Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центр психолого-медико-социального сопровождения «личность»

Поиск

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ЛИЧНОСТЬ»

городского округа Тольятти

РФ, Самарская обл., г. о. Тольятти, ул. Юбилейная, 81,

Тел. 34 81 41

Утверждено

На заседании

Педагогического совета

ГОУ ЦПМСС «Личность»

Председатель:

Л. П. Жидкова

«» 2011 год

Общеобразовательная (дополнительная) программа основного общего образования по социально-педагогической направленности

«Профилактика асоциального поведения подростков»

Составитель программы:

Педагог- психолог

ГОУ ЦПМСС

«Личность»

Зеленова С.В.

 

 

2011 год

 

Содержание УМК:

 

 

1.Программа «Профилактика асоциального поведения подростков»

2.Календарно-тематическое планирование

3.Контрольно-измерительные материалы:

Тест «Индекс отношения к здоровью» (Авторы С.Дерябо, В. Ясвин)

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубенштейн.

(модификация Прихожан)

Анкета для входной диагностики

Анкета для повторной диагностики

4.Карта мониторинга

5.Наглядные (раздаточные) материалы к программе)

6.В помощь учащимся (дополнительная литература)

7.В помощь ведущему группы

8.Стратегия работы с группой

9.Методические рекомендации

 

Аннотация

В нашей стране год от года растет количество правонарушений, совершаемых подростками. Так же большое количество молодых людей склонно к асоциальному поведению. Все это последствия социальных кризисов и разрушения морально-нравственных устоев общества.

Подростки стремятся к собственному самовыражению. И если такие элементы молодежной субкультуры, как прически, одежда, сленг,манеры поведения могут быть вызывающими и демонстративными, но не причиняют вреда окружающим, то девиантными действиями подросток наносит ущерб себе и другим людям.

При этом, девиантные действия могут выступать:

-В качестве средства достижения цели;

-Как способ психологической разрядки,

-Как самоцель,удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Поведение подростков с девиантными отклонениями отличается:

-Недостаточным уровнем самокритики и недостаточностью жизненного опыта

-Отсутствием внутренней оценки жизненных обстоятельств.

-Повышенной эмоциональной возбудимостью

-Импульсивностью, гиперактивностью.

- Повышенной внушаемостью, стремлением к подражанию.

-Обостренным стремлением к независимости и негативизму

-Неуравновешенностью между процессами возбуждения и торможения.

-Низкой правовой грамотностью.

 

Существует тенденция к снижению возраста несовершеннолетних,стоящих на учете за совершенные правонарушения.

Причин такого феномена множества:

-Безнадзорность,

-Нехватка детско-юношеских объединений, бесплатных спортивных школ и т.д где подросток сможет реализовать себя в свободное от учебы время.

-Особенности психики, несформированность процессов торможения психических реакций на стрессовые ситуации.

-Безответственность самого подростка за свои действия и поступки, которая нередко оправдывается незнанием законов.

Данная программа предназначена для расширения осведомленности молодых людей в области права и повышения личной ответственности за свои действия.

Вместе с тем, поскольку подросткам, кроме знаний законов,важно осознавать себя востребованными в обществе,иметь жизненные цели, обладающие личной значимостью,необходимо помочь им увидеть, каким образом их выбор сможет повлиять на всю их дальнейшую жизнь и успешность в будущей профессиональной деятельности,найти пути достижения жизненных целей,заинтересовать в реализации задуманного, научить не отказываться от желаемого при неудачах, а продолжать двигаться вперед.

Цель программы:формирование личной ответственности подростков за свои действия и поступки через повышение их осведомленности в области права.

 

Исходя из цели определить следующие задачи:

1. Развитие способностей к самопознанию,саморазвитию и самореализации. Повышение мотивации к достижению жизненных целей.

2. Повышение ответственности за собственное поведение,развитие самосознания и способности к планированию поступков

3.Формирование адекватной самооценки

4.Формирование понятий о жизненных целях.

