Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место и роль социальных услуг в развитии социальной сферы↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время ведутся активные поиски способов преодо-ления кризиса, повышения эффективности социально-экономических преобра-зований, осуществляемых реформ со-циальной сферы, защиты и адаптации населения к условиям переходного периода. Социальная политика государства направлена на решение социальных проблем. Основными направлениями социальной политики являются: - гарантирование членам общества минимального дохода; - поддержание и развитие способностей членов общества и прежде всего способности к труду; - обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг. В настоящее время провозглашены следующие принципы реализации социальной политики государства в России: - четкое разграничение ответственности между федеральными и местными органами за реализацию социальной политики; - учет социальных нормативов при формировании бюджетов разного уровня; - устранение монополизма в предоставлении социальных услуг; - привлечение на лицензионной основе негосударственного сектора к предоставлению бесплатных и субсидируемых социальных услуг; - разгосударствление организаций и учреждений социальных услуг; - корректировка сроков и масштабов мер с учетом конкретной складывающейся экономической ситуации, итогов социальной экспертизы проводимых мероприятий. На уровне региональной социальной политики решаются задачи обеспечения комплексного, сбалансированного развития территории, конкретизируются и наполняются специфическим содержанием те или иные положения федеральных решений, вырабатываются механизмы их привязки а региональным проблемам. Местныйуровень призван в значительно большей мере конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенные в рамках федеральной и региональной социальной политики, привязать их к особенностям тех или иных муниципальных образований, учесть специфику демографических, экологических, ресурсных и прочих характеристик муниципального образования. Современная социальная политика должна строиться с учетом следующих обстоятельств: - приоритетность проблем социальной защищенности населения в условиях вхождения в рынок; - повышение роли личного трудового вклада в удовлетворении материальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения; - формирование нового механизма обоснования и реализации социальных услуг. Целевая ориентация системы управления социально-экономическими процессами и учреждениями соци-альной сферы в регионе должна предполагать соединение интересов государственных, общественных и индивидуаль-ных потребителей социальных услуг с федеральной и нацио-нально-территориальной компонентами социального стан-дарта. Создание и развитие системы управления социально-экономическими процессами связаны не только с необходимостью удовлетворения растущих потребностей населе-ния, но и с управлением процессом развития социальной сферы на рациональной основе, а также эффективным функ-ционированием соответствующих учреждений и организационно-правовых структур. Действенное управление социально-экономическими процессами может быть реализовано на основе единого социального пространства, в рамках которого воз-можно использование критериев оценки социальной услуги, ее эффективного потребления. В современном индустриальном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная социальная сфера - важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, основные фонды учреждений социальной инфраструктуры составляют примерно 30% основных фондов народного хозяйства. На содержание и развитие этих учреждений из консолидированного бюджета РФ ежегодно выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований. В настоящее время социальная сфера включает отрасли, подотрасли и виды деятельности, результатом функциониро-вания которых является удовлетворение, в первую очередь, потребностей населения в здравоохранении, образовании, обеспечении жильем, а также духовных и культурных по-требностей. При этом объем и качество потребляемых соци-ально-культурных услуг и оценка состояния соответствую-щих отраслей рассматриваются как один из важнейших показателей благосостояния, образа жизни насе-ления, а такие показатели, как состояние здоровья, общеоб-разовательный, культурный и профессиональный уровень населения, являются, в свою очередь, одним из основных ин-дикаторов, характеризующих степень развитости общества. Развитие социальной сферы зависит от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределение между производственной и непроизводственной сферами. Социальная сфера оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной сферы, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития. Под понятием «социальная сфера муниципальных структур» понимается система взаимосвязанных элементов, включающих: общедоступные учреждения социальной сферы, расположенные на территории муниципальных структур, потребителей социальных услуг (жителей муниципальных структур) и обслуживающую их инфраструктуру (состоящую из специализиро-ванного транспорта, информационных, реклам-ных, сервисных центров и т.