Программа государственного мониторинга водных объектов за количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа государственного мониторинга водных объектов за количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов



Министерство природных ресурсов и экологии

Российской Федерации

 

Федеральное агентство водных ресурсов

 

 

Утверждаю

Руководитель Невско-Ладожского бассейнового водного управления

Федерального агентства водных ресурсов

 

___________________ А.В. Тарасенко

(подпись)

«____»_____________ 2012 г.

 

 

Бассейновая программа

осуществления государственного мониторинга водных объектов

по Балтийскому бассейновому округу,

относящемуся к зоне деятельности

Невско-Ладожского бассейнового водного управления

Федерального агентства водных ресурсов

(полное наименование территориального органа Росводресурсов)

 

Санкт-Петербург, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  Общие положения  
  Бассейновая Программа государственного мониторинга водных объектов    
  1.1. Программа государственного мониторинга водных объектов за количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов  
  1.1.1. Основные задачи наблюдений  
  1.1.2. Наблюдательная сеть  
  1.1.3. Наблюдаемые показатели  
  1.1.4. Режим наблюдений  
  1.1.5. Методическое обеспечение наблюдений  
  1.1. 6. Программа государственного мониторинга водных объектов за количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов в системе Росрыболовства на территории Калининградской области  
  1.2. Программа мониторинга подземных водных объектов.  
  1.2.1. Основные задачи наблюдений  
  1.2.2. Наблюдательная сеть  
  1.2.3. Наблюдаемые показатели  
  1.2.4. Режим наблюдений  
  1.2.5. Методическое обеспечение наблюдений  
  1.2.6. Отчетные документы  
  1.3. Программа мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменений морфометрических особенностей водных объектов  
  1.3.1. Основные задачи наблюдения  
  1.3.2. Наблюдательная сеть  
  1.3.3. Наблюдаемые показатели  
  1.3.4. Режим наблюдений  
  1.3.5. Методическое обеспечение наблюдений  
  1.4. Программа наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении  
  1.4.1. Основные задачи наблюдений  
  1.4.2 Объекты наблюдений  
2. Техническое обеспечение программы государственного мониторинга водных объектов и сметы затрат по видам работ  
3. Организационная структура ведения государственного мониторинга водных объектов  
  Приложения    

Общие положения

 

В соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 № 219 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 830) Федеральное агентство водных ресурсов является координатором ведения мониторинга поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности, мониторинга состояния дна, берегов таких водных объектов, ведения наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, находящимися в федеральной собственности, участниками ведения мониторинга, а также иными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями.

Бассейновая программа мониторинга водных объектов Балтийского бассейнового округа (далее – Программа мониторинга) разработана для получения характеристики системы государственного мониторинга водных объектов Балтийского бассейнового округа; анализа состояния наблюдательной сети, определения ее достаточности для решения федеральных задач, исключения дублирования функций, оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов.

Программа мониторинга разработана в соответствии с отнесением бассейновых округов к зоне деятельности территориальных органов Росводресурсов, согласно приказу Росводресурсов от 08.10.2008 № 235 «Об утверждении зон деятельности территориальных органов Федерального агентства водных ресурсов».

Программа мониторинга разработана Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов с учетом предложений отделов водных ресурсов по Калининградской, Новгородской, Псковской областям, Республике Карелия, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Вологодской, Смоленской и Тверской областям, подведомственных Росводресурсам ФГУ «Балтводхоз», ФГУ «Новгородводхоз», ФГУ «Псковводхоз», ФГУ «Вологдаводресурсы», ФГУ «Центррегионводхоз», а так же на основе информации о государственной наблюдательной сети за загрязнением поверхностных вод суши на территории деятельности Департамента Росгидромета по СЗФО (Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининградская области и Республика Карелия) на 2012 - 2015 гг., на основе программ государственного мониторинга подземных вод расположенных в бассейне Балтийского моря по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Вологодская областям, г. Санкт-Петербургу и Республике Карелия, разработанных Северо-Западным филиалом Федерального государственного унитарного научно-производственного предприятия «Российский федеральный геологический фонд» (ФГУ НПП «Росгеолфонд») Федерального агентства по недропользованию, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предложений территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, водопользователями.

 

1. Бассейновая Программа государственного мониторинга водных объектов

 

Программа государственного мониторинга водных объектов за количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов

 

Основные задачи наблюдений

Программа проведения мониторинга водных объектов, расположенных в зоне деятельности Невско-Ладожского БВУ разработана в соответствии со статьей 30 Водного кодекса Российской Федерации, Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 № 219, Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 282.

