Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Структурные тенденции мировой торговли.

Поиск

I.1. Преобладание готовой продукции (ГП) в структуре мировой торговли (63%):

1)Р ост доли высокотехнологичной продукции в рамках торговли готовой продукцией (40% от общего объема торговли готовой продукцией). Изыскание новых механизмов торговли (см. ниже подробно про это)

2)Специфика торговли транспортными средствами. Легковые авто: а)новые формы присутствия на рынке через создание дистрибьютерских компаний, франшизу или передачу бренда, б)изыскание новых механизмов торговли (см. ниже). Морской, авиа- и ж/д транспорт гражданского назначения: особые требования к подготовке ВЭО (единичные заказы, аренда, долгосрочные сделки, в т.ч. в случае закупок под заказ, что требует долгого срока изготовления изделия).

3)Особое место занимает торговля вооружением и военной техникой (ВВТ). Монополизация контрактов со стороны государства и концентрация торговли ВВТ в руках малого количества крупных экспортеров (США, Россия, Германия и др.) ведут к влиянию политического фактора на ВТО. Особые формы торговли ВВТ – а)изыскание новых механизмов торговли (см. ниже), б)заключение долгосрочных контрактов (долгосрочная аренда, встречная торговля (сделки «офсет» - осуществляется частичная компенсация стоимости оружия встречными поставками определенных товаров и услуг на оговоренную сумму; сделки «трейд-ин» - обмен старого оборудования на новое)), в) поставки подержанной военно-технической продукции по низким ценам (Германия - основной поставщик в данной области).

I.2. Рост доли сырьевой продукции в структуре мировой торговли (сырьевая продукция рассматривается в широком смысле согласно классификации ЮНКТАД, т.е. включая также полуфабрикаты, продовольственные товары, топливо, сельскохозяйственное сырье и др.).

1)Активизация торговли сырьевой продукцией через международные товарные биржи (сейчас - около 20% всей торговли сырьевой продукцией). а)влияние биржевых цен на цены во внебиржевой торговле (служат ориентиром), б)операции на бирже все активнее используются для страхования торговых сделок от изменения цен (хеджевые операции), в)все меньше сделок в рамках биржевой торговли сырьевой продукцией заключается под реальные поставки товара (сейчас – около 5-10% от общего числа сделок), т.е. характерен спад в области сделок «спот» и «форвард». Все больше сделок носит спекулятивный характер (90-95%), т.е. растущее число фьючерсных и опционных сделок.

2)В сфере торговли сырьем наблюдается растущее число долгосрочных контрактов и соглашений (сроком на 15-20 лет). Растущее число компенсационных сделок как важной формы долгосрочных соглашений по торговле сырьем (импортер может позволить экспортеру разрабатывать на его территории месторождение в обмен на часть продукции, полученной в результате разработок).

3)Около 30% торговли сырьем осуществляется в рамках внутрикорпоративной торговли (между материнскими и дочерними компаниями ТНК). Она ведется по заниженным ценам, а значит появление ценовых рисков в МТ.

4)Сегодня важную роль в торговле сырьем играют ассоциации экспортеров, которые создаются на межправительственной основе и контролируют добычу, торговлю и цены (наиболее известное объединение – ОПЕК).

5)Привлечение механизмов межгосударственного регулирования рынков сырьевых товаров (в рамках ЮНКТАД, а также различные межправительственные соглашения).

II. Появление новых рисков в мировой торговле.

II.1. Интеграция мировой торговли как следствие необходимости противодействия рискам. 1) Большинство стран сегодня являются членами ВТО: л иберализация мировой торговли. 2)Привлечение механизмов межгосударственного регулирования: регламентирование внешнеторговых операций, унификация и гармонизация внешнеторговых операций.

3)Сегодня важную роль в мировой торговле играют ассоциации экспортеров.

II.2. Развитие систем государственного стимулирования ( э кспортные кредиты, страхование рисков экспортных предприятий, содействие в развитии производства экспортной продукции).

II.3. Изыскание новых механизмов торговли.

1)«Обрастание» сделок сопроводительными услугами (обеспечение запчастями, предпродажная доработка, техобслуживание, подготовка персонала, страхование / гарантии, адаптация к условиям региона импортера, модернизация). Происходит модификация условий сделки.

2)Появляются сделки в рамках совместного производства ( Развитие производственной/производственно-сбытовой кооперации (обеспечить рынок сбыта или надежное или более эффективное производство), которая ведет к перемещению производства на зарубежные рынки, а это влечет растущее число реэкспортных операций).

