Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
РФ, Самарская обл. , г. О. Тольятти, ул. Юбилейная, 81,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тел. 34 81 41 Утверждено На заседании Педагогического совета ГОУ ЦПМСС «Личность» Председатель: Л. П. Жидкова «» 2011 год Общеобразовательная (дополнительная) программа основного общего образования по социально-педагогической направленности «Профилактика асоциального поведения подростков» Составитель программы: Педагог- психолог ГОУ ЦПМСС «Личность» Зеленова С.В.
2011 год
Содержание УМК:
1.Программа «Профилактика асоциального поведения подростков» 2.Календарно-тематическое планирование 3.Контрольно-измерительные материалы: Тест «Индекс отношения к здоровью» (Авторы С.Дерябо, В. Ясвин) Методика диагностика самооценки Дембо-Рубенштейн. (модификация Прихожан) Анкета для входной диагностики Анкета для повторной диагностики 4.Карта мониторинга 5.Наглядные (раздаточные) материалы к программе) 6.В помощь учащимся (дополнительная литература) 7.В помощь ведущему группы 8.Стратегия работы с группой 9.Методические рекомендации
Аннотация В нашей стране год от года растет количество правонарушений, совершаемых подростками. Так же большое количество молодых людей склонно к асоциальному поведению. Все это последствия социальных кризисов и разрушения морально-нравственных устоев общества. Подростки стремятся к собственному самовыражению. И если такие элементы молодежной субкультуры, как прически, одежда, сленг,манеры поведения могут быть вызывающими и демонстративными, но не причиняют вреда окружающим, то девиантными действиями подросток наносит ущерб себе и другим людям. При этом, девиантные действия могут выступать: -В качестве средства достижения цели; -Как способ психологической разрядки, -Как самоцель,удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении. Поведение подростков с девиантными отклонениями отличается: -Недостаточным уровнем самокритики и недостаточностью жизненного опыта -Отсутствием внутренней оценки жизненных обстоятельств. -Повышенной эмоциональной возбудимостью -Импульсивностью, гиперактивностью. - Повышенной внушаемостью, стремлением к подражанию. -Обостренным стремлением к независимости и негативизму -Неуравновешенностью между процессами возбуждения и торможения. -Низкой правовой грамотностью.
Существует тенденция к снижению возраста несовершеннолетних,стоящих на учете за совершенные правонарушения. Причин такого феномена множества: -Безнадзорность, -Нехватка детско-юношеских объединений, бесплатных спортивных школ и т.д где подросток сможет реализовать себя в свободное от учебы время. -Особенности психики, несформированность процессов торможения психических реакций на стрессовые ситуации. -Безответственность самого подростка за свои действия и поступки, которая нередко оправдывается незнанием законов. Данная программа предназначена для расширения осведомленности молодых людей в области права и повышения личной ответственности за свои действия. Вместе с тем, поскольку подросткам, кроме знаний законов,важно осознавать себя востребованными в обществе,иметь жизненные цели, обладающие личной значимостью,необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор сможет повлиять на всю их дальнейшую жизнь и успешность в будущей профессиональной деятельности,найти пути достижения жизненных целей,заинтересовать в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперед. Цель программы:формирование личной ответственности подростков за свои действия и поступки через повышение их осведомленности в области права.
Исходя из цели определить следующие задачи: 1. Развитие способностей к самопознанию,саморазвитию и самореализации. Повышение мотивации к достижению жизненных целей. 2. Повышение ответственности за собственное поведение,развитие самосознания и способности к планированию поступков 3.Формирование адекватной самооценки 4.Формирование понятий о жизненных целях.
