Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Три попытки: через проживание полярностей к нужному решению сценыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уже в процессе репетиций нам с Евгением стало очевидно, что ребятам очень сложно, а некоторым и невозможно играть персонажей, абсолютно противоположных им по характеру и способам бытия. Вообщем, это и понятно. Невозможно выстраивать роль, не имея в качестве ее основы собственного жизненного опыта. Поэтому после этапа работы, связанного с заданиями на полярности, с обретением некоторого опыта существования в непривычном для себя амплуа, мы вместе с ребятами стали привносить в истории персонажей то, что им свойственно. С точки зрения Гештальта этот этап работы можно было бы назвать процессом интеграции полярностей. Мы вносили в историю персонажа некоторые факты, созвучные собственной истории детей. И здесь пригодились наши с Женей проекции, связанные с представлением о детях, знанием некоторых фактов их жизни. В качестве примера я описываю репетиции с Ларисой. Ей 14 лет. В театре она 5 лет. Девочка чрезвычайно ответственная, отличница. Она из тех, кто много успевает: театр, музыкальная школа. Лариса как будто соткана из контрастов. То она в прекрасном приподнятом настроении – тогда пространство вокруг нее энергетизировано. То вдруг, впадает в хандру, обесценивает то, что делает, буквально говоря: «Я неспособна. Я никогда это не смогу сделать». У ребят она пользуется авторитетом. Нам радостно видеть, как они тусуются вместе, обмениваются книгами, дисками, ходят в кино и театры.
История персонажа Ларисы. Вика – одна дочь в семье. Семья потомственных юристов. Отец – прокурор. Он хотел иметь сына, а родилась дочь. Он воспитывает дочь отчасти как мальчика. Очень требователен к тому, чтобы она отлично училась, была ответственна за свои слова и поступки. Интроекты Вики (послания отца): «Всегда думай головой» «Прежде чем что-то сделать подумай, проанализируй ситуацию» «Чувства – это сантименты» «Ты должна отлично учиться, стать отличным юристом»
1 репетиция. Вику (героиню, которую играет Лариса, пригласил на свидание мальчик. Это впервые в ее жизни). Она приходит к своей более опытной подруге за советами. Обговор сцены по задаче: эмоциональное состояние персонажа, что он хочет в ситуации от своего партнера. Наталья. Лариса, в каком состоянии появляется Вика? Лариса (пожимая плечами). Ну, не знаю. Волнуется, наверное. Наталья. Я думаю, палитра чувств у нее более сложная в этот момент: радость, растерянность, волнение, очень сильное волнение. Ты согласна? Лариса. Да. Это первый раз в ее жизни. Наталья. Как ты думаешь, зачем она пришла к Яне. Лариса. Ей очень нужен совет. Она не знает, как себя вести, даже в чем идти, что на себя одеть.
Репетиция эпизода. Яна ждет своего мальчика в раздевалке спортзала, красится. Входит Вика. Она загадочно улыбается, резко подходит к Яне, садится, начинает нервно и быстро теребить кисти шарфика и неожиданно выпаливает: Вика. Яна, меня Макс на свидание пригласил (короткий, резкий взгляд на Яну, потом снова потупила глаза, теребит шарфик, на лице улыбка). Яна. Вау! Ну наконец-то! (Яна оживляется) Ну рассказывай, как это было (любопытство сильное, даже вскочила). Вика (теребит шарфик, потом буквально повисает на руке у Яны и начала канючить). Ян, помоги мне. Ой! Я вообще ничего не знаю. Как быть? (закрывает лицо руками, потом открывает, снова цепляется за Яну, говорит капризно, быстро и сбивчиво, улыбка на лице остается (ретрофлексия проявления чувств стыда, тревоги, растерянности). В чем идти, не знаю. Ой! Яночка! Представляешь? (потом снова резко отпускает ее, начинает теребить шарф, лицо опущено, улыбается.) Наталья. Останавливает репетицию и зеркалит феноменологию поведения Вики. Лариса. Закрывает лицо руками, убегает за кулису, через секунду выглядывает, улыбается, говорит капризно, требовательно и кокетливо одновременно: Лариса. Если будете передразнивать, не буду репетировать (довольно редкая для нее реакция. Во время репетиций других персонажей в других спектаклях такой реакции не было. Иногда проявлялось недовольство собой, когда что-то не получалось: «Я не способна. У меня нет таланта», типичное для Ларисы обесценивание (девалидизация). У меня чувство растерянности. Однако Лариса быстро вышла и была готова репетировать дальше. Наталья. Лена, какое чувство сейчас у тебя было доминирующим. Лариса. Стыд. Наталья. Я думаю этого чувства у Вики совсем немного. Скорее, даже смущение. Но радости больше. Это доминирующее чувство. Но она растеряна. Она не готова. Не знает как себя вести с мальчиком в такой ситуации. Она всегда была другом, «своим парнем». Поэтому приходит к Яне. Она ей доверяет и уверена, что Яна поможет. Яна имеет успех у мальчиков. Одевает со вкусом. Знает толк в макияже.
