Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические проблемы теории государства и права.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Методологические проблемы теории государства и права. Основные подходы к определению методологии (научный, философский, философско-правовой и комплексный). Метод и теория, признаки научного метода. Соотношение метода и предмета, многоуровневая концепция методологии. Дисциплинарные и междисциплинарные методы. Причины общего методологического кризиса общественных наук.Неклассическая методология ТГи П.Синергетика как методологический подход в юриспруденции. Основные категории и понятия. Возможности и пределы использования синергетической парадигмы в юриспруденции. Общая характеристика постмодерна М.Фуко о знании и власти, их контроле.Симулякры и симуляции Ж.Бодрийяра.Постмодернистская теория права.
Модуль 2 Основные категории теории государства.
Общий обзор теорий о происхождении и сущности государства. Взаимосвязь общественных проблем развития и господствующей теории. Проблемы легализации и легитимации государственной власти, их соотношение с формами государства. Теория и практика информационного государства. Влияние глобализации на представления о сущности государства и его суверенитете. Основные направления современных исследований суверенитета. Суверенитет государства, народа, нации, личности. Суверенитет и федерализм, основные концепции и практика их реализации. Эволюция понятия «нация».Классификация этнических общностей.Проблемы правосубъектности национальных общностей.
Модуль 3 Основные правовые категории. Происхождение права. Мононормы: основные подходы. Признаки права. Сущность и социальное назначение права. Проблемы современного правопонимания. Понятие правовой аксиологии. Основные ценности в праве: свобода, справедливость. Принципы права. Виды ценностей. Юридическая свобода и свобода выбора. Содержание универсальной справедливости. Два аспекта справедливости (формальный и содержательный). Правовое регулирование и правовое воздействие. Пределы и уровни правового регулирования. Способы, методы и типы правового регулирования. Правовые средства и цели.Механизм правового регулирования, его элементы. Эффективность правового регулирования. Предмет юридической деятельности, понятие и виды технологии юридической деятельности. Цели юридической деятельности. Юридические действия, способы и средства как элементы юридической деятельности. Теоретические и практические типы юридической деятельности. Классификация юридической практики. Распределение часов курса дисциплины по темам и видам работ Очная форма обучения
Виды контроля успеваемости, применяемые на аудиторных занятиях, и их оценка в рейтинговых балах.
Темы выносимые для рубежного контроля
Рубежный контроль проводится для определения результатов освоения студентом модуля в целом и возможного добора баллов,планируемых в ходе текущего контроля. Рубежный контроль должен проводиться только в письменном виде.(п 4.4 Положения о модульно-рейтинговой системе обучения и оценке успеваемости студентов ГОУ ВПО «Башкирский государственный институт»).В случае,если студент сдает какое-либо из контрольных мероприятий позже установленного срока,преподаватель может снизить максимально возможное количество баллов за данный вид контроля на 5% за каждую неделю просрочки.(п.4.6) Согласно Положения о модульно-рейтинговой системе обучения и оценке успеваемости студентов ГОУ ВПО «Башкирский государственный институт»,принятого на заседании Ученого Совета 20.10.2010 (протокол №2),п.4.7 – Преподавателю предоставляется право поощрять студентов за активность (участие в конференциях,олимпиадах,публикация статей,выполнение заданий повышенной сложности)проставлением поощрительных баллов в количестве,не превышающем 10 баллов за семестр.
Пункт 4.11 Положения о модульно-рейтинговой системе обучения и оценке успеваемости студентов устанавливает,что при наличии у студента пропусков практических занятий преподаватель,не выясняя их причин,обязан исключить из рейтинга баллы по следующему принципу: 20% пропусков – 2 балла; 40% пропусков – 4 балла; 50% пропусков – 5 баллов; более 50% пропусков – 6 баллов.
Пропуски лекционных занятий также влекут за собой исключение баллов из рейтинга: 20% пропусков – 1 балл; 40% пропусков – 3 балла; 50% и более пропусков – 4 балла. Определение причины пропуска возлагается на деканат,в случае признания причины уважительной,деканат добавляет баллы,которые были вычтены за пропуски.