Программа государственного мониторинга водных объектов разрабатывается на пять лет с возможностью ежегодной корректировки.

Мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

· своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние;

· оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

· информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов.

Программа мониторинга предусматривает решение следующих задач:

1. Обеспечение требований российских нормативных документов, относящихся к государственному мониторингу водных объектов.

2. Формирование базы данных, которая позволила бы сравнивать фактическое воздействие на окружающую среду с утвержденными нормативами допустимого воздействия.

3. Обеспечение требований международных договоров (соглашений, конвенций) в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов.

При ведении государственного мониторинга водных объектов по количественным и качественным показателям состояния водных ресурсов будут решаться следующие задачи:

· своевременное выявление источников и очагов загрязнения водной среды при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности;

· оценка выявленных изменений водной среды и прогноз возможных неблагоприятных последствий;

· оценка экологической эффективности обоснованных конструктивных решений и природоохранных мероприятий;

· разработка мероприятий по обеспечению экологически безопасной эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности;

· информационное обеспечение государственных органов, контролирующих состояние окружающей природной среды;

· проверка выполнения требований законодательных актов, нормативных правовых документов, предъявляемых к состоянию водных объектов.

 

При планировании организации и проведения мониторинга в первую очередь должны быть решены следующие вопросы:

· выбор водных объектов и их участков, на которых должны проводиться мониторинговые наблюдения;

· определение местоположения контрольных створов, вертикалей и горизонтов;

· иные вопросы.

Указанные задачи решаются на основе:

· ГОСТ 17.1.3.07-82. «Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков»

· РД 52.24.309-2011 «Организация и проведение режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши на сети Росгидромета

· РД 52.18.595 Федеральный перечень методик выполнения измерений, допущенных к применению при выполнении работ в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды

· ГОСТ Р 51392-2000 Вода. Отбор проб

· ГОСТ 17.1.5.05-85 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков

Объектами мониторинга являются водные объекты:

1. находящиеся в зонах возможного влияния источников техногенного воздействия на окружающую природную среду со стороны:

· промышленных объектов;

· объектов рекреации;

· сельскохозяйственных объектов;

· объектов линейных коммуникаций;

· объектов градостроительства и инженерной инфраструктуры;

2. трансграничные;

3. неподверженные негативному антропогенному воздействию.

 

Наблюдательная сеть

Основными регламентирующими документами при организации наблюдений за качеством воды водных объектов являются Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ, ГОСТ 17.1.3.07-82 «Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков», ГОСТ 17.1.3.13-86 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения», Москва, 1986 г.

Требования к качеству воды водных объектов рыбохозяйственного значения утверждены Приказом Федерального агентства по рыболовству № 20 от 18.01.2010г. «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», М., 2010г., требования к качеству воды водных объектов для питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования утверждены в СанПиН 2.1.5 980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод». Оценка степени загрязненности поверхностных вод по гидрохимическим показателям осуществляется согласно РД 52.24.643-2002 «Руководящий документ. Методические указания. Метод комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод по гидрохимическим показателям», Москва, 2002г.

Пункты наблюдений для проведения мониторинга водных объектов, с целью оценки антропогенного влияния, определяются структурой гидрографической сети, местами размещения населенных пунктов и принадлежностью к трансграничным и межсубъектовым водным объектам и отсутствием государственной наблюдательной сети Росгидромета на данных водных объектах. Обязательным условием для каждого пункта мониторинга качества вод является организация и определение количественных и качественных характеристик гидрохимических показателей водных объектов. Кроме того, при проведении мониторинга определяются приоритетные точки наблюдения, в которых предполагается наибольшее антропогенное влияние на водные ресурсы (участки возможных максимальных концентраций химических веществ).