 

Структура программы:

Программа предполагает работу с подростками среднего школьного возраста- 12-14 лет. Программа состоит из 3-х разделов:

1 Диагностический:

- психологическое обследование подростков

2.Тренинговые занятия. Сюда входят 3 блока:

а) Блок на формирование коммуникативных навыков

б)Информационная часть с основами правовых знаний

в) Блок на формирование понятий о позитивных жизненных целях

3.Аналитический:

- Проведение анкетирования с участниками программы, с целью оценки эффективности проделанной работы

 

Предполагаемые результаты:

- Повышение уровня правовой грамотности среди подростков.

-Снижение числа случаев асоциального поведения подростков.

-Повышение уровня сформированности понятий о жизненных целях.

-Результатом так же может стать повышение у учащихся уровня уверенности в себе, развитие эмоциональной регуляции поведения и коммуникативных навыков.

 

Программа призвана обеспечить:

 

-адекватную самооценку, повышение уверенности в себе;

-развитие творческих способностей детей;

-развитие коммуникативных навыков

-развитие познавательной сферы

 

 

Критерии эффективности:

Повышение самооценки подростков

Повышение уровня коммуникативных и организаторских склонностей.

 

Диагностический инструментарий:

1.Методика «Измерение самооценки»Дембо-Рубенштейн.

2.Методика «Коммуникативные и организаторские склонности».В.В.Синявский, В.А.Федорошин.

 

 

    «УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГОУ ЦПМСС «Личность» _________________Л.П.Жидкова «______»_________________2011
 
 

 

Учебный план

Программы «Профилактика асоциального поведения подростков.»

 

Цель программы: формирование личной ответственности за свои действия и поступки через повышение осведомленности подростков в области права.

Категория участников: подростки 12-15 лет

Срок обучения: 3 месяца

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа

 

Наименование учебных разделов, дисциплин Всего часов В том числе
    лекции практ.
1 Раздел Развитие коммуникативных навыков у подростков.          
2 Раздел «Профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний»          
3 Раздел «Формирование позитивных жизненных целей».        
итого:      

 

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор Г ГОУ ЦПМСС «Личность» _________________Л.П.Жидкова «______»_________________2011г

 

Учебно-тематический план

Программы «Профилактика асоциального поведения подростков»

Цель программы: формирование личной ответственности за свои действия и поступки через повышение осведомленности подростков в области права.

Категория слушателей: подростки 12-15 лет

Срок обучения: 3 месяца

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа

 

 

    Наименование учебных разделов, дисциплин Всего часов В том числе  
        лекции ролевые игры, тренинговые упражнения, практические задания  
    I Раздел Развитие коммуникативных навыков у подростков.        
  I.I   «Знакомство. Принятие правил групповой работы          
  I.II   «Учимся находить свои сильные и слабые качества»        
  I.III. Тема «Модели поведения в различных ситуациях»          
  I.IV Тема«Учимся преодолевать страх перед неприятной ситуацией, отстаивать свою позицию»        
  V Тема«Учимся принимать оценку себя со стороны»        
      II. Раздел «Профилактика асоциального поведения с основами правовых знаний»        
  II.I.   Тема «Знакомство с Конвенцией о правах ребенка»     0,5 0,5  
  II.II. Тема«Знакомство с правовой ответственностью».   0,5 0,5  
  II.III. Тема«Конфликты и способы их разрешения»   0,5 0,5  
  II.IV Тема «Как избежать конфликтов с родителями»   0,5 0,5  
  II.V Тема «Как научиться противостоять негативному влиянию. Ответственность за правонарушения, совершенные группой»   0,5 0,5  
  II.VI Тема «Правовая ответственность за хранение, распространение, изготовление и употребление наркотических веществ»   0,5 0,5  
  II.VII. Тема «Ответственность за правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.»   0,5 0,5  
  II.VIII Тема «Личный план безопасности»        
  II.IX Тема«Основные законы РФ»   0,5 0,5  
  II.X. Тема «Положительные и отрицательные качества современного подростка»        
    3 Раздел «Формирование позитивных жизненных целей        
    III.I. «Учимся оценивать других и понимать себя»        
  III.II. Тема«Учимся принимать мнение о себе и давать оценку товарищу»        
  III.III. Тема «Собираем чемодан»        
    Итого:        
III.I        
   
                       

 

 

 

 

Учебная программа.

Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для подростков, относящихся к «группе риска».