Итоговые баллы рейтинговой системы оценки успеваемости студентов
Студент,набравший по итогам текущего контроля менее 35 баллов, до экзамена не допускается,в этом случае он самостоятельно изучает неосвоенные им темы и выполняет соответствующие задания(см.Рабочую тетрадь по Проблемам Тги П). Если студент набирает не менее 60 баллов по итогам текущего контроля,то преподаватель с согласия студента имеет право выставить ему оценку «удовлетварительно» без процедуры экзамена.В случае несогласия студента с оценкой,он сдает экзамен на общих основаниях. Если студент набирает не менее 70 баллов по итогам текущего контроля,то преподаватель с согласия студента имеет право выставить ему оценку «хорошо» без процедуры экзамена.В случае несогласия студента с оценкой,он сдает экзамен на общих основаниях. Если студент набирает не менее 80 баллов по итогам текущего контроля,то преподаватель с согласия студента имеет право выставить ему оценку «отлично» без процедуры экзамена
Задания для допуска к экзамену по предмету «Проблемы теории государства и права». Составить вопросы для теста по заданной теме (количество вопросов - 30) с указанием источника правильного ответа. -15 баллов. Составить презентацию по заданной теме (количество слайдов - 20)- 10 баллов. Составить обзор интернет-ресурсов по заданной теме (количество - 20) с кратким резюме.-20 баллов. Выполненные задания предъявляются в день консультации. Темы для составления тестов 1. Основные подходы к определению методологии 2. Признаки научного метода. 3. Многоуровневая концепция методологии. 4. Неклассическая методология ТГи П. 5. Синергетика как методологический подход в юриспруденции. 6. М.Фуко о знании и власти, их контроле 7. Постмодернистская теория права. 8.Теория и практика информационного государства. 9.Влияние глобализации на представления о сущности государств 10. Основные направления современных исследований суверенитета. 11. Суверенитет государства, народа, нации, личности 12. Эволюция понятия «нация». 13. Классификация этнических общностей 14. Происхождение права. 15. Сущность и социальное назначение права. 16. Проблемы современного правопонимания. 17. Основные ценности в праве. 18. Правовое регулирование и правовое воздействие. 19. Пределы и уровни правового регулирования 20. Понятие и виды юридической деятельности. 21. Юридическая практика.
Темы для презентаций
1. Причины общего методологического кризиса общественных наук. 2. Возможности и пределы использования синергетической парадигмы в юриспруденции. 3. Общая характеристика постмодерна 4. Современные теории о происхождении и сущности государства. 5. Легализации и легитимации государственной власти в соотношении с формами государства. 6. Понятие информационного государства. 7. Глобализация и государство 8. Суверенитет государства, народа, нации, личности. 9. Суверенитет и федерализм, основные концепции и практика их реализации. 10. Проблемы правосубъектности национальных общностей. 11. Мононормы: основные подходы. 12. Современное правопонимание. 13. Правовая аксиология. 14. Основные ценности в праве: свобода, справедливость. 15. Принципы права. 16. Пределы и уровни правового регулирования. 17. Способы, методы и типы правового регулирования. Правовые средства и цели. 18. Механизм правового регулирования, его элементы. 19. Эффективность правового регулирования. 20. Предмет юридической деятельности. 21. Понятие и виды технологии юридической деятельности. 22. Цели юридической деятельности. 23. Юридические действия, способы и средства как элементы юридической деятельности.