 

В Программу мониторинга включены (приложение 1, приложение 2):

 

- пункты государственной наблюдательной сети (ГНС) Росгидромета:

 

Субъект РФ Гидрохимические наблюдения Гидрологические наблюдения
Количество пунктов ГНС Количество водных объектов Количество пунктов ГНС Количество водных объектов
Ленинградская область        
Санкт-Петербург        
Новгородская область        
Псковская область        
Калининградская область        
Республики Карелия        
Вологодская область - - - -
Тверская область 4 (5 створов)   - -
Смоленская область 2 (3 створа)      

 

- пункты наблюдательной сети Росводресурсов:

 

Субъект РФ Гидрохимические наблюдения Гидрологические наблюдения
Количество пунктов наблюдений/в т.ч. на трансграничных водных объектах Количество водных объектов/в т.ч. трансграничных Количество пунктов наблюдений/в т.ч. на трансграничных водных объектах Количество водных объектов/в т.ч. трансграничных
Ленинградская область 27/25 6/5 2/2 2/2
Новгородская область        
Псковская область 16/14 15/14 16/14 15/14
Калининградская область 2/2 1/1 - -
Республики Карелия 6/1 3/1    
Вологодская область     - -
Тверская область     - -
Смоленская область 5/4 2/2 - -

 

Основание организации наблюдательной сети Росводресурсов на трансграничных водных объектах:

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных вод от 20 августа 1997 г.;

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных водных объектов от 24 мая 2002 года.;

Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о пограничных водных системах 24 апреля 1964 года.

Решение 15-го заседания совместной Российско-Эстонской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных вод;

Решение 4-го заседания совместной Российско-Белорусской комиссии по охране и рациональному использованию трансграничных вод;

Решение сессий совместной Российско-Финляндской комиссии по использованию пограничных водных систем.

 

- пункты наблюдения Роспотребнадзора по Калининградской, Ленинградской и Псковской областям за состоянием поверхностных водных объектах – в местах водозаборов и рекреации крупных населенных пунктов.

 

- пункты наблюдения Росрыболовства за состоянием поверхностных водных объектов в Калининградской и Псковской областях.

 

- пункты наблюдения крупных водопользователей Ленинградской и Псковской областей, Санкт-Петербурга за состоянием поверхностных водных объектов в местах забора и сброса сточных вод.

 

Состав наблюдательной сети будет дополняться и корректироваться по мере получения данных от участников мониторинга и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Структура сети наблюдений может оптимизироваться по мере накопления соответствующей информации. Если результаты мониторинга будут указывать на отсутствие негативных экологических процессов, то возможно уменьшение перечня контролируемых параметров, объектов и дискретности измерений. При интенсификации подобных процессов, объём наблюдений, наоборот, будет расширяться.

 

Наблюдаемые показатели

Ведение мониторинга осуществляется на основе унификации программных (информационных и технических) средств, обеспечивающих совместимость его данных с данными других видов мониторинга окружающей среды в соответствии с приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. N 30 и от 7 мая 2008 г. N 111.

Мониторинг, осуществляемый Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, включает в себя наблюдения по гидрологическим, гидрохимическим и гидробиологическим показателями.

Программа гидрологических наблюдений включает измерение уровней и расходов воды. Программа наблюдений за химическим составом определяется категорией створа наблюдений. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков для осуществления Общегосударственной службы наблюдений и контроля за загрязненностью объектов природной среды (ОГСНК) установлены ГОСТ 17.1.3.07-82, правила контроля качества морских вод установлены ГОСТ 17.1.3.08-82, общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков – ГОСТ 17.1.5.05-85.

В соответствие с программой мониторинга на выбранных створах водных объектов бассейновой наблюдательной сети проводятся следующие виды наблюдений за состоянием водных объектов:

наблюдения за состоянием водных объектов по гидрологическим показателям;

наблюдения за состоянием водных объектов по гидрохимическим показателям;

наблюдения за загрязненностью донных отложений.

Состав контролируемых параметров определяется с учетом требований природоохранного законодательства к контролю качества окружающей среды ГОСТ 17.1.3.07-82 «Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков», ГОСТ 17.1.3.13-86 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения», Москва, 1986г., РД 52.24.643-2002 «Руководящий документ. Методические указания. Метод комплексной оценки степени загрязненности поверхностных вод по гидрохимическим показателям», Москва, 2002 г. для водотоков, имеющих рыбохозяйственное значение и лицензионных требований по условиям деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

В соответствие с указанными видами работ на каждом водном объекте, где планируется организация мониторинговых наблюдений, выполняются следующие виды работ:

отбор проб воды для производства количественного химического анализа (КХА) в стационарных лабораториях;

выполнение химических определений неустойчивых компонентов химического состава воды непосредственно у водного объекта;

отбор проб донных отложений на определение концентрации загрязняющих веществ;

измерение температуры воды в створах отбора проб воды и донных наносов в соответствии с Наставлениями Гидрометслужбы РФ.

