Детерминированное моделирование принятия решения авиадиспетчера при возникновении особого случая в полете - отказ шасси на этапе захода на посадку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детерминированное моделирование принятия решения авиадиспетчера при возникновении особого случая в полете - отказ шасси на этапе захода на посадку



 

Сетевое планирование – это комплекс графических и расчетных методов организационных мероприятий, обеспечивающих моделирование, анализ и динамическую перестройку плана выполнения сложных проектов и разработок, например, таких как:

· строительство и реконструкция каких-либо объектов;

· выполнение научно-исследовательских и конструкторских работ;

· подготовка производства к выпуску продукции;

· перевооружение армии.

Характерной особенностью таких проектов является то, что они состоят из ряда отдельных, элементарных работ. Они обусловливают друг друга так, что выполнение некоторых работ не может быть начато раньше, чем завершены некоторые другие.

СПУ состоит из трех основных этапов:

1. Структурное планирование. Начинается с разбиения проекта на четко определенные операции, для которых определяется продолжительность. Затем строится сетевой график, который представляет взаимосвязи работ проекта. Это позволяет детально анализировать все работы и вносить улучшения в структуру проекта еще до начала его реализации.

2. Календарное планирование. Предусматривает построение календарного графика, определяющего моменты начала и окончания каждой работы и другие временные характеристики сетевого графика. Это позволяет, в частности, выявлять критические операции, которым необходимо уделять особое внимание, чтобы закончить проект в директивный срок. Во время календарного планирования определяются временные характеристики всех работ с целью проведения оптимизации сетевой модели, которая улучшает эффективность использования какого-либо ресурса.

3. Оперативное управление. Используется сетевой и календарный графики для составления периодических отчетов о ходе выполнения проекта. При этом сетевая модель может подвергаться оперативной корректировке, вследствие чего будет разрабатываться новый календарный план остальной части проекта.

Сущность СПУ состоит в составлении логико-математической модели управляемого объекта в виде сетевого графика или модели, находящейся в памяти ЭВМ, в которой отражаются взаимосвязь и длительность определённого комплекса работ. Сетевой график после его оптимизации средствами прикладной математики и вычислительной техники используется для оперативного управления работами.

На график нанесены работы и события. Каждое событие характеризует завершение или начало работы, а работа означает действие, которое нужно совершить, чтобы перейти от предшествующего события к последующему. События на графике обозначаются кружками, а работы — стрелками, показывающими связь между событиями (возможен и другой вариант: работы изображаются кружками, а связи между ними стрелками). Работа должна быть конкретной, четко описанной и иметь ответственного исполнителя; продолжительность её измеряется количеством дней, недель, декад и др., наносимых над стрелкой. Временные оценки даются ответственными исполнителями соответствующих работ. Все работы в графике ведут к конечному событию — цели планирования.

При планировании длительности работ пользуются действующими нормативами и опытными данными, но во многих случаях (в частности, когда рассматриваются программы по освоению новых видов продукции или проблемные научные исследования) время работы не может быть выражено одной достоверной оценкой; ответственный исполнитель обычно даёт 3 оценки. Оптимистическая оценка времени (минимальная продолжительность работы) — минимальный срок, в течение которого будет выполнена работа в наиболее благоприятных условиях, если ничто не помешает её выполнению. Пессимистическая оценка времени (максимальная продолжительность работы) характеризуется продолжительностью времени, необходимого для выполнения работы при наиболее неблагоприятных условиях, если в процессе её выполнения возникнут трудности. Наиболее вероятная продолжительность времени (tнв) показывает время выполнения работы в нормальных условиях.

Различают полные и критические пути.

Полный путь – путь, начало которого совпадает с исходным событием сети, а конец — с её завершающим событием.

Критический— путь, имеющий наибольшую продолжительность и характеризующий время выполнения всего комплекса работ, проекта в целом, т. е. время достижения конечной цели.

Критический путь расценивается как самый важный в системе СПУ, т. к. представляет собой основу для выбора оптимального плана и организации контроля за ходом работ. Отношение продолжительности любого пути к продолжительности критического пути характеризует степень его напряжённости. Если критический путь является наиболее продолжительным по времени от начального до конечного события, то все другие события и работы должны лежать на путях более коротких.