Темы для составления обзора интернет-ресурсов 1. Современное понимание диалектики при изучении теории и истории государства и права. 2. Этапы развития теории и истории государства и права. 3. Соотношение преемственности и новизны в исследовании теории и истории государства и права. 4. Соотношение теорий о происхождении и сущности государства. 5. Легализация и легитимация государственной власти. 6. Единство и разделение государственной власти. 7. Теория информационного государства. 8. Понятие и виды суверенитета. 9. Развитие теорий суверенитета. 10. Суверенитет и федерализм. 11. Основные подходы к правопониманию. 12. Государство и общество. Гражданское общество. 13. Социально-национальная структура общества. 14. Место и роль религиозных организаций в современном государстве. 15. Концепции посттоталитарного развития государства и общества. 16. Социальная и юридическая ответственность. 17. Эффективность правового регулирования. 18. Типы, способы и методы правового регулирования. 19. Соотношение системы права и системы законодательств. 20. Социальная природа правонарушений.
Вопросы к экзамену «Проблемы теории государства и права»
1. Многоуровневая концепция методологии юридической науки. 2. Основные методологические проблемы теории государства и права. 3. Парадигмальные изменения методологии теории и истории государства и права. 4. Неклассическая методология ТГи П. 5. Симулякры и симуляции Ж.Бодрийяра,его влияние на теорию информационного государства 6. М.Фуко о знании и власти, их контроле 7. Влияние глобализации на представления о сущности государства и его суверенитете. 8. Права человека и процессы глобализации. 9. Основные тенденции развития права в условиях глобализации. 10. Развитие источников права в условиях глобализации 11. Основные понятия и категории синергетики как методологии теории и истории государства и права. 12. Возможности и ограничения использования синергетики в юриспруденции. 13. Соотношение метода и предмета теории и истории государства и права. 14. Признаки научного метода. Основные виды. 15. Современное понимание диалектики при изучении теории и истории государства и права. 16. Этапы развития теории и истории государства и права. 17. Дуализм объектов и единство предмета теории и истории государства и права. 18. Соотношение преемственности и новизны в исследовании теории и истории государства и права. 19. Соотношение теорий о происхождении и сущности государства. 20. Легализация и легитимация государственной власти. 21. Формы государства и формы его легализации. 22. Виды легитимации государственной власти. 23. Единство и разделение государственной власти. 24. Теория информационного государства. 25. Понятие и виды суверенитета. 26. Развитие теорий суверенитета. 27. Суверенитет и федерализм. 28. Происхождение права. Мононормы. 29. Основные подходы к правопониманию. 30. Признаки и сущность права. 31. Понятие правовой аксиологии. 32. Государство и общество. Гражданское общество. 33. Социально-национальная структура общества. 34. Эволюция понятия «нация». 35. Классификация этнических общностей. 36. Проблемы правосубъектности национальных общностей. 37. Место и роль религиозных организаций в современном государстве. 38. Концепции посттоталитарного развития государства и общества. 39. Правомерное поведение, виды и структуры. 40. Социальная и юридическая ответственность. 41. Психологические элементы в структуре правосознания. 42. Пределы и уровни правового регулирования. 43. Правовые средства и цели. 44. Эффективность правового регулирования. 45. Понятие и виды правовых режимов. 46. Механизм правового регулирования (этапы и элементы). 47. Типы, способы и методы правового регулирования. 48. Соотношение системы права и системы законодательств. 49. Социальная природа правонарушений. 50. Совершенствование юридической техники. 51. Юридическая техника и терминология. 52. Юридическая деятельность: понятие и виды. 53. Элементы юридической деятельности (действия, способы, средства). 54. Юридическая практика, виды и функции. 55. Типы правононимания 56. Постмодернистская теория права. 57. Интегративное правопонимание 58..Современные проблемы теории юридической ответственности 59. Судебный прецедент в системе источников права. 60.Понятие глобализации,её истоки и формы 61.Основные противоречия глобализационных процессов 62. Формирование концепции социального государства. 63. Перспективная и ретроспективная ответственность. 64. Соотношение понятий «государственный механизм» и «государственный аппарат». 