершила, рано на кладбище! С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион! Отрезать весь миллион и все на один вопрос о комфорте свести! Самое легкое решение задачи! … сорокалетний бесчестит десятилетнюю девочку, среда, что ль его на это понудила?». Правильно ли Разумихин изложил суть криминологической теории социалистов? Согласны ли вы с «социалистической» трактовкой преступного поведения? Приведите аргументы за и против. 3.5. К какому направлению криминологии можно отнести следующие теории:
3.6. Укажите время создания кабинетов и клиник по изучению преступности и преступников, назовите города, в которых они работали. Охарактеризуйте их деятельность. Следует ли, по вашему мнению, использовать этот опыт в настоящее время? 3.7. К представителям какого направления в криминологии можно отнести названных ученых:
Контрольные вопросы 1. Где и когда возникла криминология? 2. Перечислите известные вам криминологические школы и дайте им краткую характеристику. 3. Назовите основные положения классической школы. Кто был ее основателем? 4. Назовите объективные и субъективные предпосылки возникновения классической школы уголовного права. 5. Дайте краткую характеристику антропологической школы и назовите имя ее основоположника. 6. Дайте краткую характеристику социологической школы. Кто из ученых стоял у ее истоков? 7. Входят ли классическая, антропологическая и социологическая школы в позитивистское направление криминологии? Каковы отличительные признаки позитивизма в криминологии? 8. В чем существо марксистского подхода к объяснению причин преступности? 9. Какие криминологические школы были представлены в отечественной криминологии дореволюционного периода? 10. Назовите и дайте краткую характеристику основных этапов развития криминологии советского периода. 11. Что, на ваш взгляд, мешает развитию российской криминологии в настоящее время?
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.008 с.) |