Учебная и рабочая программы, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная и рабочая программы,



К Р И М И Н О Л О Г И Я

 

Учебная и рабочая программы,

планы и задания

К семинарским занятиям

 

 

Красноярск 2003

 

Одобрено на заседании кафедры уголовного права и криминологии Заведующий кафедрой д.ю.н., проф. А.С. Горелик «15» сентября 2003 г. Составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция»

 

ББК 67.628. ЗЯ73

Составители: Н.В. Щедрин, А.В. Усс

 

Криминология: Учебная и рабочая программы, планы и задания к семинарским занятиям / Краснояр. гос. ун-т; Сост. Н.В. Щедрин, А.В. Усс. Красноярск, 2003. 78 с.

 

Предназначена для студентов юридического факультета Красноярского государственного университета.

 

Красноярский

государственный

университет, 2003

Н.В. Щедрин, А.В. Усс

 

 

Криминология

Учебная и рабочая программы,

планы и задания к семинарским занятиям

 

Составители: Николай Васильевич Щедрин,

Александр Викторович Усс

 

 

Редактор Н.Ф. Ткачук

Корректор Т.М. Пыжик

 

Подписано в печать 15.10.03 г. Формат 60Х84 1/16.

Бумага типографская. Печать плоская. Усл. печ. л. 4,6 Уч.-изд. л. 4,9.

Тираж 300 экз. Заказ

 

 

Юридический институт

Красноярского государственного университета.

660075 Красноярск, ул. Маерчака, 6

Отдел оперативной полиграфии.

660075 Красноярск, ул. Маерчака, 6

 

 

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ

КУРСА КРИМИНОЛОГИИ

 

Криминология - учебный курс, центральными проблемами которого являются преступность, ее причины, личность преступника и предупреждение преступности. Преподавание курса имеет целью сформировать систему знаний о закономерностях возникновения, существования, сдерживания преступности как негативного социального явления. Достижение указанной цели осуществляется путем реализации следующих задач:

- раскрыть социально-правовую сущность преступности и обучить студентов конкретным методам ее качественно-количественного анализа;

- дать характеристику причин преступности в целом, ее отдельных видов, конкретных актов антиобщественного поведения;

- сформировать общее представление о личностных особенностях преступника и механизме их формирования;

- обеспечить усвоение теоретических основ предупреждения преступлений и приобретение навыков их практической реализации на конкретных участках работы по охране правопорядка.

Студенты, изучившие курс криминологии, должны уметь:

1. Составлять программу изучения преступности, личности преступника, обстоятельств, влияющих на криминогенную обстановку.

2. Анализировать криминологическую информацию, используя для этого соответствующие статистические способы и приемы.

3. Оформлять материалы, отражающие итоги криминологических исследований (аналитические справки, информационные сообщения, отчеты и т.п.).

4. Разрабатывать планы (программы) предупреждения преступности в масштабах отдельных объектов и административно-территориальных единиц.

5. Выявлять причины и условия совершения преступлений и составлять криминологические обоснования представления о необходимости принятия предупредительных мер по конкретному уголовному делу.

Криминология в известной мере синтезирует знания о преступном поведении, выработанные различными отраслями обществоведения в целом и юридической наукой в частности. В систему криминологических знаний включаются положения социологии и педагогики, психологии личности и социальной психологии, общей и правовой статистики. Большое значение для усвоения данного курса имеет также специальная подготовка по таким дисциплинам, как уголовное и уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право, прокурорский надзор, криминалистика, судебная медицина и судебная психиатрия.

Ниже предлагается выписка из Государственного стандарта (специальность 02.11.00 – «Юриспруденция», квалификация юрист) по криминологии:

Криминология

Предмет криминологии; взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права, социологией, психологией, экономикой и др.); история развития криминологии в России; методы криминологических исследований; преступность, ее основные качественные и количественные характеристики; причины преступности; причины индивидуального преступного поведения; личность преступника; предупреждение преступности (теория предупреждения преступности, система и субъекты профилактики; организационные, социально-экономические, правовые основы предупреждения преступлений); основные концепции причин преступности и борьба с нею; криминологическая характеристика экономической преступности и ее предупреждение; организованная преступность, ее криминологическая характеристика и предупреждение; криминологическая характеристика профессиональной преступности; преступность несовершеннолетних и ее предупреждение; насильственная преступность и ее предупреждение; преступления, совершенные по неосторожности, их предупреждение; экономические преступления и их предупреждение; международное сотрудничество в борьбе с преступностью.