В настоящее время проблема профилактики асоциального поведения особенно актуальна. Десятилетия экономических реформ и кризисов и переизбыток агрессивной, зачастую с элементами насилия информации в нашей стране привели к разрушению многих моральных устоев общества. В первую очередь это отразилось на подрастающем поколении.

Многие подростки, не имея возможности выразить себя в творчестве, спорте и т.д, совершают правонарушения, многие из которых носят демонстративный характер.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены не только стремление противопоставить себя взрослым,отстаивать свою независимость и права, но и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки. Задача тренера психолога- помощь подростку в нахождении себя, признание равенства его прав с правами взрослого человека.

Программа призвана помочь подростку научиться понимать себя и других,отстаивать свою позицию научиться формулировать отказ в ситуациях принуждения к употреблению алкоголя, наркотиков, и д. р пав. Так же в программу включена информационно -правовая часть, которая призвана познакомить подростков с правовой ответственностью за правонарушения, употребление пав.

 

В структуру занятий так же включена рефлексия, так как формирующееся мышление подростка неразрывно связано с рефлексией и служит необходимой основой для развития самосознания в этом возрасте.

Таким образом актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения особенностей поведения подростков группы риска,чтобы предотвратить деструктивное развитие их личности, приводящее к правонарушениям.

 

Цель программы: формирование личной ответственности за свои действия и поступки через повышение осведомленности подростков в области права.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

1. Развитие способностей к самопознанию,саморазвитию и самореализации. Повышение мотивации к достижению жизненных целей.

2. Повышение ответственности за собственное поведение,развитие самосознания и способности к планированию поступков

3.Формирование адекватной самооценки

4.Формирование понятий о жизненных целях.

5.Формирование навыков отказа от употребления пав.

 

 

Примерная структура каждого занятия

 

этапы время задачи средства Роль «ведущего»
приветствие 10 мин Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность Определенные ритуалы Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу
Начало работы -10 минут Самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают) Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства
разминка 5-10 минут Объединение, сплочение группы Развитие межличностных связей Включение в совместную деятельность Малоподвижные игры с четко определенными правилами Обозначение правил и границ Обеспечение безопасности участников
Работа по теме 35 минут Задачи соответствуют теме занятия Самые разнообразные формы активности (игры, рисование, «мозговые штурмы», психодраммы) Дать определенную информацию в доступной форме Предоставить возможность выразить свои чувства Помочь овладеть навыками, основываясь на полученной информации
Завершение занятия 10-15 минут Возможность выплеснуть накопившееся напряжение Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии Релаксационные игры Обеспечение безопасности участников
прощание 5 мин Обозначить конец занятия Определенные ритуалы Эмоциональная поддержка детей.

 

Методы, используемые для реализации программы:

Наблюдение

Беседа

Анкетирование

Тестирование

Метод анализа продуктов деятельности

Консультирование

Индивидуальная и групповая работа

Диагностика

 

 

Гарантия прав участников программы обеспечивается с помощью реализации принципа «закрытости информации», которую получает «ведущий» и обсуждает группа, и введения определенных правил работы группы.

 

Возможные правила работы группы:

1.То, что происходит в группе, не должно негативно влиять на взаимоотношения.

2.Нельзя унижать и оскорблять.

3.Нельзя употреблять нецензурные выражения.

4.Обращаться друг к другу только по имени.

5.Говорить по одному. При желании высказаться поднимать руку.

6.Указания тренеров не обсуждаются.

7.Нельзя выходить из группы без разрешения тренеров.

 

При составлении программы были учтены:

-Положения Конвенции ООН о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицированной третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 года

-Конвенция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года

- Положение о службе практической психологии в системе Министерства Образования Российской Федерации от 22 октября 1999 года № 636

- В перечисленных документах говорится о необходимости содействовать личностному и интеллектуальному развитию учащихся, формированию способности к самоопределению и саморазвитию.

 

Сферы ответственности, основные права и обязанности специалистов и учреждения, на базе которого реализуется программа, определяются договором, который заключается перед началом работы. Перед началом реализации программы, рекомендуется ознакомить родителей учащихся (родительское собрание) с целью и задачами программы, ее содержанием и режимом проведения.