Состав контролируемых параметров определяется с учетом:

требований ГОСТ 17.1.3.07-82, РД 52.24.309-2011 для водотоков, имеющих рыбохозяйственное значение;

выбора показателей, отражающих характер и специфику возможного воздействия на водные объекты при выполнении строительных и земляных работ и сбросе ливневых вод;

требований природоохранного законодательства к контролю качества окружающей среды;

 

Определяемые показатели:

 

А) гидрохимические показатели

· запах, цветность, удельная электропроводимость, прозрачность;

· концентрация растворенного кислорода, процент насыщения кислородом, диоксид углерода, гидрокарбонаты;

· ХПКCr, ХПКMn БПК5;

· концентрация взвешенных веществ;

· водородный показатель;

· сухой остаток, жесткость общая, кремнекислоты, сумма ионов;

· концентрация главных ионов – хлоридных, сульфатных, натрия, калия, кальция, магния;

· концентрация биогенных элементов – аммонийных ионов, нитритов, нитратов, общего азота, фосфатов, фосфора общего, железа общего, фторид-ионов;

· концентрации загрязняющих веществ – нефтепродуктов, фенолов, ртути, свинца, кадмия, мышьяка, меди, марганца, хрома общего, цинка, никеля, алюминия, кобальта, СПАВ.

Б) гидробиологические показатели воды (сокращенная программа):

· хлорофилл – а

· фитопланктон, первичная продукция и деструкция, зоопланктон, зообентос, бактериопланктон, биотестирование на дафниях, на вольфии, грунта на дафниях, на инфузориях.

В) показатели загрязнения донных отложений:

· нефтепродукты;

· кальций, магний;

· сухой остаток, жесткость, влажность, рН водной вытяжки, рН соляной вытяжки;

· фосфаты, сульфаты;

· цинк, медь, свинец, ртуть, кадмий, никель, кобальт, хром, медь, марганец.

Г) гидрологические показатели

· уровень,

· расход,

· температура воды,

· толщина льда,

· ледовые явления.

 

Основные задачи наблюдений

 

· ежегодная оценка и прогноз изменений биологического состояния, численности, распределения и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания под воздействием природных и антропогенных факторов; · внесение получаемой в процессе осуществления мониторинга информации в государственный рыбохозяйственный реестр; · подготовка ежегодной информации для включения в государственные доклады о состоянии окружающей среды; · своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания; · организация рационального использования водных биоресурсов, включая разработку и введение в установленном порядке ограниченийрыболовства; · разработка мероприятий по сохранению водных биоресурсов, а также среды их обитания и включение их в правила рыболовства; · оценка эффективности осуществляемых мероприятий по сохранению водных биоресурсов, а также среды их обитания; · государственный контроль в сфере охраны водных биоресурсов и контроль за местоположением и деятельностью судов, осуществляющих добычу (вылов) водных биоресурсов, приемку, переработку, перегрузку, транспортировку и хранение уловов, выгрузку в портах, снабжение судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами, а также соблюдения ими правил рыболовства; · обеспечение потребностей государства, юридических лиц и граждан в достоверной информации о состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе для разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Государственный мониторинг выполняется на основании ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ПРИМЕНЕНИИ ЕГО ДАННЫХ, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 994.

Наблюдательная сеть

Мониторинг водных объектов бассейна Балтийского моря и Вислинского (Калининградского) залива выполняет Мамоновский отдел по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства. Мониторинг водных объектов бассейна Куршского залива выполняет Полесский отдел по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства.Мониторинг водных объектов бассейна озера Виштынецкого и восточной части Калининградской области выполняет Черняховский отдел по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства. Для повышения эффективности и мобильности работ по мониторингу водных биоресурсов планируется модернизация и совершенствование структуры существующей системы мониторинга ВБР.

Наблюдаемые показатели

Проводится сбор биологического материала о видовом и размерном составе промысловых и любительских уловов, массе, возрасте и соотношении полов водных биоресурсов, об эффективности рыбозащитных устройств на водозаборах, сбор и обработка материалов в случаях постоянного или залпового загрязнения водоёмов для определения вреда (ущерба), нанесённого рыбному хозяйству. Все наблюдения проводятся в строгом соответствии с существующими методиками.

Основные задачи наблюдений

Целевое назначение работ.

Обеспечение рационального и безопасного использования недр территории Северо-Западногофедерального округа на основе изучения состояния недр и прогнозирования происходящих процессов посредством эксплуатации и развития системы государственного мониторинга состояния недр (далее – ГМСН).

 

Требования к последовательности работ

Работы по ведению ГМСН осуществляются по циклам в соответствии с регламентом предоставления справочно-информационных материалов.