С переходом на новый Государственный стандарт, который предусматривает преподавание криминологии в объеме 144 часов, студентам юридического факультета предлагается 72 часа в аудитории (42 часа лекций и 30 часов семинаров) и 72 часа в рамках самостоятельной работы. До введения нового учебного плана студенты продолжают изучать криминологию в прежнем объеме - 34 часа (20 часов лекций и 14 часов семинаров, а также 16 часов самостоятельной работы).

Учебную программу по курсу «Криминология» для студентов и слушателей высших юридических учебных заведений студенты могут найти в учебном пособии по криминологии под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Ю.Н. Аргуновой[1].

В настоящем издании студентам предлагаются темы и вопросы лекций; темы, вопросы и задания для семинарских занятий; задания для самостоятельной работы; перечень контрольных вопросов, которые одновременно являются вопросами для проверки знаний студентов на экзаменах.

Предлагается список основных нормативных актов, которые студент может найти в информационно-правовых системах «Консультант Плюс», «Гарант» и др. Пособие содержит обширную библиографию учебно-методической и специальной литературы, которая конкретизирована применительно к каждой теме.

Дополнительные возможности для получения криминологической информации предоставляет электронный каталог научной библиотеки Красноярского государственного университета (http://libery.krasu.ru), а также всемирная информационная сеть INTERNET. В сети INTERNET существуют поисковые системы, обратившись к которым можно сделать соответствующий запрос. Среди наиболее распространенных русскоязычных систем, характеризующихся наибольшей степенью полноты информации и оперативностью поиска, можно выделить: RAMBLER и ЯNDEX [2].

Запрос в поисковой системе следует сформулировать как можно более точно, поскольку системой будут выданы все сайты, в которых встречаются запрашиваемые ключевые слова. В курсовых и дипломных работах при оформлении ссылок на данные, которые получены в INTERNET, сначала необходимо указать автора статьи, публикуемой на данном сайте, затем само название статьи и далее основной электронный адрес (только буквенные символы). Например: Яковлев А.А. Неучтенный наличный оборот // http:// www/prime-tass.ru/free/Analitik. При этом следует иметь в виду, что ссылки на данные, опубликованные в INTERNET, в библиографическом списке располагаются среди источников из периодической литературы.

 

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Предмет и система криминологии

 

1. Понятие криминологии.

2. Предмет криминологии.

3. Система криминологии и ее место в системе других наук.

Литература: 128-152, 157, 184, 199, 264, 312, 320, 360, 361, 382, 433, 436.

Задания

1.1. Дайте характеристику содержания научной дискуссии о месте криминологии в системе научного знания. В процессе ответа проанализируйте, какое значение для решения данной проблемы имеет специфика предмета и метода криминологии.

1.2. Укажите, какие из перечисленных ниже проблем следует включать в предмет криминологии и почему.

Отклоняющееся поведение, наркомания, аморальное поведение, алкоголизм, разработка законодательных предложений, общественноопасное поведение невменяемых лиц, самоубийства, административные правонарушения, миграция, урбанизация, культурные факторы, проституция, коррупция, "вещизм", протекционизм, детская безнадзорность.

 

Контрольные вопросы

1. Что означает термин «криминология»?

2. Что изучает криминология и какие проблемы составляют ее предмет?

3. Какой наукой является криминология: социальной, правовой, социально-правовой?

4. Как вы считаете, криминология – это прикладная или академическая, эмпирическая или теоретическая наука?

5. Что такое "фоновые" (сопутствующие) явления и входят ли они в предмет криминологии?

6. Какие научные методы использует криминология?

7. Какова взаимосвязь криминологии с другими науками, юриди-ческими и неюридическими?

8. Каково отношение криминологии, деликтологии и девиантологии?

 

 

Задания

2.1. Назовите и прокомментируйте формы официальной статистической отчетности по уголовным делам: органов внутренних дел; б) прокуратуры; в) судов.

2.2. Анализ уголовно-правовой статистики свидетельствует о том, что одной из групп населения, наиболее часто подвергающейся преступным посягательствам, являются предприниматели. Правлением краевого фонда «Правопорядок» принято решение о проведении криминологического исследования по проблемам обеспечения предпринимательской безопасности. Исполнительный директор фонда обратился в Центр социально-правовых исследований и предложил заключить договор о проведении исследования, предварительно предоставив программу и смету расходов на его проведение.