65. Свобода и справедливость – основные ценности права. 66. Возникновение и развитие идеи гражданского общества на различных этапах человеческой цивилизации. 67.Злоупотребление правом. 68. Презумпция и фикция. 67. Правовая ответственность государства.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная литература 1. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Том 1. М., 1972. 2. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.2. - Свердловск: СЮИ, 1973. – 400 с. 3. Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. М.: Юрид. лит., 1987. – 448 с. 4. Государство и право на рубеже веков (материалы Всероссийской конференции). Проблемы теории и истории. - М.: Институт государства и права РАН, 2001. – 200 с. 5. Методологические проблемы правоведения: Сб. науч. тр. Выпуск V / Сост. М.Ф. Маликов. – Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2001. – 420 с. 6. Концептуальные проблемы правового регулирования: Сб. науч. тр. – Выпуск VI / Автор-сост М.Ф. Маликов. – Уфа: Изд-е Башкирск. Ун-та, 2001. – 446 с. 7. Концептуальные основы правоотношений: Сб. науч. тр. Выпуск VII / Автор-сост. М.Ф. Маликов. – Уфа: Изд-е Бащкирск. Ун-та, 2001. – 552 с. 8. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристъ, 2002. – 656 с. 9. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нарсесянца. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2002. – 832 с Дополнительная литература 1. Архипов С.И. Субъекты права. М., 2004. 2. Блинов А.С. Национальное государство: в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. М., 2003. 3. Дробышевский С.А. Классические теоретические представления о государстве и праве и политике. Красноярск, 1999. 4. Еллинек Г. Обще учение о государстве. СПб, 2004. 5. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М, 2000. 6. Кудрявцев В.Н., Керимов Д.П. Право и государство (опыт философско-правового анализа) М., 1993. 7. Курочкин А.В. – Синергетическая концепция государственного управления. СПб, 200. 8. Левин И.Д. Суверенитет. СПб, 2003. 9. Митрохин С.С. Предпосылки и основные этапы децентрализации государственной власти в России. М., 2004. 10. Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право. 2006. № 6. 11. Муравский В.А. Актуально-правовой аспект правопонимания // Государство и право. 2005. № 2. 12. Мартынин О.В. Метафизические концепции права // Государство и право. 2006. № 2. 13. Неклесса А.И. Постсовременный мир в новой системе координат. – СПб, 2000. 14. Плешаков К. Сквозь заросли миров. Распады и рождение государства. М., 1997. 15. Политические институты на рубеже тысячелетий. – Дубна, 2005. 16. Проблемы теории права и государства, истории политико-правовой мысли. – Алматы, 2005. 17. Право XX века: идеи и ценности. М., 2001. 18. Проблемы правопонимания. Всероссийская научно-теоретическая конференция // Государство и право. 2003. № 8. 19. Социальная синергетика: предмет, актуальные проблемы, поиски, решения. – Йошкар-Ола, 2003. 20. Романов Р.А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия. СПб., 2004. 21. Хабибуллин А.Г. Научные основы типологии государства: Вопросы теории и практика. СПб., 1997. 22. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999. 23. Шайо А. Самоограничение государственной власти. М., 2001. 24. Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002. 25. Черноков А.Э. Будущность права. СПб., 2002. 26. Четвертнин В.А. Понятие права и государство. М., 1997.
Тесты по самопроверке I Вариант. 1.Власть – это: А) организованная сила, обеспечивающая порядок в обществе; Б) надстройка общества В) общность людей, характеризующаяся экономическим и духовным единством; Г) политическая, структурная и территориальная организация общества.
2.Кто из перечисленных авторов развивал спортивную теорию происхождения государства: А) Витфогель; Б) Ж. Побино; В) Леви-Строс; Г) Ортега-и-Гассет.
3.Укажите один из признаков первобытного общества: А) наличие аппарата управления; Б) сбор налогов; В) Слитность прав и обязанностей членов общества; Г) регулярная армия.
4.Особый слой людей, занимающихся управлением, называют: А) военными; Б) политиками; В) бюрократами; Г) все перечисленные.
5.Укажите, какая из указанных функций государства является регулятивной: А) экономическая; Б) охрана правопорядка; В) экологическая; Г) обороны.
6.Какой признак характерен для всех социальных норм: А) результат сознательно-волевой деятельности людей; Б) обязательное правило поведения; В) обеспечены принудительной силой государства; Г) Выражено в официальной форме.