Ожидаемые результаты

3.1.1 Ежегодная оценка современного состояния подземных вод и прогноз его изменения в естественных и природно-техногенных условиях территорий Калининградской, Псковской, Ленинградской, Новгородской областей и Республике Карелия.

3.1.2 Регламентные и оперативные материалы.

3.1.3 Информационные ресурсы ГМСН в составе:

· материалы ГУВ по разделу «подземные воды»;

· актуализированный реестр пунктов ГОНС ГМПВ;

· актуализированная база данных ГМПВ территориального уровня;

· справочно-информационная продукция, подготовленная по запросам Федерального агентства по недропользованию и его территориальных органов.

Формы отчетной документации

Форма, содержание и сроки представления отчетной документации определяются условиями Государственного контракта на выполнение работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета.

Материалы ГМСН по территории СФ для выпуска окончательного геологического отчета по объекту составляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53579-2009. Отчет о геологическом изучении недр. Общие требования к содержанию и оформлению. Ростехрегулирование, 2009 г.

 

Сроки проведения работ

Начало работ - II квартал 2011 г.

Окончание работ - IV квартал 2013 г.

Наблюдательная сеть

Калининградская область.

Предусматривается оценка состояния и использования подземных вод Калининградского артезианского бассейна, в том числе основных эксплуатируемых водоносных комплексов данной гидрогеологической структуры. В рамках данного проекта планируется изучение состояния подземных вод в естественных условиях следующих водоносных комплексов: четвертичного, палеогенового, верхнемелового.

Изучение состояния подземных вод в естественных условиях будет выполняться путем проведения режимных наблюдений на ПН государственной (федеральной) опорной сети. Критерии отбора пунктов наблюдения – реализация геологической задачи на объекте ГМСН, указанной в реестре: оценка состояния и тенденций изменения состояния недр, прогнозирования происходящих в них процессов под влиянием естественных природных факторов. Пункты наблюдения функционируют в области питания, склона и области разгрузки водоносных комплексов.

Из-за недостаточного финансирования работ и снижения годовых ассигнований на 2011-2013 гг. от среднегодовых в период 2008-2010 гг. наблюдательная сеть уменьшилась в соответствии с количественными характеристиками геологического задания с 37 ПН до 10 ПН.

В проектируемый период работ государственная (федеральная) опорная наблюдательная сеть по Калининградской области включает 10 пунктов наблюдений на 5 объектах ГМСН:

· четвертичный ВК на территории с ненарушенным состоянием подземных вод,

· московско-валдайский ВК на территории с ненарушенным состоянием подземных вод,

· окско-днепровский ВГ на территории с ненарушенным состоянием подземных вод,

· палеогеновый ВК на территории с ненарушенным состоянием подземных вод,

· верхнемеловой ВК на территории с ненарушенным состоянием подземных вод.

Из них большинство скважин на водоносный комплекс, имеющий наибольшее площадное распространение на территории области и наиболее эксплуатируемые: 8 наблюдательных скважин на четвертичный ВК, 1 наблюдательная скважина на палеогеновый ВК, 1 наблюдательная скважина на верхнемеловой ВК.




Псковская область.

Наиболее крупной единицей гидрогеологического районирования изучаемой территории является структура I порядка (провинция) – Среднерусский сложный артезианский бассейн. Структурами II порядка (область) являются Ленинградский артезианский бассейн, Прибалтийский артезианский бассейн и Московский артезианский бассейн, приуроченный к Московской синеклизе.

На территории Псковской области водоносные горизонты и комплексы изучаются:

· в естественных условиях;

· в нарушенных условиях интенсивной эксплуатации и воздействия техногенных источников загрязнения;

· на территории месторождений подземных вод.

Основными для водоснабжения являются четвертичный водоносный комплекс (Q), верхнедевонский водоносный комплекс, включающий снежско-плавский ВГ (D3 snz-pl), среднефранский терригенно-карбонатный водоносный комплекс, включающий саргаевско-даугавский ВГ (D3sr-dg), верхнеэйфельский- нижнефранский терригенный водоносный комплекс, включающий арукюласко-швянтойский ВГ (D2ar-D3šv). Они же и являются объектами мониторинга состояния недр.