Подготовьте и представьте к обсуждению на семинаре проект этой программы, сформулировав рабочую гипотезу, указав цели и задачи, объект, источники информации, методы исследования; необходимое ресурсное и организационное обеспечение. Подготовьте рабочий план и примерную смету расходов, указав сроки, фонд заработной платы, затраты на оборудование, командировочные и накладные расходы, налоги и пр.

 

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся между собой понятия: «метод», «методология» и «методика»?

2. Назовите методы, которые используются в криминологии. Какие из них относятся к правовым, а какие - к социальным?

3. В чем особенности метода «включенного наблюдения» и что ограничивает пределы его применения в криминологических исследованиях?

4. В чем суть метода «экспертных оценок»? Для исследования каких криминологических проблем он используется?

5. Назовите преимущества и недостатки методов «интервью» и «анонимное анкетирование».

6. Дайте краткую характеристику метода моделирования. Укажите сферу его применения в криминологии.

7. Назовите основные этапы статистического наблюдения.

8. Назовите и охарактеризуйте основные виды статистического наблюдения.

9. Какие виды статистических группировок вы знаете?

10. Какие правила составления статистических таблиц вы знаете?

11. Для чего нужны графики в криминологии? Какие виды графиков вы знаете? Каковы правила их построения?

12. Назовите правила (способы) формирования выборочной совокупности?

13. Что такое «ошибка репрезентативности» и от чего она зависит?

14. Охарактеризуйте систему регистрации и учета преступности в России. Какие виды учета вы знаете?

Задания

3.1. У поэта Юрия Левитанского есть такое стихотворение:

"Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

 

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя".

Какой принцип исповедует поэт в этом стихотворении? Действительно ли "автор преступления" свободно выбирает преступный вариант поведения? Какая криминологическая школа базируется на принципе "свободной воли" и в чем уязвимость этой позиции?

3.2. Один из персонажей Ч. Айтматова "И дольше века длится день", Сабитжан, убеждает своих собеседников в том, что якобы настанет такое время, когда незримые радиоволны - так называемые биотоки - будут постоянно воздействовать на сознание человека. Он "будет все делать по программе из центра. Ему кажется, что он живет и действует сам по себе, по своей вольной воле, а на самом деле по указанию свыше. И все по строгому распорядку. Надо, чтобы ты пел, - сигнал - будешь петь. Надо, чтобы ты танцевал, - сигнал - будешь танцевать. Надо, чтобы ты работал, - сигнал - будешь работать, да еще как! Воровство, хулиганство, преступность – все забудется, только в старых книгах читать об этом придется. Потому что все будет предусмотрено в поведении человека - все поступки, все мысли, все желания. Вот, скажем, в мире сейчас демографический взрыв, то есть людей очень много расплодилось, кормить нечем. Что надо делать? Сокращать рождаемость. С женой будешь иметь дело только тогда, когда сигнал на то дадут исходя из интересов общества... Или взять военное дело. Все по сигналу будет. Надо в огонь - в огонь прыгнет, надо с парашютом - глазом не мигнет, надо взорваться с атомной миной под танком - пожалуйста, одним моментом".

Какой принцип положен в основу данной концепции поведения? Какие криминологические теории строятся на подобном принципе? Как вы относитесь к предложенному методу регулирования человеческого поведения, в том числе и преступного? В чем состоит опасность воплощения такого рода теорий? Не касаясь технической стороны вопроса, проанализируйте рассуждения Сабитжана. Может ли человек, несвободный в выборе варианта своего поведения, нести за него ответственность?

3.3. В известной пьесе Евгения Шварца "Обыкновенное чудо" есть такой диалог:

" Король. Я страшный человек! Я тиран! Деспот. А кроме того, я коварен, капризен, злопамятен. И самое обидное, я в этом не виноват...

Хозяин. А кто же?

Король. Предки. Праотцы, прабабки, внучатые дяди, тети разные, праотцы, праматери. Они вели себя при жизни как свиньи, а мне приходится отвечать. Паразиты они, вот что я вам скажу, простите невольную резкость выражения. Я по натуре добряк, умница, люблю музыку, рыбную ловлю, кошек. И вдруг чего натворю, что хоть плачь.

Хозяин. А удержаться никак невозможно?