п.), направленную на удовлетворение потребностей населения муниципальных структур в социальных услу-гах. Социальная сфера муниципальной структуры ограничена геогра-фически масштабами территории и имеет целью удовлетворе-ние потребностей местного населения в социальных услугах (здравоохранения, образования, культуре, спорте). В результате достижения данной цели повышается уровень каче-ства жизни населения муниципальной структуры, а предприятия социальной сферы получают прибыль, позволяющую им развиваться. Возникновение и развитие теории управления развитием социальной сферой обу-словлены рядом причин: во-первых, качественные сдвиги в экономике ставят перед объектами социальной сферы новые сложные задачи по наиболее полному удовлетворению постоянно возрастающих потребностей населения в социальных услу-гах; во-вторых, рост масштабов деятельности социальной сферы, развитие и усложнение ее связей с другими отраслями народного хозяйства, ус-корение научно-технического прогресса, интенсификация отрасли, переход к цивилизованной, социально ориентированной рыночной экономике выдвигают крупные теоретические проблемы, решение ко-торых невозможно без управления, основанного на научных знаниях. Управление социальной сферой муниципальных структур должно быть ориентировано на стратегические цели развития социальных услуг города. Какими бы выгодными ни казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они, на наш взгляд, должны быть отклонены, если вступают в противоречие с миссией, стратегическими направлениями развития муниципальных структур или ведут к снижению эффективности их развития в пер-спективном периоде. Решение концептуальных и методических проблем оп-ределения перспективных направлений программно-целевого развития системы управления, формирования и воплощения основных принципов и факторов, влияющих на создание эф-фективной системы управления социально-экономическими процессами, конструирования и использования механизма многоуровне-вого и многоканального финансирования, повышения мо-бильности, гибкости и адаптивности систем управления уч-реждениями социально-экономической сферы к изменяющимся потребно-стям рынков социальных услуг также ждут своего решения. Анализируя развитие систем управления социальным развитием региона, необходимо: - выявить особенности функционирования системы управления социальными процессами в регионе в условиях существенного изменения факторов хозяйствования, рефор-мирования социально-экономической сферы; - обосновать социально-экономическую результатив-ность применения общесистемных, особенных и специфиче-ских принципов создания эффективной системы управления социальными процессами; - разработать методические положения многоуровне-вого управления процессом оказания социальных услуг насе-лению, а также программу вычислений потенциала доходов бюджета региона; - определить стратегические направления программ-но-целевого развития системы управления социально-экономическими процессами, стратегию развития учреждений социальной сферы. В качестве условий, формирующих среду, а также осо-бенностей функционирования и причин, вызывающих необ-ходимость реформирования системы социального обеспече-ния и защиты населения в регионе и социальной сферы в це-лом, могут выступать: - формирование и становление новой социально-экономической среды, проявляющиеся в возникновении рын-ков социальных продуктов и услуг, в изменении механизмов социальной защиты различных слоев, групп и категорий на-селения, в становлении новых государственных и обществен-ных структур - органов занятости населения, общественных объединений предпринимателей, новых профсоюзов, бирж труда, выступающие как предпосылка возникновения новых возможностей управления социальной сферой в регионе, зна-чительно отличающихся от существовавших ранее; - многократное сокращение объемов финансирования социальной сферы из средств федерального бюджета, не по-зволяющее осуществлять социальную помощь и оказывать социальные услуги населению региона в необходимом объе-ме и обладающих качественными характеристиками, адек-ватными требуемым на рынке социальных продуктов и услуг, обусловливающее создание многоканального, многоуровне-вого финансирования; - отсутствие координации при взаимодействии эле-ментов системы социального обеспечения в регионе, не способных, в свою очередь, создать научно обоснованную и эффективную систему управления социальным процессом в со-ответствии с новыми социально-экономическими стандарта-ми и с учетом вносимых изменений в планы социально-экономического развития региона, а также обеспечить при-влечение иных, кроме государственного, каналов, источни-ков финансирования; - недостаточность научных обоснований результатов маркетинговых исследований рынка социальных продуктов и услуг на федеральном, региональном и местном уровнях управления, не позволяющая осуществить сегментирование рынков потребителей социальных услуг, позиционирование экономических свойств и качеств социальных продуктов и услуг, а также выявить потребности социального рынка и установить его особенности в каждом регионе, области, го-роде, районе в соответствии с наличием и перспективами структурных изменений доли и объемов промышленного производства и инфраструктуры, обусловленными тенден-циями развития пред-приятий различных организаци-онно-правовых форм; - неэффективность и несогласованность принимаемых целевых программ по управлению развитием социальных процессов не только на территории района, города, но и в рамках региона, не позволяющие создать действенную ре-гиональную систему критериев определения качества, единых требований к объему социальных продуктов и услуг, и, в свою очередь, обусловливающие необходимость разработки и внедрения организационно-социальных и управленческих мероприятий по созданию координирующего органа. Эффективный механизм управления социальной сферой муниципальных структур позволяет в полном объеме реализовать