Репетиция. 2 Вика появляется быстро и нервно. Сразу довольно агрессивно «наезжает» на Яну. Вика. Ты вообще, где, блин, ходишь. Я всю школу излазила. На сотовый звоню, отключен (продолжает нервно ходить). Яна (растерянно). Я здесь. Жду Илью. Я же тебе говорила. Вика быстро подходит и садится рядом с Яной. Вика. Ты должна мне помочь. Меня Макс на свидание пригласил. Яна. Вау! Рассказывай. Вика (агрессивный тон не меняется). Что рассказывать-то. Пригласил, а я не знаю в чем идти. Давай. Советуй мне. Аня(девочка, играющая Яну). растерянно смотрит в нашу сторону. И замолкает. Репетиция останавливается. Евгений. Аня, что с тобой? Аня. Я не могу так. Что она на меня нападает. Евгений. Скажи это ей напрямую. Аня. Лариса, ты так нападаешь на меня, что у меня пропадает всякое желание помогать тебе, советовать что-то. Евгений. Лена, ты слышишь? Лариса. Да. Евгений. Зачем Вике наезжать на Яну? Лариса (пожимает плечами). Да вообще-то не зачем. Ей же помощь и совет нужны. Евгений. Давай еще раз попробуем. Да, она активна, но не агрессивна. Зачем ей в этой ситуации нужна агрессия? Лариса, давай выделим, радость и растерянность, может быть даже беспомощность. Затем и пришла к Яне.
Репетиция 3. Вика входит. Вика (радость и удивление). Привет! А я тебя по всей школе искала. Яна. Привет. Я здесь Илью жду. Вика сначала прохаживается, на лице улыбка, какая-то таинственная, взгляд устремлен немного вверх и вперед, как будто смотрит на кого-то, кого здесь сейчас нет. Ощущение сразу, что что-то произошло (может быть, встреча), которая доставила удовольствие и Вике приятно об этом думать. Однако говорит Вика совсем о другом. Вика. Ян, ты не знаешь результаты контрольной? Яна. Да нет. А ты что волнуешься. Ты то? Вика (подсаживается к Яне, говорит, волнуясь с улыбкой и тихо). Ян, а Макс меня на свидание пригласил (сеется смущаясь) Яна. Вау! Ну, наконец-то. А ты, ты что? Вика. Ну, я сказала, что подумаю. Яна. Что?!!! Ты с ума сошла? Вика (смущенно и взволнованно и удивленно). А что? Яна (передразнивает). Что? Что? Это же завуалированный отказ! Вика (встревожено). Да? Но ведь соглашаться сразу как-то… Яна (перебивает). Звони ему и говори, что ты согласна. Поняла?! Вика. Ладно, ладно, позвоню (с просьбой, растерянностью и радостью) Ян, посоветуй, в чем мне идти, а? Я понятия не имею, какую кофточку надеть? Яна. Кофточку? Я тебе дам свою в облипочку, желтую трикотажную (скептически смотрит на джинсы). Ты что, в этих штанишках собралась идти? Вика. Да, а в чем еще? Яна. В юбке! Обязательно! Поняла? Вика (удивленно, растерянно). В какой юбке? Яна. В короткой разумеется. Сейчас определим длину (прищуривается, подходит к Вике и начинает загибать джинсы, ища оптимальную длину) Вот так, супер! Теперь еще сумочку! Вот. И не стой как дерево, расслабься! Сцена пошла. Мы с Женей были довольны. 5. Пробуждение спонтанности