Король. Куда там! Я вместе с фамильными драгоценностями унаследовал все подлые фамильные черты. Представляете удовольствие? Сделаешь гадость - все ворчат, и никто не хочет понять, что это тетя виновата".

Прав ли Король? Дайте криминологическую оценку его высказываниям.

3.4. Один из персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - Разумихин изложил воззрения социалистов на природу преступления следующим образом:

«… Преступление есть протест против ненормальности социального устройства - и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается, - и ничего!..

Я тебе и книжки ихние покажу: все у них потому, что «среда заела», - и ничего больше! Любимая фраза! Отсюда прямо, что если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными. Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается! У них не человечество, развившись историческим, живым путем до конца, само собою обратится, наконец, в нормальное общество, а, напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математической головы, тотчас же устроит все человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным, раньше всякого живого процесса, без всякого исторического и живого пути. Оттого-то они так инстинктивно и не любят историю: «безобразия одни в ней и глупости» - и все одной только глупостью объясняется! Оттого так и не любят живого процесса жизни: не надо живой души! Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна! А тут хоть и мертвечинкой попахивает, из каучука сделать можно, - зато без воли, зато рабская, не взбунтуется! И выходит в результате, что всё на одну кладку кирпичиков да на расположение коридоров и комнат в фаланстере свели! фаланстера-то и готова, да натура-то у вас для фаланстеры еще не готова, жизни хочет, жизненного процесса еще не завершила, рано на кладбище! С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион! Отрезать весь миллион и все на один вопрос о комфорте свести! Самое легкое решение задачи!

… сорокалетний бесчестит десятилетнюю девочку, среда, что ль его на это понудила?».

Правильно ли Разумихин изложил суть криминологической теории социалистов? Согласны ли вы с «социалистической» трактовкой преступного поведения? Приведите аргументы за и против.

3.5. К какому направлению криминологии можно отнести следующие

теории:

Н а п р а в л е н и я Т е о р и и
    Социологическое Биологическое Аномии Множественности факторов Опасного состояния Конституционного предрасположения Антропологическая Генетическая Эксплуатации и частной собственности Социальной дезорганизации Дифференцированных связей Эндокринная теория

3.6. Укажите время создания кабинетов и клиник по изучению преступности и преступников, назовите города, в которых они работали. Охарактеризуйте их деятельность. Следует ли, по вашему мнению, использовать этот опыт в настоящее время?

3.7. К представителям какого направления в криминологии можно отнести названных ученых:

Н а п р а в л е н и я У ч е н ы е
  Социологическое Биологическое Классическое Беккариа Дриль Фойницкий Кетле Ломброзо Тард Дюркгейм Монтескье Граматика Ансель

 

Контрольные вопросы

1. Где и когда возникла криминология?

2. Перечислите известные вам криминологические школы и дайте им краткую характеристику.

3. Назовите основные положения классической школы. Кто был ее основателем?

4. Назовите объективные и субъективные предпосылки возникновения классической школы уголовного права.

5. Дайте краткую характеристику антропологической школы и назовите имя ее основоположника.

6. Дайте краткую характеристику социологической школы. Кто из ученых стоял у ее истоков?

7. Входят ли классическая, антропологическая и социологическая школы в позитивистское направление криминологии? Каковы отличительные признаки позитивизма в криминологии?

8. В чем существо марксистского подхода к объяснению причин преступности?

9. Какие криминологические школы были представлены в отечественной криминологии дореволюционного периода?

10. Назовите и дайте краткую характеристику основных этапов развития криминологии советского периода.

11. Что, на ваш взгляд, мешает развитию российской криминологии в настоящее время?

 

Задания

4.1. Возьмите в архиве факультета уголовное дело и изучите его. По материалам дела дайте характеристику криминологического механизма конкретного преступления. При этом обратите внимание, в частности, на следующие вопросы: каково соотношение значимости негативных особенностей личности и роли конкретной жизненной ситуации в механизме данного преступления? Какие обстоятельства могли повлиять на неблагополучное формирование личности преступника? Можно ли в данном случае выделить повод преступления? Какие условия способствовали наступлению общественно опасных результатов? Составьте представление или частное определение об устранении причин и условий преступления и представьте преподавателю на проверку.

4.2. Изучите Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью. Какие принципы, предусмотренные Декларацией, не реализованы в российском законодательстве?

4.3. Подготовьте перечень советов и рекомендаций "Как уберечься от (по вашему выбору)... квартирной кражи; изнасилования; уличного нападения; мошенничества; угона автомобиля".