стоя-щие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуще-ствлению всех его функций в социальной сфере. Управление социальной сферой муниципальных структур должно быть ориентировано на стратегические цели развития региона. Какими бы выгодными ни казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если вступают в противоречие с миссией, стратегическими направлениями развития муниципальных структур или ведут к снижению эффективности реализации социальных услуг в пер-спективном периоде. Стратегия управления социальной сферой муниципальных структур непосредственно связана с формированием стратегий развития муниципальных структур. В наибо-лее общем виде под стратегией управления социальной сферой муниципальных структур понимается формирование системы долго-срочных целей социальной деятельности в муниципальных образованьях и выбор наиболее эффективных путей их достижения. Таким образом, одним из основных направлений формирования системы управления социальным развитием муниципальных структур является формирование условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в социальных услугах. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Инклюзивное образование (фр. inclusif -включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). Восемь принципов инклюзивного образования: § Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; § Каждый человек способен чувствовать и думать; § Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; § Все люди нуждаются друг в друге; § Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; § Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; § Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; § Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.): § Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний. § Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. § Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей. § Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей. § Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования. Исследователями Англии инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом: § Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы. § Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями. § Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями. § Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников. § Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения. § Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом § Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе. § Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют. Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала. Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования: (по материаламМеждународной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» Грозная Н. Включающее образование: история вопроса, современное положение дел, международный опыт.) § Психологические проблемы учителей: Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Специалисты испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Советы, которые дают в таких случаях, просты: нужно делать свое дело, не смотря ни на что. Следует посмотреть в лицо своим страхам и продолжать работать, несмотря на них, тогда они станут меньше и отдалятся. «"Выжившие" после проведения реформ рассказывают, что в течение нескольких недель они испытывали страх, а затем, как по волшебству, он проходил. Каждый человек помнит, что был испуган, но ни один не помнит, чего именно он боялся, однако страх прошел. Обычно на это уходит шесть недель – общая продолжительность выхода из любого кризиса. Слова "Не волнуйся. Не бойся" произносить бессмысленно. Включение – это перемена. Перемены пугают всех. Так устроен наш организм. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам мы должны все равно. Понятно, что в такой кризисный период людям нужна поддержка. И все же урок, который был извлечен из первых опытов, таков: нужно посмотреть в лицо страху и отвести взгляд; назвать его по имени и идти дальше». § Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей: Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними. Ситуация с инклюзивным образованием в России: Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования - лишь 47. В Санкт-Петербурге с 2006 года на базе школы № 593 Невского района реализуется программа инклюзивного образования. Школа является победителем Национального приоритетного президентского проекта "Образование" 2006 г.Центр инклюзивного образования «Я слышу мир!» открылся в Гимназии №56Петроградского района Санкт-Петербурга. На базе школы № 232 Адмиралтейского района реализуется социальный проект "Подари свет". В рамках проекта проводятся еженедельные совместные творческие занятия для учащихся школы и слабовидящих детей. Общественные организации Общественная организация — неправительственное/негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Иногда используется определение «третий сектор» (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам.[1]. Термин имеет юридический смысл — в статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится: «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан». Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации её постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Международная общественная организация — неправительственное/негосударственное объединение, членами которого (на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей) являются субъекты из разных стран и зарегистрированная в государстве, законодательство которого позволяет иностранным физическим или юридическим лицам (без какой-либо дискриминации по национальному признаку) создавать общественные организации и быть избранными в состав руководящего органа такой организации. В Латвии, например, согласно закону об общественных организациях, половина членов правления организации должна состоять исключительно из граждан Латвийской Республики, что исключает возможность избрания интернационального состава правления и допускает функционирование общественных организаций лишь на национальной основе. Обойти такой националистический барьер позволяет регистрация организации в более демократической стране (например, в Австрии) и учреждение в Латвии представительства организации: поскольку МНПО находится вне юрисдикции Латвии, Латвийский суд уже не правомочен вынести решение о ликвидации организации — такое решение может быть вынесено лишь судом государства, в юрисдикции которого находится организация. Выбор такой формы деятельности — когда организация зарегистрирована в одной стране, а действует в других странах, позволяет общественной организации сохранить свою правосубъектность даже в случае возможного конфликта с национальными властями того или иного государства. Пространство (территория) деятельности МНПО определяется Уставом организации. Международные общественные организации наделены международной правосубъектностью в той мере, в которой такая правосубъектность определена тем или иным международным договором, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Конвенции о Защите Прав Человека и Основных Свобод или, например, правом обжалования нарушений норм Европейской Социальной Хартии. САМОПОМОЩЬ 1 Сущность и особенности групп самопомощи В общем понимании группы самопомощи – это группы, участники которых, разделяя определенные личные интересы, имея подобный опыт, объединяются для сотрудничества с целью реализации собственных потребностей или потребностей общности благодаря обмена информацией, взаимоподдержки, иногда – представительства. Группы самопомощи - - представляют собой своего рода разговорный кружок с участием определенного числа людей (около 6 –20 членов); - самостоятельно определяют направление своей деятельности, то есть тематика и методы работы группы разрабатываются самими членами группы; - требуют от своих членов активного и непрерывного сотрудничества; - как правило, их руководством не занимаются профессиональные помощники; - организуют систематические встречи в определенные сроки (например, раз в неделю, каждые 2 недели или раз в месяц). В общих беседах во время систематических встреч членов групп отдельные ее участники могут получить облегчение и поддержку от других членов группы и понять, что не только они одни обременены аналогичными проблемами. Они приобретают навыки по осознанию своих трудностей, обращения с ними и их преодоления. В центре работы такой группы находится взаимный обмен опытом и информацией. В группах самопомощи в области здоровья и заболеваний ее члены занимаются взаимным обменом информацией, например, относительно возможностей лечения их заболевания, применения медикаментов, их эффективности и побочных действий, вопросов по правам людей с тяжелой инвалидностью или оказанию финансовой поддержки обществами страхования по уходу за больными и медицинского страхования. Рабочее сообщество Германии по группам самопомощи дает следующую характеристику этим группам: Группы самопомощи представляют собой добровольные, в большинстве своем свободные объединения людей, активность которых направлена на совместное преодоление болезней, психических или социальных проблем, выпавших на их долю, или родственников пострадавших. Их работа не преследует цели получения дохода. Их целью является изменение личных жизненных обстоятельств, а также оказание воздействия на свои социальные и политические условия. Путем систематической, зачастую, проходящей с недельной периодичностью групповой работы, они выдвигают на передний план аутентичность, равноправие, общность проводимых бесед и оказание взаимной помощи. Такая группа является в данном случае средством, служащим для устранения чувства внешней (социальная, общественная) и внутренней (личная, душевная) изоляции. Задачи группы самопомощи направлены в первую очередь на ее членов, а не на посторонних; что и отличает ее от других форм гражданских инициатив. Группы самопомощи не работают под руководством профессиональных помощников; однако, некоторые из них иногда привлекают экспертов применительно к отдельным проблемам». Группы самопомощи создаются на основе самостоятельно определенной под собственную ответственность заинтересованности пострадавших или их родственников. Мотивация при этом исходит из желания изменить что-либо в собственной ситуации и обменяться своим опытом с людьми, живущими под бременем аналогичных проблем. Члены групп самопомощи находят взаимопонимание на уровне одинаковых проблем, создавая возможности для их конкретного осознания. Такое конкретное осознание проблем не удается профессиональным помощникам, так как они не могут почувствовать на себе бремя проблем пострадавших из-за отсутствия аналогичного собственного опыта. Посторонняя помощь (например, профессиональные консультации, терапия) означает – принятие помощи, в то время как самопомощь всегда подразумевает обоюдные отдачу и получение. Инициатива по оказанию самопомощи представляет собой существенное дополнение к профессиональной помощи в медицинском и социальном обеспечении. Она в первую очередь направлена на компенсацию психосоциального дефицита. Если группе нужна помощь, тогда все темы и проблемы должны быть очень точно сформулированы, и желание по оказанию поддержки извне должно исходить от всех членов группы самопомощи. Также должны быть определены и пределы оказываемой помощи. Как правило, группа приглашает на свою встречу консультанта, когда присутствуют все члены группы самопомощи. Консультации должны проводиться только во время встречи группы. Особенно важным при этом является то, чтобы консультанты не вмешивались в тематику группы, а сосредотачивали направление своей консультации лишь на структуре и методах работы группы, а также на обращении членов группы друг с другом. 