3)Особое развитие получают лицензионные сделки (в торговле ноу-хау и технологиями) как защита от риска присвоения себе авторства новой технологии. В результате совместного производства и на основе приобретенных лицензий возможно налаживание собственного производства, что ведет к росту конкуренции на мировом рынке (начинают выступать в качестве экспортеров в результате налаживания собственного производства).

III. Интернационализация мировой торговли.

III.1.Либерализация мировой торговли как следствие.

1)Рост конкуренции на мировом рынке.

2)Рост степени открытости рынков, что ведет к появлению рисков в МТ.

3) Появление большого числа субъектов мировой торговли. а)Среди прочих субъектов стремительное развитие получили ТНК, которые сегодня контролируют более 30% мировой торговли. Как следствие возрастающие объемы внутрикорпоративной торговли, которая ведется по заниженным ценам, а значит появление ценовых рисков в МТ, а также ведет к перемещению производства на зарубежные рынки, которое ведет к росту реэкспортных операций. Другое следствие ТНК – рост доли торговли высокотехнологичной продукцией. б)Рост масштабов ВЭО, что также повышает риски в МТ.

III.2.Рост стоимостного объема мирового экспорта в динамике последнего десятилетия и III.3. Высокие темпы роста мировой торговли (превышающие темпы роста производства) в совокупности также ведут к росту масштабов ВЭО.

IV. Расширение информационной инфраструктуры мировой торговли.

IV.1. Ускорение процесса заключения сделок и IV.2. Снижение издержек заключения сделок также ведут к росту масштабов ВЭО.

 

 

4. Арбитражная оговорка в ВТК и ее необходимость

 

Одна из особенностей разрешения споров при исполнении международных контрактов — возможность выбора органа, который будет рассматривать спор. Альтернативный способ его разрешения — обращение в международный коммерческий арбитраж. Сторона спора может обратиться в этот орган в соответствии с арбитражным соглашением, заключаемым в виде специальной оговорки в контракте, являющейся обязательной для сторон.

Правила и принципы

При заключении международного контракта, для урегулирования возможных конфликтных ситуаций при его исполнении, стороны могут предусмотреть рассмотрение споров в международном коммерческом арбитраже. С этой целью в контракте прописывается отдельная оговорка, касающаяся только возникающих из него споров.

В международной практике применяются арбитражная и пророгационная оговорки. Например, если стороны сделки указали арбитраж, который принимает решения, исполняемые по Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года, то это считается арбитражной оговоркой. Если же стороны договорились о том, что их споры будет рассматривать определенный государственный суд, то это считается пророгационной оговоркой.

Нередко пророгационная и арбитражная оговорки соседствуют друг с другом. Например, по условиям договора сторона выбирает арбитраж, но по своему усмотрению может также подать иск в государственный суд. На практике чаще применяется арбитражная оговорка. Ее наличие во внешнеэкономическом договоре изымает спор из-под юрисдикции государственных судов.

В настоящее время арбитражную оговорку можно очень часто встретить в спорах, в которых стороны находятся в разных странах. Это объясняется тем, что арбитражные разбирательства проводятся быстрее, чем рассмотрение споров в государственных судах, и они оказываются менее затратными в финансовом плане. Кроме того, включение в договор арбитражной оговорки дает возможность сторонам самим определять параметры процесса, а также арбитров, которые будут принимать решения. Помимо этого, международная практика и торговые обычаи предполагают, что такие арбитражные решения достаточно быстро приводятся в исполнение в других странах.

Также сторонами может быть подписано арбитражное соглашение, представляющее собой отдельный от основного договора (контракта) документ, предусматривающий рассмотрение не одного конкретного, а всех споров, возникающих между сторонами.

Арбитражная оговорка или арбитражное соглашение применяются по контрактам на особо значительные суммы. Поэтому правильное оформление обоих видов договоренностей является первоочередной задачей для специалистов, составляющих внешнеэкономические контракты. В зависимости от корректности формулировок выбранного вида договоренности об урегулировании спора, возникают дальнейшие юридические и финансовые последствия их применения. Так, если ошибка либо несовершенство составления арбитражной оговорки влечет за собой потерю времени и средств лишь по одному контракту, то ошибки в арбитражном соглашении, регламентирующем рассмотрение всех споров между контрагентами, может серьезно осложнить или даже прекратить деятельность пострадавшей компании.

Важным принципом международного арбитража является то, что принятое арбитражное решение гарантирует защиту ценности оспариваемых средств во времени. Это означает, что проигравшая сторона обязана, кроме оспариваемых средств, возместить потерпевшей стороне проценты от их суммы, образовавшиеся с момента неисполнения (ненадлежащего выполнения) условий контракта. Решение государственного суда, напротив, может вообще не предполагать выплату каких-либо процентов. Еще одним позитивным моментом, который присутствует в практике большинства стран, можно назвать принцип автономности арбитражной оговорки.