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся между собой следующие разновидности поведения: отклоняющееся, деструктивное, антисоциальное, асоциальное, правонарушающее, девиантное, делинквентное, преступное?

2. Является ли подвиг видом отклоняющегося поведения?

3. Что такое деструктивное поведение? Дайте краткую характеристику аддиктивного, фанатического, аутистического, нарцисстического, конформистского поведения.

4. Что такое «преступное поведение» и чем оно отличается от «отклоняющегося поведения»?

5. Выделите основные элементы в механизме преступного поведения.

6. Дайте определение конкретной жизненной ситуации. Какие виды ситуаций вы знаете?

7. Назовите малые социальные группы, в которых формируется личность преступника.

8. Укажите основные типы криминогенной деформации родительской семьи.

9. Что включает в себя понятие "материально-вещная среда" и какова ее роль в механизме преступного поведения?

10. Влияют ли на преступное поведение: киновидеоиндустрия, художественная литература, искусство, средства массовой информации?

11. Что включает в себя понятие «информационная преступность»?

11. Что такое "виктимология"?

12. Какие виды преступлений следует отнести к наиболее виктимным?

13. Какие профессии обладают повышенной виктимностью?

 

Тема 5. Преступность, ее основные характеристики

и методы измерения

 

1. Понятие и признаки преступности.

2. Криминологические показатели, характеризующие преступность и способы их расчета.

3. Латентность преступности и методы определения уровня.

4. Основные мировые и российские тенденции развития преступности.

Литература: 11-126, 128-137, 164, 174, 204, 205, 223, 230, 265-267, 269, 283, 284, 301, 317, 321, 324, 328, 329, 336, 376, 455.

 

Задания

5.1. Герои фантастического романа Гарри Гаррисона «Специалист по этике» - Язон динАльт и Майк Сэймон – два жителя цивилизованных планет, волею обстоятельств оказались на планете, где жизнь была организована по законам рабовладельческого строя, и попали в рабство. Чтобы освободиться, Язон совершает убийства и сам становится рабовладельцем. Майк – непреклонный борец за нравственные принципы, постоянно упрекает и порицает Язона. Вот один из типичных диалогов:

«- Убийца! Рабовладелец! – Майк отшатнулся от Язона, насколько позволяла цепь, и потряс указательным пальцем. – Еще два новых преступления вы добавили к своему и без того позорному списку. Я презираю себя за то, что в какой-то момент испытал к вам симпатию. И уж поверьте, я сделаю все… Да, я сделаю все, чтобы мы остались живы. Я найду способ доставить вас на Кассилию и предать суду.

- Вы когда-нибудь слышали о презумпции невиновности, Майк? Нет? А ведь это основа основ юриспруденции. До тех пор, пока вина человека не доказана, он считается невиновным. И вообще, как можно судить меня на Кассилии за преступления, совершенные на этой планете, если там они не считаются преступлениями? Это все равно что извлечь каннибала из своего времени и судить его за людоедство.

- Правильно. Каннибализм – это отвратительно! Я содрогаюсь при одной мысли… И естественно, что такой человек должен быть сурово наказан.

- Если он съел кого-нибудь из ваших родственников, я бы вас понял, Майк. Но в том случае, когда он со своими развеселыми соплеменниками перекусил поверженным врагом, к его поведению, простите, не придраться. Поймите, человека невозможно судить без учета конкретной ситуации. Нормы поведения относительны. Каннибал в своем обществе так же нравственен, как прихожанин в нашем.

- Богохульник! Преступление всегда и везде преступление! Существуют моральные законы, обязательные для любого общества.

- Таких законов нет. И в этом пункте ваше мировоззрение осталось средневековым. Любые нравственные законы историчны и относительны. И ни в коем случае не абсолютны. Они связаны со временем и местом и теряют всякий смысл, будучи вырванными оттуда. В здешнем примитивном грязном обществе убить своего хозяина – единственная возможность для какого-нибудь честолюбивого парня выдвинуться.»

Рассудите спорщиков. Кто, по вашему мнению, прав: Язон или Майк?

5.2. Что есть преступность: норма или патология в состоянии общества? Обоснуйте свой ответ.