На каком-то этапе работы у нас возникла проблема дефицита спонтанности. Во время репетиций сцен ребята очень много «эбаутируют», то есть их герои мало двигаются и проявляют себя телесно, но зато много говорят. Почти нет спонтанных живых реакций на происходящие в спектакле события. Ребята после репетиций носятся по коридору, мальчики с девчонками «бутузятся» и телесно и эмоционально гораздо свободнее взаимодействуют, чем на сцене. Это нас обеспокоило. Работа как будто вязнет. И у нас не рождается никаких идей. Особенно беспокоит «бытовуха» - мы с Евгением не рождаем образ спектакля. Не можется. Растерянность. У спектакля обязательно должен быть второй метафорический пласт, окутывающий бытовые события особой поэтической, чувственной атмосферой. Атмосферой чего? Любви, хрупкости и силы, грусти. Мы решили остановить привычный ход репетиций и предложили ребятам упражнения на спонтанность. Репетиция 1 Все сели в круг. Наталья. Сейчас я предлагаю вам подурачиться. У нас с вами есть возможность спонтанно сделать то, что захочется прямо сейчас. В кругу воцарилась длинная пауза. Я не заметила недоумения, а вот стеснение - да. Все сидели практически неподвижно, руки сплетены на груди, нога закинута на ногу, однако на лицах улыбки (это только и выдавало похоже ретрофлексию радости, озорства). Евгений. Ребята, что сейчас мешает вам? Игорь (ухмыляясь). Ну не знаю (руки расплелись). Я думаю, что делать. Наталья. А ты не думай. Что хочешь? Снова длинная пауза. Женя не выдерживает, вскакивает на стул как на коня и орет во все горло: «Мы красные кавалеристы и про нас…» Ребята хохочут, но продолжают сидеть. Тогда я стаю на четыре лапы и громко мяукаю, трусь «мордой» о колени Ани. Ребята опять хохочут, однако продолжают сидеть. Я не выдерживаю: Наталья. Я удивляюсь и злорадствую. Часто слышу от вас, какие взрослые скучные и занудливые. Слушайте, похоже, мы с Женей здесь самые спонтанные, и не боимся выглядеть смешно. Несколько ребят начинают сползать со стульев. Кирилл хватает стул и начинает «рулить». Однако буквально несколько секунд, затем ставит стул, смеется и как бы снова становится «взрослым»: сидит, тело чуть ссутулилось, руки крест на крест на коленях. Игорь ложится на пол подползает под стул. Руки за голову, на лице улыбка. Тело расслаблено. Один из ребят, Алексей, набросился на лежащего Игоря и стал его «душить», приговаривая: «Достали, надоели все». Лариса (почти перебивая, кричит, очень быстро проговаривая слова, как бы торопясь) Ребята у меня 20 марта отчетный концерт в музыкалке. Наш хор буде петь. Музыка чудесная. Приходите. Я всех приглашаю. Я стою в правом крыле 2 ряд третья с краю. Я удивлена. Лариса не приглашала театр на концерты, в которых принимала участие. Наталья. Лариса, спасибо. Я удивлена и рада. Как ты сейчас? Лариса (смеясь, но как-то нервно). Ой, не приходите. У нас такие смешные наряды: платья, а воротник как слюнявчик! Не приходите! Вы будете смеяться. Кто-то сказал: «А я не буду». У кого-то вообще недоумение на лице: два взаимоисключающих предложения почти одновременно. Я обращаю внимание Лены на это. И обращаю также внимание на то, что первый спонтанный импульс был приглашением на концерт. Наталья. Так что ты все-таки хочешь: чтобы мы пришли на концерт или нет? Лариса. Не знаю. Приходите (машет рукой). Для Ларисы свойственны проекции, связанные с оценкой ее окружающими людьми, чаще всего негативной. Упражнение длилось минут 20. В конце упражнения круга как такового уже не было. Кто-то сидел на полу, кто-то лежал, кто-то в шутку боролся. Сидел только один - Саша.