Структура программы: Программа предполагает работу с подростками среднего школьного возраста- 12-14 лет. Программа состоит из 3-х разделов: 1 Диагностический: - психологическое обследование подростков 2.Тренинговые занятия. Сюда входят 3 блока: а) Блок на формирование коммуникативных навыков б)Информационная часть с основами правовых знаний в) Блок на формирование понятий о позитивных жизненных целях 3.Аналитический: - Проведение анкетирования с участниками программы, с целью оценки эффективности проделанной работы
Предполагаемые результаты: - Повышение уровня правовой грамотности среди подростков. -Снижение числа случаев асоциального поведения подростков. -Повышение уровня сформированности понятий о жизненных целях. -Результатом так же может стать повышение у учащихся уровня уверенности в себе, развитие эмоциональной регуляции поведения и коммуникативных навыков.
Программа призвана обеспечить:
-адекватную самооценку, повышение уверенности в себе; -развитие творческих способностей детей; -развитие коммуникативных навыков -развитие познавательной сферы
Критерии эффективности: Повышение самооценки подростков Повышение уровня коммуникативных и организаторских склонностей.
Диагностический инструментарий: 1.Методика «Измерение самооценки»Дембо-Рубенштейн. 2.Методика «Коммуникативные и организаторские склонности».В.В.Синявский, В.А.Федорошин.
Учебный план Программы «Профилактика асоциального поведения подростков.»
Цель программы: формирование личной ответственности за свои действия и поступки через повышение осведомленности подростков в области права. Категория участников: подростки 12-15 лет Срок обучения: 3 месяца Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа
Учебно-тематический план Программы «Профилактика асоциального поведения подростков» Цель программы: формирование личной ответственности за свои действия и поступки через повышение осведомленности подростков в области права. Категория слушателей: подростки 12-15 лет Срок обучения: 3 месяца Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа
Учебная программа. Пояснительная записка. Данная программа предназначена для подростков, относящихся к «группе риска». В настоящее время проблема профилактики асоциального поведения особенно актуальна. Десятилетия экономических реформ и кризисов и переизбыток агрессивной, зачастую с элементами насилия информации в нашей стране привели к разрушению многих моральных устоев общества. В первую очередь это отразилось на подрастающем поколении. Многие подростки, не имея возможности выразить себя в творчестве, спорте и т.д, совершают правонарушения, многие из которых носят демонстративный характер. Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены не только стремление противопоставить себя взрослым,отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки. Задача тренера психолога- помощь подростку в нахождении себя, признание равенства его прав с правами взрослого человека. Программа призвана помочь подростку научиться понимать себя и других,отстаивать свою позицию научиться формулировать отказ в ситуациях принуждения к употреблению алкоголя, наркотиков, и д. р пав. Так же в программу включена информационно -правовая часть, которая призвана познакомить подростков с правовой ответственностью за правонарушения, употребление пав.
В структуру занятий так же включена рефлексия, так как формирующееся мышление подростка неразрывно связано с рефлексией и служит необходимой основой для развития самосознания в этом возрасте. Таким образом актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения особенностей поведения подростков группы риска,чтобы предотвратить деструктивное развитие их личности, приводящее к правонарушениям.
Цель программы: формирование личной ответственности за свои действия и поступки через повышение осведомленности подростков в области права. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: 1. Развитие способностей к самопознанию,саморазвитию и самореализации. Повышение мотивации к достижению жизненных целей. 2. Повышение ответственности за собственное поведение,развитие самосознания и способности к планированию поступков 3.Формирование адекватной самооценки 4.Формирование понятий о жизненных целях. 5.Формирование навыков отказа от употребления пав.
Примерная структура каждого занятия
Методы, используемые для реализации программы: Наблюдение Беседа Анкетирование Тестирование Метод анализа продуктов деятельности Консультирование Индивидуальная и групповая работа Диагностика
Гарантия прав участников программы обеспечивается с помощью реализации принципа «закрытости информации», которую получает «ведущий» и обсуждает группа, и введения определенных правил работы группы.