5.3. Чезаре Беккариа в своей знаменитой книге "О преступлениях и наказаниях", вышедшей в свет в 1764 г., исходил из того, что окончательное искоренение преступлений невозможно, ибо они порождаются "всеобщей борьбой человеческих страстей", а эта борьба вечна, как в конечном счете вечны и неизменны чувства людей. Что вы думаете по поводу приведенного высказывания? Основоположником какой школы являлся Ч. Беккариа?

5.4. Комиссия, занимавшаяся сравнительным анализом преступности в Кедровском (население 220 тыс. чел.) и Озерном (население 224 тыс. чел.) районах за 1996-2000 гг., пришла к выводу: криминологическая обстановка в первом из них была более неблагоприятной, что требует укрепления аппарата правоохранительных органов этого района и активизации предупредительной работы среди его населения. В числе обстоятельств, вызывающих особую тревогу в Кедровском районе, назван высокий уровень преступности несовершеннолетних, а также большое число корыстных преступлений, совершаемых на предприятиях. Сведения, на которых базировались выводы комиссии, отражены в табл.1.

Вычислите показатели, характеризующие преступность, расчет которых возможен на основе имеющихся данных. Укажите, какие еще показатели используются при анализе преступности, и какая дополнительная информация нужна для их расчета. Проанализируйте указанные в таблице категории преступлений в названных районах на предмет уровня латентности. Какие предложения можно высказать об уровне латентной преступности в названных районах? Дайте характеристику методов выявления латентных преступлений. Проанализируйте обоснованность выводов комиссии, занимавшейся изучением преступности.

И Озерном районах за 2002 г. Таблица 1

В и д ы п р е с т у п л е н и й   Количество преступлений в районе (в абс.)
Кедровский Озерный
Умышленное убийство Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью Изнасилование Грабеж Разбой Кража Вымогательство Мошенничество Обман потребителей Хулиганство Вандализм Автотранспортные преступления Прочие    
Всего преступлений, в т.ч. рецидивных    

 

5.5. Используя статистические сборники, охарактеризуйте тенденции: относительно преступности в стране, умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, неосторожных преступлений, несовершеннолетних, женщин. Укажите закономерности сезонных колебаний числа изнасилований и покушений на изнасилование. Сравните количество умышленных убийств и количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом.

5.6. Используя статистический сборник «Преступность стран мира», сопоставьте показатели преступности в России и других зарубежных странах. Как и почему, на ваш взгляд, различаются показатели?

5.7. Сравните коэффициенты преступности в Сибирском федеральном округе с общероссийскими. Какие выводы можно сделать из этого сравнения?

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся между собой понятия «преступление» и «преступность»?

2. Какие признаки характеризуют преступность?

3. Какие показатели характеризуют ее качественную сторону, а какие количественную?

4. Назовите основные криминологические показатели преступности и укажите, как они рассчитываются.

5. Что такое уровень преступности и какие показатели его характеризуют?

6. Как рассчитывается коэффициент преступности и какие преимущества по сравнению с другими относительными величинами он имеет?

7. Что такое динамика преступности и какие показатели ее характеризуют?

8. Что такое структура преступности и какие показатели ее характеризуют?

9. Что такое латентная преступность и какие ее виды вы знаете?

10. Приведите несколько примеров низколатентных и высоколатентных видов преступлений.

11. Что такое «естественная латентность» преступности и от чего она зависит?

12. Что такое «пограничная латентность» преступности и от чего она зависит?

13. Что такое «искусственная латентность» преступности и от чего она зависит?

14. Какие методы определения уровня латентности вы знаете?

15. Как рассчитываются показатели сезонности? И какое криминологическое значение они имеют?

16. Что такое «география», «топология» и «топография» преступности? Что дает анализ территориальной распространенности преступности?

17. Является ли ущерб обязательным криминологическим показателем? Что такое «прямой» и что такое «косвенный» ущерб от преступности?

18. Назовите основные мировые и российские тенденции преступности.

Задания

6.1. Укажите, как соотносятся понятия "человек", "индивид" и "личность". Чем отличаются личностные качества преступника и законопослушного гражданина? В чем состоит криминологическое значение изучения личности преступника?

6.2. Главный герой кинокомедии Э. Рязанова "Берегись автомобиля" Юрий Деточкин совершает кражи автомобилей у лиц, которые, по его мнению, приобрели их на нетрудовые доходы. Вырученные деньги он перечисляет в детские дома. Является ли Деточкин преступником? Если да, в чем состоит его общественная опасность?