 

Требования к специалистам, реализующим программу:

1. Навыки эффективного общения (умение устанавливать контакт, слушать и говорить, выражать свои чувства и эмоции, сопереживать);

2. Хорошо ориентироваться в школьной ситуации, знать ее особенности и учитывать их в построении практических гипотез;

3. Навыки организации групп детей (разного возраста), детей и взрослых на совместную деятельность и общение;

4. Технологические, интерпритационные и аналитические умения;

5. Навыки нейтрального, безусловного, уважительного, заинтересованного поведения и творческого мышления в разрешении конфликтных ситуаций, жизненных проблем;

6. Умение выстраивать отношения, прогнозировать межличностные ситуации.

7. Знание и приме­нение всех необходимых нормативно­-правовых документов, регламентирую­щих деятельность психолога. Строгое соблюдение этических принципов в работе и конфиденциальность в ра­боте с информацией.

8. Построение работы на уважении личности клиен­та независимо от возраста, статуса, социального положения, националь­ной принадлежности, вероисповеда­ния и других особенностей клиента.

В своей работе психолог-практик обязан руководствоваться профессионально-этическими нормами, выражающимися в этических принципах:

1)Принцип соблюдения тайны.

2)Принцип ненанесения ущерба.

3)Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;

4)Принцип комплексной диагностики и психологической помощи.

Среди личностных черт имеют особое значение: ответственность, уверенность в себе, уважительное отношение к людям, оптимизм, чувство юмора.

 

Для проведения работы по программе необходимо отдельное помещение, отвечающее следующим требованиям: Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр но не слишком большим, т.к. это нарушает ощущение безопасности

• В помещении не должно быть ничего лишнего - предметов, плакатов и т.д.

• Не должно быть острых и опасных углов, предметов и т.д.

• Помещение всегда должно быть одним и тем же, иначе нарушается ощущение безопасности

• Помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для посторонних

• Стулья должны быть легко перемещаемыми и не скрепленными друг с другом, иногда их приходится отодвигать к стенкам

• В помещении должно быть достаточно светло

• Помещение должно достаточно звукоизолировано - иногда будет шумно

• В помещение не должны проникать посторонние звуки

• Дверь должна быть закрыта на время занятий

• Оптимально, если есть возможность сидеть и рисовать на полу

• Должна быть возможность крепить ватман к стенам

• Помещение должно проветриваться.

 

Ответственность за реализацию программы ложиться на «ведущего». Контроль над реализацией осуществляется через заполнение «журнала групповых форм работы», и «журнала посещаемости», через проведение входной и итоговой диагностики. По окончанию работы собираются отзывы участников. Ведущий подводит итог, оформляя его в виде рефлексивного отчета, включающего в себя качественный и количественный анализ.

Достижение планируемых результатов оценивается по двум показателям: качественному и количественному.

Качественный – изменение отношения к учебной деятельности, изменение уровня самооценки (уровень притязаний таких личностных качеств как: здоровье, умственные способности, счастье и характер), снижение уровня тревожности, путем формирования навыков саморегуляции поведения.

Количественный показатель – увеличение числа учащихся с оптимизацией вышеописанных показателей.

 

Основное содержание программы.

 

Раздел 1

«Развитие коммуникативных навыков у подростков».

Занятие № 1.

Упражнение «Остров»

Цель:развитие чувства ответственности за других членов группы.

На полу из старых газет выкладывается маленький остров. Ведущий объявляет, что группа, попавшая на этот островок должна дождаться спасателей. Все участники встают на остров и начинают передвигаться по нему. Начинается «прилив»(ведущий убирает часть газет), «остров»уменьшается,подростки уже не могут двигаться. А только стоят на «острове»,затем убирается еще часть газет, «остров» становиться совсем маленьким. Ведущий уменьшает «остров»насколько это возможно. Наконец прибывают спасатели, и «оставшиеся в живых» и «утонувшие» «переправляются на материк»- рассаживаются по свои местам.