7.Какой из приведенных ниже тезисов является отражением нормативистской теории права: право-это: А) возведенная в закон воля господствующего класса; Б) правовые эмоции людей, носящие императивный характер; В) система норм, представляющих собой пирамиду, в которой ниже стоящая норма соответствует вышестоящей. Г) система правоотношений, поведение людей в сфере права.
8.Какими путями источникам права придается официальный характер: А) издание новых законодательных актов; Б) придание юридической силы обычаю, традициям; В) правотворчество и санкционирование; Г) придание нормативным актам общественного значения. Ч.2 1.Расставьте в правильной хронологической последовательности стадии законодательной процедуры: 1) обсуждение законопроекта; 2) промульгация закона; 3) принятие законопроекта путем голосования членов парламента; 4) законодательная инициатива; 5) утверждение законопроекта. А) 1-5-4-3-2; Б) 4-1-3-2-5-; В) 4-1-3-5-2-; Г) 1-4-3-2-5. 2.Какого вида гипотез не существует: А) абсолютно-определенной; Б) альтернативной; В) бланкетной; Г) сложной. 3.Объектом отражения какой разновидности сознания является сфера общеобязательного нормативного регулирования: А) правосознания; Б) правовая культура; В) общественное сознание; Г) правовой идеализм. 4.К общеправовым принципам не относится: А) равенство всех перед законом; Б) верховенство закона; В) равенство всех субъектов правоотношений; Г) гуманизм. 5.Способ толкования норм права с помощью установления целей издания нормативно-правового акта называется: А) телеологическим; Б) политическим; В) логическим; Г) систематическим. 6.Негативно-отрицательное отношение к праву называется: А) правовой инфантилизм; Б) правовой идеализм; В) правовой дилентантизм; Г) нет правильного ответа. 7.Предположение о наличии некоторых обстоятельств, имеющих силу юридических фактов, называется: А) юридические условия; Б) презумпция; В) фикция; Г) нет правильного ответа. 8.Какой из способов правового регулирования относится к дополнительным: А) дозволение; Б) обязывание; В) запрещение; Г) стимулирование. Ч.3 1.Юрисдикция – это: А) установленная законодательством совокупность правомочий гос. органов разрешать правовые споры; Б) территория в подведомственности определенного органа власти; В) отправление правосудия; Г) все перечисленное. 2.Марксистом до Маркса называли: А) Платона; Б) Т. Море; В) Т. Кампанеллу; Г) Ибн-Хальдун. 3.Способы легитимации гос. власти: А) участие в выборах; Б) принятие Конституции на референдуме; В) законопослушность граждан; 4.Назовите одну из юридических гарантий законности: А) свобода слова; Б) равенство всех граждан перед законом и судом; В) юридическая техника; Г) кодификация. 5.Преюдиция: А) предположение; Б) юридический факт; В) ранее установленные судом доказательства; Г) вводная часть интерпретационного акта. Ч.2 1.Укажите какой из перечисленных ниже признаков характерен только для феодального типа права: А) тесная связь с религией; Б) отсутствие деления на отрасли права; В) признание закона основным источником права; Г) партикуляризм, т.е. отсутствие единой системы права в масштабах страны. 2.Совокупность источников права в их взаимосвязи: А) отрасль права; Б) система права; В) система законодательства; Г) правовая система. 3.Какой элемент правовой нормы пропущен в ч. 2 ст. 104 Конституции РФ: «Законопроекты вносятся в Государственную Думу»: А) гипотеза; Б) диспозиция; В) санкция; Г) преамбула. 4.К юридическому квалифицированию фактических обстоятельств дела не относится: А) оценка установленных фактов на основе правовых норм; Б) выбор правовой нормы; В) анализ правовой нормы; Г) применение нормы. Ч.3 1.Аброгация – это: А) дерогация; Б) б) оброгация; В) суброгация; Г) все вышеперечисленное. 2.М. Вебер выделял следующие типы легитимации государственной власти: А) традиционная, научная, легальная. Б) легальная, харизматическая, традиционная. В) традиционная, харизматическая, научная. Г) нет правильного ответа. 3.Интегративное правопонимание изложено в работах: А) Пашуканиса; Б) Лукашевой; В) Казимирчука; Г) всех перечисленных. 4.Могут ли граждане и общ. организации выступать в роли субъектов законности: А) Нет, только органы управления; Б) Нет, только государственные организации; В) Нет, только должностные лица; Г) Да, могут.