2 Типы групп Учеными создано несколько типологий групп самопомощи. Четыре типа, разработаны Леоном Леви, больше всего подходят для групп с терапевтической ориентацией. Группы I типа занимаются преим. контролем или реорганизацией поведения. Примеры таких групп: АА, Анонимные азартные игроки и Анонимные родители. Членов групп II типа по классификации Леви объединяют общие стрессовые ситуации, в соответствии с которыми их можно разделить на подтипы. Эти группы могут фокусироваться на таких кризисных ситуациях, как изнасилование, убийство кем-либо ребенка и выживание после суицидной попытки. Другие группы занимаются переходными периодами жизни, или переходом к нормальному состоянию. Такие группы стремятся скорее к совладению с кризисными ситуациями, чем к изменению статуса своих членов. В работе групп III типа участвуют люди, испытывающие дискриминацию в связи с их полом, расовой или классовой принадлежностью и сексуальной ориентацией. Группы IV типа не имеют какой-либо определенной общей проблемы, они стремятся к общей самоактуализации и повышению личной эффективности. 3 Терапевтические факторы групп самопомощи Несмотря на большое разнообразие упомянутых выше организаций, можно выделить ряд общих для них терапевтических черт или процессов, которые способствуют достижению изменений в аттитюдах или поведении членов групп самопомощи. 1) Общий опыт. Определенный тип общего опыта или ситуаций является основой и обоснованием существования большинства групп самопомощи. Эта общность имеет несколько положительных черт. Людей в таких группах обычно сразу и полностью понимают, и потому они не чувствуют себя психологически одинокими. Кроме того, общность склоняет людей к снижению защит и побуждает к самораскрытию, чему сопутствуют эффект катарсиса и уменьшение стыда. 2) Помощь другим. Принцип «помощник терапии» в группах самопомощи гласит, что чем больше члены группы помогают другим, тем больше они помогают самим себе. Постоянная система поддержки. Члены группы самопомощи часто получают от других участников поддержку, ободрение и похвалу. В действительности поддержка осуществляется круглосуточно, если есть возможность связаться с др. по телефону. Система поддержки становится чем-то вроде большой участливой семьи. 3) Информация. Большой терапевтический эффект приносит получение информационного технического порядка, а также элементов народной мудрости. 4) Получение обратной связи. В обстановке открытости и искренности, типичной для групп самопомощи, поведение участников доступно точному наблюдению и комментариям др. членов группы. 5) Обучение специальным методам. В таких группах, как АА, успешность решения проблем зависит от следования специальным методам или техническим приемам. Члены групп осваивают эти приемы и учатся постоянно применять их, что обеспечивает создание терапевтически ценной структуры. 6) Другие когнитивные процессы. Терапевтическое воздействие процесса самопомощи в значительной степени связано с такими принципами когнитивной терапии, как формирование положительного Я-образа, улучшение самомопонимания, расширение воспринимаемых альтернатив, усиление различительной способности и переопределение норм. 4 Правила и методы деятельности группы Правила и методы работы предназначены для того, чтобы придать определенную структуру беседам и событиям в группе самопомощи. Они способствуют концентрации внимания на одной определенной теме и индивидуальных желаниях. Применение этих методов и правил весьма разнообразно и зависит от соответствующей тематики группы самопомощи. Так, например, группы самопомощи, занятые в сфере людей с пагубными пристрастиями, часто используют в своей деятельности иные методы в сравнении с группами по обмену личным опытом или группами людей с хроническими заболеваниями. Некоторые группы самопомощи работают без определенных правил или пользуются лишь определенной техникой или методами, которые кажутся им наиболее подходящими для своей деятельности. Право выбора относительно правил и методов работы всегда остается за самой группой. Каждая группа самопомощи разрабатывает свой собственный принцип действия, отвечающий ее желаниям и потребностям. Стиль работы может изменяться с течением времени, что делает необходимым или излишним применение тех или иных принципов. 1. Начало и конец заседания группы устанавливаются конкретно. Члены группы знают, когда начинается сосредоточенная групповая работа и могут настроиться на изложение своих проблем. Конкретизация начала и конца встречи имеет при этом весьма важное значение. 2. Каждый рассказывает только о своих личных проблемах, но не о чужих. Как правило, каждый член говорит о своем личном – выражает свои мысли, ощущения, переживания, надежды или ожидания. Разумеется, невозможно исключить из своего рассказа близких или друзей, играющих важную роль в жизни каждого члена группы. Однако все внимание следует сосредотачивать при это
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.202 (0.023 с.) |