6.3. Начальник ГУВД Красноярского края Юрий Астахов в интервью сказал: «Каждый человек способен убить, изнасиловать и ограбить» (Сегодняшняя газета. 2003. 1 марта). Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте свой ответ.

6.4. Определите характер общественной опасности неосторожного преступника.

6.5. Статистика преступности свидетельствует о том, что наибольшая криминальная активность характерна для лиц в возрасте 25-29 лет, затем следует возрастная группа 18-24 года, после нее 14-17 лет, и, наконец, лица старше 33 лет. Преступность женщин и мужчин соотносится приблизительно как 1:8. Как объяснить существование таких тенденций?

6.6. Классифицируйте преступников по следующим основаниям:

Степень общественной опасности     Характер общественной опасности   Преступники, совершившие тяжкие насильственные преступления Случайные преступники Асоциальные преступники Преступники, совершившие корыстно-насильственные преступления Злостные преступники Привычные преступники Ситуативные преступники Преступники, совершившие корыстные преступления направленности "Закономерные" преступники "Вероятные" преступники

 

6.7. Какие из перечисленных признаков в левой части таблицы следует отнести к одному из структурных элементов личности преступника:

    К юридической характеристике   К социально-демографической характеристике   К нравственно-психологической характеристике Посещение притонов Совершение насильственного преступления Предыдущая судимость Низкий образовательный уровень Возможность совершения нового преступления Проживание в сельской местности Незнание норм уголовного закона Стяжательство Неумение сдерживать свою импульсивность Употребление наркотиков Плохое материальное положение Презрение к окружающим Высокая производственная квалификация Участие в азартных играх Совершение корыстного преступления  

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные подходы к определению личности преступника, которые используются в российской криминологии.

2. В чем разница между понятиями «личность преступника» и «криминогенная личность»? Правомерно ли использовать понятие «криминогенная личность»?

3. Что такое «общественная опасность личности»? Какое криминологическое значение имеет эта категория?

4. Чем «характер общественной опасности» отличается от «степени общественной опасности» личности?

5. Каковы критерии (показатели) общественной опасности личности?

6. Какие типологии и классификации криминогенной личности

вам известны и каково их практическое значение?

7. Какие группы признаков традиционно выделяют в структуре личности преступника?

8. Что, по вашему мнению, является ведущим в механизме преступного поведения, биологические или социальные свойства личности?

9. Назовите сторонников биосоциального подхода к объяснению причин преступности в зарубежной и отечественной криминологии.

Задания

7.1. В редакцию районной газеты поступило письмо следующего содержания: "Семьдесят лет мы жили при социализме, а преступность росла, вновь возвращаемся к капитализму, а преступность растет. Мне кажется, что в цивилизованных странах уровень преступности выше, чем в слаборазвитых. И совершенно непонятно, почему преступность в США выше, чем, например, в скандинавских странах. Может ли кто-либо из юристов на страницах газеты объяснить, почему преступность существует и в чем причины ее роста? С уважением, Г. Кирпичев".

Редактор газеты попросил прокурора района дать ответ автору письма. Представьте, что вы районный прокурор. Напишите заметку и сдайте преподавателю на проверку.

7.2. Почему показатели преступности в отдельных регионах страны существенно различаются? Чем объяснить, что коэффициент преступности в сельской местности ниже, чем в городской? Почему люди, занятые тяжелым ручным трудом, в среднем совершают преступления чаще, чем лица, работающие в сферах, требующих высокой квалификации и образования?

7.3. Коэффициент зарегистрированной преступности в Сибирском федеральном округе за 1999 г. составил 2224 преступления на 100 тыс. чел. и превысил общероссийский в 1,26 раза. Какими факторами, на ваш взгляд, обусловлен более высокий уровень преступности?

7.4. Известный путешественник и исследователь В.К. Арсеньев в замечательной книге «В дебрях Уссурийского края» описывает такой эпизод:

«Весело затрещали сухие дрова в костре. Мы грелись около огня и делились впечатлениями предыдущей ночи.

Я заметил, что Дерсу собирается меня что-то спросить, но, видимо, стесняется. Я помог ему высказаться.

- Моя слыхал, русские хунхузы[3] тоже есть. Правда это или нет? – спросил он, конфузясь.

- Правда, отвечал я, - только русские хунхузы ходят по одному, по два человека и никогда не собираются такими большими шайками, как китайские. Русское правительство не допускает до этого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.149 с.)