Если по тем или иным причинам договор будет признан недействительным, арбитражная оговорка рассматривается как самостоятельное соглашение, регулирующее спорные вопросы, возникающие при прекращении действия контракта.

 

Предмет контракта

Внешнеторговый контракт — это основной коммерческий документ внешнеторговой операции, свидетельствующий о достигнутом соглашении между сторонами.

Предметами внешнеторгового контракта могут быть купля-продажа товара, выполнение подрядных работ, аренда, лицензирование, предоставление права на продажу и другие.

Из общего числа разновидностей внешнеторговых сделок тради­ционными являются сделки купли-продажи, которые корреспонди­руются, прежде всего, с предметом продажи и, следовательно, де­лятся на две категории: сделки купли-продажи товаров и сделки, предметом которых является оказание услуг за рубежом (напри­мер, при строительстве объектов). Они могут также присутствовать в качестве составного элемента и в международной производствен­ной кооперации или научно-техническом сотрудничестве

 

Структура и содержание контракта носят во многом индивиду­альный характер и определяются прежде всего такими факторами, как предмет сделки и степень установившихся контактов между контрагентами. Однако, типовыми разделами контракта, выстроен­ными в определенной последовательности, являются следующие:

 

• преамбула и определение сторон;

• предмет контракта;

• цена и общая сумма;

• качество товара;

• сроки поставки;

• условия платежа;

• упаковка и маркировка товара;

гарантии;

• штрафные санкции й возмещение убытков;

• страхование;

• освобождение от ответственности;

арбитражная оговорка

 

В соответствующем разделе в прошедшем времени указывается: «Продавец продал, а Покупатель купил на условиях...», например: «... CIF порт Новороссийск («Инкотермс-90»)...»; далее может следовать уточнение принятого базисного условия, например: «... с разгрузкой за счет Покупателя...», потом указывается количество товара и приводится его название или краткое описание.

Если предметом контракта является сложный товар, то после его краткого названия указывается: «... с техническими характеристиками, изложенными в Приложении № __ к настоящему Контракту».

Если предметом контракта являются несколько товаров, то указывается: «... товары в соответствии со спецификацией и техническими характеристиками, приведенными в Приложении № __ к настоящему Контракту».

При указании количества товара необходимо учитывать сохраняющиеся различия в системах мер и весов. Поэтому во избежание недоразумений надо либо использовать метрическую систему мер, либо давать эквивалент в метрических единицах.

При торговле большими объемами массовых товаров, количество которых измеряется весовыми единицами, сложно выдержать вес фактически поставленного товара с точностью до десятков, а иногда и сотен тонн. Для таких случаев в контрактах указываются допустимые отклонения в ту и другую сторону в процентах от номинального веса или делается оговорка «около».

Количество машин и оборудования, товаров длительного пользования и предметов потребления указывается в штуках, комплектах, парах и т.д. Проверка фактически поставленного количества осуществляется по спецификациям, которые составляются продавцами.

 

6. Круг задач при подготовке ВТС экспортерам и последовательность их решения

(из лекции и учебника)

Две стороны сделки: импортер и экспортер (могут вклиниваться внешние торговые посредники, могут выступать со стороны импортера или со стороны экспортера; субподрядчики).

Первый этап речь идет о приглашении партнера к сделке (после выбора иностранного партнера). Инициатором по большей части является экспортер. Установление контактов и со стороны импортера, и со стороны экспортера осуществляется с помощью деловой переписки. К их числу относится один из наиболее стандартизированных документов – оферта. Экспортер предлагает свою продукцию определенным зарубежным покупателям и в письме информирует о некоторых характеристиках продукции и условиях будущей сделки.

Твердая оферта – указаны краткие характеристики поставляемой продукции, возможные объемы и сроки, первоначальная цена единицы продукции, иногда – предпочтения в пользу определенных базисных условий поставки; направляется не более двум потенциальным покупателям.

В свободной оферте подробной информации не дается, она может послужить селективной рекламой и информацией для экспортера для накопления его базы о потенциальных будущих покупателях (может быть направлена одновременно нескольким покупателям).

Твердая оферта предполагает акцепт со стороны импортера, то есть предварительное согласие на сделку. Хотя это согласие не означает, что зарубежный покупатель по всем пунктам согласен. Либо если у импортера есть намерение купить товар, но на совершенно других условиях, то он направляет контроферту в адрес экспортера и в ней излагает подробно свои предпочтения относительно будущей сделки. Со стороны импортера может последовать и другая реакция – заказ, в том случае, если он согласен с условиями твердой оферты. А если он и с заказом прилагает график поставки, то это означает 100% согласие на оформление сделки. Однако, инициатива может исходить со стороны импортера, тогда она оформляется в виде запросов в адрес того или иного производителя, где импортер указывает, на каких условиях и что он хочет закупить. Еще одна инициатива – приглашение на участие в торгах. Экспортер либо дает согласие, либо направляет контр-акцепт.