5.Элемент общественной системы, поддерживающий и воспроизводящий общественную жизнь на основе законов: А) юр. Гарантии законности; Б) политические гарантии законности; В) материальные гарантии законности; Г) нет правильного ответа. Ч.2 1. В какой правовой семье судья одновременно является и законодателем: А) романо-германская; Б) «Общего права»; В) мусульманская; Г) японская.
2. Какая из перечисленных отраслей является комплексной: А) конституционное право; Б) трудовое право; В) транспортное право; Г) предпринимательское.
3. На первой стадии применения права происходит: А) юридическое квалифицирование; Б) установление фактических обстоятельств дела; В) толкование; Г) доказывание.
4. Предположение о наличие некоторых, имеющих силу юридических актов называется:
А) юр. условие; Б) преюдиция; В) презумпция; Г) фикция.
5. Элемент правосознания – это: А) правовая идеология; Б) правовая культура; В) правовая преюдиция; Г) правовой нигилизм.
6. Найдите определение субъективного права: А) мера дозволенного поведения; Б) свобода действия; Г) мера санкционированного поведения; Д) мера должного поведения.
7. Что не влияет на классификацию юр. норм: А) функции права; Б) история права; В) способ правового регулирования; Г) индивидуальное регулирование общ. отношений;
Ч. 3 1. Добровольный отказ избирателей от голосования на выборах или референдуме: А) аброгация; Б) обскурантизм; В) сциентилизм; Г) нет правильного ответа.
2. Характер гос. власти обусловлен: А) социальной структурой общества; Б) исключительно классовой природой общества; В) функционирование в качестве регулятора общественных отношений; Г) все перечисленное.
3. Архаичное право можно еще называть: А) право народов; Б) варварское право; Г) примитивное право; Д) все перечисленное.
4. Что является предпосылкой такого состояния жизни, при котором ее субъекты свободно реализуют принадлежащее им права и обязанности: А) Гос. принуждение; Б) законность; В) правовая культура; Г) правовое сознание.
5. На какой признак права указывает преамбула испанского законодательства «всем испанцам, которые слышат и понимают своего короля»: А) формальная определенность; Б) нормативность; В) всеобщность; Г) гос.принуждение.
6. Экзекватура – А) совокупность телесных наказаний; Б) выдача государством другому государству своего гражданина для привлечения к уголовной ответственности; В) исполнение судебного решения, вынесенного в другой стране; Г) нет правильного ответа.
7. Назовите способ правового регулирования: А) исполнение; Б) соблюдение; В) использование; Г) дозволение. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Тема 1. Литература. Венгеров А.Б. Теория права. М., 1996. Венгеров А.Б. Синергетика и политика // Он и С. 1993 № 4. Тразьев С.Ю. Закономерности социальной эволюции: вопросы методологии // Социс. 1996 № 6. Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. М., 2002. Князева Е.Н, Курдюмов С.П. Основы синергетики. СПб., 2002. Кореков, Маликов М.К. Концептуальные проблемы теории государства и права. Уфа, 1998. Керимов Д.Ф. Методология права (предмет, функции проблемы философии права). М., 2000. Лесков Л.В. Знание и власть. Синергетическая кратология. М., 2001.
Контрольные вопросы.
2 Что представляет собой методология теории государства и права? 3 В чем состоит дуализм объекта и единство предмета теории государства. 4 В чем выражается единство и взаимосвязи метода и предмета юридического познания? 5 Выделите достоинства и недостатки синергетического подхода к изучению государственно-правовых явлений. 6 Обоснуйте соотношение преемственности и новизны в развитии теории государства и права.