Репетиция 2 Евгений. Итак, как договорились Разминка на спонтанность. Вопрос. А можно пристраиваться? (пояснение. В актерской этюдной учебной работе существует такой раздел «Этюды на пристройку». Технология проста. Первый участник выходит, и совершает действие, которое сам придумывает. Остальные участники внимательно наблюдают за его действиями, за его настроением. Затем любой по желанию выходит на площадку и пристраивается к первому участнику так, как считает нужным, вступая с ним в контакт. Затем третий и т.д. Упражнение, безусловно, развивает спонтанность действий, внимание к чувствам и переживаниям партнера и своим собственным, внимание к телесным проявлениям. Такое предложение вполне поддерживает нашу задачу). Евгений. Как вам удобно расположиться, в круге или перед сценой? Голоса. Нет, не в круге. Аня. И давайте свет погасим. Евгений. Зачем? Аня. Так страшно. Наталья. Что страшно? Аня (посмеиваясь). Оценки окружающих. Евгений (удивленно). Ты разве первый раз на сцене? Аня (удивленно на этот раз). Вообще-то нет. Мое предположение: когда спектакль отрепетирован, волнение и страх перед спектаклем у ребят есть. Они об этом говорят, но и уверенность есть. То есть в ситуации отработанности, т. е. говоря языком Гештальта привычных паттернов действия и взаимодействия с партнерами, ребята чувствуют себя увереннее. Когда же мы предложили действовать импровизационно, появились страхи быть негативно оцененными, выглядеть по-дурацки. Саша (поддерживая Аню). Мой внутренний голос говорит мне, что я буду выглядеть по-дурацки. Наталья. Я удивлена. Как твой внутренний голос узнает, как ты будешь выглядеть (вопрос фрустрирует опасение быть негативно оцененным)? Саша пожимает плечами и задумывается (потом этот маленький диалог даст свои очень интересные результаты). Отмечу, что Саша так и не вышел на прошлой репетиции, отмолчался и отсиделся. Сейчас заговорил) Андрей. Давайте включим музыку. Так легче. Первым выходит Андрей. Ползает на четвереньках, Затем к нему подлетают Юля и Марина и буквально начинают его тискать, как котенка. Они бегают друг за другом по сцене, играют, бутузятся. Все остальные довольно долго сидят. Потом выходят еще несколько ребят. На площадке клубок барахтающихся, смеющихся ребят. Кто-то бегает, кто-то стоит на голове, кто-то ходит на руках. Главное некоторые телесно стали проявляться очень свободно и интересно. А это то, чего не хватало на последних репетициях. Остальные сидят. Мы с Женей решаем остановить разминку, и предлагаем вернуться к сцене дискотеки, где встречаются две конкурирующие группы. Наталья. Итак, вы в клубе на дискотеке. Вы не можете здесь драться. Здесь охрана. Проявляйте свое противостояние через танец. Пусть из каждой группы поочередно на первый план выходят по одному участнику, а остальные поддерживают их в этом конкурентном танце. То, что случилось дальше, поразило нас и превзошло все ожидания. Ребята абсолютно свободно, экспрессивно выражали всем своим существом чувства азарта, злости, порой ненависти. Они куражились. Это одновременно была борьба индивидуальностей (когда они выходили по двое) и групп. От того, что происходило на площадке, исходила здоровая подростковая сексуальная энергия. В какой-то момент двое ребят из конкурирующих групп просто сбросили с себя рубашки (и среди них тот самый Саша). На площадке был настоящий поединок через танец. Эта репетиция вдохнула в спектакль столь необходимую энергию. А сцена вошла в ткань спектакля и стала ее энергетическим центром. 6.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.153 (0.011 с.) |