Второй этап – установление платежеспособности иностранного покупателя, то есть импортера. Можно обратиться в уполномоченный банк или другие финансовые организации, которые в тот или иной период выступали гарантами по системе расчетов. Можно также воспользоваться специализированными организациями, которые созданы давно и функционируют на территории многих стран. Они занимаются накоплением базы данных о потенциальных экспортерах и импортерах. Их работа – предоставление информации (обращаются путем коммерческой отсылки). Можно получить информацию через бывших партнеров.

Импортер посылает заказ, экспортер направляет в ответ безусловный акцепт. Эти действия являются основанием для подготовки проекта контракта. Проект контракта предполагает выбор типа сделки, сроков и объема поставок, а также важнейших условий, которые чаще всего подлежат переговорам (базисные условия поставок, где определяется система транспортного и коммерческого страхования и распределяется ответственность между импортером и экспортером; валютно-финансовые условия – выбор форм расчетов: 1) аккредитив; 2) инкассо; 3) банковский перевод; 4) расчет путем открытого счета; выбор условия платежа: либо наличными расчетами, либо путем кредитования; способы платежа; валюта платежа – существует практика привязки цен к определенным видам валют, прежде всего это связано со значительным перечнем биржевых товаров, к которым относятся с/х сырье, цветные металлы, нефтепродукты; цена – экспортер разрабатывает конкурентный лист, включает не менее 3-4 компаний, которые работают с этой же продукцией, приводя их к общему знаменателю).

Импортер может в дополнение оформить закупочный ордер. Может приложить график поставки с указанием сроков или периода.

Третий этап – обеспечение поставки и расчетов.

Это сопровождается подготовкой товара к отгрузке (привлечение дополнительных посредников – экспедиционных компаний, транспортных компаний в соответствии с базисными условиями поставки, страхование коммерческое + может воспользоваться таможенными складами, иногда вынужден пользоваться услугами таможенных перевозчиков). Оформлением товаросопроводительных документов (связаны с характеристиками товаров). Предполагает выписку инвойсов, оформление страховых полисов, договоров с транспортными компаниями.

Данный этап завершается отправкой товаросопроводительных документов в соответствующие инстанции в рамках валютно-финансовых условий контрактов и направление уведомления в адрес импортера об отгрузке.

 

7. Статус и признаки МДКП ( международный договор купли-продажи ) как юридического документа и источники правового регулирования

(из интернета)

Договором купли-продажи называется договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную цену.

Юридическая квалификация договора: возмездный, двусторонне-обязывающий (взаимный), консенсуальный. Отдельные виды договора могут быть публичными (договор розничной купли-продажи) и реальными (самообслуживание в магазине).

Признаки:

1) Сторонами договора являются продавец и покупатель.

2) Продавец в силу договора обязан передать покупателю товар (вещь), а покупатель принять ее и оплатить.

3) Наряду с обязанностями каждая из сторон пользуется правами. Покупатель вправе требовать передачи товара, а продавец требовать оплаты за товар определенной цены.

4) Предметом договора являются действия по возмездной передаче права собственности на товар, т.е. действия по перенесению на покупателя права собственности, иного вещного права на товар.

Источники:

- гл. 30 ГК РФ;

- ФЗ РФ от 7 февраля 1992 г. №2700-I «О защите прав потребителей», иные правовые акты, принятые в соответствии с ним;

- ФЗ от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании»;

- в качестве источника договора купли-продажи можно привести обычаи делового оборота, поскольку такие ссылки имеются в статьях ГК РФ.

(из лекции)

Договор купли-продажи должен подтверждать собой, что он выступает как юридический документ. Это означает, что он приобретает такой статус, если он оформлен должным образом. То есть подписан контрагентами; есть указание не только юридического адреса, но и даты и места заключения (чаще всего головной офис компании страны-экспортера). Должен включать элементы материального права и ссылки на источники правового регулирования материально части контракта. Это связано с необходимостью страхования от рисков, связанных с неправильным толкованием взаимных обязательств. Чтобы обеспечить соответствие материальному праву осуществляется привязка к национальному праву одного из контрагентов (особенно эффективна на случай регулирования юридических коллизий), либо к нейтральному праву третьей страны. В контракте должен быть указан способ разрешения споров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.26.141 (0.009 с.)