Из-за недостаточного финансирования работ и снижения годовых ассигнований на 2011-2013 гг. от среднегодовых в период 2008-2010 гг. государственная (федеральная) наблюдательная сеть уменьшилась в соответствии с количественными характеристиками геологического задания с 9 ПН до 3 ПН, и это на территории области полностью (за исключением г. Пскова), использующей для питьевого водоснабжения подземные воды, и имеющей один из наивысших в Северо-Западном Федеральном округе процент использования подземных вод.

Критерии выбора пунктов наблюдения – реализация геологической задачи: ежегодная оценка современного состояния подземных вод и прогноз его изменения в естественных и природно-техногенных условиях территории Псковской области. Предпочтение отдавалось пунктам, имеющим длинный ряд наблюдений, изучающим основные эксплуатационные ВК, отобранным Федеральным центром ГМСН для составления прогнозов.

Соответственно в 2011-13 для ведения наблюдения за режимом основных водоносных горизонтов были выбраны (см. таблицу 1):

· четвертичный водоносный комплекс на территории с ненарушенным состоянием подземных вод. Наблюдения будут вестись по скважине № 11621542 (одной из 3-х скважин куста в пгт. Плюсса), по которой проводится сбор данных срочных измерений уровня грунтовых вод для составления сезонных прогнозов.

· верхнедевонский комплекс на территории с ненарушенным состоянием подземных вод. Измерение уровня ПВ будет проводиться по скв. № 11600200, расположенной в д. Иваново Пушкиногорского р-на.

· верхнеэйфельский-нижнефранский комплекс на территории с ненарушенным состоянием подземных вод. Наблюдение за режимом будут проводиться по скв. 11600203 в д. Муровицы Псковского р-на.



Ленинградская область.

В начале 2011 г., в соответствии с рекомендациями отдела ГМСН Северо-Западного филиала ФГУ НПП «Росгеолфонд», выполнена работа по корректировке основных объектов мониторинга ГМСН с определением их статуса и основных задач ведения работ.

В приложении 3 к проекту представлен «Реестр объектов ГМПВ на 01. 04. 2011 г.» с указанием их обеспеченности наблюдательными пунктами, необходимости развития наблюдательной сети. При этом, выделено 8 объектов из них: 4 в естественных условиях и 4 в нарушенных состояниях.

· Водоносный комплекс четвертичных отложений на территории с ненарушенным состоянием ПВ – 4 пункта наблюдательной сети.

· Верхнедевонский водоносный комплекс (верхнеэйфельский-нижнефранский) с ненарушенным состоянием - 1пункт наблюдательной сети.

· Ордовикский водоносный комплекс (на территории Ижорского плато) в естественном состоянии - 4 пункта наблюдательной сети

· Кембро-ордовикский водоносный комплекс (на территории Ижорского плато) с ненарушенным состоянием - 1 пункт наблюдательной сети

· Вендский водоносный комплекс (на приграничной территории с Эстонией, Сланцевский и Кинингисеппский районы) с нарушенным состоянием - 2 пункта наблюдательной сети.

· Нижнекембрийский водоносный комплекс (на приграничной территории с Эстонией) с нарушенным состоянием - 2 пункта наблюдательной сети.

· Вендский водоносный комплекс (района Санкт-Петербурга и Ленинградской области) с нарушенным состоянием - 6 пунктов наблюдательной сети.

· Вендский водоносный комплекс (Подпорожского месторождения подземных вод) с нарушенным состоянием - 1 пункт наблюдательной сети.

· Вендский ВК на территории с нарушенным состоянием ПВ под совместным воздействием водозаборов Санкт-Петербурга и Ленинградской области».- 13 скважин.




Новгородская область.

Формирование сети Новгордской области со времени ее создания претерпело многократные изменения, в зависимости от степени изучения гидрогеологических условий региона и определения задач государственного мониторинга подземных вод. На 01.01.2011 г. государственная (опорная) наблюдательная сеть (далее ГОНС) насчитывала 42 ПН, однако из-за сокращения финансирования работ в период 2011-2013 гг. ГОНС сократилась до 8 ПН (п. 2.3.1. ТЗ).

8 ПН распределены в пределах артезианских бассейнов II порядка по трем основным водоносным комплексам, имеющим наибольшее площадное распространение и являющимся основными эксплуатируемыми комплексами для водоснабжения. Планируется изучение гидродинамического режима подземных вод в естественных условиях следующих водоносных комплексов: верхнедевонский водоносный комплекс на территории с ненарушенным состоянием подземных вод, четвертичный водоносный комплекс на территории с ненарушенным состоянием подземных вод, верхне- среднекаменноугольный вод



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.145.12.28 (0.128 с.)