В последующем обсуждении ребята высказываются-чего бы им хотелось больше-самим удержаться на «острове» или удержаться вместе. И то и другое правильно. В первом случае работает инстинкт самосохранения, заложенный в нас природой. Но ведь в некоторых случаях человек не может выжить один, даже среди людей. Поэтому нужно почаще заботиться не о себе любимом, но и о тех, кто находиться рядом. В группе может оказаться изгой, которого ребята специально будут выталкивать с «острова». В этом случае следует, не останавливая игру, бросить ему «спасательный круг»-подстелить кусок бумаги. В обсуждении необходимо обязательно спросить ребят, почему они не спасли этого участника, а специально вытолкнули его. Если бы ситуация была не игровая,а настоящая, они поступили бы так же? Это вопрос должен «повиснуть в воздухе», но не стоит ждать ответа, поскольку, скорее всего он будет неискренним. Пусть ребята окажутся наедине с этим вопросом.

Упражнение «Ладошка»

Цель:повышение самооценки, обучение подростков умению находить в других людях положительные качества.

На листе бумаги каждый участник обводит ладошку, и внутри контура пишет качество, которое нравиться ему в самом себе. Листики передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся им в хозяине ладошки. Листики необходимо подписать. Когда «ладошки»вернуться к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга.

Обязательно нужно зафиксировать внимание участников на том, что пишутся только положительные качества. Если в группе уже выявлены отверженные, то их «ладошки» могут оказаться пустыми или с оскорблениями. Чтобы предотвратить это, нужно объяснить всем,

что если они не могут найти положительное в других, то они не наблюдательны, ведь не бывает такого, чтобы в человеке не было ничего хорошего.

Рефлексия.

Цель:получение обратной связи.

Участники по кругу высказываются о том,как они чувствовали себя сегодня на занятии, что понравилось, что нет. Можно предложить определить свой вес.

 

Занятие № 2

Упражнение «Калейдоскоп»

Цель:эмоциональный разогрев, создание предпосылок к осознанию внутренних и внешних проявлений эмоциональных переживаний.

Ведущий просит представить себя какой либо частью тела. Затем он называет одну за другой эмоции, а участники должны выразить их той частью тела, которой выбрали.

После выполнения упражнения участники делятся своими наблюдениями. Чем и какие эмоции легче было передавать. Как правило оказывается, что человек в основном показывает свои эмоции позой, мимикой и жестами. Даже не замечая этого, большинство людей помогают себе в диалоге мимикой и жестами. Поэтому легче выразить чувства руками и лицом, но никак не животом или спиной. Вот поэтому не у всех получилось выполнить это задание, либо это оказалось забавным,и это нормально.

У ребят могут возникнуть трудности в выражении эмоций, нужно сказать, что в этом ничего страшного нет, а почему -они узнают в конце упражнения. Застенчивым ребятам может помочь кто-то из группы или сам ведущий.

Очень часто ребята смеются. Действительно, когда та или иная эмоция выражается совершенно необычным способом, это выглядит смешно. Нужно не останавливать смех, а смеяться вместе с ними.

 

Упражнение «Если бы я был»

Цель:формирование навыков самораскрытия.

Каждый участник выбирает себе какую либо вещь(мороженое, абажур, стул, ручку,и т. д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой вещью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она чувствует себя в окружающем мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем. Рассказывая о постороннем,случайном предмете, участники невольно рассказывает о себе, что ведет к самораскрытию и формирование навыками управления своими эмоциями.

Следует напомнить ребятам о правилах:должны быть выбраны только те предметы, которые не шокируют остальных. Застенчивым в этом упражнении может понадобиться помощь.

Занятие №3

Упражнение «Уши-Нос»

Цель:развитие способности сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.

Ведущий рассказывает, как можно сохранить спокойствие в ситуации, когда в адрес человека кто-то кричит,обвиняет, насколько полезно не заразиться чужой агрессией и не ответить криком на крик. Можно предложить ребятам вспомнить ситуации, когда они заражались чужой агрессией в конфликтах. Что из этого получилось? Чтобы конфликты не перешли во вражду,нужно уметь внутренне отстраняться от стрессовой ситуации, и настроиться на конструктивное разрешение.

Участники разбиваются на пары, один будет пятачок,другой-кролик. Кролик-кричит и обвиняет. Пятачок очень этого боится, ему нужно научиться держать удар,его задача-не слушать Кролика,а наблюдать за движением кончиков его ушей или носа и запомнить свои мысли и чувства, возникающие в это время. На упражнение дается 2 минуты, затем участники меняются ролями.