Задание. 1 Заполните таблицу:
Тема 2. Государство и общество.
2 Гражданское общество: теории, признаки, структуры. 3 Политическая система государства. Развитие российской многопартийности. 4 Социально-национальная структура общества, ее влияние на организацию государственной власти. 5 Место и роль религиозных организаций в современном государстве. 6 Концепции посттотолитарного развития государства и общества.
Литература. 2 Аршинов В.Н., Савичева Н.Г. Гражданское общество в контексте синергетического подхода //ОН и С. – 1999. - № 3. 3 Иванова Л.О. Религии и права человека // Социс. 1998 № 6. 4 Иноземцев В. П. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречие, перспективы. М., 2000. 5 Каменин А. К дискуссии о гражданском обществе. // Социс. 2001 № 4. 6 Салыгин Е.Н. Теократическое государство. М., 1999. 7 Синюков В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития. // ЖРП. 2000 № 11.
Контрольные вопросы 1. Пределы государственного вмешательства в сферу гражданского общества. 2. В чем состоит «патерналистические» функции государства. 3. Охарактеризовать российское законодательство о политических и общественных объединений. 4. Выделить основные тенденции в развитии государственной власти в современном мире.
Темы сообщений. 1. Становление общественного мнения как института гражданского общества. 2. Специфика российского федерализма. 3. Феномен мусульманского права и государства. 4. Национальные аспекты современной российской государственности.
Тема 3. Право и поведение. 1. Социально-психологические закономерности поведения человека. 2. Мотивация поведения человека и правовой фактор. 3. Психологические элементы в структуре правопорядка, их роль в выборе варианта поведения. 4. Понятие правомерного поведения, его виды. 5. Социальная ответственность, ее виды. 6. Правонарушение – основание юридической ответственности.
Литература. 1. Кудрявцев В.П. Право и поведение. М., 1982 2. Каримов Д.Ф. Психология и право. 1992. № 12 3. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // ЖРП. 2002. № 10. 4. Гречин А.С. Социология правового сознания. М, 2001. 5. Лапаева В.В. Социология права. М., 2004. 6. Мамут Л.С. Правосознание. М., 1986.
Задание. Составить вопросы для социологического опроса «Мотива поведения» (проведение самого опроса по желанию студента). Тема 4. Литература. 1. Тихомиров Ю.А., Тарапина Г.В. Введение в российское право. М., 2003. 2. Поленина С.В. Система законодательства как необходимая предпосылка укрепления законодательства в РФ. // Государство и право на рубеже веков. М., 2001. 3. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства. // ЖРП. 1998. № 9 4. Тихомиров А.Ю. Правовые аспекты. М., 1999. 5. Бугаева Е.А. Место и роль закона в правовых системах современности. // Юрист. 2000 № 3. 6. Котелевская И.В. Закон и ведомственный акт // ЖРП 2000 № 10. 7. Лисюткин А.В. Юридическая техника и правовая ошибка. // Государство и право. 2001. № 11. 8. Тихомиров Ю.А. О правилах законодательной техники. // ЖРП. 1999. № 11. Задание. Считаете ли вы необходимым внести соответствующие изменения в Конституцию РФ, которые бы регламентировали процесс лоббирования при принятии федеральных законов? Или лоббирование надо запретить? Обоснуйте свою точку зрения.
Тема 5. Правовое регулирование. 1. Понятие правового регулирования, типы и способы. 2. Пределы и уровни правового регулирования. 3. Средства правового регулирования. 4. Понятие и виды правовых режимов. 5. Понятие и основные направления правовой политики. Контрольные вопросы Перечислите способы повышения эффективности правового регулирования. Чем правомочие как способ правового регулирования отличается от дозволения? Почему правовой статус государственных органов и должностных лиц не может регулироваться общедозволенным образом?
1. Составить таблицу «Способы правового регулирования»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.017 с.) |