Возможные правила работы группы: 1.То, что происходит в группе, не должно негативно влиять на взаимоотношения. 2.Нельзя унижать и оскорблять. 3.Нельзя употреблять нецензурные выражения. 4.Обращаться друг к другу только по имени. 5.Говорить по одному. При желании высказаться поднимать руку. 6.Указания тренеров не обсуждаются. 7.Нельзя выходить из группы без разрешения тренеров.
При составлении программы были учтены: -Положения Конвенции ООН о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицированной третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 года -Конвенция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года - Положение о службе практической психологии в системе Министерства Образования Российской Федерации от 22 октября 1999 года № 636 - В перечисленных документах говорится о необходимости содействовать личностному и интеллектуальному развитию учащихся, формированию способности к самоопределению и саморазвитию.
Сферы ответственности, основные права и обязанности специалистов и учреждения, на базе которого реализуется программа, определяются договором, который заключается перед началом работы. Перед началом реализации программы, рекомендуется ознакомить родителей учащихся (родительское собрание) с целью и задачами программы, ее содержанием и режимом проведения.
Требования к специалистам, реализующим программу: 1. Навыки эффективного общения (умение устанавливать контакт, слушать и говорить, выражать свои чувства и эмоции, сопереживать); 2. Хорошо ориентироваться в школьной ситуации, знать ее особенности и учитывать их в построении практических гипотез; 3. Навыки организации групп детей (разного возраста), детей и взрослых на совместную деятельность и общение; 4. Технологические, интерпритационные и аналитические умения; 5. Навыки нейтрального, безусловного, уважительного, заинтересованного поведения и творческого мышления в разрешении конфликтных ситуаций, жизненных проблем; 6. Умение выстраивать отношения, прогнозировать межличностные ситуации. 7. Знание и применение всех необходимых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность психолога. Строгое соблюдение этических принципов в работе и конфиденциальность в работе с информацией. 8. Построение работы на уважении личности клиента независимо от возраста, статуса, социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания и других особенностей клиента. В своей работе психолог-практик обязан руководствоваться профессионально-этическими нормами, выражающимися в этических принципах: 1)Принцип соблюдения тайны. 2)Принцип ненанесения ущерба. 3)Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов; 4)Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Среди личностных черт имеют особое значение: ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, оптимизм, чувство юмора.
Для проведения работы по программе необходимо отдельное помещение, отвечающее следующим требованиям: Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр но не слишком большим, т.к. это нарушает ощущение безопасности • В помещении не должно быть ничего лишнего - предметов, плакатов и т.д. • Не должно быть острых и опасных углов, предметов и т.д. • Помещение всегда должно быть одним и тем же, иначе нарушается ощущение безопасности • Помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для посторонних • Стулья должны быть легко перемещаемыми и не скрепленными друг с другом, иногда их приходится отодвигать к стенкам • В помещении должно быть достаточно светло • Помещение должно достаточно звукоизолировано - иногда будет шумно • В помещение не должны проникать посторонние звуки • Дверь должна быть закрыта на время занятий • Оптимально, если есть возможность сидеть и рисовать на полу • Должна быть возможность крепить ватман к стенам • Помещение должно проветриваться.
Ответственность за реализацию программы ложиться на «ведущего». Контроль над реализацией осуществляется через заполнение «журнала групповых форм работы», и «журнала посещаемости», через проведение входной и итоговой диагностики. По окончанию работы собираются отзывы участников. Ведущий подводит итог, оформляя его в виде рефлексивного отчета, включающего в себя качественный и количественный анализ. Достижение планируемых результатов оценивается по двум показателям: качественному и количественному. Качественный – изменение отношения к учебной деятельности, изменение уровня самооценки (уровень притязаний таких личностных качеств как: здоровье, умственные способности, счастье и характер), снижение уровня тревожности, путем формирования навыков саморегуляции поведения. Количественный показатель – увеличение числа учащихся с оптимизацией вышеописанных показателей.
Основное содержание программы.
Раздел 1 «Развитие коммуникативных навыков у подростков». Занятие № 1.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.134 (0.011 с.) |