После выполнения упражнения следует обсуждение:какие чувства испытывали партнеры в ролях?Трудно ли было выполнить задание и почему?

Что нужно сделать, чтобы прекратить нападки кролика?

Ребята разбиваются на пары по собственному желанию, если кто-то, если кто-то

оказался без пары. Его партнером становиться ведущий. Если никто не хочет вставать в пару с отверженным,его партнером тоже становиться ведущий.

 

Занятие №4.

Упражнение «Это я»

Цель:эмоциональный разогрев.

Один участник выходит на середину. Его задача-одним жестом передать свой характер или какую-то черту. Остальные должны угадать, что он хотел сказать. Угадавший занимает его место.

Водящие выходят по желанию,не нужно «принуждать» ребят.

 

Упражнение «Да-НЕТ»

Цель:осознание ощущений в момент отстаивания позиции, поиск невербальных признаков собственного уверенного поведения.

Участники разбиваются на пары, один произносит слово «да»,- другой «нет», голос должен постепенно повышаться. При этом каждый занимает позу, в которой чувствует себя уверенно. Задача-убедить партнера.

Далее следует обсуждение, построенное на следующих вопросах: удалось ли переубедить партнера,не крича при этом, и не изменяя позы?Какая бала поза, помогла ли она? Как ее воспринял ваш партнер? Как вы думаете, захочет ли этот человек еще раз встретиться с вами?Как на ваш взгляд, выглядит уверенный человек?В чем это проявляется? Можно ли отказать человеку, и при этом сохранить с ним хорошие отношения?

Лучше. Если участники распределятся на пары с соседом. Партнером «лишнего» участника должен стать ведущий.

 

Упражнение «Скажи нет»

Цель:формирование навыков достойного отказа.

Выбираются добровольцы:один будет требовать что-то задуманное,а другой попытается ему отказать. Если необходима поддержка, то можно позвать на помощь других участников. На разыгрывание сценки дается 5 минут. Затем следует обсуждение. Когда было легче добиться своего-отказывая, или требуя? Помогли ли помощники? Нужно ли в реальной жизни,отстаивая свою позицию привлекать кого-то на помощь?

Надо предупредить добровольцев, что должны выбираться такие ситуации, в которых трудно отказать. Можно оказать помощь в выборе ситуации.

Упражнение «Нож и масло»

Цель:развитие умения преодолевать страх перед неприятной ситуацией.

Участники встают в два ряда друг напротив друга, поднимают правую руку и ритмично одновременно передвигают ее вверх-вниз, как нож. Каждый должен по очереди пройти через этот строй. Закончивший путь встает в конец строя,а стоящий вначале проходит через шеренгу. Далее обсуждается, как было легче избежать удара-продумав свой путь, или бросившись бежать не думая? Подростков необходимо вывести на осознание планирования действий в сложной ситуации.

Следует предупредить ребят, что нельзя наносить удары, следует только поднимать и опускать руки. Кто будет замечен в специальном нанесении боли проходящему через строй-выйдет из шеренги.

Рефлексия.

Цель:получение обратной связи. Обсуждается занятие.

 

 

Занятие № 5

Упражнение «Атомы».

Цель:эмоциональный разогрев. Участники с закрытыми глазами передвигаются по комнате и, сталкиваясь, пытаются разрешить конфликт.

Необходимо предупредить ребят, что специально толкаться запрещено.

Упражнение «ситуация в автобусе»

Цель:развитие умения анализировать ситуации.

Участникам предлагается вспомнить ситуацию конфликта любого человека в автобусе и проанализировать ее.

Ребятам проще анализировать ситуации, когда они являются не ее участником,а лишь наблюдателем.

 

Упражнение «Антивремя»

Цель:обучение умениям избегать конфликтных ситуаций.

Участникам предлагается вспомнить неприятную ситуацию и рассказать о ней. Затем, нужно подробно обсудить ее, восстанавливая ход событий от конца до начала, и найти ответы на вопросы:где находиться узел конфликта?Как можно было его избежать?Далее ситуация разыгрывается по другому сценарию с исправлениями. Нужно спросить у подростков:если бы они заранее планировали свое поведение,изменилось бы что-либо в их жизни?