Совершенные формы СПУ содержат информацию относительно движения материальных затрат и наращивания издержек по объекту. СПУ проводится примерно в следующей очерёдности: расчленение комплекса работ на отдельные последовательные этапы, каждый из которых закрепляется за ответственным исполнителем; выявление и описание всех событий и работ, необходимых для достижения неконечной цели; построение сетевого графика; определение времени выполнения каждой работы в сети на основе системы оценок; расчёт критического пути и резервов времени; анализ сети и оптимизация графика, разработка мероприятий по сокращению времени критического пути; управление ходом работ с помощью сетевого графика.

Каждый исполнитель определяет состав и последовательность закрепленного за ним этапа работ. Затем ответственное за проект лицо составляет первичные сетевые графики, которые после их корректировки «сшиваются» в сводный сетевой график. Этот график завершается событием, соответствующим заданной конечной цели. При этом особое внимание уделяется устранению неувязок на стыках между первичными сетевыми графиками, т. е. этапами комплекса работ.

Поскольку развитие особого случая – не одномоментное событие, то рационально, с точки зрения авторов, его анализировать с помощью методов сетевого планирования. Анализ сетевой модели, представленной в графической или табличной (матричной) форме, позволяет, во-первых, более четко выявить взаимосвязи этапов парирования особого случая и во-вторых, определить оптимальный порядок выполнения действий человеком-оператором при парировании данного случая.

Таким образом, методы сетевого моделирования относятся к методам принятия оптимальных решений, что оправдывает рассмотрение этого типа моделей при анализе авиационных происшествий с целью повышения безопасности полетов.

Время на выполнение действий авиадиспетчером можно определить несколькими путями, а именно: методом экспертных оценок, экспериментальным методом и методом сбора статистической информации по данному особому случаю.

Поскольку авиационные происшествия случаются не очень часто, по многим авиапроисшествиям не доступны полные материалы расследования, то использовать в данном случае метод статистического сбора данных не является целесообразным.

Определение времени, затрачиваемого человеком-оператором на выполнение определенных действий с помощью метода экспертных оценок и экспериментальным методом являются наиболее оптимальными. В роли экспертов выступают курсанты Государственной летной академии Украины (ГЛАУ), которые в процессе учебы отрабатывают на тренажерах различные особые условия в полете, в том числе и обледенение ВС.

Для построения сетевой модели нам необходимо составим структурно-временную таблицу выполнения действий авиадиспетчером при возникновении обледенения ВС.

Для данного исследования время, которое требуется авиадиспетчеру для выполнения своей работы t (сек) при особом условии полета, определялось с помощью метода экспертных оценок.

 

Структурно-временная таблица выполнения операционных процедур диспетчера при возникновении особого случая в полете на этапе захода на посадку

№п.п. Работа Описание работи Время исполнения работи,tсек, сек.
    Получить информацию от ДОП-3 в ВС на этапе захода на посадку  
  а1 Подтвердить полученную информацию  
  а2 Идентифицировать ВС на мониторе обзорного радиолокатора (РЛ)  
  а3 Установить связь с ВС  
  а4 Оценить динамическую воздушную обстановку (ДПО). Можно разрешить посадку?  
  а5 Сообщить экипажу условия дальнейшего захода  
  а5 Сообщить экипажу условия и разрешить посадку  
  а7 Контролировать заход ВС по РЛК  
  а8 Получить доклад ЭВС о срабатывании системы сигнализации не выпуска шасси  
  а9 Подтвердить полученную информацию  
  а10 Сообщить ЭВС расстояние до ВПП и пригласить решение КВС  
  а11 Сообщить РП и получить указания  
  а12 Действовать согласно указаниям РП  

 

Таблица 3

 

По данным структурно-временной таблицы выполнения операционных процедур диспетчера при возникновении особого случая в полете на этапе захода на посадку построим сетевой график (Рисунок 4.2.) действий диспетчера воздушного движения.

Рис 4.2. Сетевой график выполнения комплекса действий диспетчера при при отказе шасси у воздушного судна на этапе захода на посадку

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.007 с.)