Избегание конфликтов-это не проявление слабости, а поступок умного, зрелого человека.

 

Упражнение «Чемодан»

Цель:закрепление полученных навыков,осознание их ценности.

Ведущий объявляет, что первый блок занятий подошел к концу, на занятиях участники приобрели определенные навыки, опыт. И предлагается собрать для себя «чемодан»,того, что они приобрели на занятиях, и что хотели бы реализовать в жизни. Все предложения записываются на бумаге, зачитываются и передаются ведущему.

 

Занятие №6

Упражнение «Я хочу-я могу»

Цель:осознание подростками своих желаний и возможностей»

В группе проводиться обсуждение на тему: «Все ли мои желания исполнимы, и что необходимо, чтобы они исполнились»Ведущий спрашивает ребят: «Могут ли предпринимаемые вами для достижения цели действия испортить жизнь другим людям, повлечь за собой нанесение ущерба?» В обсуждении заостряется вопрос на том, что только положительные действия приводят к положительным результатам. Лишь соблюдая права других людей,

человек может испытать полное удовлетворение от своих действий, а нарушив их, он напротив, будет иметь неприятности с законом.

Если ребята напишут какие-либо желания, противоречащие моральным нормам, порицать их за это не следует. Но в обсуждении стоит заострить внимание на том, что в случае желаний такого рода нарушаются права других людей.

Рефлексия.

Цель: получение обратной связи.

Содержание: участники по кругу высказывают свое мнение о занятии, что понравилось, что оказалось трудным.

 

Занятие № 7

Упражнение «Замороженный»

Цель: развитие умения управлять своим эмоциональным состоянием.

Ведущий говорит следующее: «Ребята, когда мы задумываемся над совершением какого либо действия, то мы управляем своим состоянием, мы его контролируем. Давайте потренируемся управлять собой».

Выбираются 2-3 подростка,которые будут играть роль «замороженных».

Они могут составить какую либо скульптурную группу. Задача остальных участников- «разморозить» «замороженных», не прикасаясь к ним и не говоря ничего, можно лишь пользоваться языком телодвижений.

После окончания упражнения подросткам предлагается ответить на вопрос: «Сложно ли было удержаться от смеха, или от желания оттолкнуть от себя тех, кто «размораживал»?

Необходимо предупредить ребят, что их жесты и мимика не должны быть оскорбительными.

Групповая дискуссии «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответственности?».

Цель: актуализация имеющихся у подростков представлений о правонарушении.

Участникам предлагается ответить на вопрос, с какого возраста и за какие правонарушения несовершеннолетний привлекается к ответственности.

Ведущий не поправляет ребят, и не хвалит их за правильные ответы, а лишь выслушивает предположения.

Ролевая игра «Конфликт»

Цель:обучение способам разрешения конфликтов, возникающих в подростковой среде. либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации рассматриваются в Уголовном кодексе как преступление.

Так что,то, что вы ребята несовершеннолетние не освобождает вас от ответственности.

Рефлексия

Цель:участники делятся впечатлениями о занятии.

 

Занятие № 8.

Упражнение «Автобус»

Цель: моделирование ситуации возникновения конфликта.

Стулья расставляются, имитируя сиденья в автобусе. Часть подростков занимают сиденья, а часть едут стоя. Автобус делает повороты, «подпрыгивает на неровностях», а пассажиры толкают друг друга, падают на сидящих, высказывают свое недовольство.

Расталкивая пассажиров, по салону автобуса пробирается кондуктор и требует платы за проезд. Участникам группы необходимо воссоздать реальную поездку и конфликты, возникающие среди пассажиров.

По окончании следует обсудить: как они себя чувствовали, когда их вовлекали в ссору? Хотелось ли вам участвовать в ней или нет?

Необходимо предупредить ребят, что это игра, и поэтому обижаться не стоит.

Подчеркивается, что нельзя делать больно специально.

 

Ролевая игра «Конфликт»

Цель: обучение способам разрешения конфликтов, возникающих в подростковой среде.

Подросткам предлагается разыграть конфликтную ситуацию в среде сверстников, сначала- с негативным исходом, затем выбрав друго<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.244 (0.015 с.)